Дополнительная общеобразовательная программа коррекционной работы по ФЭМП «Веселая математика». Для детей среднего возраста.
материал по математике (средняя группа)

Дополнительная общеобразовательная программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе авторской парциальной программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Данная программа обеспечивает разностороннее развитие детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика программы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика дополнительной общеобразовательной программы математического развития способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Эти задачи решаются комплексно как на индивидуальных занятиях по формированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, общения).

Количество и счет

Задачи

Закреплять умения:

— считать в пределах пяти, пользуясь правильными приемами (называние числительных по порядку с указанием на предметы, расположенных в ряд);

— согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;

— Относить последнее числительного ко всей группе.

Знакомить:

— с цифрами от 1 до 5;

— стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.

Учить:

— писать цифры по точкам;

— соотносить цифры с количеством предметов;

— понимать отношения между числами в пределах пяти;

— отгадывать математические загадки;

—различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы «Сколько?»«Который?»«Какой по счету?»;

— устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга; разных по величине, форме, расположению;

Величина

Задачи:

Учить:

—сравнивать предметы разных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (пять параметров);;

—употреблять сравнения (большой, меньше, еще меньше, маленький, самый маленький и др);

—выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку..

Геометрические фигуры

Задачи:

Закреплять знания:

— о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

— геометрических телах (шар, куб, цилиндр).

Учить:

— находить геометрическую фигуру среди других;

— представлению о том, что фигуры могут быть разного размера ;

— видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях.

Ориентировка во времени

Задачи:

Продолжать учить:

- различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь)

- различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето)

Учить:

- отгадывать загадки о частях суток, временах года;

- различать понятия вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами;

- различать понятия быстро, медленно.

Ориентировка в пространстве

Задачи:

Продолжать учить:

- различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо;.

- обозначать словами положение предмета относительно себя. Учить ориентироваться на листе бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»

410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru   

ИНН 6432003994   КПП 645101001  ОГРН 1036403201592

Дополнительная общеобразовательная программа коррекционной работы по ФЭМП «Веселая математика». Для детей среднего возраста.

Разработчики:

Спешилова Е. Н.

2024г. – 2025г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Наименование раздела

Стр.

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

2

1.2

Актуальность

2

1.3

Цели и задачи программы

3

1.4

Методические принципы

4

1.5

Характеристики возрастных особенностей детей по математическому развитию

5

1.6

Предполагаемые результаты

6

II

Содержательный раздел

2.1

Календарно - тематическое планирование

7

2.2

Методы и приемы работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности

9

2.3

Интеграция образовательных областей

9

III

Организационный раздел

3.1

Организация развивающей предметно-пространственной среды

10

3.2

Методическое обеспечение дополнительной программы.

10

3.3

Время и сроки реализации программы «Веселая математика»

11

3.4

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов

11

Список используемой литературы, источники

11

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе авторской парциальной программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Данная программа обеспечивает разностороннее развитие детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика программы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика дополнительной общеобразовательной программы математического развития способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

1.2. Актуальность программы

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Организация кружка «Веселая математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет развить умственные способности детей. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируем желания детей заниматься математикой.

Особое внимание в работе уделяется развитию логических форм мышления. Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности математических способностей, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.

1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Эти задачи решаются комплексно как на индивидуальных занятиях по формированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, общения).

Количество и счет

Задачи

Закреплять умения:

— считать в пределах пяти, пользуясь правильными приемами (называние числительных по порядку с указанием на предметы, расположенных в ряд);

— согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;

— Относить последнее числительного ко всей группе.

Знакомить:

— с цифрами от 1 до 5;

— стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.

Учить:

— писать цифры по точкам;

— соотносить цифры с количеством предметов;

— понимать отношения между числами в пределах пяти;

— отгадывать математические загадки;

—различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы «Сколько?»«Который?»«Какой по счету?»;

— устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга; разных по величине, форме, расположению;

Величина

Задачи:

Учить:

—сравнивать предметы разных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (пять параметров);;

—употреблять сравнения (большой, меньше, еще меньше, маленький, самый маленький и др);

—выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку..

Геометрические фигуры

Задачи:

Закреплять знания:

— о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

— геометрических телах (шар, куб, цилиндр).

Учить:

— находить геометрическую фигуру среди других;

— представлению о том, что фигуры могут быть разного размера ;

— видеть геометрические фигуры в окружающих предметах, их символических изображениях.

Ориентировка во времени

Задачи:

Продолжать учить:

- различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь)

- различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето)

Учить:

- отгадывать загадки о частях суток, временах года;

- различать понятия вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами;

- различать понятия быстро, медленно.

