методические рекомендации к игровому пособию «Математическая шкатулка»
методическая разработка по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 774.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №8»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ
«Математическая шкатулка»
Автор: воспитатель Бежецкая А.А.
первая квалификационная категория
г. Иваново, 2024
Пояснительная записка
По словам В.А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх.
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Методическое пособие могут использовать педагоги на занятиях с детьми дошкольного возраста (4-7 лет) по формированию элементарных математических представлении.
Играя и выполняя упражнения, дети постепенно:
- овладевают умением выделять образы цифр;
- закрепляют навыки последовательного счета;
- учатся соотносить количество пальцев или предметов с определенной цифрой;
- развивают зрительную память и ручную моторику, внимание и мышление;
- овладевают различными речевыми умениями и навыками.
Пособие рассчитано на совместную работу взрослого и ребенка. Участие и помощь взрослого должны быть искренними, направленными на получение общего результата.
Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Каждая из игр по формированию элементарных математических представлений решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня.
Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.
Актуальность
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.
Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны к развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.
Цель пособия: подбор и систематизация игровых упражнений и заданий, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (4-7 лет).
Задачи:
- развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
- овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Данный сборник подразумевает постоянное развитие и пополнение различными вариантами игр и заданий на формирование элементарных математических представлений у дошкольников.
Игра «Числа – соседи»
Игра представляет собой тематически оформленную коробку, которая наполнена карточками с заданиями. В состав игры входит 10 карточек с заданиями. На карточках изображены курицы, каждой из них присвоен номер от 1 до 10. Справа и слева – контур яйца, с липучкой. В дополнительной коробочке собраны яйца на липучках, на каждом из них изображена цифра.
Цель: формирование представления об отношениях чисел, рядом стоящих в числовом ряду.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с «соседями» числа в числовом ряду.
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
- Развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, речь.
- Формировать умение узнавать и называть числа. Правильно заполнять пропуски в числовом ряду.
- Учить восстанавливать ряд чисел в прямом и обратном порядке.
- Воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре.
Описание:
- Разложите карточки с заданиями на столе.
- Разложите вырезанные яйца с числами в произвольном порядке рядом с заданиями.
- Попросите детей подобрать правильное яйца к каждой карточке с заданием, которое должно стоять перед курицей и после нее.
Воспитатель может придумать дополнительные варианты игр:
- сосчитать яйца;
- распределить яйца в несколько кучек по заданным характеристикам, выполнить заданные действия: сравнить, сделать одинаковое количество, уменьшить, увеличить и т.д.;
- разложить яйца по порядку: убывание/возрастание.
Игра «Больше, меньше, равно»
Игра представляет собой тематически оформленную коробку, которая наполнена карточками с заданиями. В состав игры входит 24 карточки с заданиями. На карточках изображены по два пингвина, в животе у каждого рыбки, количество которых варьируется от 1 до 10. В середине квадрат с липучкой для размещения карточки с изображением знака. По периметру коробки на липучках прикреплены карточки со знаками: «больше», «меньше», «равно».
Цель: формирование представления о знаках «больше», «меньше», «равно», тренировка в правильном использовании знаков при решении поставленной задачи.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей со знаками знаках «больше», «меньше», «равно».
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
- Развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, речь.
- Формировать умение считать предметы, правильно называя итог.
- Учить сравнивать количество предметов и обозначать данное сравнение знаками.
- Воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре.
Описание:
Правила игры: ребенок в индивидуальном порядке подбирает знаки «больше», «меньше» или «равно», посчитав количество картинок на карточке.
Игровое действие: подбор знаков «больше», «меньше» или «равно».
Усложнение: соревнование между детьми на время.
Игра «Состав числа»
Игра представляет собой конверт, который наполнен игровыми полями. В состав игры входит 10 игровых полей с заданиями . На карточках изображены дома с окнами для маленьких карточек, на крыше каждого дома указано число от 1 до 10, состав которого нужно определить. Дополнительно идет конверт с набором маленьких карточек с числами от 1 до 10.
Цель: Совершенствование знаний о составе изученных чисел. Формирование умения представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).
Задачи:
- развивать представления детей о составе числа;
- закреплять умение соотносить число с цифрой;
- упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
- побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших;
- развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения;
- воспитывать интерес к играм математического содержания.
Описание:
Игровая ситуация 1:
Ведущий кладет перед ребенком карточки - домики с числами в пределах 10.
Цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже.
Ребенок должен подобрать и поставить цифру на второе окошко.
Игровая ситуация 2:
Ведущий кладет перед ребенком большую карточку с домиком.
В каждом из домиков живет определенная цифра. Ребенку предлагается подумать и сказать, из каких чисел она состоит. Пусть ребенок назовет все варианты. После этого он может показать все варианты состава числа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-372969-1389458919.jpg)
Методические рекомендации к дидактическому пособию "Математический ковёр "Геометроград"
В жизни дошкольников большое место занимает игровая деятельность. Дидактическое пособие «Математический ковёр «Геометроград» – новейший способ организации учебно – ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/31/picture-995979-1572505130.jpg)
Методические рекомендации по формированию элементарных математических способностей у детей младшего дошкольного возраста, используя дидактическое пособие « Занимательная математика »
Настоящие рекомендации по работе с дидактическим материалом «Занимательная математика» могут быть использованы в работе педагогов дошкольного образовании при организации непосредстве...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/14/picture-305528-1568455069.jpg)
Методические рекомендации к игровому дидактическому пособию.
Методические рекомендации, для моздания игровых пособий....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К УЧЕБНО - ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КЕЙС» раздел «ВЕЛИЧИНА» для работы с детьми с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 лет
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.Это весьма полезно, а потому не только не следуетэтому мешать, но нужно принимать меры к тому,что бы всегда у них ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/04/picture-720483-1449241836.jpg)
Методические рекомендации по использованию пособия Игровой парашют
Использование нестандартного оборудования в работе педагога-психолога....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/15/picture-1520944-1713162929.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Дидактические игры с фонариком на лексические темы: фрукты и ягоды, овощи, обитатели леса, насекомые»
Данное методическое пособие включает в себя серию дидактических игр на лексические темы: «Овощи», «Насекомые», «Фрукты и ягоды», «Обитатели леса» ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/15/picture-1520944-1713162929.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Лэпбук «Дедушка Мороз»»
Методическая разработка дидактическое пособие лэпбук познавательной направленности «Дедушка Мороз» предназначена для детей старшего дошкольного возраста и является развивающим средством об...