Методические рекомендации к дидактической игре « Царство геометрических фигур»
методическая разработка по математике

Игра «Царство геометрических фигур» направлена на ознакомление с формой, цветом, размером объектов; развитие логического мышления, развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_tsarstva_figur.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 « СВЕТЛЯЧОК»

МБДОУ № 6

633004, Новосибирская обл., г. Бердск, ул.  Карла Маркса, 60

Телефон  (383-41) 3-70-42        

 Факс (383-41) 3-70-42 Е-mail: bskdou6@mail.ru

ИНН /КПП 5445032006/544501001, ОГРН 1215400002058

Методические рекомендации к дидактической игре

« Царство геометрических фигур»

Составила:

Назаренко Оксана Анатольевна, учитель-дефектолог.

г. Бердск

2024г.

Дидактической игра «Царство геометрических фигур».

Аннотацция: игра «Царство геометрических фигур» направлена на ознакомление с формой, цветом, размером объектов; развитие логического мышления, развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

 Игра предназначена для детей 3-7 лет. Может быть использована не только специалистами ДОУ, но и воспитателями, другими педагогами и родителями для закрепления полученных детьми знаний. Наглядный материал доступен и может быть модифицирован в зависимости от поставленных взрослым целей обучения.

Методические рекомендации:

В дошкольном возрасте игра занимает ведущее место в жизни ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место в первые годы их обучения в школе.

В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных условиях они не используют, и на которых сосредоточить их внимание не удается.

Игра создана по примеру игры «Блоки Дьёныша». Она дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

Дидактическая игра «В царстве геометрических фигур» основана на следующих принципах обучения:

        от простого к сложному,

        последовательности и систематичности,

        наглядности и доступности.

Обучающее направление пособия: ознакомление с геометрическими фигурами, дети ненавязчиво и с интересом (а значит - прочно!) будут осваивать и другие разделы математики - количество и счёт, величину, ориентировку в пространстве, а также закреплять цвет. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности - рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Данное пособие имеет многофункциональный характер и может быть использована во время организованной образовательной деятельности детей (на групповых и индивидуальных занятиях), в совместной деятельности педагога и ребенка, в самостоятельной деятельности детей. Ведущую роль в игре может брать на себя педагог, ребенок в работе с педагогом, ребенок в работе со сверстником в паре.

Игра представляет собой контейнер, внутри которого находятся коробочки с липучками, замки разных цветов, ламинированные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) трёх размеров и четырёх цветов. Каждая геометрическая фигура характеризуется тремя признаками: формой, цветом, размером. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер) И карточки с отрицанием свойств, например, не красный.

 Наглядный материал подбирается педагогом в соответствии с программным содержанием, возрастом детей и особенностями их развития (в том числе для детей с ОВЗ и инвалидностью). Все упражнения необходимо адаптировать в зависимости от речевых возможностей детей. «Безречевые» дети выполняют задания невербально. Дети включаются в работу в зависимости от индивидуальных особенностей, а при оценке динамики развития ребёнка с ОВЗ его сравнивают не с другими детьми или возрастными нормами, а с самим собой на предыдущем уровне развития.

Задачи, которые позволяет решать игра «Царство геометрических фигур»:

Образовательные/коррекционные:

        Актуализировать и закреплять знания детей через организацию

самостоятельной или совместной деятельности с дидактическим пособием.

        Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

        Знакомить с формой, цветом, размером объектов.

Развивающие:

        Развивать пространственные представления.

        * Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

        Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

        Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

        Развивать мелкую моторику.

        Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества с педагогами и со

сверстниками.

Воспитательные:

        Воспитывать интерес к играм познавательной и речевой направленности.

        Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками и педагогами.

        Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

        Воспитывать умение радоваться достигнутому результату.

        Воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу.

ОПИСАНИЕ ИГР.

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

- для развития действий классификации и обобщения;

- для развития способности к логическим действиям и операциям.

Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.

Если же передерживать детей на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно использует их по своему усмотрению в играх. В ходе таких игр блоками малыш установит, что они имеют различную форму, цвет, величину. Фигуры вводит согласно программному содержанию. В младшей группе (круг, квадрат и треугольник), далее добавляем прямоугольник и овал. На начальном этапе предоставляем два размера (большой и маленький), далее средний.

Дидактическая игры:

Сначала дошкольникам предлагаются самые простые игры на выделение того или иного качественного свойства: – упражнения на обследование геометрических фигур по контуру («Чудесный мешочек»);

 – упражнения «Найди все фигуры, такие же по цвету (размеру, форме)»;

 – упражнения «Найди фигуру, не такую по цвету, как эта (по форме, размеру)»;

Дидактическая игра «Найди фигуру, такую же по цвету, но другой формы (или такой же формы, или другого размера, или такого же размера, но другого цвета и т.п.)».

Вариант 1.

