Использование дидактических игр для развития математических представлений у детей 4-5 лет
материал по математике (средняя группа)

Грибкова Екатерина Александровна

План самообразования в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023-2024_gg.docx931.06 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №39 «Солнечный город» общеразвивающего вида г. Королёва Московской области

Тема: Использование дидактических игр для развития математических представлений у детей 4-5 лет

                                                                                           Воспитатель: Грибкова Е.А.

Королев 2024 г.

План самообразования педагога Грибковой Е.А.

Год

Проблема

Тема

Этап

Содержание работы

Результат/форма отчетности

2023-2024

Недостаточный уровень мотивации в развитии математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Использование дидактических игр для развития математических представлений у детей 4-5 лет

Организационно-ознакомительный

Изучение литературы по данной теме, подборка художественной литературы по данной теме

Список литературы

Основной

Составление перспективного планирования по использованию дидактических игр и упражнений для развития математических представлений. Выполнение плана с детьми; совместная образовательная деятельность с детьми и родителями для решения поставленных задач.

Перспективное планирование по использованию дидактических игр и упражнений для развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет на учебный год.  Картотека дидактических игр и упражнений.

Заключительный

Практическая реализация полученных знаний: проведение дидактических игр для развития математических представлений.

Подведение итогов работы.

Конспекты игр и упражнений, способствующих развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Математика является универсальным методом познания окружающего и предметного мира и ее роль в современной науке постоянно возрастает. Изменение концептуальных подходов к определению содержания и выбору методик обучения математике в школе, широкое использование современных образовательных технологий обусловило и требования к математической подготовке детей дошкольного возраста.

Сегодня «математика-это больше, чем наука, это-язык». Изучение математики совершенствует культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность высказываний.

Принятие ФГОС дошкольного образования требует необходимости предусмотреть, как обязательное условие, возможность самореализации ребенка на всех этапах работы по математическому развитию в системе образования дошкольника. Математический материал должен раскрываться во время проведения экскурсий, ознакомления с литературными произведениями и малыми формами фольклора, играх с природным материалом (вода, песок, фасоль, горох, крупа), через игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические игры, в проблемных ситуациях.

Объект исследования: процесс развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: занимательный материал как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически выявить возможности занимательного материала как средства развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

          1. Рассмотреть современные подходы к развитию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

2. Раскрыть понятие и значение занимательного математического материала для развития детей дошкольного возраста.

3. Обосновать роль занимательного материала в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста.

4. Выявить возможности занимательного материала как средства развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы

1.Дьяченко О.М., Агаева Е.А. Чего на свете не бывает. – М.: Знание. 1994. – 157с.

2.Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение.  - 1992. – 80с.

3.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение. 1990. – 93с.

4.Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. – М.: Педагогика. – 1981.

5.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.,1982. – 96с.

6.Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение. 1991. – 79с.

7.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль. – 1996. – 260с.

8. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 144с.

9. Волкова С.И., Столяров Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. - 1993, № 7.

10. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. - 1996, № 6.

11. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. - М.: 2003. - 121 с.

12. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. Сборник конспектов занятий воспитателей Центра. - Ульяновск, 1996. - 100 с.

13. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2003.

14. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец. - СПб: Детство-Пресс, 2000.

15. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. - Минск: Народное образование, 1999.

16. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М.: 1994. - 189 с.

17. Новиков А.М. Методология игровой деятельности - М.: Издательство «Эгвес», 2006. - 48 с.

18. Педагогика / Под ред. Л.П.Крившенко. - М., 2004.

19. Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 2005.

20. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Просвещение. - 1998, 144 с.

21. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников. - М., 1995.

22. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Математика для дошкольников. Раз - ступенька, два - ступенька. - М., 1996.

23. Практикум по возрастной и педагогической психологии // Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: 2001. - 225 с.

24. Рысьева Т. Г. К вопросу о классификации дидактических игр // Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров: проблемы, опыт, перспективы / Сб. научн. тр. Вып. 2. - М.: Сигнал, 1999.

25. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль, 2002.

26. Самоухина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. - М.: 1993. - 215 с.

27. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987.

28. Спиваковская А. С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.

29. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / 30. Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Издат. Центр «Академия», 2003. - 272 с.

