Применение игровых культурных практик при организации образовательного процесса в ДОУ
статья

Кузяева Зульфия Наильевна

 Детский сад в современных условиях немыслим без качественного и эффективного образовательного и воспитательного процесса. Этому способствует применение игровых культурных практик и использование интеграционной технологии при планировании совместной образовательной и свободной деятельности педагога с детьми. Использование игровых культурных практик способствует организации конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, что помогает развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий дошкольников.

Для лучшего усвоения программного материала необходимо использовать виды деятельности, доступные, понятные и интересные детям. В приоритете должна быть игровая деятельность, как ведущий вид деятельности дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_kulturnye_praktiki.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игровых культурных практик при организации образовательного процесса в детском саду

 

 Детский сад в современных условиях немыслим без качественного и эффективного образовательного и воспитательного процесса. Этому способствует применение игровых культурных практик и использование интеграционной технологии при планировании совместной образовательной и свободной деятельности педагога с детьми. Использование игровых культурных практик способствует организации конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, что помогает развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий дошкольников.

Для лучшего усвоения программного материала необходимо использовать виды деятельности, доступные, понятные и интересные детям. В приоритете должна быть игровая деятельность, как ведущий вид деятельности дошкольного возраста.

Учиться, играя! Эта идея давно привлекала педагогов и воспитателей. Применить эту идею на практике сумел Ш.А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложный мир познания.

За время моей многолетней педагогической практики я пришла к выводу, что для повышения результатов образовательной работы с детьми хорошо себя зарекомендовал комплексно – игровой метод организации НОД.

Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые помогают максимально раскрыть потенциальные возможности дошкольников. Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем. Сюжетная основа занятия может быть беспредельно разнообразной.  В свое работе при организации совместной деятельности с детьми я использую:

Известные и придуманные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры – путешествия)

Сказочные сюжеты («Поможем колобку», «Спасём Красную Шапочку от волка», «Буратино выручает друзей» и т. п.)            

Персонажи любимых детских произведений

 Сюжетные и пейзажные картины («Путешествие по осеннему лесу», «В гостях у русалки», «Собираем урожай» и т.п.)

 Специально изготовленные пособия (рисунки,  разрезные картинки, лото…)

Настольно-печатные игры («Цветные примеры», «Математика в сказках», «Путешествие Незнайки» и др.)

При этом необязательно использовать общеизвестные сюжеты.  Часто сюжеты я придумываю сама или беру за основу известный сюжет и изменяю, развиваю его по ходу деятельности («Осенние подарки», «Кот Тимофей спешит на помощь», «Как снеговики солнце искали», «В гости к нам пришли матрёшки» и др.)

Важное место среди многообразия игрового занимательного материала занимают дидактические игры и игровые упражнения. Это игры с правилами, которые были специально созданы с целью решения конкретных образовательных и воспитательных задач.

В своей работе использую:

- Игры – путешествия. Они помогают обратить внимание детей на то, что находится рядом, развивают наблюдательность, помогают в занимательной форме преодолеть трудности восприятия программного материала. («Путешествие в космос», «Поход в магазин», «Откуда хлеб пришёл» …)

- Игры – поручения. По содержанию проще, а по продолжительности короче.  Они предполагают действия с предметами, игрушками, словесные поручения. («Положи, куда скажу», «Чего не стало?», «Найди по описанию», «Что изменилось?» …)

- Игры – предположения («что было бы…»). Игровая ситуация требует от детей осмысления последующих событий или действий.

- Игры – загадки. Дошкольники любят разгадывать загадки и придумывать их. Эти игры развивают умение анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы.

Дидактические игры универсальны. Их можно использовать на любом этапе комплексного тематического игрового занятия. Важно правильно выбрать вид игры и определить цели и задачи игры в зависимости от её места в структуре занятия.  Так, в начале занятия игра должна заинтересовать детей, привлечь их внимание, настроить на активную деятельность. Здесь можно использовать игры – сюрпризы, проблемные ситуации. В середине занятия игра направлена на усвоение темы, нового материала. Для этого подойдут игры – путешествия, игры – поручения, игры – беседы. На заключительном этапе хорошо использовать игры поискового характера: игры – предположения, игры – загадки.