Ориентировка в пространстве

Задачи:

Продолжать учить:

- различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо;.

- обозначать словами положение предмета относительно себя. Учить ориентироваться на листе бумаги.

1.4 Методические принципы

При разработке Программы использовались следующие принципы:

— развивающего и воспитывающего образования;

— научной обоснованности и практической применимости;

— активности и самостоятельности;

— соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

— единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;

— интеграции образовательных областей;

— ориентации на возрастные и индивидуальные особенности детей;

— совместной познавательно-исследовательской продуктивной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, в играх, общении и т. д.

Формирование учебных действий совершается на основе:

— личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы детей;

— реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;

— возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации;

— такого построения педагогического процесса, при котором ребенок признается и становится полноценным субъектом образовательных отношений;

— становления познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.

Реализации Программы способствует создание следующих условий:

— взаимодействие с семьей по реализации Программы;

— самостоятельная деятельность детей, принятие ими осознанных решений;

— обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

— поддержка индивидуальности и инициативы детей;

— развитие умения работать в группе сверстников;

— чтение художественной литературы.

Все это позволяет обеспечить:

— равные возможности усвоения программы каждым ребенком;

— развитие познавательной деятельности;

— формирование представлений и понятий о множестве, числе, форме, пространстве и времени; математических зависимостей, отношений и действий;

— овладение математической терминологией;

— воспитание инициативности, самостоятельности, ответственности у ребенка;

— преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;

— вариативность и разнообразие методических приемов, организационных форм;

— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию математических представлений в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, во время игры, на занятиях, в процессе познавательно-исследовательской деятельности, ознакомления с художественной литературой: сказками, пословицами, считалками);

— формирование предпосылок к учебной деятельности;

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

— комплексный подход к развитию детей во всех пяти взаимо-дополняющих образовательных областях: социально-ком-муникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической (ФГОС);

— повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах формирования математических представлений у детей.

1.5 Характеристики возрастных особенностей детей по математическому развитию

Краткая характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет.

Умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, эстетическом и физическом отношениях.

В этом возрасте содержание заданий должно обеспечить, прежде всего, развитие восприятия, образного мышления, воображения ребенка, и таким образом, углублять и расширять те достижения в умственном развитии, которые отвечают специфике дошкольного детства. А достичь этой цели можно, если учить ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, пользоваться условными заменителями вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи и др., отображающие отношения между предметами и их частями. Для того, чтобы такое обучение было успешным оно должно быть включено в доступные и интереснее для ребенка виды деятельности – игру, рисование, конструирование, лепку и др. особого обсуждения заслуживает вопрос о занятиях, связанных с усвоением математики. Опыт в работе педагогов доказывает, что обучение математике не только можно, но и вполне целесообразно начинать в дошкольном детстве при условии, если содержание и методы обучения строятся с учетом особенностей возраста ребенка и задач умственного развития.

В этом возрасте целесообразно ввести новые для детей области деятельности – область количественных отношений вещей. Введение должно осуществляться при помощи тех же средств, которые обеспечивают умственное развитие, в других видах занятий – организации действий самих детей с количественными отношениями, построения и использования моделей этих отношений, максимального использования игровых приемов. При этом является главным – научить детей навыкам счета. Возраст 4-5 лет – это средняя группа. Как и младшим дошкольникам, предлагаются игры на обозначении е отдельных предметов, на анализ строения предметов, на ориентировку в пространстве и на развитие воображения. В средней группе дети могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные свойства, такие как длительность звука, вес предмета и др. начинают анализировать с помощью схем все более сложные предметы, состоящие из большего числа частей. Выполняя задания на развитие воображения, дети создаю не толь отдельные образы, но и представляют в уме различные ситуации, детализированные и развернутые. Они более свободно определяют взаимное расположение предметов в пространстве, используя планы такого расположения.

1.6 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста программы по математическому развитию

К концу года ребенок:

- считает в пределах пяти, относит последнее числительное ко всей группе предметов, согласовывает числительное с существительным в роде, числе, падеже;

- называет цифры от 1 до 5, пишет их по точкам, соотносит количество предметов с цифрой;

- понимает отношения между числами в пределах пяти, выражает эти отношения в речи;

- отгадывает математические загадки;

- различает количественный, порядковый счет;

- устанавливает равенство и неравенство групп предметов по названному числу;

- находит заданные геометрические фигуры среди множества других;

- сравнивает предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;

- выделяет признаки сходства и различия между предметами и объединяет их по заданному признаку;

- отгадывает загадки о временах года;

- различает понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;

- умеет ориентироваться на листе бумаги;

- решает простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- понимает задание и выполняет его самостоятельно;

- проводит самоконтроль и самостоятельно оценивает выполненную работу.

