Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников
статья по математике

Торопова Светлана Борисовна
Игровые технологии– являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводиться на новый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.  
 
Игровым технологиям принадлежит особая роль в развитии элементарных математических представлений.
 
Благодаря им удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Игровые технологии

Игровые технологии– являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводиться на новый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.  

Игровым технологиям принадлежит особая роль в развитии элементарных математических представлений.

Благодаря им удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике.

Игры по формированию математических представлений

- Дидактические игры

- Познавательные и развивающие игры

- Математические загадки и стихи

- Математические сказки

- Логические игры

- Занимательные задачи

- Сюжетно-ролевые игры

- Подвижные игры

- Физкультминутки

Дидактическая игра

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1 игры с цифрами и числами (игра «Какой цифры не стало», «Сколько», «Назови соседей»)

2 игры путешествия во времени (дни недели, месяца по счету)

3 игры на ориентирование в пространстве (игра «Путешествие по комнате»)

4 игры с геометрическими фигурами

5 игры на логическое мышление (игра «Чем отличается»)

Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольниковФото №1 Применение игровых технологий для Фото №2 Развитие ребенка

Познавательные и развивающие игры

Основной формой организации работы в ДОУ являются познавательные и развивающие игры, способствующие овладением математическими представлениями, которые будет эффективными и результативными только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат.

1 Счетные палочки

2 Логические блоки Дьенеша

3 Игры с Палочками Кюизенера

4 Квадрат Воскобовича

5 Развивающая головоломка

Логические Блоки Дьенеша

Золтан Дьенеш – это венгерский математик, психолог и педагог, который изменил стандартное понятие о том, что математика является не только интересной наукой и далекой от творчества.

Блоки Дьенеша помогают детям дошкольного возраста в игровой форме освоить различные математические понятия.

Фото №3 Материалы для педагогов развития ФЭМП у дошкольников Выполнила воспитатель Тогучинского детского сада Озерова Л Фото №4 Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития Фото №5 Игра это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений понятий

Цветные Счетные палочки Кюизенера

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета».

Фото №6 Игра это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности

Квадрат Воскобовича

Воскобовича В. В- инженер физик, один из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр

«Квадрат Воскобовича» - это квадрат размером - 14.5*14.5см, состоящий из тканевой основы, на которую с двух сторон наклеены цветные треугольники.

Развивающая игра Воскобовича Геоконт это пособия знакомить детей геометрическими понятиями, учить логически мыслить, развивают мелкую моторику рук помогает изучать цвета, величины и формы. Ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходство и различия между рисунками.

Фото №7 Сухомлинский Публикация Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников размещена в разделах Математика Фото №8 Математические представления ФЭМП Развитие ребенка

Логические игры

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желанию и умению учиться.

1 Танграм

2 Колумбово яйцо

3 Монгольская игра

Монгольская игра

«Монгольская игра» - одна из множества игр-головоломок на плоскостное моделирование.

Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей. Формирует представлений о форме и размере. Развивает операции мышления: анализ и синтез. Игра способствует развитию творчества, смекалки и сообразительности. Учит сравнивать. Тренирует наблюдательность. Способствует развитию интереса к интеллектуальной деятельности.

Головоломка представляет собой квадрат,разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника.

Колумбово яйцо

Геометрическая головоломка «Колумбово яйцо» - это игра-конструктор для детей, которая способствует развитию логического мышления, памяти, усидчивости, сенсорных и творческих способностей.

Игра «Колумбово яйцо» имеет в своём составе 10 частей:

четыре треугольника (два больших и два маленьких);

две фигуры, похожие на трапецию, с закруглённой одной стороной;

две больших и две маленьких фигуры, похожие на треугольник, с закруглённой стороной.

Фото №9 Играя ребенок может приобретать новые знания умения навыки развивать способности подчас не догадываясь об этом

Танграм

Танграм — это древняя китайская головоломка. Задача игры складывать фигуры из представленных элементов.

Игра состоит из 7 частей: двух  больших треугольников, одного среднего треугольника, двух маленьких треугольников, квадрата и параллелограмма.  

Фото №10 Игровые технологии Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования

Счетные палочки

1 Счетные палочки развивают моторику пальчиков

2 полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;

3 формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу;

4 работа требует внимания, конструкторского мышления, воображения

5 изучаеют цвет;

6 и, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике: счету, знакомятся с геометрическими фигурами, сравнивают величины, выполняют простейшие арифметические действия

Математические загадки и стихи

В своей работе использую загадки и стихи математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Математические сказки

Ведущим в работе с детьми является метод творческо-поискового характера (решение проблемных ситуаций). Так же активно использую математические сказки. Вживаясь в события сказки, у детей повышается познавательная активность (они стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее). Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями.

Занимательные задачи

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Сюжетно-ролевые игры

При организации сюжетно-ролевых игр обращаю внимание на количественные отношения в «Магазине» - один предмет покупаем, два или много. Используем здесь же предметы-заместители, например, логические блоки, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов.

Фото №11 В свете ФГОС личность ребенка выводиться на новый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре

Подвижные игры

Большую роль в развитии математических способностей играют подвижные игры, так как доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Часто в работе использую задания-эстафеты, в ходе которых предлагаю детям как можно быстрее собрать предметы.

Физкультминутки

Провожу физкультминутки, упражнения на счет движений. Например: Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов. Мы подпрыгнем столько раз Сколько бабочек у нас. Сколько точек будет в круге Столько раз поднимем руки. Сколько шариков у нас, Столько и подпрыгнем раз.

Фото №12 Игровым технологиям принадлежит особая роль в развитии элементарных

Конструктивно-модельная деятельность

Пришла к выводу, что используя конструктивно-модельную деятельность в развитие математических способностей, я могу в своей воспитательной работе развивать и формировать следующие умения и навыки:

• Сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

• Первоначальные измерительные умения (измерять длину, ширину, высоту предметов);

• Высшие психические функции (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение);

• Ориентировку в пространстве и на плоскости;

• Тренировку пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

• Сплочение детского коллектива, формирование чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Робототехника

Основной акцент формирование математических представлений детей здесь идет через работу по алгоритму. Развиваются умения выбирать и отсчитывать предметы из большого количества деталей по образцу и количеству; определять направление присоединения деталей. Закрепляются повторно цвет, форма, размер деталей, пространственная ориентировка (слева, справа, вверху, внизу, формируются представления о симметрии).

Фото №13 Математические представления ФЭМП математических представлений

Математическое развлечение

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.

Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Вывод

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, использование математических технологий усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в развитии речи детей младшего возраста

Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно - образовательного процесса в детском саду. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются в дошкольно...

собственная методическая разработка «Применение игровых технологий в развитии дошкольников»

игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведениемФункции игры1.развл...

«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников»

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строя...

«Применение игровых технологий в системе физического воспитания дошкольников»

Приоритетным средством и методом обучения и развития дошкольника остается игра....

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников в средней группе»

laquo;Применение игровых технологий для  развития речи дошкольников в средней группе» Игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.Формирование у детей грамматически ...

Семинар для воспитателей "Применение игровых технологий для развития образного мышления и пространственного воображения дошкольников"

Семинар для воспитателей "Применение игровых технологий для развития образного мышления и пространственного воображения дошкольников"...