методические рекомендации к игровому пособию «Математическая шкатулка»
методическая разработка по математике

Бежецкая Алёна Александровна
По словам В.А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. 
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. 
Методическое пособие могут использовать педагоги на занятиях с детьми дошкольного возраста (4-7 лет) по формированию элементарных математических представлении. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx774.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №8»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ

«Математическая шкатулка»

Автор: воспитатель Бежецкая А.А.

первая квалификационная категория

г. Иваново, 2024

Пояснительная записка

По словам В.А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх.

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Методическое пособие могут использовать педагоги на занятиях с детьми дошкольного возраста (4-7 лет) по формированию элементарных математических представлении.

Играя и выполняя упражнения, дети постепенно:

  • овладевают умением выделять образы цифр;
  • закрепляют навыки последовательного счета;
  • учатся соотносить количество пальцев или предметов с определенной цифрой;
  • развивают зрительную память и ручную моторику, внимание и мышление;
  • овладевают различными речевыми умениями и навыками.

Пособие рассчитано на совместную работу взрослого и ребенка. Участие и помощь взрослого должны быть искренними, направленными на получение общего результата.

Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Каждая из игр по формированию элементарных математических представлений решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня.

 Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Актуальность

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.

Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны к развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.

Цель пособия: подбор и систематизация игровых упражнений и заданий, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (4-7 лет).

Задачи:

  • развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
  • овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  • развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
  • воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Данный сборник подразумевает постоянное развитие и пополнение различными вариантами игр и заданий на формирование элементарных математических представлений у дошкольников.

Игра «Числа – соседи»

Игра представляет собой тематически оформленную коробку, которая наполнена карточками с заданиями. В состав игры входит  10 карточек с заданиями. На карточках изображены курицы, каждой из них присвоен номер от 1 до 10. Справа и слева – контур яйца, с липучкой. В дополнительной коробочке собраны яйца на липучках, на каждом из них изображена цифра.

Цель: формирование представления об отношениях чисел, рядом стоящих в числовом ряду.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с «соседями» числа в числовом ряду.
  • Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
  • Развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, речь.
  • Формировать умение узнавать и называть числа. Правильно заполнять пропуски в числовом ряду.
  • Учить восстанавливать ряд чисел в прямом и обратном порядке.
  • Воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре.

Описание:

  1. Разложите карточки с заданиями на столе.
  2. Разложите вырезанные яйца с числами в произвольном порядке рядом с заданиями.
  3. Попросите детей подобрать правильное яйца к каждой карточке с заданием, которое должно стоять перед курицей и после нее.

Воспитатель может придумать дополнительные варианты игр:

  • сосчитать яйца;
  • распределить яйца в несколько кучек по заданным характеристикам, выполнить заданные действия: сравнить, сделать одинаковое количество, уменьшить, увеличить и т.д.;
  • разложить яйца по порядку: убывание/возрастание.

Игра «Больше, меньше, равно»

Игра представляет собой тематически оформленную коробку, которая наполнена карточками с заданиями. В состав игры входит 24 карточки с заданиями. На карточках изображены по два пингвина, в животе у каждого рыбки, количество которых варьируется от 1 до 10. В середине квадрат с липучкой для размещения карточки с изображением знака. По периметру коробки на липучках прикреплены карточки со знаками: «больше», «меньше», «равно».

Цель: формирование представления о знаках «больше», «меньше», «равно», тренировка в правильном использовании знаков при решении поставленной задачи.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей со знаками знаках «больше», «меньше», «равно».
  • Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
  • Развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, речь.
  • Формировать умение считать предметы, правильно называя итог.
  • Учить сравнивать количество предметов и обозначать данное сравнение знаками.
  • Воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре.

Описание:

Правила игры: ребенок в индивидуальном порядке подбирает знаки «больше», «меньше» или «равно», посчитав количество картинок на карточке.

Игровое действие: подбор знаков «больше», «меньше» или «равно».

Усложнение: соревнование между детьми на время.

Игра «Состав числа»

Игра представляет собой конверт, который наполнен игровыми полями. В состав игры входит 10 игровых полей с заданиями . На карточках изображены дома с окнами для маленьких карточек, на крыше каждого дома указано число от 1 до 10, состав которого нужно определить.  Дополнительно идет конверт с набором маленьких карточек с числами от 1 до 10.

Цель:  Совершенствование знаний о составе изученных чисел. Формирование умения представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).

Задачи:

  • развивать представления детей о составе числа;
  • закреплять умение соотносить число с цифрой;
  • упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
  • побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших;
  • развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения;
  • воспитывать интерес к играм математического содержания.

Описание:

Игровая ситуация 1:

Ведущий кладет перед ребенком карточки - домики с числами в пределах 10.

Цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже.

Ребенок должен подобрать и поставить цифру на второе окошко.

Игровая ситуация 2:

Ведущий кладет перед ребенком большую карточку с домиком.

В каждом из домиков живет определенная цифра. Ребенку предлагается подумать и сказать, из каких чисел она состоит. Пусть ребенок назовет все варианты. После этого он может показать все варианты состава числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к дидактическому пособию "Математический ковёр "Геометроград"

В жизни дошкольников большое место занимает игровая деятельность.  Дидактическое пособие «Математический ковёр «Геометроград» – новейший способ организации учебно – ...

Методические рекомендации по формированию элементарных математических способностей у детей младшего дошкольного возраста, используя дидактическое пособие « Занимательная математика »

Настоящие рекомендации по работе с дидактическим материалом «Занимательная математика» могут быть использованы в работе педагогов дошкольного образовании  при организации непосредстве...

Методические рекомендации к игровому дидактическому пособию.

Методические рекомендации, для моздания игровых пособий....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К УЧЕБНО - ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КЕЙС» раздел «ВЕЛИЧИНА» для работы с детьми с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 лет

 «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.Это весьма полезно, а потому не только не следуетэтому мешать, но нужно принимать меры к тому,что бы   всегда у них ...

Методические рекомендации по использованию пособия Игровой парашют

Использование нестандартного оборудования в работе педагога-психолога....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Дидактические игры с фонариком на лексические темы: фрукты и ягоды, овощи, обитатели леса, насекомые»

Данное методическое пособие включает в себя серию дидактических игр на лексические  темы: «Овощи», «Насекомые», «Фрукты и ягоды», «Обитатели леса» ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Лэпбук «Дедушка Мороз»»

Методическая разработка дидактическое пособие лэпбук познавательной направленности «Дедушка Мороз» предназначена для детей старшего дошкольного возраста и является развивающим средством об...