Содержательный раздел Программы

Содержание и объем Программы отбирались и перерабатывались с сохранением педагогических традиций. В учебном процессе взрослый:

— ведет и направляет детей в освоении содержания Программы;

комплексно воздействует на ребенка при отборе содержания, использует опыт работы с детьми, отбирает наиболее продуктивные оптимальные подходы к формированию математических представлений у детей 4—5 лет;

— имеет план работы с подробным описанием учебно-воспитательных мероприятий, задающих траекторию личностного и познавательного развития, реализуемый через предметность содержания занятия, его структуру (актуализацию знаний, систему учебно-игровых заданий, иллюстрации, самоконтроль и самостоятельную оценку выполненной работы);

— имеет диагностику, с помощью которой проверяются достижения ребенка в области математического развития.

Программа создавалась с учетом современных подходов к фор-мированию математических представлений у детей дошкольного возраста. Это предполагает:

— развивающую направленность обучения посредством специально подобранных игровых задач;

— введение детей в мир математической логики;

— развитие математических способностей;

— формирование основ словесно-логического мышления;

— развитие способности классифицировать, обобщать математический материал (цифры, числа, знаки, геометрические фигуры и т. д.);

— моделирование математических ситуаций (задач);

— способность решать интеллектуальные задачи, проблемы (соответствующие возрасту);

— развитие самостоятельности мышления, любознательности, активности;

— формирование предпосылок к учебной деятельности.

2. Содержательный раздел

2.2 Календарно-тематическое планирование.

Средняя группа (4-5 лет) «Маленькие знатоки»

Содержание программы :

Месяц

Содержание игр и упражнений используемых в работе с детьми

Количество занятий

Сентябрь

Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей.

Один, много, сравнение, множество, соответствие Большой, маленький круг

1-20 мин.

Сравнение чисел 3 и 4, счет по образцу. Д/и «Что изменилось». Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете.

Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.

1-20 мин.

Соотнесение числа и количества предметов Большой, меньше, самый маленький Квадрат

1-20 мин.

Счет по образцу, сравнение чисел 4 и 5

Части суток. Слева, посередине, справа

1-20 мин.

Октябрь

Цифра 1. Круг, квадрат. Слева, посередине, справа

Д/и «Найди не такую».

1-20 мин.

Цифра 1. Большой, меньше, маленький, одинакового размера. Треугольник

Д/и «Продолжи ряд». Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд

1-20 мин.

Цифра 2. Вчера, сегодня, завтра. Далеко, дальше, близко, ближе.

Д/и «4-й лишний».

1-20 мин.

Цифра 2. Короткий, длинный. Овал. Ориентировка на листе бумаги.

1-20 мин.

Ноябрь

Д/и «Найди пару». Цифра 3, соотнесение цифры и количества предметов. Осень

1-20 мин.

Цифры 1- 3. Высокий, низкий

1-20 мин.

Соотнесение цифры и количества предметов, сравнение чисел 3 и 4 Широкий, узкий Прямоугольник. Д/и «Второй ряд».

1-20 мин.

счет по образцу, установление равенства. Круг, овал Пространственное расположение предметов относительно себя. Написание по точкам цифра 1-3.

1-20 мин.

Декабрь

Цифра 4 Большой, меньше, еще меньше, маленький, самый маленький. Учить классифицировать по 1 признаку (цвет-цвет)

1-20 мин.

Цифра 1- 4. Д/и «Влево, вправо».

Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма).

1-20 мин.

Цифры 1- 4, счет по образцу, сравнение чисел 3 и 4 Далеко, близко. Написание по точкам цифры 1-4.

1-20 мин.

Соотнесение цифры и количества предметов. Квадрат, прямоугольник. Зима, весна, лето, осень. Наверху, внизу, слева, справа, под.

1-20 мин.

Январь

Цифра 5. Слева, посередине, справа.

1-20 мин.

Цифра 5, сравнение чисел 4 и 5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, медленно

1-20 мин.

Порядковые числительные. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами Ориентировка на листе бумаги.

1-20 мин.

Сравнение предметов по величине (развитие глазомера) Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.

Д/и «Заселим в домики».(2 признака).

1-20 мин.

Февраль

Независимость числа от величины предметов, порядковый счет Широкий, уже, еще уже, самый узкий. Д/и «Раскрась по образцу».

1-20 мин.