На столах у детей плоские геометрические фигуры разного цвета, формы и размера, на которых схематично нарисованы лица, и замки разных цветов. Детям предлагается подобрать замки для геометрических фигур-человечков. Выбор домиков малыш должен аргументировать. Раскладывая фигурки разного цвета и разной величины по своим домикам, дети группируют геометрические фигуры, учитывая только одно свойство – форму

 Вариант 2.

У детей плоские геометрические фигуры разного цвета, формы и размера, и домики разного цвета. Дети расселяют фигуры по замкам, учитывая только одно свойство – цвет. В результате, в одном домике могут поселиться и круги, и треугольники, и квадраты, лишь бы они все были одного цвета.

Дидактическая игра «Собери все предметы». На магнитной – доске картинки с изображением предметов разной формы и цвета: пирамидка, елка, шарик, яблоко, картина, мяч и т. п. Детям предлагается собрать все изображения предметов: или треугольной формы, или красного цвета, и т. п.

Дидактическая игра «Найди пару»

Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.

Подвижная игра «Найди свой домик» - На полу в разных местах группы или зала лежат геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. На столе геометрические фигуры более мелкие по размеру – раздаточный материал. Каждый ребенок подходит к столу, выбирает себе одну геометрическую фигуру и говорит: «Я – треугольник», «Я - квадрат», «Я – круг». По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате. По второму сигналу все игроки находят свои домики: те, у кого треугольники, бегут к треугольнику, лежащему на полу; у кого круги – к кругу и т. д. Детям предлагается обосновать свой выбор домика. Игра повторяется 2-3 раза.

 Каждый раз воспитатель меняет фигуры на полу местами. Играя, дети выполняют группировку геометрических фигур по одному свойству – форме.

Дидактическая игра «Помоги ежику». На полу лежит обруч. В обруче – игрушка-ежик. На колючках ежика – круг. Вокруг обруча геометрические фигуры разного цвета, формы, размера. Детям предлагается сложить к ежику в норку (домик) все круги. Вне обруча остаются геометрические фигуры, не обладающие выделенным признаком, то есть не круглые.

Дидактическая игра «Третий лишний»

На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.

Например: Тут лишняя красная фигура. Потому что эти обе желтые. Нажимаем на красную фигурку!

Дидактическая игра «Второй ряд»

Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

Дидактическая игра «Найди нужный фигуру»

Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства фигур (цвет, форма, размер). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такую же фигуру, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

Дидактическая игра «Раздели фигуры»

Содержание игры: Разделить фигуры между принцессой и принцем так, чтобы у принцессы оказались все красные фигуры. Ответить на вопросы:

  • Какие фигуры оказались у принцессы? (Все красные).
  • А у принца? (Все не красные). 

Попробуйте разделить фигуры по-другому:

  • Чтобы у принцессы оказались все круглые фигуры;
  • Чтоб принцу достались все большие;
  • Чтобы принцу достались все желтые и т.д.

Дидактическая игра «Куда спрятался щенок»

Перед ребенком лежат геометрические фигуры различающие по цвету или форме, спрятана монетка или картинка – щенок.

1 вариант

Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из фигур прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.  Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойств блоков. Например, ведущий спрашивает:

- Клад под синим блоком?

- Нет, — отвечает ребенок.

- Под желтым?

- Нет.

- Под красным?

- Да.

- Под большим?

- Да.

- Под круглым?

- Да.

Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество.

2 вариант

Ведущий говорит: щенок спрятался под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо:

  или следующий этап

Дидактическая игра «Царство геометрических фигур»

Малыши прибыли в гости к королеве или другой персонаж! Посмотрите, какое это царство! (на домике разные символы)

Есть район больших и район маленьких домиков. Замки имеют разный цвет.

Сережа ищет красный замок. На коробочке прикреплен знак или . Засели жителей в замок. (ребенок подбирает фигуры согласно символу). И т.д . Дети заселяют все замки.

Далее работа по классификации предметов или геометрических фигур усложняется. Детям предлагается группировать предметы или геометрические фигуры по двум или нескольким свойствам.

Игры, в которых используются геометрические фигуры, способствуют развитию у дошкольников навыков образования двух множеств, характеризующихся двумя различными признаками. В целях внешнего выделения множеств можно использовать обручи, коробки. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Воспитатель кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча и рассказывает, что вся остальная часть пола находится вне обруча.

Можно предложить ребенку стать внутри обруча. Спросить у него, где он стоит? Где сидят остальные дети? Аналогичные игры можно повторить с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она образовала замкнутую линию.

Дидактическая игра «Игра с одним обручем»

На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке одна геометрическая фигура. Дети по очереди располагают фигуру в соответствии с заданием воспитателя. Например, внутри обруча – все синие фигуры, а вне обруча – все остальные. Затем проводится беседа с детьми по следующим вопросам: − какие фигуры лежат внутри обруча? (Синие.) − какие фигуры оказались вне обруча? (Не синие.) Важно то, что внутри обруча лежат синие фигуры, и никаких других фигур там нет. Свойство фигур, лежащих вне обруча, определяется через свойство тех фигур, которые лежат внутри обруча. Эту игру можно повторять много раз. Важно все время называть новое свойство фигур, которые будут лежать внутри обруча. Это может быть другой цвет, размер или форма фигур.