Перспективное планирование по использованию

дидактических игр для развития математических представлений

Содержание деятельности

Сроки проведения

Тематика

Планируемый результат

Изучение литературы

Октябрь

Ноябрь

Использование игр и упражнений для развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Список литературы

Изучение опыта педагогов ДОУ

Декабрь

Использование игр и упражнений для развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Консультация опытных педагогов

Создание уголка занимательной математики

Январь

Подвижные игры и упражнения для развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Подготовка дидактических игр для развития математических представлений

Работа с родителями

Февраль

Математика, методы познания окружающего мира. Литература для занятий для развития математических представлений с детьми среднего дошкольного возраста

Оформление папки с рекомендацией для родителей

Проведение дидактических игр и упражнений для развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Март

Апрель

Дидактические игры и упражнения для развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Конспекты игр и упражнений для развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Разработка картотеки игр для развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Май

Дидактические игры и упражнения для развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений для развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Консультация для родителей

Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.

Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования.

Математическое развитие детей дошкольного возраста – это качественные изменения в познавательной сфере детей, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и логических операций, связанных с ними. Математическое развитие является значимым компонентом в формировании «картины мира» детей.

Самым эффективным приёмом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений считается использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных развивающих игр. В процессе дидактической игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети приобретают новые знания, умения, навыки.

Дидактические игры помогают детям разобраться в некоторых сложных математических понятиях, в формировании представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы. Развивающие игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т. д.

В отличие от других видов игр, дидактические игры формируют у детей принципиально новые знания, которые невозможно получить прямо из окружающей действительности, так как их содержание составляют абстрактные понятия математики. Основная их задача – подготовить мышление дошкольников для восприятия фундаментальных математических понятий. Игры, содержание которых направленно на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат действовать с обобщёнными представлениями, формируют логические структуры мышления.

Обучающая функция дидактических игр станет гораздо эффективнее, при условии, что игры будут применяться в вариативной системе, предполагающей постепенное усложнение по содержанию, по структуре, связанной с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.

Значение простого, но занимательного математического материала, определяется, учитывая возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, повышение интереса средствами математического материала, увлечение и развлечение детей, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, формирование навыков и применения их в других видах деятельности. Таким образом, приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме, может помочь ребёнку в будущем быстрее и легче осваивать школьную программу.

Особенности развивающих игр

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследуют взрослые, другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Использование разнообразия дидактических игр в процессе воспитания и развития способствует формированию у ребенка математических и логических представлений. В процессе игры ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. В играх есть возможность формирования новых знаний. Игры позволяют знакомить детей со способами действий. Основное их назначение – формировать у детей способности различения, выделения, определения названий предметов, множества предметов, геометрических фигур, чисел, направлений и т.д. в целях развития и совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) необходимо использовать широкую гамму игр, каждая из которых решает свою конкретную задачу.

Разнообразие игр обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных, качественных, временных и других соотношений и складывается в программу математического развития, а также закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления. Все это активно способствует задачам подготовки детей к обучению в школе и умственному развитию.

Наглядность, доступность, систематичность, последовательность, индивидуальный подход, научность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала – вот основные принципы, лежащие в основе методики обучения математическим знаниям дошкольников.

На занятиях по математике необходимо использовать методы (игровой, словесный, наглядный,) и приемы (дидактические игры и упражнения, рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, действия с числовыми карточками, цифрами, подвижные игры и др.), способствующие формированию и развитию математического и логического мышления детей дошкольного возраста.

Все развивающие игры исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1.Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора и т. д.

2.Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., таким образом, его знакомят с разными способами передачи информации.

3.Задачи расположены примерно в порядке возрастания уровня сложности, т. е. в них использован принцип: от простого  к сложному.

4.Задачи имеют широкий диапазон трудности: от доступных 2 – 3 –х летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому развивающие игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

5.Постепенное возрастание трудности задач в дидактических играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты ребёнка.

6.Нельзя объяснять ребёнку способ и порядок решения задачи и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребёнок учится всё брать сам из реальной действительности.

7.Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил игровую задачу. Он возможно, ещё не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю и т. д.

8.Решение игровой задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

9.Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и взрослым составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

10.Развивающие игры позволяют каждому ребёнку подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.

