Конспект ОД (открытого занятия) "Путешествие в Школу экономики" финансовая грамотность
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Дельмухаметова Гузель Фаргатовна

Цель: создать условия для расширения и закрепления знаний старших дошкольников по финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

- расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами;

- закреплять умение выполнять математические вычисления.

Развивающие:

-  развивать умение делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные:

- воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Работа над словарем: экономика, экономный, потребности, цена, деньги (купюры, монеты), банковская карта.

Методы и приёмы руководства деятельностью детей: наглядный, словесный, практический, погружение в игровую ситуацию, сюрпризный момент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_puteshestvie_v_shkolu_ekonomiki.docx139.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 84» г. Оренбурга

460023, г. Оренбург, ул. Магистральная 4а, тел. (3532)47-89-69

     

Конспект открытого занятия

Тема: «Путешествие в Школу экономики»

(финансовая грамотность)

группа общеразвивающей направленности

для детей 5 - 6 лет

Picture background

Разработала и провела:

                                             Дельмухаметова Г.Ф.

                                                   I квалификационная категория

г. Оренбург, 2024г.

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию в сфере трудового воспитания (финансовая грамотность)

«Путешествие в Школу экономики»

Цель: создать условия для расширения и закрепления знаний старших дошкольников по финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

- расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами;

- закреплять умение выполнять математические вычисления.

Развивающие:

-  развивать умение делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные:

- воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Работа над словарем: экономика, экономный, потребности, цена, деньги (купюры, монеты), банковская карта.

Методы и приёмы руководства деятельностью детей: наглядный, словесный, практический, погружение в игровую ситуацию, сюрпризный момент.

Создание среды для организации и проведения ОД:

Для эксперимента: стол, магниты, доска, тарелка с водой, кошелёк (2 шт.), железные монеты, бумажные купюры, карта для внесения результатов опытов.  Настоящие и ненастоящие деньги разного достоинства (купюры: 50, 100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей); копилка с сюрпризом, копилки на стол детям, конверты с заданиями, магазин с товарами; монеты; столы и стулья по количеству детей.

Виды детской деятельности в ОД:

Игровая, социально-коммуникативная, познавательная, физическая культура, практическая, чтение художественной литературы.

Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин», просмотр медиафайла «Откуда пришли деньги?», беседы «Что такое бюджет».

Планируемые результаты:

Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине – это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена – это количество денег, которое надо отдать.

Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Форма работы: подгрупповая, групповая.

Используемые технологии: личностно-ориентированного обучения, игровые, сотрудничество, элементы ТРИЗ-технологии, ИКТ.

План ОД

1.Вводная часть:

Создание мотивации для детской деятельности

Чтение воспитателем стихотворения и рассказ о Школе экономики                                                        

Определение цели.

Выводы.

 

2. Основная часть:                                        

Беседа с воспитателем

Решение задач

Физ. минутка

Выполнение экспериментов

Анализ экспериментирование

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов ОД.

Длительность ОД                                        

2 мин

20 мин

3 мин.

25 мин.

Ход ОД (открытого занятия)

Части ОД

Содержание

Виды деятельности

1. Вводная часть

Создание мотивации для детской деятельности.

Определение цели.

Беседа воспитателя о Школе экономики.

Выводы.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (дети здороваются с гостями).

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение?

Ответы детей.

Воспитатель: - А для того, чтобы его улучшить мы с вами встанем в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)

Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)

Как хорошо, что есть ты и я! (руки к соседу, потом к себе)

Воспитатель: - Молодцы ребята! Ребята, вчера в интернете я нашла интересное стихотворение, которое называется «Три копейки за покупку». Вам интересно его послушать? (ответы детей).

Воспитатель: хорошо! Тогда, я его прочту.

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки он ей даёт: «Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки

Постарайся не забыть.

И на сдачу можешь даже,

И свистульку мне купить…»

- Ребята, как вы думаете, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товаров?

Ответы детей.

Воспитатель: - Нет. Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, для такого большого количества покупок недостаточно этих денег. Надо уметь правильно распределять свои деньги. Как вы думаете, существует ли такая наука, которая учит правильно расходовать деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: - Совершенно верно, есть такая наука, и называется она –экономика. Она учит нас быть экономными. А что значит быть экономным?

Ответы детей.

Воспитатель- Экономный человек – это тот, кто умеет правильно расходовать свои деньги.

Воспитатель: - Ребята, а вы бы хотели быть экономными людьми? (ответы детей).

Воспитатель: - Отлично!  Тогда, я приглашаю вас в Школу экономики. Там мы с вами научимся расходовать свои деньги, познакомимся с экономическими названиями и даже решим экономические задачи.

Для того чтобы нам переместиться в школу экономики, нам необходимо взяться за руки, закрыть глаза и сосчитать в обратном порядке от 10 до 0. Считать будем по одному, друг за другом. А теперь покружились на месте. Открываем глаза. Вот мы и переместились.                                  