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1.затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

2.после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

Примечание: В вариантах 5 и 6 общая часть остается пустой. Надо выяснить, почему нет фигур одновременно красных и зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и квадратных.

Дидактическая игра Раздели фигуры 2

Содержание игры: Разделить фигуры между принцессой и принцем так, чтобы у принцессы оказались все синие фигуры, а у принца все квадратные.

После разделения фигур ответить на вопросы. Например: Какие фигуры достались только принцессе? (Синие, квадратные). Только принцу? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и принцессе и принцу? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, не квадратные).

Попробуйте разделить фигуры по-другому:

  • Чтобы у принцессы оказались все треугольные, а у принца – все большие;
  • Чтобы принцессы достались все маленькие, а принцу – все прямоугольные;
  • Чтобы у принцессы оказались некруглые, а у принца – все желтые.

Дидактическая игра «Раздели фигуры 3»

Содержание игры: Разделить фигуры между королём, королевой и золушкой так, чтобы у короля оказались все круглые фигуры, у королевы – все желтые, у золушке все большие.

Вопросы:

•        Какие фигуры достались только короля? (Круглые, не желтые, маленькие).

•        Какие фигуры получила королева? (Желтые, маленькие, круглые).

•        Какие фигуры достались только золушке? (Большие, не желтые, некруглые).

•        Какие фигуры подошли сразу и королю, и королеве? (Круглые, желтые, маленькие).

•        Какие фигуры достались сразу и короля и золушки? (Круглые, большие, не  желтые).

•        Какие фигуры подошли сразу золушке и королеве? (Большие, желтые, некруглые).

•        А какие фигуры оказались ничьи? (Большие, некруглые, не желтые).

Дидактическая игра «Найди нужную фигуру 2»

Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены отрицания свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

Дидактическая игра «Угощение для принцесс»

В гости к детям пришли принцессы. Чем же будем гостей угощать? Наши гостьи - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.

Давайте угостим принцесс.   Печенье в левой и правой руке должны отличаться только формой (цветом, величиной).  Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье»,  в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).

Во всех вариантах ребенок выбирает любую фигуру «печенье» в одну руку, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем и показывает карточку признак (цвет, форма, размер).

Дидактическая игра «Угощение для принцесс 2»

Вариант игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры.

Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх

Ребенок вынимает из стопки любую карточку

Находит «печенье» с таким же свойством и т.д.

Далее еще усложняем задание.

Дидактическая игра «Угадай, какую фигуру я загадал»

Педагог выкладывает перед ребенком набор карточек, описывающих какую-либо фигуру. Ребенок находит нужную фигуру и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек следующую фигуру.

Дидактическая игра Построй дорожку для замка 

Содержание игры: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную дорожку. Варианты построения цепочки:

•        Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

•        Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);

•        Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

•        Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Дидактическая игра Домино

Содержание игры: Фигуры делятся поровну между участниками (не более 4 человек). Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Ходить можно по-разному. Например:

•        Фигурами другого цвета (формы, размера);

•        Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы;

•        Фигурами другого цвета и формы (цвета и размера);

•        Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);

•        Ход фигурами другого цвета, формы, размера.

Дидактическая игра «Подарок для короля (королевы и др)»

Содержание игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства фигур (цвет, форма, размер). Затем ребенку предъявляется карточки с несколькими свойствами и предлагается найти подарок (все такие фигуры), назвать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра лото «Геометрические фигуры»

Цель: Учить детей называть геометрическую форму и цвет. Учить выкладывать формы по образцу в недостающие ячейки на карточках из нескольких геометрических фигур.Развивать мелкую моторику рук,...

Дидактическая игра по геометрическим фигурам детей 2-3 лет

http://C:\Users\Катерина\Pictures\didakticheskaya_igra_po_sensornomu_razvitiyu_0 (1).pptx...

Дидактическая игра "Посчитай геометрические фигуры"

Дидактическая игра "Посчитай геометрические фигуры"...

Дидактические игры с геометрическими фигурами для детей 4-5 лет

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста строится на использо...

Дидактическая игра: «Перемести геометрическую фигуру»

Дидактическая игра: «Перемести геометрическую фигуру»Цель: развитие наглядно — образного мышления, внимания, формировать у детей знания о простых геометрических формах.Задачи: научит...

Наглядно-дидактическая игра "МЕМО геометрические фигуры"

Цель: интеллектуальное развитие детей младшего и среднего возраста через использование настольных игр «МЕМО» с математическим содержанием.Задачи педагога:Подобрать эффективные вариант...