«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с цифрами»
учебно-методический материал по математике

Князева Анна Александровна

Предлагаем вам игры, которые не только помогут ребенку запомнить цифры, но и решить некоторые проблемы: дети называют или «знают» лишь некоторые цифры, путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой, например, 6 и 9, 2 и 5. Часто нарушают последовательность между соседними цифрами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с цифрами»

Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом развития математических представления детей. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка.

Когда мы употребляем слово «цифра», то имеем ввиду символы, которые обозначают количество – 2 или 5, или 9. Когда же мы говорим о «числе», то подразумеваем действительное количество объектов, которыз может быть 2, 5 или 9.

Научится считать – значит уметь определять общее количество чего-то. При осуществлении счетной операции дети усваивают основные правила счета: числительные называют по порядку, каждое названное числительное соотносится с одним объектом или одной группой, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счета.

Предлагаем вам игры, которые не только помогут ребенку запомнить цифры, но и решить некоторые проблемы: дети называют или «знают» лишь некоторые цифры, путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой, например, 6 и 9, 2 и 5. Часто нарушают последовательность между соседними цифрами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов.

1.Игра Цифры и счет»

(на полу разложены карточки)

На полу располагаются 2 ряда карточек напротив друг друга. Педагог или другой ребенок становится там, где расположены точки, а другой ребенок там, где расположены цифры. Необходимо соотнести количество точек и цифры.

2.Игра «Найди пару»

Это вариант предыдущей игры, только карточки уже не на полу, а в руках. Бывает там, что надо разделить детей по парам. При помощи этой игры, это сделать очень просто и удобно. Дети выбирают любую карточку и ищут себе пару, соотнося количество точек и цифру. Причем, вместо точек, могут быть любые картинки предметов или животных, возможно, по теме недели.

3.Игра «Стаканчики»

У нас есть игровое поле и стаканчики, сверху которых написаны цифры. Игровое поле представляет собой плотный лист пластика, в нашем случае, доску для лепки. С двух сторон на нес нарисованы круги: с одной стороны, с точками, с другой – пустые, для того, чтобы там поместить любые мелкие предметы от 1 до 9, например, камни марблс, мозаику, ракушки, киндер-игрушки и другие. Цель игры – соотнести цифру на стаканчике и количество предметов или точек.

4.Игра «Математическое домино»

Эта игра тоже на соотношение числа и количества. Дети на карточках домино считают точки и ставят домино на игровое поле, в соответствии с цифрой.

5.Игра «Найди соседей числа».

Мы все с вами знаем эту игру. Дети в нее с удовольствием играют. Мы хотим показать наш вариант игры, который мы придумали вместе с детьми.  Цель – закрепить умение называть предыдущее число и последующее для натурального ряда цифр от 1 до 10.

6.Игра «Весы»

Цель игр– закрепить состав числа из 2х меньших чисел в пределах 10

7.Игра «Отгадай число на ощупь». Это вариант игры «Чудесный мешочек». Мы берем числа из предыдущей игры «Весы». Вы на ощупь должны узнать число.

8. Игра «Математический лабиринт». Мы хотим представить 2 варианта этой игры.

1)Объемный вариант. Цель игры – прокатить мячик через лабиринт, при этом можно повторить прямой от 1 до 10 и обратный от 10 до 1 счет..\ А так же эта игра развивает ловкость и мелкую моторику рук.

2)Плоский вариант. Этот лабиринт можно положить в файл, чтобы он стал многоразовым. Дети проводят линии фломастером – прямой и обратный счет. После этого линии можно вытереть влажными салфетками

9.Игра «Отгадай число с закрытыми глазами»
Перед вами карточки, на которых, на одних, цифры выпуклые, а на других, с желобками. Сначала необходимо дать детям потрогать карточки с числами, провести пальцами, а потом закрыть или завязать глаза и отгадывать.

10. Игра «Какая цифра?»
Мы думаем, что вы все знаете, что для запоминания цифр, их можно:

– вылепить из пластилина
– выложить из мозаики

– скакалки

- конструктора

– камней марблс

– карандашей

– шарфа

– кубиков.

Цифры могут быть большие и маленькие, плоские и объемные, можно выложить на столе и даже на полу

Из чего еще можно?

Приглашаем к нам 10 человек. Выберете себе карточку от 0 до 9 и предмет или предметы, из которых можно выложить цифры. Остальные коллеги, вы узнаете эти цифры?

11.Игра «Я – цифра»

Это вариант предыдущей игры. Поменяйтесь, пожалуйста, карточками с цифрами. Попробуйте с помощью своих рук, тел, может с помощью коллег показать свою цифру.

12.Физминутка «Сколько раз» (по теме недели)

13.
Игра «Испорченный цифровой телефон»
Мы думаем, что в игру «Испорченный телефон» играли все, наша игра немного другая. Мы будем передавать, не слова, а цифры, и будем не говорить цифры, а писать на спине. Все желающие становятся в колонну друг за другом. На спине последнего мы пишем число, его надо передать до конца. Кто стоит самый 1й, должен назвать это число.

14.Игра «Ассоциации»
Я загадаю число, а вы попробуйте его угадать. Задавайте ведущему вопросы, на который он сможет ответить только да или нет. Например:

– Из скольки цифр состоит это число?

– Из каких элементов состоит цифра?
– Четное или нечетное число?
– На что похоже? (можно вспомнить игру «Русское лото»)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников старшего возраста с явлениями неживой природы

Развитие и совершенствование навыков детей находить противоречия в свойствах и качествах объекта.           ...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"                          ...

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом

Увлекательные игры познакомят дошкольников с достопримечательностями Санкт-Петербурга, позволят закрепить знания , полученные на экскурсиях и прогулках....

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с профессиями

«Кто где работает?»   Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий,  как называется их рабочее место....

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с сельскохозяйственным трудом.

Закреплять представление детей о профессиях. Учить проводить ассоциации между профессиональным действием и профессией людей. Закреплять знания детей о сельскохозяйственных машинах, об этапах в работе ...

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ

Дидактическая игра «Давай поменяемся».Цель: Учить выделять подсистему, функцию объекта, обмениваться функциями, объяснять, когда это бывает.Ход:1ребёнок: Я-лёд. Я прозрачный и состою из твёрдых ...