социально-коммуникативная (в сфере социальных отношений)

познавательная

речевое развитие

2.Основная часть.

Беседа воспитателя с детьми. Решение задач.

Физ. минутка Выполнение экспериментов.

Анализ экспериментов.

 Воспитатель показывает копилку (Дети стоят вокруг воспитателя).

Воспитатель: - Как вы думаете, что у меня в руках?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, копилка.  А как вы догадались? А для чего она нужна?

Ответы детей.

Воспитатель: - Совершенно, верно, копилка нужна для того, чтобы копить деньги. Мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят свои деньги? И сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги».

Проводится речевая игра «Для чего нам нужны деньги».

Воспитатель: - Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.

Ответы детей: (Покупка продуктов питания, оплата проезда, покупка подарков, оплата бытовых услуг, оплата коммунальных услуг, оплата обучения, покупка необходимой одежды). Дети уходят на свои места (столы и стулья).

- Молодцы, ребята!

Воспитатель: - Как вы думаете, каким образом в семье появляются деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: - Да, верно, их зарабатывают родители. А как называются деньги, которые зарабатывают родители?

Ответы детей.

Воспитатель: - Зарплата – это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю. Кроме родителей, кто ещё является членом вашей семьи?

Ответы детей.

Воспитатель: - Бабушки и дедушки, правильно, а получают ли они деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: - Совершенно, верно, пожилым людям, проработавшим много лет, государство платит пенсию. Кто ещё живет в семье?

Ответы детей.

Воспитатель: - Да, в семье проживают ещё дети – это ваши братья и сёстры. А как вы думаете, дети могут приносить в бюджет семьи деньги?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей: дети получают от государства деньги – детские пособия. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, получают стипендию.

Воспитатель: - Зарплата, пенсия, пособия, стипендия. А как же, одним словом, назвать все эти деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: - Да, это всё – доходы семьи, или по-другому семейный бюджет.

Сегодня в нашей игре вы тоже будете за каждый правильный ответ зарабатывать монеты. Заработанные монеты будете складывать в свои импровизированные копилки, которые приготовили нам в Школе экономики.

Первое практическое задание называется «Посчитай семейный бюджет».

(На столе у детей монеты разного достоинства).

Воспитатель: - Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой – пенсию 2 рубля. Сестра – стипендию 1 рубль.

Решите задачу и найдите нужную монету на столе.

(Дети в уме выполняют математическое вычисление и находят монету с числом 10, за что и получают свою монету в копилку).

Ребята, давайте немножко отдохнем. Встанем в круг.

Физ. минутка

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточек то правую, то левую ножку).

    Второе практическое задание называется «Три конверта».  Нам нужно разделиться на три команды. Для этого вы вытяните из волшебного мешочка по одной геометрической фигуре. Кто вытянул круг – одна команда, квадрат – вторая команда, и треугольник – третья команда.

Воспитатель: - Следующее задание.

(Дети выбирают только 1 конверт с заданиями).

1 –й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар.

2 – й вариант. Дети должны найти два разных товара по одинаковой цене.

3 – й вариант. Детям необходимо выбрать карточки с товарами первостепенной потребности и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

Воспитатель: - Получаем монеты за правильные ответы.

Воспитатель: - Как называются наши деньги? (Рубли).

Ой, почему среди денег оказалась ракушка?

Ответы детей.

Воспитатель: - Совершенно, верно. Ракушка – это древняя денежка. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а как вы думаете, какие деньги появились раньше: металлические или бумажные?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, металлические деньги появились раньше. А как же называют эти деньги по-другому?

Ответы детей.

Воспитатель: - Да, верно, они называются монетами. А бумажные деньги называются? (Купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее: монеты или купюры?

Ответы детей.

Воспитатель: - А сейчас мы с вами это проверим. Проходите к столу. Здесь у нас будет мини-лаборатория. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы с вами пришли сюда? Чтобы узнать, что удобнее в обращении: монеты или купюры.

Как настоящие исследователи мы будем записывать результаты опытов, то есть будем делать пометки напротив наших денег на доске.

Посмотрите внимательно на оборудование. Что же мы возьмём вместо настоящей купюры для эксперимента?

Ответы детей: (Бумагу).

1 эксперимент: - Давайте попробуем сжать в одном кулаке монету в другом бумагу. Что произошло? (Бумага помялась, а монета нет).

Теперь давайте попробуем порвать их (бумага рвётся, а монету порвать невозможно).

Воспитатель: - Какой вывод можно сделать, что лучше: монета или купюра?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, монета в обращении лучше. Она не мнётся и не рвётся. На карточке напротив монеты ставим плюсик, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2 эксперимент:

Воспитатель: - Следующий эксперимент мы проведём с водой. Перед вами два стаканчика с водой. Опускаем в первый стаканчик бумагу, что произойдёт?

Совершенно, верно, бумага размокнет и не будет пригодна к использованию.

А теперь проверим монету. Что происходит с ней?

