Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Путешествие по русской народной сказке "Гуси - лебеди"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Попова Ирина Владимировна

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Путешествие по русской народной сказке "Гуси - лебеди"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_zanyatiya.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Путешествие по русской народной сказке "Гуси - лебеди"

Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений закрепление полученных знаний на занятиях.

Задачи:

Образовательные задачи:

• проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях;

• закрепить навыки детей порядкового счёта в пределах 10 и обратный счёт, счёт чётный и нечётный;

• Закрепить умение соотносить цифру с количеством;

Развивающие задачи:

• развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос;

• развивать связанную речь, память, зрительное и слуховое внимание;

• развивать логическое мышление при выполнении занимательных заданий;

• развивать навыки сложения;

• развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;

• развивать мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

• воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности;

• воспитывать интерес к сказкам;

• воспитывать умение работать в команде;

• воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приёмы:

• беседа;

• художественное слово;

• игровые - физкультминутки;

• наглядные - иллюстрации;

• Словесные - вопросы, индивидуальные ответы.

• Сравнение

• Продуктивная деятельность

Активизация словаря:

• Название цифр от 1 до 10

Предварительная работа:

• индивидуальная работа;

• дидактическая игра «счёт от 1 до 10»;

• расположить цифры по порядку от 1 до 10;

• математические логические игры;

• чтение сказки «Гуси-лебеди»

• разучивание физкультминуток.

• Разучивание стихотворении

Материалы и оборудование:

• изображения сказочных персонажей

• цифры для сложение

• цветы с цифрами от 1 до 10

• рисунок русской печки

• речка из ткани

• кирпичики для мостика

• геометрические фигуры для постройки дома

• дерево с яблоками

Ход занятия

Организационный момент: 

(Дети встают в круг.)

Воспитатель: ребята скажите, пожалуйста, вы сегодня утром поздоровались друг с другом?

Дети: да.

Воспитатель: я, предлагаю ещё раз поздороваться,

 Психогимнастика

 «Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)

Здравствуй весь наш общий круг»

- А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся

-А сейчас повернитесь все ко мне.

-Ребята, я рада вас видеть в хорошем настроении. И чтобы такое настроение сохранилось в течение дня необходимо не обижать друг друга и чаще улыбаться.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Наше путешествие не просто путешествие, а математическое путешествие.

Но, прежде чем туда отправиться, давайте вспомним, что такое математика?

Стих "Математика"

Учит она нас считать,

И фигуры узнавать.

Объясняет цифры, знаки,

И задачки как решать!

Знать, где лево, а где право,

Знать длину и ширину.

Понимать значение«равный»,

«больше»«меньше»«высоту».

Математика – точна,

Математика – нужна!

Дети любят всё считать,

Нужно только понимать!

Воспитатель: молодцы. Присаживайтесь на ковер.

(Дети садятся на ковер)

Воспитатель: Дети сегодня к нам в детский сад пришло  письмо. Хотите узнать от кого оно? (открываю конверт достаю загадки)

 А тут задание для нас - нужно  отгадать загадки и сказать, из какой русской народной сказки эти герои и тогда мы узнаем от кого пришло письмо.

1. Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси) 

2. Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко с яблони);

3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки);

4. Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река);

5. Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка(Баба Яга).

Воспитатель: Из какой это сказки эти герои?

Дети«Гуси-лебеди».

Воспитатель: правильно, молодцы ребята, это герои  из русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Воспитатель: Ребята, а почему эта сказка называется русской народной?

Дети: Потому что эту сказку придумал русский народ.

Воспитатель: Как вы думайте, от кого это письмо?

Дети: от Алёнушки.

Воспитатель: наверно она просит нас, чтобы мы нашли Иванушку?

Будем искать?

Дети: даа.

Воспитатель: молодцы, ребята, всегда нужно помочь тому, кто в беде, у нас все получится, если будем помогать друг другу

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте совершим небольшое путешествие по нашей сказке.  Чтобы помочь Алёнушке нам нужно выполнить задания.