В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность – объединяется один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям», когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Использование развивающих игр на занятиях и

в повседневной жизни

Огромную роль в умственном и интеллектуальном развитии и воспитании ребёнка играет математика. Математика была и будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

На занятиях по математике наглядные и практические методы и приемы обучения должны использоваться в комплексе. Правильная постановка задачи (с учетом возрастных особенностей, индивидуальных способностей и эмоциональности ребёнка) способствует возбуждению познавательной активности. Дети вполне способны понять поставленную педагогом познавательную задачу и действовать в соответствии с указаниями. В целях заинтересованности в получении новых знаний необходимо создавать такие ситуации, при которых имеющихся знаний ребенка недостаточно для ответа на поставленный педагогом вопрос. В подобных случаях у детей возникает потребность в узнавании чего-то нового, тяга к знаниям, к получению и осмыслению новой информации.

Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом также способствует обучению детей способностям познания, проверки хода событий и полученного результата.

В детском саду необходимо развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.

Одна из основных целей работы воспитателя при обучении детей математике является формирование и поддержание интереса к занятиям, создание у них состояния заинтересованности, увлеченности, что может в дальнейшем способствовать их умственному развитию.

Воспитатель может использовать в своей работе различные дидактические игры и занимательные упражнения.

Дидактические игры можно разделить на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами.
  2. Игры - путешествие во времени.
  3. Игры на ориентацию в пространстве.
  4. Игры с геометрическими фигурами.
  5. Игры на логическое мышление.

1.Игры с цифрами и числами.

Используя сказочный сюжет и дидактические игры, можно познакомить детей с образованием всех чисел в пределах 10, путём сравнивания равных и неравных групп предметов. Играя в такие дидактические игры как, «Какой цифры не стало?», «Назови соседей», «Путаница», «Исправь ошибку», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как, «Задумай число», «Кто первый назовёт», «Которой игрушки не стало?», можно использовать во время занятия и в свободное время для развития не только мышления, но и памяти и внимания.

Пример игры «Какой цифры не стало?»

C:\Users\GAS\Desktop\6d7e1aeee17645c8260808246bc232c5.jpg

2.Игры - путешествие во времени.

Научить ребёнка ориентироваться во времени не так уж сложно. Для начала необходимо научить ребёнка определять день недели. Для этого можно обозначит их кружочками разного цвета. Это делается для того, чтобы дети  могли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя».

C:\Users\GAS\Desktop\1696432028_gas-kvas-com-p-kartinki-dni-nedeli-27.jpg

Возможно также использование игр «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить названия дней недели и месяцев, их последовательность.

3.Игры на ориентацию в пространстве.

Пространственные представления детей постепенно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит медвежонок, слева от куклы – мяч. В начале занятия можно проводить игровую минутку: любую игрушку прятать где-то в комнате, чтобы дети её находили, или выбрать ребёнка и прятать игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Для того, чтобы заинтересовать детей можно использовать предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.

C:\Users\GAS\Desktop\0c134a072cb64f8b9441d2c0eefc7c79.png

4.Игры с геометрическими фигурами.

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, для развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры детей нужно разделить на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например: 1)Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому образцу)

C:\Users\GAS\Desktop\ea9822962490519451bee30ce0cf3f86.jpeg

2)Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

C:\Users\GAS\Desktop\applikaciya-v-starshej-gruppe-na-temu-ya-chelovek_18.jpg

3)Работа по собственному замыслу. Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании изображения предмета. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Постепенно предлагаемые задания можно усложнять, включая в них различие по цвету, форме и величине. Например: Какого цвета самый большой треугольник? Какого цвета самая маленькая фигура? Такие игры можно использовать и в свободное от занятий время.

5.Игры на логическое мышление.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. С целью развития у детей мышления используются различные дидактические игры и упражнения. Знакомство с такими заданиями начинают с элементарных упражнений на логическое мышление – цепочки закономерностей.

 C:\Users\GAS\Desktop\4xhRegfiJcg.jpg

В таких упражнениях идёт чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того используются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определённой последовательности квадраты большие и маленькие, круги жёлтого и красного цвета. После того как дети научатся выполнять такие упражнения, задания в них усложняются. Например, предлагается выполнить задания, в которых необходимо чередовать предметы, учитывая одновременно цвет и величину.

Очень высока активность детей в восприятии головоломок, задач-шуток, логических упражнений, математических сказок, они настойчиво идут к результату, пытаются найти ход решения. Положительное эмоциональное отношение складывается у ребенка в том случае, когда занимательная задача ему понятна и доступна. Это и стимулирует его мыслительную активность. Дети как бы внезапно приходят к правильному решению, проявляя догадку в ходе поиска, сопоставления, выдвижения гипотез. Эта внезапность кажущаяся. На самом деле они самостоятельно, сами того не подозревая, на основании обдумывания и практических действий, приходят к правильному решению. Одной из наиболее актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов. Более уверены в своих силах и быстрее запоминают учебный материал дошкольники с развитым интеллектом.

Дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребёнка-дошкольника. Когда воспитатель использует дидактические игры в работе с детьми, они лучше усваивают программный материал, выполняют правильно задания повышенной трудности, учатся находить и самостоятельно исправлять свои ошибки и недочёты. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.  

Мотивация игровой деятельности не может быть навязана и обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, самоутверждения, самореализации, удовлетворения потребностей.

При применении нестандартных развивающих средств, были выявлены три периода ознакомления детей с новой игрой. Каждый период несёт в себе определённые цели и задачи.

1 период – это внесение новой игры в группу. Цель этого периода – знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 период – это игра. Цель этого периода – развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции.

3 период – это самостоятельная игра детей с раздаточным материалом. Цель этого периода – развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию. В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Любая игровая математическая задача на смекалку, сообразительность несёт в себе определённую умственную нагрузку, для какого бы возраста она не была предназначена. Она чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, условием задачи и т.д. Средствами игры в игровых действиях реализуется умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число. В активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе у детей проявляются смекалка, находчивость, инициатива.

Развивающие (дидактические) игры и упражнения – это второй вид занимательного математического материала . Игра – есть основа развития ребенка. Она является важнейшим средством формирования его мыслительной деятельности, его интеллекта. Множество разнообразных методических материалов применяется в дошкольной педагогике. Это методики и технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Это логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, Колумбово яйцо, Танграм, Уголки для всех, Волшебный круг, Монгольская игра, кубики по Никитину, игра-головоломка Пифагор, дроби, шахматы, счётные палочки, логические задачи, словесные игры, загадки, загадки-шутки, головоломки, математические сказки и т.д.

Эти игры помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к действию с геометрическими фигурами, величинами. Это позволяет совершенствовать математические знания детей.

Игры и упражнения применяются в системе. Игры постепенно должны усложняться как по содержанию, так и по способам взаимодействия.

Ещё один вид занимательного материала – это математическая сказка. Бесценные помощники в этом вопросе авторские и народные сказки, которые дети знают наизусть. Всевозможные математические ситуаций присутствуют в любой из них в огромных количествах и усваиваются как бы сами собой.

Например: Сказка «Про козлёнка, который умел считать до десяти».

C:\Users\GAS\Desktop\ec8485069b6db864e6fd0c1b8e257bf3.jpg

Вместе с главным героем дети познают счет до 10-ти. Процесс обучения прост и легок для детского восприятия, так как он очень наглядно представлен и неоднократно повторяется.

Сказка «Теремок» - позволит запомнить не только количественный и порядковый счёт, но и простейшие основы арифметических вычислений. Увеличение количество на единичку легко усваивается детьми. «Прискакал зайка, и стало их трое». «Прибежала лисица, и стало их четверо».

Развлечения– это третий вид занимательного материала. Именно в процессе развлечений дети гораздо лучше закрепляют и усваивают ранее приобретённые знания, умения и навыки. Развлечения проводятся вне занятий по развитию элементарных математических представлений с использованием элементов праздника в нарядных костюмах, в празднично украшенном зале, с музыкой и песнями.

В этих случаях можно использовать различные виды занимательного материала: загадки с цифрами и о цифрах, логические упражнения, задачи в стихотворной форме, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, задачи-шутки, математические сказки, лабиринты, ребусы и т.д. Развлечения планируются и проводятся в соответствии с сюжетами каких-либо сказок, мультфильмов. Предпочтительно исполнение ролей в таких мероприятиях предоставлять самим детям. Это позволяет им не только развивать элементарные математические способности, но и тренировать память, смекалку и фантазию. Чем проще по содержанию инсценируемые сюжеты, чем проще они по форме и доступнее, тем легче они усваиваются, запоминаются и проигрываются детьми. Сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и пр. как нельзя лучше соответствуют этим требованиям.

Желательно проводить подобные развлечения регулярно. Это будет приносить детям радость и удовольствие и добавит заинтересованности в изучении математики, кроме того, будет поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость и целеустремлённость, играть в игры с математическим содержанием, развивать способность устного счета и элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что занимательный дидактический математический материал может стать очень хорошим средством воспитания у детей-дошкольников интереса к математике, математическим вычислениям, устному счету. Кроме того он поспособствует развитию логики и рассудительности.

