Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Куркина Ольга Михайловна

 

Дидактическая игра «Давай поменяемся».

Цель: Учить выделять подсистему, функцию объекта, обмениваться функциями, объяснять, когда это бывает.

Ход:

1ребёнок: Я-лёд. Я прозрачный и состою из твёрдых человечков.

2 ребёнок: Я-вода. Я состою из жидких человечков.

3 ребёнок: Я-пар. Я состою из газообразных человечков.

Затем идёт обмен: лёд неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар стал твёрдым. Когда это бывает?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

 

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с неживой природой

ММЧ

Составитель: воспитатель I кв. категории Куркина О.М.

 

 г. Югорск

Дидактическая игра «Давай поменяемся».

Цель: Учить выделять подсистему, функцию объекта, обмениваться функциями, объяснять, когда это бывает.

Ход:

1ребёнок: Я-лёд. Я прозрачный и состою из твёрдых человечков.

2 ребёнок: Я-вода. Я состою из жидких человечков.

3 ребёнок: Я-пар. Я состою из газообразных человечков.

Затем идёт обмен: лёд неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар стал твёрдым. Когда это бывает?

Дидактическая игра «Перевёртыши».

Цель: закрепить умение выделять в объектах и явлениях положительные отрицательные стороны.

Ход: 

В.: Снег-хорошо, почему?

Д.: Можно лепить снежки, снеговика.

В.: Лепить снеговика плохо, почему?

Д.: Руки замёрзнут.

В.: Руки замерзнут, это хорошо -почему?

Дидактическая игра «Хорошо- плохо».

Цель: учить  выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные отрицательные стороны.

Ход: 

В.: Дождь идёт, это хорошо -  почему?

Д.: Он поливает растения, освежает воздух.

В.: Дождь - это плохо, почему?

Д.: Нельзя гулять.

В.: Снег идёт –это хорошо, почему?

Д.: Можно лепить снежки, снеговика.

В.: Снег идёт –это плохо, почему?

Д.: Дороги заметёт.

Дидактическая игра «Облачко».

Цель: закрепить знания о переходе воды из жидкого состояния в газообразное, помочь понять, как образуется облако.

Ход:

 Дети изображают воду в лужице, ручье, речке, росинке. Нагреваясь, они превращаются в бегущих человечков пара, поднимаются вверх. Высоко в небе они встречаются, получается облако.

Дидактическая игра «Аукцион».

Цель: Учить выделять дополнительные ресурсы объекта неживой природы.

Ход:

В.: Песок, как его использовать(дети по очереди называют его ресурсы.

Д.: Используют в строительстве, в него можно играть, приятно ходить босиком, им тушат пожар, зимой посыпают дорожки, и т.д.

Дидактическая игра «Теремок».

Цель: научить свободно ориентироваться в моделях человечков твёрдого, жидкого и газообразного вещества.

Материал: модели МЧ.

Ход:

У каждого ребёнка модели МЧ. Эти человечки живут в теремке за закрытыми окнами и появляются в окошке только тогда, когда услышат название вещества, в котором есть их братья.

Дидактическая игра «Лужица и солнышко».

Цель: показать переход воды из жидкого состояния в газообразное.

Ход: 

Дети изображают жидких МЧ, они спокойны, равнодушны. Появляется яркое солнышко и начинает пригревать, Жидкие МЧ начинают двигаться и выталкивать друг друга из лужицы. МЧ выпрыгивают из лужицы и начинают быстро двигаться.

Дидактическая игра «Снеговая тучка».

Цель: помочь детям понять образование снеговой тучи, появление снега.

Ход: 

Дети изображают облачко (бегущих человечков пара). Эти человечки поднимаются над землёй. Морозные (твёрдые МЧ) окружают человечков пара и охлаждают. МЧ пара замерзают и прижимаются друг к другу, происходит кристаллизация. Снежинки не удерживаются в воздухе и падают на землю.

Дидактическая игра «Солнышко и льдинки».

 Цель: Показать переход воды из твёрдого в жидкое.

Ход: дети изображают ледяных МЧ, крепко взявшись за руки. Солнце нагревает льдинку, появляются красные бегущие МЧ, подбегают ближе и растапливают её. Дружные МЧ опускают руки и превращаются в равнодушных МЧ.

Дидактическая игра «Волшебный светофор».

Цель: Учить выделять систему, подсистему и надсистему объектов.

Правила игры:

-Красный цвет-подсистема объекта,

-Жёлтый цвет-система,

-зелёный цвет-надсистема.

Ход:

В.: Дождь (поднимается жёлтый круг).

Д.: Дождь очень нужен. Он поливает землю, даёт ей влагу, и из земли растут цветы и деревья.

В.: Красный круг.

Д.:  Дождь живёт на улице, в облаках.

В.:К чему относится дождь?

Д.:К природному миру, к неживой природе.

В.: Зелёный круг.

Д.: Дождь -это много капелек воды, в них живут МЧ.

В.: После дождя появилась лужа, изобразите её.

Дидактическая игра «Город смешанных человечков».

Цель: Закрепить умение моделировать вещества, процессы, происходящие в них.

Ход: дети объединяются в пары, тройки, моделируют вещества.

Твёрдое - жидкое: вода в стакане, лёд в воде, аквариум.

Газообразное - жидкое: лимонад, минеральная вода, духи.

Твёрдое-газообразное: воздушный шарик, мячик, игрушка резиновая.

Дидактическая игра «Теремок».

Цель: развитие ассоциативности мышления, обучения детей сравнениям систем, закрепление алгоритма системного мышления.

