конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Незнайкина сказка" (по программе Н. М Крыловой )
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Пестова Татьяна Геннадиевна

занятие для воспитателей ДОУ, работающих по программе "Детский сад - дом радости"Н.М.Крыловой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_matemat.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

«Детский сад №27 «Искорка» города Белово»

Конспект НОД

 

по формированию элементарных математических представлений

в старшей группе

«Незнайкина сказка»

                                                                     Составила:

                                                                         Пестова Т.Г.

воспитатель старшей группы

Беловский городской округ

Конспект НОД «Незнайкина сказка»

  Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

  Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

   Цель: формирование представления о числе и цифре 6.

   Задачи:

  • Познакомить с образованием и составом числа 6, соотносить количество предметов с цифрой;
  • Содействовать развитию  умению считать в пределах 6;
  • Развивать мыслительные операции, речь, умение конструировать сюжетные предметы из счетных палочек, мелкую и общую моторику;
  • Совершенствовать знания о временных отношениях;
  • Формировать навыки самостоятельности и самоконтроля, доброжелательность по отношению к сверстникам, выслушивать друг друга;

  Методы: словесный, наглядный, игровой, практический;

  Приемы: ИКТ, образец, вопросы, указания, инструкция, объяснения, появление персонажа, сравнение, контроль, оценка, раздаточный и демонстрационный материал;

  Предварительная работа: счет в пределах 5, в разных видах деятельности, повторение количественного и порядкового счета, дидактические игры на закрепления счета, цифр, времени года, геометрических фигур;

  Словарная работа: число, цифра.

  Материал и оборудование: счетные палочки, презентация, карточки цифр, учебник математики, Незнайка-кукла.

  Ход:

Дети стоят в кругу.

Хороводная игра:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся,

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

А заниматься мы сегодня будем математикой, что изучает наука математика?

Математика — наука, которая учит решать задачи, считать, изучать цифры, геометрические фигуры, знать время и ориентироваться в нем, в пространстве и многое другое.

И начнем с умственной разминки, нужно правильно ответить на все вопросы:

  • Сколько пальцев на одной руке7
  • Сколько дней в неделе?
  • Какой сегодня день недели?
  • Сегодня четверг, а завтра?
  • Какое сейчас время года?
  • Какой месяц?
  • Какое время года наступит после осени?
  • Назови геометрическую фигуру, у которой нет углов?
  • Как называется фигура, у которой три угла и три стороны?
  • Кто стоит справа от тебя?
  • Какое число больше 4 или 5? На сколько?

В.: Незнайка, что - то хочет нам сказать.

Незнайка: У меня есть учебник математики, друзья мне сказали, что в нем написана математическая сказка, но я читать не умею, может, вы мне ее прочитаете?

В.: Ребята, поможем Незнайке?

 И правда есть сказка, но сказка длинная-предлинная. Пока до конца дочитаю, Незнайка начало забудет, а давайте мы к этой сказке выложим картинки. У вас на столе лежат палочки, вот из них мы и будем делать картинки, проходите за столы.

Воспитатель читает сказку с сопровождением презентации.

Жила-была одна девочка.

Чтобы не забыть начало сказки обозначим девочку одной палочкой вверху стола. (Слайд)

Девочка шла-шла, шла-шла…

Какая дорога была, если она шла-шла, шла-шла (Ответ: Длинная)

Дошла до места, где растут 2 дерева.

Выкладываем под палочкой, обозначающей девочку 2 палочки – обозначение деревьев. (Слайд)

Девочка устала, села на скамеечку.

Выкладываем скамейку из трёх палочек. (Слайд)

Неудобно сидеть. Решила она посидеть на стуле.

Выкладываем стул из четырех палочек .(Слайд)

Всякие собаки бегают, кошки, коровы рогатые…

Надо поставить забор…

Изображаем забор из пяти палочек. (Слайд)

Плохо сидеть, дождик пойдет, замочишься: ветер задует – замёрзнешь. Надо дом строить. Построила дом!

Выкладываем из палочек дом.

Для постройки дома не хватает 1 палочки.

Дети: Крыша не получается, нужна еще одна палочка.

Незнайка: Я считал. Не знаю почему у вас не хватает.

В.: Надо Незнайке доказать, почему одной не хватило. Сосчитайте сколько палочек вы истратили, когда строили дом?

Дети: 5 палочек.

В.: Сколько не хватило? (Ответ: 1 палочки не хватило) Сколько палочек нам нужно было, чтобы построить забор? Посчитайте

Дети считают.

В.: Сколько, же палочек взял Незнайка на забор? (Ответ: 5) А сколько на дом? (Ответ: тоже 5)

В.: Так как же сказать про количество палочек, которые положил Незнайка для строительства и забора и дома? (Ответ: Он положил 5 палочек… Он положил поровну… Он положил столько палочек для забора, сколько и для дома).

