Консультация для педагогов. «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
консультация по математике
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное их назначение обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Такие дидактические игры включаются в содержание непосредственно образовательной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Известно, что игра - главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре - ребенок творец и субъект. В игре - ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.
Одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка.
Цель этой работы в нашем ДОУ: содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у дошкольников.
Работая в этом направлении, мы определяем для себя следующие задачи:
1.Развивать у детей интерес к математике.
2.Приобщать их к этому предмету в игровой и занимательной форме.
Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника решать арифметические задачи, мы развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.
Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности - игра.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное их назначение обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Такие дидактические игры включаются в содержание непосредственно образовательной деятельности.
В своей работе мы стремимся к использованию комплексно-игровой методике. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это нам дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Знакомя детей с цифрами, мы используем дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами: «Выложи цифру из палочек»; «Слепи из пластилина»; «Собери цифру правильно»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру».
Решаем задачи:
1. Вот зашла Маринка,
А за ней - Аринка,
А потом пришел Игнат,
Сколько стало всех ребят?
2.На плетень взлетел петух,
Повстречал там еще двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Отгадываем загадки с математическим содержанием например: 1.Треугольная доска
А на ней три волоска,
Волос тонкий, голос звонкий (балалайка).
2. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)
3.Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Угадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки? (три медведя).
Заучиваем стихи о цифрах, например:
Единица, будто спица.
Вот какая единица.
Шея, хвост и голова,
Словно лебедь цифра 2
Две подковки - посмотри –
Превратились в цифру 3.
Знакомим со сказками, в которых присутствуют цифры, например: «Три поросенка», «Три медведя», «Три орешка для Золушки».
Знакомим с пословицами, поговорками и скороговорками где присутствует цифра, например:
- Один в поле не воин.
- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
- Семеро одного не ждут.
- Семь раз отмерь один раз отрежь.
- Четыре черненьких чумазеньких чертенка. Чертили черными чернилами чертеж.
- В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Используем физкультминутки и пальчиковые гимнастики.
Малыши, малыши дружные ребятки
Малыши, малыши вышли на зарядку.
Раз, два, три! Ноги поднимайте!
Раз, два, три! Весело шагайте!
Дидактические игры, направленные на изучение геометрических фигур: «Назови лишнюю фигуру», «Подбери заплатку», «Найди крышку каждой коробочке», «Геометрическое лото», «Назови фигуры».
Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.
Работая по разделу «Измерение величины» используем игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины, а так же игры с условными мерками: «Измерь шагами, пальцами», «Помоги найти ответ?», «Количество и счет», здесь используем следующие дидактические игры: «Сколько нас без одного?», «Какое число я задумала?», «Назови число на единицу больше - меньше», «Кто знает, пусть дальше считает», «Какие числа пропущены?», «Назови соседей».
При формировании циклических представлений используем такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?», «Какая фигура будет последней?»
В игровые комплексы мы обязательно включаем музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук.
Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:
- комплекс развивающих игр;
- путешествие;
- экспериментирование;
- подгрупповая работа;
- игра-путешествие;
- математический КВН;
- эксперимент;
- познавательные игры;
- математический ринг;
- индивидуальная работа.
5 Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, мы каждый раз находим новые игры, которые разучиваем вместе с детьми и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...

Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...
Консультация для родителей на тему: "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
В материале консультации рассказывается о развитии математических способностей детей через игровую деятельность в детском саду, даны рекомендации родителям, что можно делать с ребенком дома....

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
laquo;ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
На успешность обучения математике влияет не только содержание материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Процесс обр...
Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
laquo;Без игры нет и не может бытьПолноценного умственногоразвития. Игра – это огромное светлоеокно, через которое вдуховный мир ребенка вливаетсяживительный поток представлений,понятий. ...

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике....