Ход:

1 вариант: ребёнок находит похожести по функции, сходства систем, подсистем.

2 вариант: ребёнок находит отличие и говорит:

Р.: Тук-тук, я камень. Кто в теремочке живёт? Пусти меня к себе!

В.: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень, отличаешься от меня, речки.

Р.: Мы состоим из разных человечков: я -камень из твёрдых, а ты, речка- из жидких. Мы разные по форме: река принимает форму берегов, а я имею свою форму. Речка журчит, а камень звук не издаёт.

 Дидактическая игра «Город маленьких человечков».

 Цель: научить свободно ориентироваться в моделях человечков твёрдого, жидкого и газообразного вещества.

Ход:

На столе лежат картинки с объектами живой и неживой природы. Дети подходят к столу и выбирают только объекты с жидкими человечками и объясняют, почему они взяли эту картинку. Дети:

-На моей карточке стакан с соком. В соке живут жидкие человечки.

-На моей карточке водопад. Водопад-это вода.

У меня аквариум с рыбкой, рыбка живет в воде.

-На моей карточке кран, из которого течёт вода.

-А у меня бутылка с маслом, в масле тоже живут жидкие человечки.

- А что любят делать ваши объекты?

Дети:

-Течь, литься, менять форму, путешествовать, смешиваться, растворять некоторые объекты.

Дидактическая игра «Что умеет делать».

Цель: формировать умение выявлять функции объектов.

Ход: детям предлагается рассмотреть явления и назвать функцию:

-ветер - переносит семена, охлаждает в жару, сгоняет тучи и т.д.,

-лёд – охлаждает продукты, больное место; создаёт защитный слой на реке;

- снег – спасает растения от замерзания;

- дождь – капает, льёт, как из ведра, создаёт тучи,  насыщает землю влагой, которая нужна растениям,  очищает воздух, моет дороги, моросит.

Дидактическая игра «Мои друзья».

Цель: учить детей выделять функцию объектов неживой системы природного мира.

Ход: воспитатель предлагает рассмотреть системы и ответить на вопросы:

- то, что может превращаться из жидкого состояния в твёрдое (вода, яйцо);

- то, что может превращаться в газообразное состояние (лёд, вода);

-то, что может отталкиваться друг от друга (вода и зонт);

- то, что умеет взаимодействовать между собой (вода и сахар, вода и соль).

Дидактическая игра «Где живёт?».

Цель: учить выявлять надсистемные связи.

Ход:

В.: Где живут жидкие человечки?

Д.: В стакане с водой, в луже, в соке, в молоке…

В.: Где живут газообразные  человечки?

Д.: В воздухе, в резиновой игрушке, в бутылке с  лимонадом,…

В.: Где живут одновременно и твёрдые, и жидкие человечки?

Д.: В арбузе, в чайнике,…

Дидактическая игра « Чем был – чем стал».

Цель: учить определять линию развития объекта.

Ход:

В.: Дождь.

Д.: Вода впиталась в землю, часть испарилась; жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.

В.: Снег..

Д.: От тепла растаял, превратился в воду.

В.: Пар.

Д.: Охладился, стал водой, снегом, инеем.

Дидактическая игра «Весёлый мяч».

 Цель: закрепить умение детей легко ориентироваться в твёрдых, жидких и газообразных веществах, точно знать, из каких человечков они состоят. Обогатить словарный запас детей.

Материал: мяч, модели МЧ.

Ход:

1 вариант: Дети стоят полукругом, мяч находится у ведущего (в начале роль ведущего выполняет воспитатель, затем - любой из детей). Ведущий , бросив мяч ребёнку в руки, предлагает вернуть его, назвав твёрдое, жидкое или газообразное вещество. Повторять объекты нельзя.

2 вариант: Ведущий предлагает назвать объект, в котором живут МЧ, изображенные на карточке.

3 вариант: «Догони мяч». Дети передают мяч друг другу, быстро называя объекты или вещества, в которых живут жидкие МЧ(твёрдые МЧ, газообразные МЧ), не повторяя их, а ведущий пытается догнать мяч. Если мяч будет пойман, то назначается другой ведущий.

Дидактическая игра «Цветные льдинки».

Цель: знакомство с явлением диффузии.

Материал: мяч, модели МЧ.

Ход:

1 вариант: Часть детей изображает человечков льда, другая часть – человечков краски, которые пытаются пройти внутрь, но человечки льда крепко держатся за руки, не пускают их.

2 вариант: Часть детей изображает человечков воды, другая часть – человечков краски, так как жидкие МЧ не держатся за руки, между ними легко пройти. МЧ перемешиваются, человечки краски растворяются и получается цветная вода.

3 вариант: Дети изображают равнодушных цветных МЧ, появляются холодные бегущие человечки воздуха. Равнодушные МЧ замерзают, берутся за руки, из равнодушных превращаются в дружных – получаются цветные льдинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников старшего возраста с явлениями неживой природы

Развитие и совершенствование навыков детей находить противоречия в свойствах и качествах объекта.           ...

Консультация на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой».

Консультация для воспитателей на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой»....

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"                          ...

Опыты по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ.

Опыты по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ....

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с неживой природой средством игр-экспериментирований

В данных рекомендацих предъявлены игры-экспериментирования, в которые можно поиграть с детьми второй младшей группы. Так же показана важность данного вида игр для детей....

Семинар – практикум для воспитателей «Ознакомление дошкольников с неживой природой с помощью ТРИЗ»

Семинар – практикум  для воспитателей«Ознакомление дошкольников с неживой природой с помощью ТРИЗ»...