Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ финансово-экономической грамотности с детьми подготовительной к школе группы « Как Буратино знакомился с деньгами»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

"Как Буратино знакомился с деньгами"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ финансово-экономической грамотности с детьми подготовительной к школе  группы

« Как Буратино знакомился с деньгами»

             Автор работы: воспитатель первой квалификационной категории Рыженкова Марина Викторовна, МКДОУ «Еткульский детский сад «Одуванчик», с. Еткуль.

   Описание: данный материал будет полезен воспитателям подготовительной к школе группы и родителям. Конспект познавательной деятельности направлен на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет»,  «безналичные деньги». Уточнить представления о «купюре» (бумажные деньги), «монетах» (металлические деньги) , их внешнем виде.

Задачи:

Образовательные:

-расширять активный словарь детей, знакомя с экономическими терминами;

-формировать умения выражать свои мысли и анализировать;

-формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом;

-опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

Развивающие:

-развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

-развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные:

-воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие).

Метод организации обучения детей финансовой грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах.

Приемы:

словесный - рассказ воспитателя, вопросы к детям, беседа, художественное слово;

наглядный – демонстрация материала;

игровой – сюрпризный момент, выполнение игровых действий;

практический – самостоятельная деятельность детей, экспериментирование.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, игровая деятельность, физическое развитие.

Словарная работа:

Активизация словаря: монеты, банкноты, банкомат, стипендия.

Обогащение словаря: семейный бюджет, доход, расход, пособия, безналичные деньги.

Материал и оборудование: монеты и банкноты (напечатанные) на каждого ребенка, картонные заготовки пластиковых карт, банкомат (бутафория), пластиковая карта, одноразовые стаканы с водой, фломастеры на каждого ребенка, кошелек.

            Ход занятия:

           Организационный момент. (Дети стоят возле парты)

          Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня поздороваться необычным способом. Повторяйте за мной.

Здравствуй, солнышко – дружок,

руки вверх, «фонарики»

Здравствуй, носик – пятачок

указательным пальцем показываем носик

Здравствуйте, губки

показываем губки

Здравствуйте, зубки

показываем зубки

Губками «почмокали»

«чмокаем»

Зубками «пощёлкали»

«щёлкаем»

Ручки вверх подняли

поднимаем ручки вверх

И ими помахали

машем ладошками

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали

 Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. А какой вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.

На завтрак съел он только луковку,

Но никогда он не был плаксой.

Писать учился носом буковки

И посадил в тетрадке кляксу.

Не слушался совсем Мальвину

Сын папы Карло … (Буратино)

Воспитатель: Верно, ребята! Это Буратино.

Воспитатель: Проходи Буратино, мы очень рады тебя видеть на нашем занятии. А что у тебя в руках и почему ты такой печальный?

Буратино: Папа Карло откладывал сюда монетки, чтобы купить мне «Азбуку» к новому учебному году.  Но мне очень хотелось пойти в театр кукол на представление, и я без спроса потратил монеты. За это папа Карло отправил меня в школу финансовой грамотности, чтобы я научился правильно распоряжаться монетами. Сегодня был первый урок. Учитель говорил так много новых слов: «доход», «расход», «бюджет», «пластиковая карта» и  другие непонятные мне слова. Что же мне теперь делать?  Как все понять и запомнить? 
     
Воспитатель: Буратино, ты оставайся с нами! Присаживайся рядом с ребятами. На занятии мы расскажем тебе, что такое деньги, как их зарабатывают и как их правильно потратить?

     Воспитатель: Ребята, что это такое у Буратино в руках, на что похоже? Для чего нужен кошелек? (Ответы детей) 

     Воспитатель: Совершенно верно. А для чего нужны деньги людям?

     Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно! А деньги кто-нибудь кому-нибудь даёт просто так? А где берут деньги? (Ответы детей) Правильно, ребята, их зарабатывают. Мамы и папы ежедневно ходят на работу, трудятся и получают зарплату.  Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Ребята, а кто еще кроме родителей является членом семьи? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, вносят ли дедушка с бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Ведь пенсия бабушки и дедушки – это тоже деньги. Её платят пожилым людям, которые отработали много лет.

Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги? Взрослые дети, которые окончили школу и учатся в колледжах, институтах уже получают стипендию.

Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия – все эти слова можно объединить и назвать - семейный бюджет. Но семейный бюджет делится на доходы и расходы.

Воспитатель: Как вы думаете,  что такое «доход»? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно.  Доход — это деньги, полученные в результате работы.

Воспитатель: Что  же означает слово «расход»  по вашему мнению? (ответы детей)

Воспитатель: Верно. Расход — это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: Буратино, а ты все усвоил?

Буратино: Мне не совсем понятно, что такое «расход» и «доход».

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Буратино усвоить эти понятия с помощью игры. Буратино, слушай и запоминай.

Игра «Доход-расход».

Если ситуация, которую я вам назову, означает «доход», то вы будете хлопать в ладоши, если – «расход», то вы будете топать.

-папа Карло получил зарплату;

-Буратино купил билет в театр;

-папа Карло продал свою куртку;

-Буратино купил леденцы;

-Буратино порвал курточку.