Представьте, что мы с вами оказались на лесной полянке из сказки «Гуси-лебеди», на которой растут цветы.

Подойдите ко мне, возьмите по одному цветочку. Посмотрите, а цветочки необычные, что на них написано?

Дети: цифры.

Воспитатель: 1 задание: каждый из вас должен называть свою цифру и встать на своё место по порядку от 1 до 10. а как нужно нам строиться, с какой стороны?

Дети: с лево на право.

Воспитатель: правильно, с лево на право.

(дети строятся, называя каждый сою цифру на цветочке, считают порядковый счёт от 1 до 10 и обратный счёт)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно выполняли задание, но, Иванушку не нашли. Тогда положите цветочки в, и пойдём искать Иванушку.

 (Воспитатель подводит детей к мольберту, на котором закреплена иллюстрация русской печи из сказки).

Воспитатель: Что первое повстречалось Машеньке на пути, когда она отправилась искать своего брата? (Печка).

Воспитатель: Ребята, чем печка угостила Машеньку? (Печка угостила Машеньку пирожками).

Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой).

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой, рыбой? (капустный пирог, грибной, яблочный и рыбный пирог).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживаемся за столы, чтобы выполнить задание печки.

 Задание:

 Ребята, посчитайте сколько человек в семье Машеньки и Вани? (четыре) Пирожок нужно поделить с мамой, папой и братиком. Значит, на сколько частей нужно поделить пирожок? (четыре)  Делим.

Воспитатель: И  с этим заданием мы справились, молодцы! Что дальше встретилось Машеньке на пути? (Яблонька).

Посмотрите, ребята, нас яблоня встречает.  Нам нужно собрать несколько яблок, ей тяжело стоять, ветки тяжелые и яблок много.

-___________ сорви вот столько красных яблок (показ карточки с цифрой 4).

-___________ сорви вот столько зелёных яблок (показ карточки с цифрой3)

 Ребята, что нужно делать, чтобы узнать, сколько всего яблок сорвали дети вместе?

(ответы детей. Дети составляют пример и решают с помощью арифметических знаков +, -, больше, меньше, =.)

И здесь нет Иванушки. Давайте поиграем и может быть он к нам придёт.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

Пойдёмте, ребята, дальше искать Иванушку.

Воспитатель: Посмотрите, речка.  Это речка не простая, а молочная, с кисельными берегами.

А как вы, ребята, понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега? (В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя).

Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.

Воспитатель: Речку можно перешагнуть, как ручеек?

Дети. Нет, река широкая.

Воспитатель: Правильно, очень широкая река. Что же нам делать? Как можно перебраться нам через реку?

Дети предлагают варианты решения проблемы.

Воспитатель: Чтобы перейти речку нам нужно построить мост, а из чего можно построить мост? (Ответы детей).

Посмотрите, что это здесь лежит?

Дети: досочки, кирпичики

Воспитатель: На какую форму похожи доски? (Доски похожи на прямоугольник).

Воспитатель:  Мальчики  помогите построить мост.

Воспитатель: Молодцы и с этим задание мы справились.

Воспитатель: Проходите по мостику аккуратно, не толкайтесь.

Проходим по мостику к избушке Бабы Яги

Воспитатель: А как вы думаете, сколько было всего гусей у Бабы Яги, давайте посчитаем:

Два гуся летят над нами,

Два гуся за облаками,

Три спустились на ручей,

Сколько было всех гусей?

Дети: 7 гусей.

Воспитатель: Давайте, незаметно и тихо подойдём к избушке Бабы Яги.

Воспитатель подводит их к мольберту, на котором закреплена иллюстрация избушки Бабы Яги из сказки).

И вот мы добрались до избушки на курьих ножках. Но чтобы в избушку попасть, мы должны ступеньки сосчитать. Давайте по этой лесенке поднимемся считая. Посчитаем все ступень от 1 до 10, а потом обратно нужно нам по лесенке сойти.

