Конспект открытого занятия в старшей группе ОВЗ 28.03.2025
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Семенова Анна Юрьевна

Конспект открытого занятия по ФЭМП  в старшей группе ОВЗ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе ОВЗ

Тема: Рыбы

Цель: расширить и систематизировать знания детей о рыбах, их внешнем виде, среде обитания и роли в природе.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • Уточнить и расширить представления детей о рыбах, их разнообразии, особенностях строения и приспособленности к жизни в воде.
  • Формировать умение различать рыб по внешнему виду и называть их.
  • Расширять словарный запас по теме «Рыбы» (жабры, чешуя, плавники, хищники, травоядные, аквариум, водоём и др.).
  • Совершенствовать навыки связной речи, умение отвечать на вопросы полными предложениями.
  • Закрепить знания о цифрах в пределах 5, умение соотносить количество предметов с цифрой, решать простые арифметические задачи.
  • Коррекционно-развивающие:
  • Развивать познавательный интерес к миру природы.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, воображение.
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  • Совершенствовать умение работать по образцу и инструкции.
  • Коррекционно-воспитательные:
  • Воспитывать бережное отношение к природе и обитателям водоемов.
  • Формировать умение работать в коллективе, слушать друг друга, соблюдать правила игры.
  • Создавать положительный эмоциональный настрой.

Тип занятия: Комбинированное

Форма проведения: подгрупповая

Методы и приемы:

  • Словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы, объяснения.
  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, демонстрация аквариума.
  • Практические занятия: дидактические игры, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, конструирование, решение задач.
  • Проблемный: создание проблемной ситуации, поиск путей решения.

Оборудование:

  • Аквариум с рыбками.
  • Иллюстрации с изображением различных видов рыб (морских, речных, аквариумных).
  • Карточки с цифрами от 1 до 5.
  • Предметные картинки с изображением рыбок разного размера и цвета.
  • Счетные палочки.
  • Картинки для зрительной гимнастики.

Предварительная работа:

  • Чтение сказок и рассказов о рыбах.
  • Рассматривание иллюстраций и энциклопедий о рыбах.
  • Проведение дидактических игр по теме «Рыбы».
  • Подготовка картинок для зрительной гимнастики.
  • Подготовка пальчиковой гимнастики.

Ход занятия:

1. Организационный момент

  • Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам пришли гости, давайте поздороваемся. И мы дружно начнём!

2. Вводная часть. Создание проблемной ситуации

  • Педагог: Ребята, сегодня я шла в детский сад и встретила почтальона, который передал мне письмо. Хотите узнать, что в нём? (Педагог достаёт письмо и читает).
  • «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Нептун, царь морской! В моем подводном царстве случилась путаница: рыбки потеряли свои домики! Помогите им найти правильные домики, а то им грустно и холодно!»
  • Педагог: Ребята, как вы думаете, что случилось? (Ответы детей).
  • Педагог: Как мы можем помочь жителям подводного царства? (Ответы детей).
  • Педагог: Чтобы помочь рыбкам, нам нужно отправиться в путешествие и узнать больше о том, где живут рыбы. А где живут рыбы? (Ответы детей: в реках, озёрах, морях, океанах, аквариумах).
  • Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о рыбах.

3. Основная часть

  • Беседа о рыбах
  • Педагог: Ребята, посмотрите, у нас в группе есть аквариум. Кто живёт в аквариуме? (Ответы детей: рыбы).
  • Педагог: Давайте рассмотрим их внимательно. Какие они? (Ответы детей: разноцветные, красивые, большие, маленькие).
  • Педагог: Как вы думаете, почему рыбы могут жить в воде? (Ответы детей: у них есть плавники, жабры, чешуя).
  • Педагог: Верно! Плавники помогают им плавать, жабры — дышать в воде, а чешуя защищает их тело.
  • Педагог: Где ещё живут рыбы, кроме аквариума? (Ответы детей: в реках, озёрах, морях, океанах).
  • Педагог: Все рыбы одинаковые? (Ответы детей: нет).
  • Педагог: Рыбы бывают разные: большие и маленькие, хищные и травоядные, морские и речные.
  • (Показ иллюстраций с изображением различных видов рыб).

1.Задание на ориентацию в пространстве

Педагог: Нам нужно поселить рыбок в аквариум (раздает по 5 рыбок) Давайте посмотрим какие рыбки у нас есть? (рассматривают рыбок и называют каждую из них) Слушайте меня внимательно.

- Золотую рыбку нужно поместить в центр аквариума.

- Скалярию в правый верхний угол.