В.: Сколько же палочек не хватило для строительства дома? (Ответ: 1 палочки). Если к 5 прибавить 1, то образуется новое число – 6. Как вы думаете, 6 больше 5 или меньше? А на сколько 6 больше 5, а на сколько 5 меньше 6. Так, из какого количества палочек может быть построен дом? (Ответ: Из 6 палочек). Идите, возьмите недостающую палочку и достройте.

 (Слайд) Дети строят.

ФИЗМИНУТКА

В.: А сейчас мы поиграем. Я буду показывать цифру, а вы будете убирать палочки с той постройки, на которую пошло столько палочек, сколько обозначает цифра.

Показываю цифру «3».

В.: Какую постройку уберёте? (Ответ: Скамейку) Почему? (Потому что на скамейку пошло три палочки. Скамейку построили из трех палочек).

В.: Послушайте как еще можно сказать: «Цифра ТРОЙКА обозначает, что надо убрать постройку, которая сделана из трех палочек», убирайте.

А теперь уберите ту постройку, на которую пошло на 1 палочку больше, чем на скамейку. Что вы уберёте? (Ответ: Стул). Почему убрали стул? Какой цифрой обозначается число четыре? (Ответ ЧЕТВЕРКА).

А где ее поставить? Перед цифрой ТРОЙКОЙ   или за цифрой ТРОЙКОЙ? Почему за цифрой ТРОЙКОЙ? (Ответ: Потому, что тройка обозначает 3, а четверка обозначает 4. 4 > 3 на 1). Да, потому что цифра 4 обозначает число большее, чем 3 на 1.

Незнайка: А я знаю, какой цифрой надо обозначить количество палочек для постройки дома. Это цифра 5! (Нет, это для забора).

В.: А сколько же палочек надо, чтобы построить дом? (Ответ: 6, на одну больше, чем 5).

Это количество можно обозначить цифрой ШЕСТЕРКОЙ (Показ цифры - слайд).

Незнайка: Мне очень понравилась цифра ШЕСТЕРКА, очень красивая цифра с толстым животиком, а сверху как будто рука в русском танце. Везде только ею и буду всё обозначать. Скажут: «Сколько пальцев на руке?», я и покажу цифру ШЕСТЕРКУ (Нельзя, нужна цифра ПЯТЕРКА). Не понял, почему нельзя цифру ШЕСТЕРКУ?

В.: Давайте объясним незнайке, какой цифрой обозначим сколько пальцев на руке.

Незнайка: Хорошо, я понял, тогда, когда буду рассказывать про звёздочку, то поставлю цифру ШЕСТЕРКУ. (Слайд - звезда).

В.: Сколько у звезды лучей? (Ответ: 5). Так какая цифра нужна?

Незнайка: Всё понял. Цифра ШЕСТЕРКА не нужна!

В.: Нужна, какое количество палочек нужно было, чтобы построить дом? 6. Незнайка, ты любишь звёздочки, у них пять лучей. А есть еще снежинки! (Слайд - снежинка)

В.: Сколько лучей у снежинки? 6 больше, чем 5? На сколько? Так что же больше, 5 или 6? Вот здесь можно показать цифру ШЕСТЕРКУ!

 Незнайка, так ты понял, что нужны обе цифры и ПЯТЕРКА и ШЕСТЕРКА?

Незнайка: Что-то вы меня совсем запутали. Зачем люди придумали эту цифру ШЕСТЕРКУ?

В.: Ребята, давайте на нашем следующем занятии по математике мы поможем Незнайке разобраться зачем же люди придумали цифру ШЕСТЕРКУ?

А сегодня вам понравилось заниматься, что вам было интересно, а что было сложно для вас? А как вы думаете, эти знания вам пригодятся? Где вы будете применять их?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП (в старшей группе) по сказке «Гуси-лебеди»

Совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, куб, цилиндр, шар), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Формирование навыков пяти...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей логопедической группе по сказке «Цветик - семицветик» В.Катаева

Программное содержание: 1.Упражнять в количественном счете. 2.Закрепить умение сравнивать предметы по величине по представлению.3.Закрепить представления о геометрических фигурах, умение гру...

Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы "Путешествие по сказке"

Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе « В гостях у сказки».

Цель: закрепить и обобщить элементарные математические представления детей....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Путешествие по русской народной сказке "Гуси - лебеди"

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Путешествие по русской народной сказке "Гуси - лебеди"...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе: «В гостях у сказки»

Цель занятия: закрепить знание о составе числа пять из единиц....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в сказку»

Способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур; названий дней недели и их последовательность. Развивать социальн...