Сборник культурных практик для организации образовательного процесса в ДОУ
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Бураева Анна Юрьевна

занятия по социоигровой технологии В.М. Букатов и Е.Е. Шулешко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_kulturnyh_praktik.docx351.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Алёнушка»

Муниципальное образование «Эхирит - Булагатский район»

Иркутской области

C:\Users\user\Downloads\1613673604_2-p-foni-dlya-prezentatsii-dlya-detei-nachalno-2.jpg

Сборник культурных практик

для организации образовательного процесса в ДОУ

п.Усть-Ордынский 2020 г

Содержание……………………………………………………………………...2

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Занятие «Путешественники»……………………………………………………5

Занятие  «Витя Перестукин попал в страну невыученных уроков»…………10

Технологическая карта образовательной ситуации (в соответствии с социо-игровой технологией)……………………………………………………………17

Пояснительная записка

Основа социо-игровой технологии по В. М. Букатову: «Не учить, а налаживать ситуацию. Налаживать для того, чтобы всем участникам захотелось доверять друг другу и своему собственному опыту. В результате такого налаживания у обучаемых детей происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

 Составляющие социо-игровой технологии:

- работа строится в малых группах (компаниях). Микрогруппа возникает при игровом делении детей либо по интересам (т.е. сложившаяся микрогруппа). При игровом делении на микрогруппы можно разными способами (считалки, разрезные картинки, по цвету глаз, по цвету одежды, по буквам в имени и т.д.). Основ деления на микрогруппы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации.  При взаимодействии в микрогруппе дети делятся своим опытом, учатся взаимодействовать, договариваться, оказывать друг другу помощь и самое главное – учатся самостоятельности.

- смена лидерства - в процессе выполнения   задания участвует вся группа: дети обсуждают, общаются между собой. Но представлять выполненное задание нужно только одному: кому – решает компания, выбирает представителя через голосования, либо по считалочке. В одной компании представителей может быть несколько, в зависимости от количества заданий. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным товарищам, и в дальнейшем также выступать в роли представителя компании. Лидер постоянно меняется!

- обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен - это также один из составляющих компонентов социо-игровой технологии. Во время работы компании дети могут свободно перемещаться по группе: меняются микрогруппы, дети выполняют задание, отправляют посыльного (представитель детской компании, который получает задание от педагога и передает группе), ищут варианты выполнения заданий и т.д.. В социо-игровой технологии перемещение детей - неотделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.

- смена темпа и ритма. При социо-игровой технологии дети действуют в своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания. Вариантов может быть несколько: на выполнение задания может отводиться определенное время и по сигналу дети начинают выполнять задание и заканчивают тоже по сигналу. А может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе может действовать в своем темпе, как ему удобно.

- интеграция разных видов деятельности.  В настоящее время очень актуальный момент и в социо-игровой педагогике – неотъемлемая часть. Социо-игровая технология подразумевает использование различных видов деятельности, т.е. обучение происходит в различных игровых формах.

- принцип полифонии («За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток») Не навязывать детям свои представления, а создавать условия для высказывания детьми собственных представлений. Ребенок на практике осознает, как ему надо организовать общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу.  Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.   Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры. Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.

       Материал сборника носит практико-ориентированный характер, его применение поможет в освоении и реализации данной технологии. Представленная технология может быть использована в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативных качеств у детей. В основе данной технологии лежит общение детей между собой и со взрослым.

Задачи социо-игровой технологии:

  • развивать коммуникабельность;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
  • воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Применение социо-игровой технологии способствует:

  • реализации потребности детей в движении;
  • сохранению их психологического здоровья;
  • формированию коммуникативных навыков у дошкольников,

даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.

Конспект занятия для подготовительной группы по математике «Путешественники»

Цель: Создать условия для развития познавательных и социально-коммуникативных способностей детей через социо-игровую технологию.

Задачи:

  1. Развивать познавательные процессы дошкольников: произвольное внимание, логическое мышление, память, воображение, математические способности, любознательность.
  2. Поддерживать инициативность и самостоятельность детей в игре.
  3. Развивать социально-коммуникативные способности дошкольников: умение работать вместе, в подгруппах, договариваться, работать сообща, строить партнерские взаимоотношения.

Оборудование:

Карта, конверты с заданиями разных цветов, кошельки, счетные палочки, рубли, цветные карандаши, простые карандаши, сундуки, музыкальное сопровождение, картинки-значки, энциклопедия, костюмы моряков.

