Картотека дидактических игр по ознакомлению с геометрическими фигурами и формами.
картотека по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Найдёнова Татьяна Алексеевна

В картотеке игр - представлены разнообразные дидактические игры на формирование представлений о геометрических фигурах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по ознакомлению с геометрическими фигурами и формами.

Вторая младшая группа

 «Геометрическая мозаика. Составь картинку!»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге, квадрате, овале), об основных цветах, величине (большой - маленький); формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм.

Материал: Большие карточки с изображением предметов составленных из геометрических фигур разной формы, цвета и размера, набор геометрических фигур.

Ход игры: Дети рассматривают образец картинок и называют из каких геометрических фигур составлено изображение, затем выкладывают такую же из геометрических фигур либо на карточке, либо на столе, по желанию. Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти или предложить из данных геометрических фигур выложить изображение по замыслу.

«Найди заплатку»

Цель: Закрепление умения находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета. Найти недостающую часть по форме и цвету и "починить" одежду.

Материал: Вырезанная из картона одежда (юбка, платье, шорты, футболка) прорезями разной формы; набор геометрических фигур.

Ход игры: Дети раскладывают перед собой заготовки одежды и набор геометрических фигур. Находят нужную заплатку.

 «Продолжи ряд»

Цель: Учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу; закреплять знания геометрических фигур.

Материал: математические карточки с геометрическими рядами и набор геометрических фигур.

Ход игры: На карточках изображены геометрические ряды, которые не повторяются. Дети должны выбрать карточку, внимательно рассмотреть нарисованный на ней ряд фигур и продолжить его, используя раздаточный материал.

«Найди свой домик»

Цель игры: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, формировать представление об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать мыслительные операции, внимание.

Оборудование: разноцветные домики, геометрические фигуры.

Правила игры: воспитатель раскладывает перед детьми разноцветные домики и геометрические фигуры.

Задача детей - разложить по домикам те геометрические фигуры, которые изображены на домиках.

 «Геометрическая мозаика»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге,

  квадрате), об основных цветах;

  формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм;

Оборудование: большие карточки с изображением предметов составленных из геометрических фигур разной формы, цвета и размера.

Игровое правило: ребенок должен брать только те геометрические фигуры, из которых составлены предметы на его карточке.

Средняя группа

«Узнай фигуру»

Цель игры: совершенствовать восприятие формы, развивать произвольное внимание, быстроту движений.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур – квадрата, треугольника, круга или предметы, похожие на эти фигуры, - колесо, пирамидка, модули.

Ход игры: Воспитатель знакомит детей с заготовленными геометрическими фигурами, которые раскладывает в разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. После того как воспитатель называет одну из фигур, например «Квадрат», дети должны быстро построиться вокруг этой фигуры.

Отмечаются дети быстро и правильно выполнившие задание.

Игра «Угадай, что спрятали»

На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

Дидактическая игра «Найди клад»

Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игрыВыкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

«Что изменилось»

Программные задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине

Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

«Чудесный мешочек»

Задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

Старшая группа

«Найди похожую картинку»

Дидактическая задача: закреплять знания о геометрических фигурах.

Игровые действия: воспитатель показывает картинки разных предметов (дом, солнце, яблоко и т.д.), ребенок должен найти похожую геометрическую фигуру.

Игровые правила: разложить каждому ребенку геометрические фигуры, воспитатель показывает картинку, дети ищут и поднимают похожую геометрическую фигуру.

«Геометрическое лото»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Игровые правила: найти геометрическую фигуру, соответствующей формы, размера и цвета.

Игровые действия: воспитатель предлагает детям карточку с изображением разноцветных геометрических фигур разного размера и набор геометрических фигур. Дети должны найти фигуры соответствующего цвета, формы, размера и закрыть из на карточке.

Варианты проведения: задание можно усложнить, назначив время его прохождения.

«Подбери фигуру»

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, треугольник, квадрат, круг разных цветов.

Ход игры: Сначала педагог предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

«Подбери заплатку для ковра»

Цель: упражнять детей в умении различать и называть круглую, треугольную, прямоугольную и квадратную форму.

Материалы: рисунок с изображением ковра с заплатками, заплатки разных форм (треугольники, квадраты, овалы, круги, ромб).

«Найди свое место»

Цель: Развитие внимания, закрепление знаний геометрических фигур.

Ход: На полу или асфальте нарисован большой воздушный шар, внутри которого геометрические фигуры четырех видов (круги, ромбы, треугольники, квадраты).

 Дети передвигаются вокруг шарика, выполняя задания: по команде

«Треугольники!» стараются встать на треугольники, по команде «Круги» занимают круги и т.д. При каждом повторении игры способ передвижения детей

меняется, а воспитатель называет новые фигуры.

 

Подготовительная группа

«Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

Ход игры: В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

«Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Ход игры. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет, чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

«Сложи фигуру»

Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур.

Ход игры: Воспитатель помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.

«Геометрическое лото»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Игровые правила: найти геометрическую фигуру, соответствующей формы, и цвета.

Игровые действия: воспитатель предлагает детям карточку с изображением разноцветных геометрических фигур и набор геометрических фигур. Дети должны найти фигуры соответствующего цвета, формы и закрыть на карточке.

Варианты проведения: задание можно усложнить, назначив время его прохождения.

«Найди на ощупь»

Цель: Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предметов. Игра подводит итог предшествующего обучения.

Материал: Несколько одинаковых наборов мелких игрушек. В наборе 15 игрушек. Их укладывают в мешочек, который дают каждому участнику. Коробка с игрушками (10 штук) у воспитателя. Можно использовать деревянные игрушки набора «Угадай, что в мешочке» или игрушечную посуду. Ход игры: Занятие проводится одновременно с двумя-тремя детьми. Ребенок кладет на стол руку с мешочком, затянутым на запястье. Воспитатель по одному предмету ставит на стол. Ребенок, используя зрительный образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. Если он ошибется, ему предлагают рассмотреть предмет и дать словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет. Повторность игры зависит от степени усвоения детьми способа обследования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов

Младшая группа Для реализации программных задач в качестве дидактического материала в данной группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера....

Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов

Младшая группа Для реализации программных задач в качестве дидактического материала в данной группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера....

Дидактическая игра по ознакомлению с геометрическими фигурами для детей первой младшей группы «Выкупай свинку»

Данна игра способствует:развивать умение называть и различать предметы по цвету и форме;побуждать включать движение рук по предмету;развивать сенсорные способности ребёнка;развивать тактильные ощущени...

Ознакомление детей с геометрическими фигурами и форме предметов.

С использованием технологии развития М.Монтессори....

Картотека дидактических игр по ФЭМП раздел "Геометрические фигуры"

В статье представлены игры для разной возрастной категории детей с целью ознакомления и закрепления полученных знаний о геометрических фигурах....

Консультация "Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов".

Программные задачи ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов в разных возрастных  группах....

Картотека дидактических игр по ознакомлению с величиной, цветом и формой для детей первой младшей группы

Начиная с раннего возраста основное место в сенсорном воспитании детей занимают дидактические игры. Дидактические игры помогают  не только активизировать речь детей, но и осуществлять постепенный...