Д/и «На свою веточку». Цифры 1- 5, счет по образцу, соотнесение цифры с числом. Шар, куб, цилиндр. Вчера, сегодня, завтра.

1-20 мин.

Порядковые числительные, соотнесение цифры и количества предметов. Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

1-20 мин.

Соотнесение цифры и количества предметов. Слева, посередине, справа. Написание цифр по точкам 1-5

1-20 мин.

Март

Порядковые числительные, счет по образцу, соотнесение цифры и количества предметов. Влево, вправо. Д/и «Кто хозяин».

1-20 мин.

Независимость числа от пространственного расположения предметов, математические загадки Сравнение предметов по величине (развитие глазомера).

1-20 мин.

Порядковый счет. Пространственное расположение предметов относительно себя.

1-20 мин.

Счет по образцу, числа и цифры 1- 5, соотнесение цифры и количества предметов.

1-20 мин.

Апрель

Цифры 1- 5, порядковый счет. Слева, справа, наверху, внизу (на листе бумаги).

Д/и «Заселим в домики».(3 признака)

1-20 мин.

Соотнесение цифры и количества предметов, счет по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими фигурами.

Д/и «На свою веточку».

1-20 мин.

Соотнесение цифры и количества предметов, математические загадки. Слева, справа. Написание цифр 1-5 по точкам.

1-20 мин.

Цифры 1- 5, математические загадки. Широкий, узкий Времена года

1-20 мин.

Май

Закрепление пройденного материала.

Д/и «Четвёртый лишний»

1-20 мин.

Закрепление пройденного материала.

Д/и «Волшебный мешочек». Учить детей находить геометрические фигуры наощупь.

1-20 мин.

Закрепление пройденного материала.

Д/и «Раскрась по образцу». Развитие внимания.

1-20 мин.

Закрепление пройденного материала.

Д/и «Заселим в домики».(3 признака)

1-20 мин.

Всего 36

 

2.2 Методы и приемы работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности

Формы организации кружка:

• Традиционные

• Комбинированные

• Практические

• Игры, конкурсы

Методы:

• Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

• Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий,

• Показ мультимедийных материалов

2.3 Интеграция образовательных областей

Интеграция математического развития осуществляться через следующие образовательные области: физическое развитие, социально –коммуникативное развитие, музыка, художественное творчество, речевое развитие. Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием.

Например, во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями : сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая.

Поэтому, мы предлагая детям различные упражнения, учитываем нет только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращаем на различные математические отношения, предлагаем выполнять упражнения по не по образцу, а по устной инструкции. Также возможно использование различных плоских и объемных геометрических фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времен года, частей суток.

Использование математической составляющей возможно и при выполнении различных упражнений, а именно формирование количественных представлений («Подпрыгнуть на одной ноге», «Попрыгать 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета, формы»).

Также на протяжении всего пребывания детей в детском саду, начиная с младшей группы практикуем использование различных считалочек, в которых используется порядковый и количественный счет. Дети после проведения подвижной игры, в которой необходимо поймать играющих ловишке, считают пойманных. Сравнивают, какой водящий поймал больше. Порядковый счет присутствует и при расчете по порядку, расчете на первый – второй

Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.

Все эти различные математические понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.

Образовательная область речевое развитие прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и в познавательном развитии. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков буде его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным.

Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет отсутствовать понятийный аппарат математики соответственно будет очень сложно выразить даже и количественно правильный ответ.

3. Организационный раздел

3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Необходимым условием успешной реализации программы по математическому развитию является организация особой предметно - развивающей среды.

Предметно-развивающая среда включает в себя три компонента:

- предметное содержание;

- пространственная организация;

- изменение предметного содержания во времени.

К предметному содержанию относятся:

1. Игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует

преимущественно самостоятельно или совместно со взрослыми и сверстниками (геометрический конструктор, пазлы. настольно – печатные игры математического содержания).

2. Учебно-методические пособия, модели, используемые взрослыми в процессе обучения детей (числовая лесенка, обучающие книги).

3. Оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, измерений)

В группе размещены:

— игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы);

— учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги);

— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы).

3.2. Методическое обеспечение дополнительной программы.

В зависимости от имеющихся начальных знаний у ребенка, меняется и форма подачи преподаваемого материала. Наиболее целесообразной методикой обучения, направленной на достижение проектируемого результата, является сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Теоретические знания даются не только словесным изложением данных, но и используется наглядный материал тематических презентаций, которые просматриваются с помощью мультимедийного проектора.

Дидактический материал : таблицы, схемы, плакаты, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.

Материально – технический ресурс:

Дидактический материал :

1. Геометрические фигуры и тела.