Вводная часть.

  1. Организационный момент

Ребята, сегодня я вам предлагаю сыграть в игру «Путешественники». Для начала выберите, на чем мы отправимся в путешествие. (Дети выбирают). Пираты отправляются на поиски сокровищ. (Таким образом, в группе остается компания[1]  детей). И мы с вами отправимся в путешествие на поиски клада. А на чем мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей) а почему вы думаете, что на корабле? Отлично, мы отправляемся в плавание.

  1. Проблемная ситуация

 А, что нам необходимо, для того чтобы отыскать клад? (Предположения детей). Конечно же, карта! Но чтобы найти карту, надо следовать указаниям в конверте.

Основная часть

 Да! Карта у нас! Звонит телефон. Пираты нашли клад и хотят его продать нам. Где мы возьмем деньги? (Предположения детей). На карте изображены острова, на каждом острове конверты с заданиями, выполнив которые мы сможем заработать деньги и выкупить клад у пиратов. Отправляемся в путь. Первый остров, какой формы? Какого цвета? (Приплываем к первому острову, а там три конверта с заданиями, на конвертах  ценники, указывающие, сколько можно заработать, выполнив задание). За красный конверт можно заработать 3 рубля, но задание самое сложное, за желтый-2 рубля, задание средней сложности, а за синий-1 рубль и задание самое легкое. Ребята, как мы можем заработать больше денег, ведь одна команда может вскрыть только один конверт? (Предположения детей). Отлично давайте разделимся на три компании. Выберите в своих компаниях казначея, который будет складывать заработанные деньги в кошелек и капитана, но на каждом острове капитан будет переизбираться. Кто желает взять конверт с самым сложным заданием и заработать три рубля? Кто желтый стоимостью в два рубля?

Красный конверт: Пираты поймали семь рыбок, две рыбки они съели. Сколько рыбок осталось у пиратов? Заполните модель и запишите арифметические действия, с помощью которого ее можно решить.

Желтый конверт:

Придумайте задачу и заполните модель. Запишите арифметические действия, с помощью которого ее можно решить.

Синий конверт:

Пираты проголодались и решили порыбачить. Один пират поймал семь рыбок, а второй три рыбки. Сколько всего рыбок поймали пираты? Заполните модель и запишите арифметические действия, с помощью которого ее можно решить.

Отлично, задания выполнены. Отплываем к следующему острову. А он, какой формы? Какого цвета? Мы на месте! Здесь тоже три конверта и цены у них такие же. Кто на этот раз желает выполнить самое сложное задание и заработать три рубля? А кто возьмет желтый конверт?

Игра «Раскрась правильно»

Красный конверт:

На верхней строчке раскрасьте пары фигур так, чтобы они отличались только по форме; на нижней строчке раскрасить пары фигур так, чтобы они отличались только по цвету.

Желтый конверт:

Синий конверт:

 Молодцы и с этими заданиями вы справились! Давайте передохнем и сделаем зарядку (канал Чударики, физминутка) https://yandex.ru/video/preview/4990595666924585649?text=развивайка%20физминутка&path=yandex_search&parent-reqid=1709886745714174-8808729820651452670-balancer-l7leveler-kubr-yp-sas-220-BAL&from_type=vast 

 Все на борт! Впереди нас ждет еще один остров, на карте он обозначен, синим цветом. Какая это геометрическая фигура? (Ответы детей). Приплыли. Давайте разбирать конверты!

Красный конверт:

Как по-разному можно составить число 10?

Заполните пустые кружки числами так, чтобы

Сумма чисел на каждой паре кружков равнялась

числу на вершине дерева

Желтый конверт:

Как по-разному можно составить число 6?

Заполните пустые кружки числами так, чтобы

Сумма чисел на каждой паре кружков равнялась

 числу на вершине деревца.

Как по-разному можно составить число 4?

Заполните пустые кружки числами так, чтобы

Сумма чисел на каждой паре кружков

 равнялась числу на вершине деревца.

Синий конверт:

Вы справились с заданиями! Теперь давайте подсчитаем, кто сколько заработал. (Дети подсчитывают деньги). Пираты выставили на продажу три сундука и каждый сундук с разными ценниками. Сколько у нас денег? (Ответы детей). Самый большой сундук стоит 20 рублей, поменьше сундук стоит 15 рублей, а самый маленький-10 рублей. На какой сундук нам хватит денег? (Ответы детей). Забирайте сундук, а деньги и оставшиеся сундуки я передам пиратам. Посыльный передайте пиратам деньги и сундуки.