Для организации совместной деятельности, при которой ребёнок сможет активно проявить самостоятельность, инициативность при выборе способа работы и умение использовать личный накопленный опыт помогут культурные практики:

  Игровые (сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, подвижные игры)

  Продуктивная деятельность

  Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование

  Проектная деятельность

  Физическая культура

  Чтение художественной литературы

  Поиск Художественно-эстетическая деятельность

  Совместные праздники и тематические развлечения

  Практические культурно-гигиенические навыки по самообслуживанию

          Игровые занятия – путешествия

          Занятия со сказочным сюжетом

Использование культурных игровых практик при проведении интегрированных игровых занятий позволяет заинтересовать всех детей, стимулирует у них желание предлагать разные варианты решений, помогает избежать страха перед ошибкой.

При применении интегративной технологии педагог имеет возможность использовать знания из разных образовательных областей в одном занятии. Это способствует повышению мотивации детей и развитию у них познавательного интереса; расширяет кругозор и развивает коммуникативные навыки; способствует снятию напряжения и скованности.

Интегративное объединение не является произвольным. Интеграция материала должна строиться так, чтобы знания из разных образовательных областей дополняли и обогащали друг друга.

Так, например, при формировании представлений о геометрических фигурах решаются следующие задачи:

  1. Учить детей видеть знакомые формы в окружающих их предметах и использовать их в быту (социально – личностная линия развития)
  2. Развивать эстетические чувства, связанные с красотой и точностью линий в узорах, при соединении и комбинировании фигур (художественно – эстетическая линия развития)
  3.  Развивать связную речь, обогащать активный словарь ребёнка (познавательно – речевая линия развития)
  4.  Формировать практические навыки по преобразованию фигур, составлению из них форм и предметов (конструктивно – продуктивная линия развития)
  5.  Учить применять математические знания и умения в игровой деятельности с опорой на личный опыт (личностно-ориентированная линия развития).

В своей практике применяю комплексную образовательную деятельность, при которой используются разные виды культурных практик для решения задач, связанных одной темой. Например: прежде чем нарисовать осень, дети рассматривают иллюстрации по теме, проводят наблюдения, составляют рассказы об осени, читают стихи, поют песни. При этом один вид деятельности преобладает, а другие его дополняют и создают творческий эмоциональный настрой. Эта практика применяется и для подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр (до проведения игры воспитатель с детьми читают художественные произведения, рассматривают иллюстрации, проводятся беседы и разыгрываются соответствующие теме игры ситуации).

Опираясь на всё, выше сказанное, я разработала тематическое планирование комплексной сюжетно-игровой образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и сенсорному развитию с использованием логоритмических речевых и двигательных упражнений и художественного творчества у младших дошкольников.

При организации совместной деятельности с детьми взрослый рассматривается как соучастник, его позиция не «над ребёнком», не «рядом» с ребёнком, а «вместе» с ребёнком. Вся совместная деятельность рассматривается как сотрудничество, тесное взаимодействие педагога с детьми.

Совместная деятельность строится по общей структуре:

  1.  Организационный момент
  2. Работа по теме
  3.     Физкультминутка
  4. Закрепление темы
  5. Дыхательная, голосовая или психогимнастика
  6. Художественное творчество
  7. Итог 

Кроме обязательных элементов использую дополнительные: игры на развитие познавательных качеств, мимические упражнения, игры – имитации, игры-загадки и т. д. Количество тип и характер дополнительных элементов выбираю исходя из задач каждого отдельного занятия, они должны соответствовать теме занятия и характеру персонажей, используемых в игровой деятельности.

Далее приведу примерное планирование  комплексной  сюжетно-игровой образовательной деятельности  для детей 3 – 4 лет на осенний период.

 

Месяц/тема

Сенсорное развитие

Формирование элементарных математических представлений

Художественное творчество

Развитие речи

сентябрь

1.Тучки по небу гуляют

2.Тучка

 

 

3.Осень в лесу

 

4.Весёлый огород

Осязание (твёрдое – мягкое; гладкое – шершавое).