-Папа Карло приобрел «Азбуку» для Буратино.

Воспитатель: Ну что Буратино теперь тебе понятно, что является «доходом», а что «расходом»?

Буратино: Спасибо вам ребята! Теперь мне всё понятно.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас ребята, и тебя Буратино немного отдохнуть и поиграть в профессии.

Игра «Профессии»

Если хочешь стать маляром-делай так

красят кистью,

Если хочешь стать швеей, то делай так

строчат на машинке

Если ты водитель-делай так

вращают руль

Если ты сапожник-делай так

 топают ногами

Если ты спортсмен-делай так

Приседают

Хватит в профессии играть,

Пора зарплату получать.

садятся на место

   

Воспитатель: Молодцы! Замечательно поработали! А теперь получите первую зарплату за свою работу. (Детям раздается зарплата. Напечатанные    в конвертах купюры и монетки)

Воспитатель: Еще раз скажите мне, как называются металлические деньги? Правильно они называются монетами. А бумажные деньги как называются? (купюры). Давайте рассмотрим их. Как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры? (ответы детей)

 Воспитатель: Давайте  проведем эксперимент.

1. Эксперимент.

В одну руку возьмите монету, а в другую купюру. Попробуйте сжать их в кулачках. Что произошло? (помялась, не помялась)

Теперь давайте попробуем порвать. (купюра мнётся, рвется; монета - нет.)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

2. Эксперимент.

А теперь в одну руку возьмите монетку, а в другую бумажную купюру.

Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте теперь подуем на деньги. Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой?  Какой вывод сделаем? Что легче?

Вывод:  Бумажная купюра

3. Эксперимент.

Воспитатель: В  ёмкость с водой кладем купюру. Что происходит?(Ответы детей)

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт? (Ответы детей)

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, что в этом эксперименте выигрывает?

Вывод: опять монетка

Воспитатель: Совершенно верно. Какой вывод мы сделаем?

Дети: (размышляют) 

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.

Воспитатель: Сейчас у вас на столах лежат деньги.  Они у вас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают и «безналичные деньги». Их у нас нет, но на самом деле они хранятся на пластиковой карте (показать пластиковую  карту). Как вы думаете, все ли пластиковые карты одинаковые? Кто выдает человеку пластиковую карту?  Кто может иметь пластиковую карту?

 Воспитатель: Ребята, а вы видели такие карты у родителей?

Ребята, а что должен знать владелец карты, чтобы ей пользоваться? (Ответы детей) 

Воспитатель: Но помните ребята,  что пароль никому нельзя говорить. Ведь если мы расскажем, то все деньги пропадут.

Воспитатель:  Буратино, а у тебя есть банковская карта?

Буратино: Нет.

Воспитатель: Буратино, я предлагаю тебе и ребятам завести свою банковскую карту. Вы согласны? ( Дети и Буратино  за столами  самостоятельно по образцу создают свою именную банковскую карту.)

Воспитатель:  Вот ваши карты готовы. Ребята, может кто-то из вас знает, как называется устройство, при помощи которого мы можем снимать, вносить, переводить деньги? (Ответы детей)

Воспитатель:   Буратино, я приглашаю тебя и ребят к банкомату. Банковские карты мы изготовили, я покажу вам, как снять деньги в банкомате и получить купюры.

Для того чтобы  снять деньги, нам нужно вставить карту, ввести пин-код из 4 цифр, ввести нужную нам сумму для снятия и дождаться  выдачи денег. По желанию вы можете взять чек. Всем понятно как работает банкомат?   

    Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам побыть взрослыми и поиграть в сюжетную игру «Банкомат». Вы можете использовать для снятия наличных денег свои изготовленные карты. Возьмите свою карточку, и снимите нужную сумму денег. (Правило игры: спросить, кто последний, встать за ним и ждать своей очереди.)

Воспитатель: Ну, вот  Буратино, наше занятие подошло к концу, ты все запомнил?

Буратино: Да, я постараюсь ничего не забыть. Спасибо, вам, ребята.  Теперь я знаю, что деньги нужно зарабатывать собственным трудом.  Я положу свои заработанные деньги на карту и буду тщательно обдумывать все свои расходы. До свидания, ребята! (Буратино уходит)

Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?

Дети: Буратино.

Воспитатель: Чему, мы обучили Буратино?

Дети: Мы обучили Буратино финансовой грамотности.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня меня порадовалиРебята, посмотрите, нам папа Карло передал коробочку, за то, что вы научили Буратино правильно обращаться с деньгами. Давайте, посмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель открывает коробочку, в ней шоколадные монеты_)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".

Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим.  Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...

Конспект совместной образовательной деятельности по формированию основ безопасности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Школа пешеходных наук» (с применением ЭОР)

Конспект совместной образовательной деятельности  по формированию основ безопасности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Школа пешеходных наук» с использованием интерактивной доски...

Конспект образовательной квест-игры по формированию основ безопасности «Дорожные приключения» с детьми подготовительной к школе группы

Конспект образовательной квест-игры  по формированию основ безопасности  «Дорожные приключения»с детьми подготовительной к школе группы Цель: развитие познавательно-реч...