Заключительная часть:

  1. Рефлексия.

Нам пора отправляться в группу. Все на борт! (Играет спокойная музыка, чайки кричат, шумит море). Ребята, сложные были задания? (Ответы). Какое задание было самым трудным для вас? (Ответы) А какое самое легкое? А почему? Что нового вы узнали за время нашего путешествия?

  1. Переход в совместную деятельность

Ну, вот мы с вами вернулись в группу. Давайте рассмотрим новую книгу.

Занятие в подготовительной группе по социо-игровой технологии.

«Витя Перестукин попал в страну невыученных уроков»

Цель: создавать условия для формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников, развития познавательных и социально – коммуникативных способностей детей.

Задачи:

1.        Развивать познавательные процессы дошкольников: произвольное внимание, логическое мышление, память, воображение, математические способности, любознательность.

2.        Поддерживать инициативность и самостоятельность детей в игре.

3.        Развивать социально-коммуникативные способности дошкольников: умение работать вместе, в подгруппах, договариваться, работать сообща, строить партнерские взаимоотношения.

4.       Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Вводная часть.

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня я получила письмо, давайте посмотрим от кого оно? (ответы детей). Вы узнали  Витю и его кота Кузю из страны невыученных уроков? Воспитатель зачитывает письмо детям. Он просит нас помочь ему вернуться из страны невыученных уроков, пишет, что не может выполнить задания. Поможем? (ответы детей)

    2.  Проблемная ситуация

-А где же нам взять задания? В письме лежит, какой то оборванный кусок, что бы это могло значить? (дети предполагают, что кусок бумаги поможет найти задания) Да, это же кусок карты и на нем отмечено желтым флажком место. Дети находят место, отмеченное желтым флажком в группе.

Основная часть

-Вот и задания. Заданий много, поэтому предлагаю вам разделиться на группы. Выбирайте фишки. Соединяйтесь в команды по цветам, выберете в своих командах капитана и посыльного - представитель детской компании, который получает задание от педагога и передает группе. Посыльный будет получать задание, и объяснять его своей команде, а капитан будет объяснять решение. Капитаны надевают шляпу. А также задания у нас разной сложности, в красных конвертах находится сложное задание, но можно получить - 5, а в желтых конвертах  - задание средней сложности, но выполнив его можно получить - 4, в зеленых конвертах – лёгкое задание, можно получить всего лишь троечку. Ребята, у вас ограниченное время, мы должны выполнить задания, пока весь песок не высыплется, а высыпается он за три минуты. Вам все понятно? Тогда вперед! Посыльные подходят ко мне за заданиями. Если вы выполните задание до того как закончится песок в часах, просто поднимите руку, я подойду к вам и капитаны расскажут, что вы сделали.

Посыльные получают задания и уходят к своим командам. Как только все команды получили задания, часы начинают отсчитывать время. На выполнение задания дается три минуты. Выполнив задание, капитаны презентуют ответы. Получают оценки.

Красный конверт: Пираты поймали семь рыбок, две рыбки они съели. Сколько рыбок осталось у пиратов? Заполните модель и запишите арифметические действия, с помощью которого ее можно решить.

Желтый конверт:

Придумайте задачу и заполните модель. Запишите арифметические действия, с помощью которого ее можно решить.

Зеленый конверт:

Пираты проголодались и решили порыбачить. Один пират поймал семь рыбок, а второй три рыбки. Сколько всего рыбок поймали пираты? Заполните модель и запишите арифметические действия, с помощью которого ее можно решить.

- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием!

Выполнив все задания, дети в конверте находят вторую часть карты и перемещаются к указанному месту.

 - Вот и второе задание, здесь тоже три конверта и оценки за них такие же. Не забудьте выбрать капитана и посыльного. Вперед!

Игра «Раскрась правильно»

Красный конверт:

На верхней строчке раскрасьте пары фигур так, чтобы они отличались только по форме;

На нижней строчке раскрасить пары фигур так, чтобы они отличались только по цвету.