Особенности работы воспитателя и детей с занимательным математическим материалом

Для реализации задач развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок, играя, развивался и обучался одновременно. Оснащение группы детей необходимым количеством математических пособий, одно из первоочередных требований для эффективного решения образовательных задач. Все игры и пособия концентрируются в специально отведенном и достаточно оборудованном (стол, стулья, свободный доступ) месте в игровой комнате. Так называемый «Уголок занимательной математики».

Создание уголка занимательной математики способствует решению следующих задач:

1.        Целенаправленному формированию у детей повышенного интереса к элементарной математике. Развитию личности ребёнка, необходимых для его дальнейшего развития качеств и свойств, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем способностей, таких как целенаправленность, целеустремленность, целесообразность поисковых действий, самостоятельность, находчивость, настойчивость в стремлении к достижению положительного результата.

2.        Привитию детям потребности к занятиям, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия играм. Именно занимательный математический материал должен стать средством организации полезного досуга ребенка, способствовать развитию интеллекта, фантазии и творчества.

Конспекты игр и упражнений для развития математических представлений

Формированию элементарных математических представлений в средней группе «Делаем зарядку»

Цель: Создать условия для формирования элементарных математических представлений для развития познавательных интересов детей.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение детей считать движения в пределах 5.

- продолжить знакомство со счетом в пределах 5.

Развивающие:

- развивать умение считать движения в пределах пяти;

- развивать у детей навык ориентировки в пространстве, учить обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади;

- развивать умение сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, шире, самый широкий.

Воспитывающие:

- воспитывать у детей интерес к математическим знаниям;

- воспитывать умение выполнять действия в группе по достижению общего результата.

Методы и приёмы

Игровая ситуация, демонстрация числовых карточек, игровые упражнения, поручения, использование ТСО.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.

Демонстрационный материал: медвежата, конфеты, лисёнок, заяц, кукла Машенька.

Раздаточный материал: полоски одинаковой длины, но разной ширины по 5 штук на каждого ребенка, геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат.)

Ход ООД

1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста с чего начинается ваше утро? (с зарядки). Давайте мы с вами сейчас сделаем зарядку.

Я вам буду показывать карточки на которых изображены круги, ваша задача посчитать количество кругов и выполнить столько движений, сколько кругов на карточке.

- Прыгнуть на двух ногах,

-Топнуть одной ногой,

-Сделать приседание, (Дети выполняют движения)

-Наклоны вперёд,

-Шаг вперёд.

Воспитатель: Сколько ты выполнил движений? Почему ты выполнил столько движений? (после выполнения каждого задания)(Ответы детей)

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель:Ребята беда, сейчас звонили бабушка и дедушка. Сказали, что внучка Машенька ушла в лес и заблудилась. Они просят найти Машеньку. Ой, ребята что то история эта знакома. Мне кажетс,я мы с вами читали такую сказку, давайте вспомним как она называется (Маша и медведь.)

- Ну что готовы помочь бабушке и дедушке? (Ответы детей) Тогда отправляемся в путь.

2. Основная часть.

Воспитатель:

Мы идем, мы идем, никогда не устаем,

все преграды на пути можем запросто пройти.

Пока мы идем, я вам загадаю загадку

Кто зимой в берлоге спит,

Летом ходит да рычит?

Очень любит мед, конфеты,

Угадайте, кто же это? (медведь)

- Правильно, а на полянке нас встречают медвежата. Как много медвежат на полянке?

- Кто хочет посчитать медвежат?

- Иди, Даша, посчитай.

- Как вы думаете, правильно посчитала Даша?

- А что любят медведи (Ответы детей)

- Давайте угостим их конфетками.

- Иди, Лиза, угости.

- Сколько конфет Лиза дала каждому медвежонку (ответы детей)

- Хватило ли медвежатам конфет (Ответы детей)

- Что мы можем сказать о количестве медвежат и конфет? (Ответы детей)

-Мишка, а ты не знаешь где Маша? Молчит, наверное не знает.

Воспитатель. Ну, а нам пора идти дальше.

Мы идем, мы идем, никогда не устаем,

все преграды на пути можем запросто пройти. (дети проходят за столы.)

Смотрите, лисёнок сидит, грустный. Лисенку дали полоски разной ширины и сказали разложить их в убывающей последовательности от самой широкой до самой узкой. А лисенок заигрался и все перепутал.

Воспитатель: Ребята поможем лисёнку? (Ответы детей)

Игровое упражнение: «Разложи полоски».

