Конспект занятия по математике в старшей группе «Измерение длины». 12.05.2024 год
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Кубова Надежда Алексеевна
Цель: Познакомить с элементарными способами измерения. Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные: - Познакомить с элементарными способами измерения, сравнения величины двух предметов. - Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения. -Учить измерять меркой. Развивающие: - Развивать логическое мышление, внимание. Воспитательные: - Воспитывать интерес к математике. - Развивать навыки сотрудничества. Материал: квадраты различного размера, мерки. Организационный момент: Воспитатель: Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто пришел к нам в группу. На завтрак съел он только луковку, Но никогда он не был плаксой. Писать учился носом буковки И посадил в тетрадке кляксу. Не слушался совсем Мальвину Сын папы Карло …. (Буратино.) Воспитатель: Ребята, Буратино не может, но очень хочет научиться сравнивать и измерять длину предметов. Как нам помочь ему? (ответы детей). Воспитатель: А вы знаете, что в древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. В Древней Руси существовали свои

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmerenie.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в старшей группе

«Измерение длины».

Цель: Познакомить с элементарными способами измерения.

Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с элементарными способами измерения, сравнения величины двух предметов.

- Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения.

-Учить измерять меркой.

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к математике.

- Развивать навыки сотрудничества.

Материал: квадраты различного размера, мерки.

Организационный момент:

Воспитатель: Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто пришел к нам в группу.

На завтрак съел он только луковку,

Но никогда он не был плаксой.

Писать учился носом буковки

И посадил в тетрадке кляксу.

Не слушался совсем Мальвину Сын папы Карло …. (Буратино.)

Воспитатель: Ребята, Буратино не может, но очень хочет научиться сравнивать и измерять длину предметов. Как нам помочь ему? (ответы детей). 

Воспитатель: А вы знаете, что в древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.

В Древней Руси существовали свои измерения. Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца. Сажень  - расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой, а еще была одна мера длины - пядь — расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении.

Воспитатель: а вы умеете измерять? Как это интересно - измерять, особенно если неизвестно, чем измерять! Предлагаю что-нибудь измерить. Как вы думаете, чем можно измерять? Что у нас всегда с собой? Руки и ноги - это будут наши условные мерки.

А знаете ли вы, что в старину тоже измеряли руками. Например, измеряли вершками. Это верхняя часть указательного пальца(Показ и выполнение детьми)

Пословица. «От горшка два вершка»- человек невысокого роста.

Расстояние между большим и указательным пальцем называли пядью? (Показ и выполнение детьми)

Пословица. «Не уступить ни пяди»- не отдать даже самой малости.

Расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба называли локоть (Показ и выполнение детьми)

Пословица. «Близок локоть да не укусишь» - так говорят о невыполнимом деле.

Расстояние от конца среднего пальца до плеча называли - аршин (Показ и выполнение детьми)

Пословица. «На аршин борода, да ума на пядь»- так говорят о взрослом, но глупом человеке.

Расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой называли – сажень (Показ и выполнение детьми)

Пословица. «Посадил на вершок, а собрал на сажень»- так говорят о хорошем урожае.

Воспитатель: Посмотрите, на столе перед вами лежат полоски разной длины и ширины. Какая полоска длиннее? Какая уже? Какая шире? Какая тоньше? (ответы детей) 

- Что значит длиннее(это значит больше по длине.) 

- Что значит короче? (это значит меньше по длине.) 

– Сравните предметы, отличающиеся шириной (высотой, толщиной, и сделайте соответствующие выводы.

- Сравните предметы, отличающиеся по объему в целом, что мы можем сказать о предметах?

- Когда предмет больше по длине, и по высоте, и по ширине, о нем говорят, что он больше другого, а о предмете, меньшем по длине, ширине, высоте, - что он меньше.

Физминутка «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два- нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Предлагаю этими древними мерками измерить предметы, которые нас окружают. Что мы можем измерить?

Дети предлагают, что можно измерить, выбирают мерку, которой будут измерять и проводят измерения.

Воспитатель: Для того, чтобы понять, у кого, какие результаты получились, возьмите со стола такую цифру, сколько получилось мерок. Итак, сравним результаты.

Маша, ты какой меркой измеряла высоту (ширину) стула? Какой результат у тебя получился?

Петя, а ты какой меркой измерял тот же стул? Какие результаты получились у тебя?

Маша, Катя, и Сережа вы измеряли ширину, у вас тоже получились разные результаты?

Почему у вас получились разные цифры?

Дети замечают разницу в результатах; рассуждают, что у кого-то из них рука (ладонь, локоть, аршин) больше, у кого-то меньше. Делают свои выводы.

Воспитатель: Поясняет выводы детей. При измерении одинаковой длины разными условными мерками получаются разные результаты. Чем больше мерка, тем меньше число, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число.

Воспитатель: Чтобы у всех получались точные измерения, и между людьми не возникало споров 200 лет назад, придумали общую для всех мерку. Ее называли сантиметр. Эта первая в мире общая единица измерения. А потом, имея эту общую мерку изобрели измерительные приборы.

Воспитатель: Как вы думаете, что у меня в коробочке? Воспитатель достаёт из коробочки линейки, показывает детям, дает им в руки и предлагает измерить палочки Кюизенера7 см. длины, лежащие на столах. После того, как дети произвели замеры, воспитатель просит одного ребёнка взять цифру, которая соответствует его измерению. Воспитатель просит поднять правую руку тех, у кого получился такой же результат.

Гимнастика для глаз.

«Глазкам нужно отдохнуть» (Ребята закрывают глаза) 

«Нужно глубоко вздохнуть» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Рефлексия. 

Воспитатель: Буратино, тебя дети научили пользоваться меркой?

Что такое мерка?

Для чего она нужна?

Что мы сегодня измеряли с помощью мерки(Ответы детей).

Буратино пора возвращаться домой.  Давайте попрощаемся с ним.

Ребята, а что бы вы хотели узнать на следующем занятии(ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе "Сравнение предметов по длине"

Научиться сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки....

Конспект занятия по математике в старшей группе «Измерение длины»

Познакомить с элементарными способами измерения, сравнения величины двух предметов. - Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и резу...

Занятие по математике в старшей группе «Измерение жидкости»

Занятие по математике в старшей группе «Измерение жидкости»...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Измерение длины».

Тема: «Измерение длины». Цель: Познакомить с элементарными способами измерения. Задачи: Образовательные: - Познакомить с элементарными способами измерения, сравнения величины двух предметов. - Ф...

Открытое аттестационное занятие по математике в старшей группе. «ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ»

Предлагаю вашему вниманию Открытое аттестационное занятие по математике в старшей группе «ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ», целью которого являются Развитие интереса к предмету математики, на ос...

Конспект занятия по математике в старшей группе "На сколько меньше? На сколько больше?"( технология "Ситуации" Л.Г.Петерсон) ( 15.02.2024)

Посредственный учитель  излагаетХороший учитель  обьясняетВыдающий учитель показывает Великий учитель вдохновляет( Ульям Артур Уорд)...

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: «Длина, высота, ширина предметов, независимость числа от расположения предметов»

Цель: Дать детям представление о неизменности количества предметов в результате изменения их местоположения в пространстве.Задачи: 1. Совершенствовать умение упорядочивать предметы по длине и ширине;2...