Какой вывод делаем, кто в этом эксперименте выиграл?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ставим плюсик монете.

3 эксперимент:

Воспитатель: - Давайте возьмём в руки монету и купюру и определим, что легче.

Ответы детей.

Воспитатель: - Да, монета тяжелее купюры и это не всегда удобно, т. к. если в кошельке их много, это тяжело и не всегда вместимо в небольшой кошелёк или сумочку. Ставим плюсик купюре.

4 эксперимент:

Воспитатель: - А сейчас положите купюру и монеты в разные кошельки. Давайте нарочно забудем закрыть наши кошельки. Потрясите, поверните. Делаем вывод: с бумажными купюрами удобнее, они не просыпаются. Ставим плюсик купюрам.

Давайте подведём итог, что же лучше в обращении: купюра или монета? По одним свойствам выигрывает купюра, а по другим – монета. Какой вывод мы делаем?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы правы, нам нужны и монеты, и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть ещё в кошельке? Что, кроме денег, можно использовать при оплате?

Ответы детей: (Банковская карта)

Воспитатель: - А удобно ли пользоваться картой?

Ответы детей.

Воспитатель: - Молодцы, вы проделали большую работу и получаете по золотой монетке. Давайте подсчитаем, сколько вы заработали монет в течение занятия. Теперь вы можете смело идти в магазин и купить то, что вы захотите. Подходите к прилавку с товаром. Для начала рассмотрите весь товар, определите, что бы вам хотелось купить и хватит ли у вас на всё это денег. Каждый товар имеет свою цену. 

Обратите внимание: 2 красных яблока стоят 5 руб., 2 зелёных яблока – 3 руб. Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую или за большую цену? Почему? Да, конечно, за меньшую цену, потому что мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда давайте определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.

Проводится игра «Магазин», после покупок дети выполняют вычисления, и объясняют свою экономию.

Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться, берёмся все за руки, закрываем глаза и считаем от 0 до 10 друг за другом. Покружились на месте, вот мы и вернулись в наш детский сад.

познавательная

социально-коммуникативная (в сфере трудового воспитания)

чтение художественной литературы

социально-коммуникативная (в сфере социальных отношений)

речевое развитие

физическая

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов ОД.

Воспитатель: Вот мы и вернулись. Надеюсь, наше путешествие было для вас очень полезным.  

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей.

-Ой! У меня на руке осталась корзинка из Школы экономики. Думаю, не случайно. Заглянем? Смотрите, на дне её что-то лежит. Это медали «Юный экономист». Вы догадались, за что они нам достались?  Правильно! Мы справились со всеми заданиями и удостоились звания «Юный экономист». Скажите, ребята, а что вам понравилось в Школе экономики? Какая из задач для вас была самой сложной, а какая самой легкой? Все справились с задачами? А кому требовалась помощь? Кто помогал соседу?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ребята, вы согласитесь со мной, что многие вещи нельзя купить? (Да)

Тогда давайте поиграем в игру «Да-нет-ка». Я буду называть слова, которые можно приобрести за деньги или нет. Если согласны, то хлопаете в ладоши 3 раза и подтверждаете это словами «Да». Если нет – то топаете 1 раз и произносите слово «Нет».

Дружба, хлеб, погода, кукла, солнце, машина, мама, любовь, конфета, друг, помидор, счастье, мяч, здоровье.

Воспитатель: - Молодцы! Получается, что за деньги можно купить товар или услугу, но нельзя приобрести такие человеческие ценности, как любовь, дружба, здоровье. Помните об этом. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы ребята! Вы сегодня показали отличные знания.

социально-коммуникативная (в сфере социальных отношений)

речевое развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического открытого занятия «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРНУЮ СТРАНУ» для подготовительной группы

Цель:  Формирование основ музыкальной культуры у детей                      подготовительной...

КОНСПЕКТ ПО ОТКРЫТОМУ ЗАНЯТИЮ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО"

Конспект был подготовлен для открытого занятия с целью обобщить знания детей о писателе К.И. Чуковском и его творчестве....

Конспект НОД(открытое занятие) Путешествие в зоопарк

Открытое занятие: Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста....

Конспект интегрированного открытого занятия "Путешествие с колобком"

Конспект интегрированного открытого занятия во второй младшей группе"Путешествие с колобком"...

Конспект интегрированного открытого занятия "Путешествие в страну геометрических фигур"

Конспект  интегрированного  занятия  для детей  средней  группы      «Путешествие  в  страну  геометрических  фигур»Разработано:...

Конспект НОД Открытое занятие «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиОткрытое занятие «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»Автор разработчик: Васильева Светлана Викторовна, воспитатель ГБДОУ детский сад №...

Конспект интегрированного открытого занятия «Путешествие в Читай-город»

Цель: воспитание любви к чтению.Задачи:«Познавательное развитие»:1.Формирование целостной картины мира и кругозора детей;2. Формировать осознание необходимости умения читать;3. Развивать у...