Воспитатель: Надо разложить полоски лесенка начиная с самой широкой и заканчивая самой узкой (способ- наложения, каждый раз выбираем самые широкие из оставшихся).

Это какая лента? (Ответы детей)

Почему ты так расположил? (Ответы детей)

Какая лента самая узкая? (Ответы детей)

Какая лента самая широкая? (Ответы детей)

Какая лента уже? (Ответы детей)

Какая лента самая узкая? (Ответы детей)

-Молодцы, мы помогли лисёнку. Надеюсь, что лисенок все запомнил. Ребят, а нам надо торопиться.

Ой, ребята, а вот зайчик. Он приглашает нас поиграть.

Физминутка «Зайка»

Зайка серенький сидит (сидя) (дети выполняют движения в соответствие с текстом.)

И ушами шевелит

Вот так, вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп (хлопают)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так, вот так (прыгают)

Воспитатель:

-Зайка, а ты знаешь, куда Маша пошла?

Заяц: Знаю! Скажу после того как вы выполните моё задание. (Дети садятся за стол).

Игра «Поручение»

Воспитатель: Давайте присядем и посмотрим, что нам заяц приготовил.

Какие фигуры вы видите перед собой? (Ответы детей)

Надо разложить геометрические фигуры следующим образом:

Найдите и положите перед собой зайца, справа от зайца положите – квадрат, слева –треугольник, вверху- круг, внизу- прямоугольник.

- Справа от зайца что расположил?

- Слева от зайца что расположил ?

- Куда положил треугольник?

- Куда положил прямоугольник?

Заяц: Молодцы! Вы выполнили задание. Маша пошла к Большому дубу, но дойти до него может только тот, кто отгадает загадку:

От подружек всех отстала,

У медведей побывала.
Поспала, наелась каши...
Как зовут девчушку? ... (Маша)

Воспитатель: Молодцы ребята! - А вот и наша Машенька, здорова и невредима.

3. Заключительная часть.

Ребята давайте присядем на травку, расскажем Машеньке какие испытания встречались у нас на пути?

- С чем вы справились легко?

- А что было самое трудное?

- А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

А нам пора возвращаться в детский сад, а Маше домой.

1-2-3 покружились и в саду мы очутились. Вот мы и в группе.

На этом наше путешествие закончилось.

«В гости к «Математику»

Цель: Закрепление и расширение знаний о геометрических фигурах.

Задачи:

Образовательные:

упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

- закрепить порядковый счет от 1 до 5.

- закрепить понятия «слева», «справа», «посередине», «сверху», «снизу».

- закрепить понятия «меньше», «больше», «на сколько».

- учить детей составлять образ из геометрических фигур; собирать целое из частей.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, умозаключения.

Воспитывающие: 

Воспитывать любознательность, интерес к занятиям математикой. Формировать товарищеские взаимоотношения.

Форма организации: коллективная, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность.

Методы и приемы: игровые и сюрпризные моменты, проблемная ситуация, дидактические игры, загадки, показ, беседа, вопросы, игра с манкой, обобщение, подведение итогов.

Предварительная работа: С детьми - Д/И «Геометрическое лото», разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики. Игры с разрезными картинками.

Для занятия – изготовление карточек для занятия, главного героя – Математик, подготовка призов медалей для детей.

Раздаточный и демонстрационный материал: Главный герой – Математик, карточки с заданиями на каждого ребенка, разрезная картинка – Солнышко, «мольберт» (коробка) с манкой (песком).

Структура занятия:

Организационный момент. Хороводная игра.

Игровая ситуация, мотивация – приглашение в гости к Математику в страну геометрических фигур.

Игра разминка – разрезная картинка.

Дидактическая игра «Назови геометрические фигуры и сосчитай, обозначь цифрой».

Задание «Сравнение множеств».

Логическая задача «Ориентировка на листе бумаги».

Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика.

Рисование фигур на манке.

Итог занятия. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План самообразования воспитателя разновозрастной средней группы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3 – 5 лет».

Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения богатого русского языка, исчезают его красота, образность.  Моя работа по самообразованию была нацелена на ...

План работы по самообразованию воспитателя в средней группе

quot; Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасногоо поведения через ознаколение с ПДД"...

План по самообразованию воспитателя II младшей группы «Почемучки» Варитловой З.Х. Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План по самообразованию   Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы  с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

План самообразования воспитателя в средней группе на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у до-школьников представление о родной стране, об истории своей малой Родины иРоссии, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины,...