Зеленый конверт:

C:\Users\User\Desktop\0042-017-.png

C:\Users\User\Desktop\0042-017-.png

C:\Users\User\Desktop\0042-017-.png

C:\Users\User\Desktop\0042-017-.png

C:\Users\User\Desktop\0042-017-.png

C:\Users\User\Desktop\0042-017-.png

C:\Users\User\Desktop\0042-017-.png

C:\Users\User\Desktop\0042-017-.png

C:\Users\User\Desktop\0042-017-.png

C:\Users\User\Desktop\0042-017-.png

C:\Users\User\Desktop\0042-017-.png

C:\Users\User\Desktop\0042-017-.png

Желтый конверт:

C:\Users\User\Desktop\0042-017-.png

- А вот и последняя часть карты! Давайте разбирать конверты. Не забудьте выбрать капитана и посыльного. Жду посыльных за заданиями. Поехали!

Красный конверт:

Как по-разному можно составить число 10?

Заполните пустые кружки числами так, чтобы

Сумма чисел на каждой паре кружков равнялась

числу на вершине дерева

Желтый конверт:

Как по-разному можно составить число 6?

Заполните пустые кружки числами так, чтобы

Сумма чисел на каждой паре кружков равнялась

 числу на вершине деревца.

                                 

Зеленый конверт:                                                              

Как по-разному можно составить число 4?

Заполните пустые кружки числами так, чтобы сумма чисел на каждой паре кружков равнялась числу на вершине деревца. 

Заключительная часть:

  1. Рефлексия.

Вот и закончились конверты, все задания выполнены. Вы большие молодцы! Витя будет очень рад вернуться домой и надеюсь, будет хорошо учиться.  Ребята, сложные были задания? (Ответы). Какое задание было самым трудным для вас? (Ответы) А какое самое легкое? А почему? Что нового вы узнали за время нашего путешествия? А Витя нам еще отправил книгу, в благодарность за помощь.

  1. Переход в совместную деятельность

С чувством выполненного долга, давайте рассмотрим новую книгу.

Технологическая карта образовательной ситуации (в соответствии с социо-игровой технологией)

Возрастная группа, дата

Подготовительная группа, 17.04.2020г.

Тип ОС

Обобщающее

Тема ОС

«Закрепление элементарных математических представлений»

Культурная практика

Игровая деятельность

Цель

Закрепление овладения элементарными представлениями из области математики в игровой деятельности

Задачи                                                          

                                                               

Обучающие: закреплять умения раскладывать на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10 на наглядной основе); составлять и решать на наглядной основе простые арифметические задачи на сложение и вычитание; продолжать работать по схемам (блоки Дьенеша).

Воспитательные: отрабатывать навыки оценивания собственной работы и работы других детей, навыки договариваться, сотрудничать и выполнять лидерские и исполнительские функции в совместной деятельности.

Развивающие: регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Оборудование

Видеообращение, проектор, экран, карточки для деления на микрогруппы, конверты с заданиями, бусинки, шляпы посыльных, медальон капитана.

Предварительная работа

Ход образовательной ситуации

Этапы ОС

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

1.Вводно –

организационный, мотивационно-побудительный

Мотивация к деятельности, проблемная ситуация

Воспитатель предлагает просмотреть видеообращение от Буратино, где он сообщает, что он приготовил подарок Мальвине, бусы. Но они рассыпались, и сорока украла бусинки. Она не отдает бусинки просто так, только за выполненные задания, а времени до дня рождения остается очень мало, только 1 час.  

Дети, просмотрев видеообращение, предлагают свою помощь. Обсуждают и рассматривают различные варианты, как помочь Буратино собрать бусы.

Могут предложить помощь и не менее 1-2 вариантов как

собрать больше бусин и сэкономить время.

Могут предложить не менее 5 вариантов деления на микрогруппы, договориться и выбрать понравившийся вариант.

2. Основной

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

Воспитатель объясняет, что сорока отправила конверты с заданиями разной сложности.

Посыльные, выбирают уровень сложности задания (сложное, средней сложности и легкое). Получив задание, спешат огласить команде, т.к. на выполнение задания дано 2 минуты, в виде песочных часов.

-В красном  конверте задание самое сложное, но выполнив его, можно получить 3 бусинки, в желтом конверте задание чуть легче и за него можно получить 2 бусинки, а в зеленом конверте  самое легкое задание и можно заработать 1 бусинку. Но только за правильный ответ, вы получаете бусинки. Будьте внимательны! Первое задание:

  1. Красный конверт-3 бусинки.

