"Развитие представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через дидактические игры и пособия"
статья по математике (старшая группа)

Завьялова Екатерина Михайловна

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме Развитие представлений о числе и счёте у детей 5-6 лет с задержкой психического развития через дидактические игры и пособия математического содержания. ФАОП ставит перед нами задачи по формированию счетных операций. Работая с детьми группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития можно отметить снижение интеллектуальной деятельности , а также снижение уровня развития основных психических и познавательных процессов. Дети поступающие в школу с трудом овладевают счетными операциями и не достигают того уровня, который необходим для полноценного  и успешного обучения в школе. Игровая деятельность у детей дошкольного возраста является ведущей, поэтому для овладения полным объемом первичных математических представлений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития я  решила подобрать и использовать в своей работе дидактические игры математического содержания.

Цель моей работы Развитие представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через использование дидактических игр и пособия математического содержания.

Представляю вашему вниманию несложные и интересные дидактические игры по формированию счетных операций.

1. Дидактическая игра «Посчитай сколько» может использоваться в индивидуальной коррекционной и подгрупповой работе. Перед ребенком раскладываются карточки по лексической теме в соответствии с комплексно-тематическим планированием с определенным количеством предметов и цифрами. Ребенок пересчитывает предметы, вконтейнерес фасолью выбирает нужную цифру, выкладывая ее на карточку.

Как вариант предыдущей игры можно использовать Игровое упражнение «Посчитай и разложи кристаллы»  на соотнесение количества предметов и цифры. В этом упражнении  используются карточки по лексической теме, на которые выкладываются камушки или цветные кристаллы.

2. Дидактическая игра «Собери урожай». Перед ребенком расположены яблони с урожаем и ящички с цифрами в которые  ребенок  раскладывает определенное количество яблок в соответствии с цифрой. Эту игру можно использовать в индивидуальной  и подгрупповой работе.

3. Дидактическая игра «Математическийсортер». На разные стороны куба крепятся цифры, далее ребенок достает картинки и соотносит их в соответствии с цифрой, (например: на кубе расположена цифра 5 ребенок находит карточку с количеством предметов соответствующее этой цифре и карточку с изображением пальчиков, выполняет движение пальцами затем прикрепляет карточку на куб).

4. Дидактическая игра «Математическиепазлы» используется в индивидуальной и подгрупповой работе. Перед детьми выкладывается элемент пазла с цифрой, далее дети подбирают недостающие элементы с определенным количеством предметов соответствующей этой цифре и собирают пазл. Аналогичная дидактическая игра «Деревянные пазлы цифры и счет», где дети подбирают к цифре элементы с определенным  количеством предметов и соединяют.

5. Дидактическая игра «Составь число с Незнайкой» эта игра помогает детям усвоить состав числа. В кармашке у  Незнайки вложено число, затем ребенок с помощью цифр на прищепках подбирает два меньших числа упражняясь в образованиичисла и закрепляет прищепки на правой и левой руке. Например Незнайканашел 5 грибочков, ребенку дается задание разложить грибочки в  правую и левую  руку обозначая их числом.

6. Тактильнаяматематическаядидактическаяигра«Лесная математика». Эта игра состоит из набора фактурных деревянных  карточек с изображением цифр и  природного материала:  песок, камушки, сосновые шишки, сушеный шиповник.  Детям предлагается  обследовать карточку  при помощи пальца, проводя по контуру шероховатой поверхности цифры, далее на первом этапе ребенок рисует цифру на песке, затем выкладывает по контуру цифры природный материал  (шиповник , камушки). Детям предлагают такие задания как отсчитать нужное количество природного материала (шишки., камушки) в соответствии с заданной цифрой. Данная играпозволяет решитьпоставленные задачи и способствует улучшению эмоционального фона у детей и снимает мышечный тонус.

7. Дидактическая игра «Цифры из лего конструктора». Игра включает в себя карточки-схемы с изображением цифр и набор лего конструктора.   Детям выдаются карточки с изображением цифр. Собирая цифры по схеме, ребенок отбирает необходимые детали конструктора. Данная игра  может использоваться в подгрупповой и индивидуальной работе, как физкультминутка во время образовательной деятельности.

8. Хочу вам представить дидактическую игру «Ножки тоже знают счет». Это увлекательная подвижная игра на соотнесение количества предметов и цифр. Игру можно проводить в разном темпе под музыкальное сопровождение и без, использовать как физкультминутку в образовательной деятельности. Мы с вами ее посмотрим ее в конце презентации.

Играйте вместе с детьми и получайте удовольствие!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование временных представлений у детейдошкольного возрастас задержкой психического развития...

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта воспитанников, развитием умения согласовывать движения разл...

Тема: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.   Актуальность рассмотрения вопроса об изучении состояния пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического ...

Методическая разработка по теме: " Методы и приёмы по развитию и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данный материал содержит описание приёмов по развитию произвольного внимания. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечают недостаточное развитое произвольное внимание. Набл...

Игровые технологии в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование игровых технологий, в частности дидактических игр, в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития позволяют добиться лучшего усвоения учебного ...