Свойства предметов.

1.Отношение «один», «много», «столько же»

2.Сравнение по количеству групп предметов (один - много)

3.Отношения «столько же», «больше», «меньше».

4. Отношения «столько же», «больше», «меньше».

 

1.Конструирование из ткани «Домик».

2.Аппликация «Капельки».

3.Рисование пальцем «Осенние листья» (гуашь).

4.Лепка «Морковка для зайчика»

Артикуляционные гимнастики; звукоподражание; рифмовки к двигательным упражнениям; ответы на вопросы; подбор прилагательных и глаголов.

октябрь

1.Репка

 

 

 

2.Гномики

 

 

3.Осенние подарки

4.Грибной дождик

Осязание (тёплое – холодное; сухое – мокрое). Свойства предметов. Форма предметов.

1.Отношение «один», «много», «столько же» «больше», «меньше». Ориентация в пространстве.

2.Счёт до двух. Отношения «столько же», «больше», «меньше».

3. Счёт до двух. Цифры 1, 2.

4. Счёт до двух. Понятие «Круг».

 

1.Аппликация «Репка».

 

2.Лепка «Обед для гномиков» («яичница и зелёный лук»).

3.Аппликация «Грибок»

4.Рисование «Дождик».

Артикуляционные гимнастики; звукоподражание; рифмовки к двигательным упражнениям; ответы на вопросы; подбор прилагательных и глаголов.

 

Если организованная игровая совместная деятельность педагога с детьми наполнена увлекательным и содержательным общением, включает в себя разные виды игровых культурных практик, объединяет материал разных образовательных областей, то положительный эффект от неё очевиден. Главное, чтобы любая деятельность от начала до конца была доброй.

Литература

1.     Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

3.     Фенькина А.А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника. Педагогическое образование в России. 2014. №5. С.23-27

4.     Смирнова Е. Как вернуть детям игру // Вести образования  электр. газ. 2013. № 26 (75). URL:http://edunews.eurekanet.ru/edunews/page/view/N75.html.

5.     Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной

6.     педагогике. - «Личность в социокультурном измерении: история и современность» – М.: «Индрик», 2007.

7.     Тимофеева Н. В. «Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками» Волгоград 2012.

8.     Мирясова В. И. «Занимательные игры – задания в детском саду» - М., 2004.

9.     Ильина М. В. «Чувствуем – познаём – размышляем» - М., 2004.

10. Петровский В. А. Дошкольная перестройка // Вести образования: электр. газ. 2013. № 26 (75). http://eurekanext.livejournal.com/207067.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН»

Статья о способах поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольников среднего возраста в игровой культурной практике в рамках дошкольной образовательной программы " Югорский трамплин"...

Семинар - практикум «Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада».

Семинар разработан с целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в проектировании культурных практик в образовательном процессе в рамках реализ...

Конспект занятия с применением игровых культурных практик «День семьи»

Цель:Использование игровых культурных практик для закрепления знаний о семье, ответственного и радушного отношения к членам своей семьи, уточнение представлений детей о родственных отношениях внутри с...

Конспект НОД по социально - эмоциональному развитию " Путешествие в страну "Затейкино" "средняя группа с применением игровых культурных практик.

В ходе НОД развивается эмоциональная сфера детей.Развивается выразительность движений , речи ,воображение, раскованность, произвольность. Формируется положительный эмоциональный фон в группе....

Конспект НОД по ОБЖ « Основы безопасности при пожаре» старшая группа с применением игровых культурных практик.

В ходе НОД систематизируются представления о причинах возникновения  пожаров в лесу, в помещении.Формируются знания детей о правилах поведения во время пожара, закрепляется знание домашнего адрес...

Сборник культурных практик для организации образовательного процесса в ДОУ

занятия по социоигровой технологии В.М. Букатов и Е.Е. Шулешко...

Сборник культурных практик для организации образовательного процесса в ДОУ «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в интеллектуально – творческом развитии детей дошкольного возраста»

Материал сборника носит практико-ориентированный характер, его применение поможет в освоении и реализации данной технологии. Представленные культурные практики могут быть использованы в работе педагог...