Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по стране Математики»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Былим Людмила Ивановна

Цель: Формирование математических способностей. Развитие познавательного интереса.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать умения считать в прямом и обратном порядке в пределах 7;
  • Продолжать знакомить соседями чисел от 1 до 7;
  • Закрепить знания о геометрических фигурах;
  • Учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путём складывния;
  • Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую;
  • Развивать умение решать логическую задачу;
  • Продолжать упражнять в ориентировке на листе бумаги;
  • Продолжать закреплять знания дней недели.

Развивающие:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_femp.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 83 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Конспект занятия по ФЭМП

в старшей группе

«Путешествие по стране Математики»

Воспитатель: Былим

Людмила Ивановна    

Г. Санкт-Петербург

2023 г.

Цель: Формирование математических способностей. Развитие познавательного интереса.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать умения считать в прямом и обратном порядке в пределах 7;
  • Продолжать знакомить соседями чисел от 1 до 7;
  • Закрепить знания о геометрических фигурах;
  • Учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путём складывния;
  • Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую;
  • Развивать умение решать логическую задачу;
  • Продолжать упражнять в ориентировке на листе бумаги;
  • Продолжать закреплять знания дней недели.

Развивающие:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Материалы и оборудование:

Набор цифр от 1 до 7; картинки для составления задач; разрезной ковёр из геометрических фигур; 3 квадрата, размером 8*8; часы с днями недели.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в группе присутствую гости, давайте сначала поздороваемся с ними (дети здороваются), а теперь давайте встанем в круг. Я хочу сообщить вам очень важную информацию. Я предлагаю Вам билеты в экскурсионный тур по городам страны «Математики»! В пути нас ждут интересные задания.  Вам предстоит показать свои умения и знания. Мы посетим разные города этой загадочной страны.

Ну, что? Готовы к путешествию? Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть дружными, сообразительными, смелыми и внимательными. Ну, что, не передумали?
Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.

Ой, а я совсем забыла, на чем же можно отправиться в волшебную страну?  Ребята, может быть вы знаете, на чем можно отправиться в путешествие (Ответы детей).

- Я вам предлагаю отправиться путешествовать в страну математики на ковре-самолете.

Но, сначала достаньте билеты, найдите свою пару, займите места, согласно купленным билетам: друг за другом парами по порядку. (Дети достают из «Чудесного мешочка» цифры, ищут пару)
Вот, ковёр наш самолёт.

Отправляемся в полёт,

Цифры, счёт мы знать хотим,

В страну математики летим.

Все задачи мы решим

И обратно поспешим.


- Ребята, вот мы и попали с вами в страну математики. И первый наш город «Цифроград»

1 город «Цифроград»
- Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
Воспитатель: - Ребята я предлагаю вам поиграть с цифрами, как только услышите сигнал вам нужно взять по цифре и выстроить числовой ряд от 1 до 7. Цифра 5 назови своих соседей, цифра 3, и т.д. А теперь тоже самое по сигналу, нужно выстроить числовой ряд в обратном порядке от 7 до 1.
Воспитатель: - Молодцы, мы с Вами побывали в городе «Цифроград».
Ну что ж, продолжаем наше путешествие?
(звучит колокольчик)

- Чтобы попасть в следующий город нужно пропрыгать через болото по кочкам (Большие и маленькие колечки – 7 шт.).

2 город «Задачкино»

И наша следующая остановка город «Задачкино».
В этот раз нам предстоит решить задачи и выложить решение с помощью цифр: я предлагаю присесть на ковёр. Все сели на пяточки, спинки ровные, приготовились внимательно слушать.

Воспитатель: - Ребята, прежде, чем мы начнём решать задачи, которые нам приготовили, давайте с Вами вспомним, что такое задача? Что она в себя включает? (Условие задачи, это то, что мы знаем и вопрос, это то, что необходимо узнать).
- В саду росло 4 яблони. Весной посадили ещё 3. Сколько яблонь растёт в саду?
- Один мальчик пас 5 овец, а другой – на 2 овцы больше. Сколько овец пас другой мальчик?
- К последней задаче придумайте сами условие.

(В пруду плавают 1 старая утка и 6 молодых уток. Сколько всего уток в пруду?)

Дети решают задачи и решение выкладывают при помощи цифр.