1. Ступенька какого цвета находится между синей и оранжевой ступеньками? (желтая)

2. Ступенька какого цвета находится под зеленой ступенькой? (красная)

3. Ступенька какого цвета находится над желтой ступенькой? (оранжевая)

4. Каким цветом ступенька под №3, 7? (оранжевый, желтый)

5. Назовите номера ступенек, которые окрашены в синий цвет? (№1,6)

6. Которая по счету ступенька самая длинная? (первая)

7. Которая по счету ступенька самая короткая?(десятая)

Воспитатель: Вот мы и попали в избушку на курьих ножках (присаживаемся за столы)

Прежде чем приступим к заданию сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Пошли пальчики гулять,
А вторые – догонять.
Третьи пальчики – бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.

Пальцы мы разогрели и подготовили .

Следующее задание: обвести карандашом избушку Бабы Яги,  но сначала мы вспомним, как нужно сидеть при работе за столом.

Дети: Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас друзья не скрою

Карандаш вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь

За работу я берусь.

(Дети выполняют работу)

Если есть время выполнить задание Бабы Яги "Варим компот и суп"

Воспитатель: А вот и  Иванушка. Вот мы и спасли его.

Воспитатель: Ребята, Баба-Яга в сказке добрая(Нет, Баба Яга в сказке злая).

Воспитатель: Она молодая? (Нет, старая).

Воспитатель: Она красивая? (Нет, она страшная)

Воспитатель: Ребята, здесь действительно такое страшное место, надо Ванечке с Машенькой отсюда поскорее выбираться, пока Баба Яга не проснулась.  Взяла Машенька братца, и они побежали домой

Воспитатель:  Понравилось вам наше путешествие? Подумать только, как много мы уже знаем по математике.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали,  ответили на все вопросы  правильно, совершили путешествие по страницам сказки.

Скажите, по какой сказке путешествовали?

 С какими героями там встретились?  

Какие задания мы выполняли?

__________, а как ты считаешь ты со всеми заданиями справился,

 а ты _________?

Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

Хотели бы вы отправиться в путешествие по другой сказке?

А за то, что вы такие дружные. Вот вам конверт.

Воспитатель. Давайте откроем конверт. Посмотрим, что там

(в конверте раскраски по сказке «Гуси-лебеди»).


А тут задание для нас - Ребята, отгадайте загадки и скажите, из какой русской народной сказки эти герои и тогда вы узнаете от кого пришло письмо.

1. Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси) 

2. Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко с яблони);

3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки);

4. Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река);

5. Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка(Баба Яга).

Воспитатель: Из какой это сказки эти герои?

КУДА:

МБДОУ "Детский сад №12"

КОМУ:

Детям старшей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП (в старшей группе) по сказке «Гуси-лебеди»

Совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, куб, цилиндр, шар), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Формирование навыков пяти...

Конспект занятия с применением элементов логоритмики по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие направлено на развитие слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, у детей с речевыми нарушениями. В ходе занятия ведёт...

Интегрированное занятие по ФЭМП во второй младшей группе. «Русские народные сказки в гостях у детей».

Познакомить детей со способом сравнения двух предметов по длине путем приложения. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)....

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. « Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» с использованием интерактивной доски.

Закрепление умения уменьшать и увеличивать число на единицу; закрепление состава числа 5, умения ориентироваться на листе бумаги, названий геометрических фигур, знания цифр, знаний о днях недели, врем...

Конспект занятия во 2 младшей группе по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:  расширение словарного запаса, совершенствование коммуникативных навыков....

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе.Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»Цель: Закрепление умения уменьшать и увеличивать число на единицу; закрепить умения сравнивать предметы  и...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Женский русский народный костюм"

Знакомство  детей с особенностями женского русского национального костюма. Ребята знакомятся с орнаментом в костюмах и предметах быта русского народа....