- Петушка в левый нижний угол

- Сома в правый нижний угол

- Гуппи в левый верхний угол

Педагог размещает на доску правильный вариант размещения рыбок, дети смотрят и проверяют

Педагог: Молодцы, Правильно! Вот какой замечательный аквариум у нас получился.

2.Решение задачи

Игра «Веселый улов» Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения. (Игра проводится возле коврографа, возле которого лежат плоскостные изображения рыб)

Педагог: Посмотрите, вот лежит улов. Этих рыб выловили из реки. Здесь ерши и окуни (показ рыб)

Педагог дает задания:

1.Отсчитать четыре ерша и положить в ряд на коврографе.

2.Отсчитать шесть окуней и положить в ряд под ершами.

3.Ребенок составляет пример из цифр и знаков и проговаривает решение (4+6=10)

Педагог: Молодцы! Вы справились с этим трудным заданием.

3.Зрительная гимнастика «Как рыбка плавает?»  

  • Зрительная гимнастика «Как рыбка плавает?» (вправо-влево; вверх-вниз; по кругу; восьмёркой) Помним, что мы следим за рыбкой только глазками, голова остается на месте (рыбка на палочке и изображения с направлениями).

4. Упражнение «Рыбалка» (Физминутка) Закрепление представлений о времени. Актуализация наречий вчера, сегодня, завтра.

(Педагог приглашает детей на ковер)

Педагог: Вчера мы с друзьями на речку ходили. -шагаем

                Весь день мы на речке рыбу ловили – ловим рыбу

                Попались нам окунь, ерш и плотва, - загибаем пальцы

                Еще мы сома не поймали едва.

                Сегодня уху на костре мы варили-         - «мешаем» суп

               «Какая вкуснятина!» -все говорили. – гладим живот

                А завтра мы будем сидеть на крылечке, -садимся на ковер

                Мечтать о соме, что живет в нашей речке.

Педагог задает вопросы: «Когда мы ходили на речку» и тд.

5.Упражнение «Добавь рыбок» Соотнесение числа и цифры. Совершенствование навыка присчитывания по одному до заданного числа. (Педагог предлагает детям пройти за столы, на которых лежат рисунки с изображением аквариумов и рыбок)

За столом у каждого лист с 4мя аквариумами

Педагог; Сколько аквариумов у вас нарисовано?

Дети: нарисовано четыре аквариума.

Педагог: В каждом аквариуме должно жить 5 рыбок, давайте с вами поселим рыбок

(Педагог предлагает детям сосчитать рыбок в 1-ом, 2-ом, 3-ем и 4-ом аквариумах. Соответственно, дети отвечают, что в 1-ом аквариуме 4 рыбки, во 2-ом-3 рыбки, в 3-ем-2 рыбки и в 4-ом -1 рыбка.)

Дети: В 1-ом аквариуме поселили одну рыбку. Там уже было четыре добавили еще одну-всего пять рыбок.

(Далее педагог задает аналогичные вопросы о том, сколько рыбок соответственно было добавлено во 2-ой, 3-ий и 4-ый аквариум, дети объясняют правильность своих соображений)

7.  Заключительная часть. Решение проблемной ситуации

  • Педагог: Ребята, мы с вами много узнали о рыбах. А Царь же просил помочь найти домики рыбкам (Ответы детей).

Дидактическая игра “Найди домик для рыбки”

Перед детьми выкладываются три листа с изображениями моря, речки, аквариума

  • Каждому по 3 рыбки (акула, окунь, золотая), педагог показывает рыбку, дети называют и определяют где она живет.
  • Педагог: Молодцы, ребята! Мы помогли рыбкам найти свои дома!
  • Педагог: Как вы думаете, рыбы сказали нам спасибо? (Дети изображают, как рыбы благодарят их.)

8. Рефлексия (2 минуты) Выходим из за столов встали в круг за ручки,

  • Педагог: Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии?
  • Вам понравилось на занятии?
  • Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали и помогли жителям подводного царства.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи». Тема: «В поисках сюрприза»

Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

laquo;Необычное путешествие к самому себе»  Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.Задачи:Образовательные задачи: формировать представления о здоровье, з...

Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога «Путешествие в мир эмоций» Старшая группа

Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога  «Путешествие в мир эмоций»Цель:- Развивать эмоциональный интеллектЗадачи:-Учить определять эмоции по основным...

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Все профессии нужны, все профессии важны». (Старшая группа)

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Все профессии нужны, все профессии важны». (Старшая группа) Подготовительная работа: знакомство с различными профессиями, чтение стихов...

Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

laquo;Необычное путешествие к самому себе»  Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.Задачи:Образовательные задачи: формировать представления о здоровье, з...