Конспект занятия по познавательной деятельности (формирование математических представлений) в старшей группе на тему «Прогулка по осеннему лесу»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Санникова Алёна Сергеевна

Цель: закрепить знания об образовании чисел 6 и 7 и умение вести счет в пределах 7 Задачи: 

Обучающие: 

- закрепить знания о последовательности времен года и осенних месяцев,

- упражнять в счете на слух, 

- продолжать учить устанавливать связи между количеством звуков и количеством зрительно воспринимаемых предметов; 

- закреплять знания геометрических фигур; 

- упражнять детей в нахождении местоположения: слева, справа, перед, за, на.

Речевая:

-развитие связной речи,

- обогащение активного словаря,

- уточнение обобщающих понятий

- развитие грамматического строя речи

Развивающие:

- развивать умение слушать, анализировать, 

- продолжать формирование логического мышления

- актуализация слухоречевой памяти.

Воспитательные:

- воспитывать у детей сообразительность, умение слушать товарища, самостоятельность.

Ход занятия:

Ребята входят в зал.

Воспитатель: ребята, поздороваемся друг с другом и с гостями, но делать это мы будем необычным способом!

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» ногами!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» словами

Станет радостно кругом!

Воспитатель: ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку:

Дни становятся короче,

Но зато длиннее ночи.

Птицы стаей улетают,

Когда это бывает? (Осенью)

Воспитатель: как вы догадались? (ответы детей)

Вот сама осень. (воспитатель показывает «девушку - осень»)

После какого времени года наступила осень?

Осень наступает после летавоспитатель показывает «девушку – лето»

Воспитатель: что следует за осенью?

За осенью наступает зима, воспитатель показывает «девушку- зиму»

Воспитатель: Мы с вами вспомнили осень, лето, зиму. А какое время года мы не назвали? (Весну, воспитатель показывает «девушку- весну»)

Посмотрите, сестрицы перепутались – стоят не на своих местах. Ребята, расставьте времена года в правильном порядке! Но не забудьте, что год начинается с января! (дети расставляют на мольберте времена года по порядку)

Кто покажет и назовет времена года по порядку? Света, а как ты думаешь? Егор, ты согласен с ребятами?

Ребята, назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Какой сейчас месяц? (Октябрь)

на фланелеграфе картина “Осень”

Воспитатель: ребята, что изображено на картине? Посмотрите внимательно, найдите в лесу животных. (Белка на дубе, заяц за пнем слева от дерева, лиса справа от дуба, медведь за кустом, волк за рекой перед кустом)

Воспитатель: ребята, хотите мы с вами отправимся на прогулку по волшебному осеннему лесу?

Давайте закроем глаза сосчитаем до пяти и скажем волшебные слова «В осенний лес скорее попади!» (звучит мелодия превращения)
Воспитатель: мы с вами  в волшебном осеннем лесу! Проказница осень решила с нами поиграть.

Первое задание «Сосчитай по порядку грибы»(на доске гриб: белый, лисичка, красный, мухомор, подберезовик). Все вместе сосчитаем грибы по порядку.
Дети считают грибы по порядку (первый, второй, третий, четвертый, пятый).
Воспитатель: какой гриб первый? Третий? Пятый?

Какой по счету гриб мы не положим в корзину? Почему? (четвертый, мухомор не съедобный гриб)

Воспитатель: посмотрите, дупло! Кто живет в дупле? (В дупле живет белка) Белка готовит запасы на зиму. Осень просит посчитать их. Каждый возьмите по одной карточке, сосчитайте запасы (шишки, орехи, семена, грибы) и соотносите с нужной цифрой. Давайте посмотрим кто какие запасы для белки собирал и сколько их.

Егор, ты что собирал? Сколько у тебя орехов? (воспитатель задает вопросы каждому ребенку) 

 Работа с раздаточным материалом за столами

Воспитатель: ребята, не забываем, что мы в осеннем лесу. Прислушайтесь. (аудиозапись «стук дятла»Что это за звуки? Правильно, это дятел стучит по дереву. Вам осень предлагает посчитать  сколько раз дятел постучал по дереву(4-7).Слушайте внимательно! (воспитатель за ширмой стучит молоточком) Сколько раз дятел постучал по дереву?

Ребята, присядьте на места. На столе у вас листья. Это кленовый лист, это дубовый. На верхнюю полоску карточки положите столько кленовых листьев, сколько раз дятел постучит по дереву(6 раз). Сколько положили кленовых листьев и почему? На нижнюю полоску положите дубовых листьев столько, сколько раз дятел постучит по дереву(7). Сколько положили дубовых листьев и почему? Больше кленовых или дубовых листьев? Каких меньше? Сколько кленовых листьев? Какое число больше (меньше) 6 или 7? Как сделать, чтобы кленовых и дубовых листьев стало поровну? дети добавляют по одной кленовому листу. Сколько стало кленовых листьев? Как получилось 7 кленовых листа? Как сделать, чтоб дубовых стало 6?

Физкультминутка ( фрагмент песни «Виноватая тучка»)

Дидактическая игра «Найди геометрические фигуры» (ель, дерево, гриб, лиса, птичка, солнышко, заяц, мышка)

Воспитатель: ребята, осень видит как здорово вы справляетесь с заданиями и хочет сыграть еще в одну игру! Осень спрятала в предметах геометрические фигуры, давайте их найдем и сосчитаем? (ребята берут по одной карточке, по очереди называют и считают геометрические фигуры)

Молодцы, и с этим заданием вы справились. Сюрприз от осени! Она дарит вам раскраски на тему «Осень».

Нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы вернуться обратно нам надо сосчитать от 1 до 5 в обратном порядке. Беремся за руки, закрываем глаза, считаем и говорим волшебные слова «Скорее в сад вернемся мы».

Рефлексия

Ребята, где мы сегодня гуляли? Что мы видели в лесу? Какие задания вам показались самым интересным? 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг по формированию математических представлений в старшей группе Тема: «Страна Цифирия»

Досуг по формированию математических представлений  в старшей группеТема: «Страна Цифирия»Подготовила и провела воспитатель Кузнецова В.Н. Программное содержание: - закрепить знания о числах...

Конспект занятия по познавательному развитию (развитие математических представлений в старшей группе)

Цель: познакомить детей с образованием числа 5 и цифры 5.Задачи:• Образовательные: повторить порядковый счет до пяти, закреплять умение сравнивать предметы по длине, закреплять умение выкладывать...

Досуг по формированию математических представлений в старшей группе Тема: «Страна Цифирия»

план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему...

Конспект занятия по познавательной деятельности «Кузбасс-наша малая Родина» (старшая группа)

Цель: Формирование представления детей о малой Родине - о родном городе.Воспитание любви и уважения к Малой родине, развитие познавательного интереса к истории Кузбасса. Задачи:1.Продолжать ...

Конспект занятия по познавательному развитию, ознакомление с природой в старшей группе Тема: "Бабочки -Красавицы"

Цель: Расширить знания детей о  жизни бабочек.Программные задачи:1. Формировать умение  называть характерные особенности внешнего вида;2. Закрепить знания детей о развитии насекомо...