Методические рекомендации к игровому дидактическому пособию.
методическая разработка

Петрова Надежда Васильевна

Методические рекомендации, для моздания игровых пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_k_igrovomu_posobiyu.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к дидактическому  игровому пособию.

         Друзья, в какой-то момент каждому из нас приходится презентовать свой опыт работы: при аттестации, во время педсовета, на различных конкурсах и т.д. Довольно часто мы презентуем игровую среду или отдельные ее элементы. Разрабатывая игровое пособие, педагог продумывает множество деталей. Помимо всего прочего ценным в пособии является возможность его применения другими педагогами, воспитателями и специалистами. Для этого разрабатываются так называемые методические рекомендации к игровому пособию. Что же они включают:

Титульный лист, оформленный в соответствии с принятыми нормами и содержащий:

  • наименование учреждения;
  • наименование документа (методические рекомендации по использованию дидактического игрового пособия «…»);
  • автор (должность, ФИО, квалификация);
  • город, год.

Фотографии игрового пособия

Необходимо отразить общий вид (крупный план), а так же отдельные элементы.

Непосредственно методические рекомендации

Они могут быть представлены в следующем порядке.

Целевая аудитория

Ключевой вопрос: С детьми какого возраста данное пособие может использоваться?

Варианты:

  • Дидактическое игровое пособие предполагает использование детьми раннего (младшего, среднего, старшего) дошкольного возраста.
  • Дидактическое пособие предназначено для детей 4–5 лет.

Назначение дидактического игрового пособия

Ключевые вопросы:

Развитию, формированию, воспитанию чего способствует?

Каковы варианты применения пособия в воспитательно-образовательном процессе (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная работа, организованная или самостоятельная детская деятельность)?

Варианты:

  • Многофункциональное дидактическое пособие представляет собой мобильный, полифункциональный набор дидактических материалов и игр развивающей направленности. Данное пособие позволяет в недирективной форме общения поддерживать индивидуальность и инициативу детей в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, познавательной и др.).
  • Игровое пособие позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления.
  • Ценность состоит в возможности применения педагогом данного игрового пособия в процессе организации воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего и младшего дошкольного возраста по многим лексическим темам, а также в создании условий для знакомства ребенка с домашними животными и их детенышами, дикими животными; овощами, фруктами, геометрическими фигурами и пр.
  • Данное игровое пособие подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

Цель, задачи использования дидактического игрового пособия

Не комментирую этот пункт.

Описание дидактического игрового пособия

Ключевые вопросы:

Что представляет собой пособие?

Из чего изготовлено?

Из каких элементов состоит?

Варианты:

  • Пособие представляет собой книгу, состоящую из 10 мягких съемных страниц, изготовленных из ткани и фетра. Включает в себя съёмные детали, которые ребенок сам может перемещать в нужное поле. Детали имеют различные виды крепления: пуговицы, кнопки, крючки, липучки, ленточки, застёжки и т.д.
  • Данное пособие представляет собой настенное панно, имеющее тканевую основу разной фактуры (плотные портьеры, драп, сатин, шерсть, искусственная кожа). Размеры панно: длина - ____см, высота – ____см. По периметру тканевая основа панно крепится к деревянным рейкам при помощи кнопок.
  • Дидактическое пособие разделено на 4 зоны, связанные между собой тактильными дорожками. Фоном каждой зоны служит ткань зеленого цвета. В основе дорожек – ткань коричневого цвета. Каждая зона отражает понятийные для малыша природные и социальные объекты и имеет свое название: «Поляна», «Лес», «Дом», «Паровозик». Чтобы композиция имела законченный вид, в верхней части панно создано небо, где расположены солнышко, радуга и облако, выполненные из ткани. Данные детали пособия статичны и находятся вне зоны досягаемости ребенка. Очень хорошая идея решения принципа статичности-динамичности – различные элементы крепятся к панно при помощи ленты-липучки, крючков, пуговиц, кнопок и легко заменяются. К пособию прилагается разнообразный дидактический материал: цветные картинки лесных животных, имеющих ламинированную основу. На задней стороне каждой картинки находится лента-липучка, помогающая крепить картинки к панно. В набор входят фигурки: медведь – 1 шт., заяц- 1 шт., волк –1 шт., белка – 1 шт., лиса – 1 шт.; цветные картинки рыбок – 3 шт., уточек – 3 шт., ламинированные, с липучкой на обратной стороне.

Описание примеров использования в разных видах детской деятельности

Ключевые вопросы:

Отвечает ли игровое пособие принципам ФГОС ДО?

Является ли игровое пособие многофункциональным?

Какие варианты игровых заданий могут быть реализованы?

Варианты:

  • Дидактическое игровое пособие является частью РППС группы, отвечает принципам трансформируемости, полифункциональности и вариативности.
  • Игровое пособие стимулирует познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, двигательную деятельность детей.
  • Цветы к панно крепятся пуговицами, «липучками», кнопками. Ребенок имеет возможность собрать цветы в корзинку и «посадить» на полянке новые и т.д. Ярким примером дидактических игр на цветочной полянке служат игры «Собери в корзинку», «Подбери по цвету», «Большие и маленькие», «Вверху и внизу» и другие, где задачи могут быть разнообразными: закреплять умение различать и соотносить предметы (цветы) по величине; закреплять представления о понятиях «один – много»; закреплять умение определять положение предмета в пространстве. Для развертывания самостоятельных игровых действий на поляну может быть помещена кукла Катя (кукла Ваня), которая вместе с детьми будет собирать цветы в корзинку, рассаживать новые цветы на поляну. Корзинка является пришивным элементом панно.
  • Примерные варианты игровых заданий по лексическим темам:

II неделя «Урожай. Труд людей осенью»

Осень – время урожая. Что созрело на деревьях?

Разложи урожай в соответствии с количеством, помещающимся в корзины.

На поляне созрели ягоды. Назови их. Продолжи последовательность.

Осень – грибная пора. Какие грибы выросли? Разложи грибы от маленького до большого.

Конечно, мы с вами не будем разрабатывать такие подробные рекомендации к каждому игровому пособию, однако это отличный вариант для подготовки игрового пособия к демонстрации перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию "Репка" Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса

Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию  "Репка" Н.Е.Веракса,А.Н.ВераксаУченые, которые исследовали природу сказки, показали, что она представляет собой сложный и важный...

Методические рекомендации к развивающему дидактическому пособию «Чудо-сетка».

Известно, что любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании  предметов, явлений и процессов участвовало как можно больше анализаторных систем (зри...

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Сенсорные (тактильные) карточки»

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия«Сенсорные (тактильные) карточки»Авторы:Бородинова Зинаида Григорьевнавоспитатель 1 категорииЛобачева Кристина ЛеонидовнаВос...

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Театр на тарелочках» для детей раннего и дошкольного возраста (3-7 лет)

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Театр на тарелочках»для детей раннего и дошкольного возраста (3-7 лет)...

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Цветной счет»

Книжка из фетра, из тканевых композиций — это очень полезная и оригинальная игрушка для ребенка. Она выполняет множество полезных функций для развития ребенка: развивает тактильные ощущения, учи...