Придумайте и решите арифметическую задачу на вычитание по модели, запишите выражение (см. Приложение 1)

Желтый конверт – 2 бусинки

Придумайте и решите арифметическую задачу на сложение по модели, запишите выражение (см. Приложение 1)

зеленый конверт-1 фишка

Решите арифметическую задачу на сложение: У Саши было две конфеты, Света ему дала еще одну. Сколько конфет стало у Саши? Выберите подходящую модель и выражение (см. Приложение 1)

  1. Игровое упражнение «Закончи ряд»

Красный конверт: ряд состоит из четырех разных кошек (см. Приложение 1)

Желтый конверт: ряд из трех кошек (см. Приложение 1)

Зеленый конверт: ряд из двух кошек (см. Приложение 1)

  1. Игровое упражнение «Засели домик».

Красный – состав числа 10 (см. Приложение 1)

Желтый – состав числа 8 (см. Приложение 1)

Зеленый – состав числа 5 (см. Приложение 1)

  1. Блоки Дьёнеша

Красный конверт: собрать грузовую машину по схеме (см. Приложение 1)

Желтый конверт: собрать  камаз по схеме (см. Приложение 1)

Зеленый конверт: собрать трактор по схеме (см. Приложение 1)

Дети выбирают капитана (ребенок, который будет презентовать выполненное задание) и посыльного (ребенок, который будет выбирать задания различной сложности и доносить его до своей компании) в своей микрогруппе, Посыльные надевают шляпы, капитаны-медальон (чтобы отслеживать смену ролей). Капитаны и посыльные после каждого задания меняются.

Выполнив задание, подают сигнал (топают, хлопают или др. на усмотрение компании) забирают заработанные бусинки. Выбрав другого посыльного, выбирают следующее задание. При выполнении задания, дети активно спорят, обсуждают, советуются друг с другом, приходят к единому мнению.

Умеют договариваться, сотрудничать, выполнять лидерские и исполнительские функции в совместной деятельности.

Могут принять собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

Выберут не менее 1-2 раз конверт с повышенной сложностью.

Смогут составить и решить не менее 1-2 арифметических задач на сложение и вычитание с помощью модели, подобрать модель к задаче.

Могут правильно определить недостающую фигуру, нарисовать по образцу.

Могут подобрать не менее 5 вариантов состава числа 10 из 2 меньших, не менее 3 вариантов состава числа 8 из 2 меньших, не менее 5 вариантов состава числа 5 из 2 меньших.

3. Завершающий,

Рефлексионно –

корректирующий

Контроль и оценка результатов

деятельности, рефлексия, подведение итогов.

По истечению времени, педагог предлагает каждой компании, подсчитать количество бусинок.

Педагог радуется за каждую компанию, за то, что все справились с заданиями. И предлагает нанизать бусы на нитку, чтобы передать Буратино. А как мы можем передать бусы Буратино?

Педагог интересуется, какие задания были интересными, сложными, легкими, что помогло справиться с трудными заданиями. Благодарит за помощь Буратино.

Дети подсчитывают заработанные бусинки. Оценивают свою работу и работу других компаний. На протяжении всего занятия дети активно передвигались по группе, не испытывали чувство усталости. Выполняли задания, как им было удобно. Дети размышляют и выбирают варианты как отправить бусы Буратино.  Дети высказываются, какое задание им показалось интересным, сложным, легким.

Могут объективно оценивать свою работу и работу других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять чувства.

Достаточно хорошо выражают свои мысли и желания.


[1] «Социо-игровая технология» В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко, А.П.Ершова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский мастер-класс как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации»

Детский мастер-класс это  эффективная  форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а т...

Горбунова Е.И., Кабашова Л.В., Казацкая Л.В. Вариативность культурных практик в дошкольной образовательной организации. Организация экспериментирования на основе театрализованной деятельности: Методические рекомендации.

Настоящее пособие включает теоретическое обоснование вариативности культурных практик детей: игровой, продуктивной, познавательно – исследовательской, двигательной, художественно – творчес...

Семинар - практикум «Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада».

Семинар разработан с целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в проектировании культурных практик в образовательном процессе в рамках реализ...

Поддержка формирования культуры личности ребенка через организацию образовательного процесса на основе культурных практик через сюжетно-ролевую игру

Формирования культуры личности ребенка - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято...

Применение игровых культурных практик при организации образовательного процесса в ДОУ

Детский сад в современных условиях немыслим без качественного и эффективного образовательного и воспитательного процесса. Этому способствует применение игровых культурных практик и использование...

Сборник культурных практик для организации образовательного процесса в ДОУ «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в интеллектуально – творческом развитии детей дошкольного возраста»

Материал сборника носит практико-ориентированный характер, его применение поможет в освоении и реализации данной технологии. Представленные культурные практики могут быть использованы в работе педагог...