Воспитатель: Ребята, молодцы! Не устали путешествовать?
Тогда мы снова отправляемся в путь! В следующий город. А добраться до него мы сможем, если пройдём по геометрическим камешкам.

Воспитатель: - Ребята, мы попали в город «Геометрический».

3 город «Геометрический»

- Ребята! Жители этого города нечаянно разбили витражи. А как их склеить, не знают. Поможем им? Здесь нам понадобится дружба и две команды, т.к. у нас два разбитых витража. Ваша задача склеить осколки. Только будьте очень внимательными, чтобы кусочки стекла склеились правильно. (Логическая игра «Сложи витраж из геометрических фигур»)

- Ребята! Следующее наше испытание будет проходить за столами, присаживаемся, вспоминаем, как правильно мы должны сидеть, проверили осанку сами. Молодцы, теперь приступим к нашему заданию.

Перед Вами 3 одинаковых квадрата. Возьмите один квадрат, сложите его так, чтобы получилось два треугольника, на столе, сильно прижимая палец, проводим линию сгиба.

  • Что больше - квадрат или треугольник? (Квадрат больше, чем треугольник. Илье и Амину предложить заранее разрезанные по линии сгиба треугольники. И сравнить фигуры методом наложения одной фигуры на другую.)

Второй квадрат сложите так, чтобы получилось два прямоугольника, и так же проводим линию сгиба.

  • Что больше квадрат или прямоугольник? (Квадрат больше, чем прямоугольник. Илье и Амину предложить заранее разрезанные по линии сгиба прямоугольники. И сравнить фигуры методом наложения одной фигуры на другую.)

Третий квадрат сложите так, чтобы получилось четыре маленьких квадрата, и снова проводим линию сгиба.

  • Сколько квадратов у нас получилось? (4) Какие они по размеру? (маленькие)

(Илье и Амину предложить заранее разрезанные по линии сгиба маленькие квадраты. И сравнить фигуры методом наложения одной фигуры на другую.)

Молодцы! Все справились с заданием! А мы отправляемся дальше! Чтобы попасть в последний город нашего экскурсионного тура, нужно пропрыгать столько раз, сколько дней в неделе. (Переходим на ковёр). И мы попадаем в город «Неделькино».

Наш 4 город «Неделькино»

- Ребята! Послушайте отрывок из стихотворения П. Башмакова:

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения.

- Ребята! Давайте рассмотрим наши часики. Я ещё раз, медленно, прочитаю стихотворение, а Вы найдите на часиках соответствующую строкам картинку.

Назовите цифру, обозначающую порядок дня недели.

  • Когда девочка стирала? (В понедельник, первый день недели.)
  • Когда подметала пол? (Во вторник, второй день недели.)
  • Когда пекла калач? (В среду, третий день недели.)
  • Когда искала мяч? (В четверг, четвёртый день недели.)
  • Когда помыла чашки? (В пятницу, пятый день недели.)
  • Когда купила торт? (В субботу, шестой день недели.)
  • Когда позвала подружек на день рождения? (В воскресенье, седьмой день недели.)
  • Сколько дней в неделе?

Воспитатель: Ребята, как здорово мы начинали путешествие с цифры 7. Эта цифра оказалась волшебной. А знаете почему? Чего ещё в нашем мире по 7? Кто знает? Я помогу: скольно нот в одной октаве? (7 нот), сколько цветов в радуге? (7 цветов радуги), сколько дней в неделе? (7 дней в неделе), а ещё есть 7 чудес света. Ну, что же, мы со всеми посетили все города нашего сегодняшнего экскурсионного тура и нам пора возвращаться домой! Нас ждёт ковёр-самолёт, чтобы вернуться обратно.

Через тропы, острова
Через реки и моря
Испытания прошли
В детский сад вернулись мы.

Воспитатель: - Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня мы с вами выполняли увлекательные задания в волшебной стране «Математики». Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

  • Давайте вспомним, какие города мы посетили? (Ответы детей)
  • В каком городе понравилось больше всего? (Ответы детей)

А на следующих занятиях мы с Вами будем путешествовать по разным городам не только страны «Математика», но и «Волшебной азбуки», «Родного языка».

- Ребята, мне очень понравилось, как вы старались, каким были дружными, внимательными и отзывчивыми.

Вручение сюрпризов. (занимательные задания с цифрой 7)