Календарь
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Ситник Берутте Владиславовна

Задачи. Познакомить с календарем; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; упражнять в счете 9; продолжать учить различать и  называть геометрические фигуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_0_1.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Календарь»

Задачи. Познакомить с календарем; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; упражнять в счете 9; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

Ход занятия.

Организация детей.

Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания).

2.Создание мотивации, интереса к занятию.

Ребята, найдите на доске изображение того предмета, который является ответом к загадкам.

Что ни день - по одёжке отдает нам Серёжка,

А с последней расстался - сам куда-то девался.

Каждый день роняет листочек,

А как год пройдет - последний лист опадет. (Календарь)

Основная часть занятия.

1.Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

Дети, по каким признакам вы догадались, что речь идет о календаре? (Календарь отдает листочки, как Серёжке одёжку. Последний отдал и закончился.)

Сегодня на занятии мы будем говорить и решать задачи о календарях. А в конце занятия изготовим свой календарь, про нас с вами, про наш детский сад.

2.Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.

Для чего нужны календари? (Чтобы знать, какой сегодня день недели. Знать, какой месяц, какой сейчас год).

А ещё что можно узнать с помочью календарей? (Восход и заход солнца. Долготу дня. Чтобы знать, какое сегодня число. Знать, рабочий день или выходной. Чтобы сделать важную запись. Планировать свою жизнь по календарю и записать, чтобы не забыть о чём-то.)

Какие записи люди делают в календаре? (Прием к врачу. Примерка в ателье. Важная встреча. Посещение кино, театра. Поздравить с днем рождения, утренник, цирк, поездка и др.)

Воспитатель, при необходимости, просит уточнить ответы, например, что такое долгота дня.

3.Воспитатель сообщает детям новую информацию о праздниках. Предлагает назвать даты и дополнить перечень праздников.

С помощью календаря, можно узнать какие праздники будут в этом году, и в какие дни недели. Праздники бывают разные:

государственные: День России – 12 июня, День Победы – 9 мая;

профессиональные: День учителя - 5 октября, День воспитателя – 27 сентября, День медицинского работника, строителя, шахтера и др.;

международные: Новый год – 1 января, Международный женский день - 8 Марта, Праздник труда и весны – 1 мая, Международный день защиты детей – 1 июня;

православные: Рождество христово, Пасха.

4. Воспитатель организует работу по пополнению багажа знаний через фронтальную беседу, используя картинки с изображениями календарей.

Какие виды календарей вы знаете? (Настенный, настенный отрывной, карманный, настольный, настольный перекидной - ежедневник, календарь природы.)

Чем похожи все календари? (В каждом календаре есть: число, месяц, год, дни недели.)

Какие бывают дни недели? (Перечисляют.)

Каким цветом отмечены рабочие дни? (Черным.)

А каким цветом отмечены выходные и праздничные дни? (Красным.)

Чем отличаются календари? (Размером и величиной, большой – маленький, толстый- тонкий, длинные –короткие, широкие- узкие. Цветом, оформлением, назначением.)

5. Физкультминутка.

Братьев ровно семь (руки вдоль спины рубцом)

Вам они известны всем (руки поперек рубцом)

Каждую неделю кругом (кулачками вверх)

Ходят братья друг за другом (щипая вниз)

Попрощается последний (раскрытыми пальцами вверх)

Появляется передний (тоже вниз)

6. Воспитатель предлагает детям решить задачи о календарях.

Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела одна яблоня, а потом еще 3 сливы. Сколько зацвело деревьев? (4)

На столе лежало 4-е календаря, Коля положил еще один календарь. Больше или меньше стало календарей? (5)

На столе поровну настольных и карманных календарей. Настольных два календаря. Сколько всего календарей? (4)

На столе лежало 3 календаря разной длины. Как удалить из середины длинный календарь, не трогая его? (Переложить 1 из календарей с одной стороны на другую.)

5.У воспитателя на столе было столько календарей, что если бы он их раздал 3-м детям поровну, то каждому досталось по 2 штуки. Сколько календарей было у воспитателя? (6)

6.Поставь настольный календарь слева от ежедневника, справа от него карманный календарь, между положи отрывной и т. д.

Воспитатель похвалил детей, отметив, что задачи они хорошо умеют решать.

7. Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Календарь отрывной ладонь на ладони (раскрываем, как бы открывая)

Людям дарят красной краской типографией (печатают пальцами в право, влево)

День отмечен выходной

В будни ходят на работу (ходят пальцами по одной руке, по другой)

Этих будней много что- то

Раз- два- три- четыре- пять! (Разгибают по одному пальцу на двух руках.)

Можно снова отдыхать. (Разжимание кулачков рук.)

8.Воспитатель: ребята, я предлагаю изготовить рекламный календарь нашего детского сада.

Работать будете в группах. Каждая группа изобразит то, что происходит в нашем саду в разное время года. Нарисуйте то что вам больше всего понравилось или запомнилось.

С какого времени года начинается календарь?

Назови зимние месяцы.

Какая группа будет работать с зимними месяцами?

И так далее по всем временам года.

Дети рисуют цветными карандашами на заготовках с календарями – месяцами.

По окончании работы воспитатель предлагает детям встать по временам года и по порядку месяцев.

Посмотрите, какой прекрасный календарь у нас получился! Молодцы!

Окончание занятия.

1.Подведение итога (анализ работы детей на занятии, сравнение работы

с дидактическими   задачами, сообщение   о   том, чем будут заниматься в

следующий раз).

Воспитатель читает стихотворение и дарит каждому ребенку карманный календарик.

Кто не знаком с календарем! Смотрите – это он.

Ведь без него календаря не начинают дня.

Своих листов, своих деньков он точный счёт ведёт

И подарить он вам готов своих дружков.

Благодарит детей за работу.

Переключение детей на другой вид деятельности.