2. Палочки Х. Кюизинера.

3. Наборы разрезных картинок.

4. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

5. Полоски, ленты разной длины и ширины.

6. Цифры от 1 до 20.

7. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.

8. Фланелеграф, мольберт.

9. Чудесный мешочек.

10. Блоки Дьенеша.

11. Пластмассовый и деревянный строительный материал.

12. Геометрическая мозаика.

13. Счётные палочки.

14. Предметные картинки.

15. Конструктор «Лего».

16. Знаки – символы.

17. Конспекты.

18. Блоки Дьенеша

3.3. Научно-методическое обеспечение.

Тематический модуль «Математическое развитие»

Е. В. Колесникова Математические ступени

Е. В. Колесникова Математика для детей 4-7 лет

Е. В. Колесникова Математика вокруг нас

З. А. Михайлова Логико- математическое развитие дошкольников

В. Н. Бардышева «Здравствуй, как живешь?» Развитие мелкой моторики

А. А. Смоленцева Введение в мир экономики

А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников : игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кьюизенера»

В. Воскобович, Т. Харько. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет

Образцова Т. Н. «Логические игры для детей»

3.3 Время и сроки реализации программы «Веселая математика»

Форма организации занятий: фронтально, для осуществления занятий разрабатывается учебный план кружка и расписание занятий на каждую возрастную группу.

Программа рассчитана на 36 занятий в год (1 занятие в неделю, длительность одного занятия

• средняя группа -20 мин

Программой предусмотрено проведение: практических занятий (игры, игровые упражнения, экспериментирование, разрешение проблемно-поисковых ситуаций, обсуждение возникающих вопросов) .

3.4 Мониторинг достижений детьми планируемых результатов

В качестве контроля в начале и в конце года проводится диагностика уровня развития детей с целью проанализировать : эффективность проведенной работы. Диагностическая работа строится на основных задачах каждого этапа, в виде тестовых заданий.

Индивидуальная работа с детьми, беседы, наблюдения

2 раза в год сентябрь, май Руководители дополнительной общеобразовательной программы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). Учебно-методическое пособие. СПб., 2002

Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики. М., 2003

Данилова В. В., Рихтерман Т. Д. Обучение математике в детском саду. М., 1998

Доронова Т. Н. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство развития. М. ,2001

Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. M., 1999

Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. M., 2005

Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 5-е изд., перераб. и доп. /Под. ред. Л. A. Парамоновой. M., 2015

Микляева Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ : технология составления, концепция. М., 2005

Михайлова З. А. Математика от трех до шести. СПб., 1997

Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Математика для дошкольников : Метод. рекомендации. М. ,1993

Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников. Современные направления. M.,2008

Солодякина О. B. Сотрудничество дошкольных учреждений с семьей. M., 2004

Стойлова Л. П., Фрейлах Н. И. Теоретические основы формирования математических представлений у дошкольников. M., 1998

Толлингерова Д., Голушова Д. Психология проектирования умственного развития детей. M., 1994

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки Росси от 17.10.2013 № 1155 // Российская Газета. 2013. 25 ноября

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская Газета. 2013. 31 декабря

Щербакова Е. И. Методика обучения математики в детском саду. M., 2000

Учебно-методический комплект по реализации парциальной образовательной программы «Математические ступеньки» Е. В. Колесниковой

Средняя группа (4-5 лет)

Математика для детей 4-5 лет. Демонстрационный материал. М., 2016

Математика для детей 4-5 лет. Метод. пособие. M.,2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа коррекционно – развивающей направленности «Абвгдейка» по профилактике фонетических нарушений для подготовки к обучению чтению и письму у детей от 6 до 7 лет

Настоящая дополнительная коррекционно-развивающая образовательная программа «Абвгдейка»  по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к шко...

Дополнительная общеобразовательная программа ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА «СА-ФИ-ДАНСЕ» для детей дошкольного возраста

Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе» является одной из профилирующих дисциплин в цикле эстетических предметов, введенных в дошкольные образовательные учреждения. Цель данного предм...

Дополнительная общеобразовательная программа ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА «СА-ФИ-ДАНСЕ» для детей дошкольного возраста (3-4 года)

Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе» является одной из профилирующих дисциплин в цикле эстетических предметов, введенных в дошкольные образовательные учреждения. Цель данного предм...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-личностной направленности «Безопасный социальный мир» для детей дошкольного возраста, находящихся в социально опасном положении на 2020-2021 учебный год

Программа создана с целью поддержки ребенка в преодолении трудных жизненных ситуациях. Главная направленность программы: повышение адаптивных возможностей ребенка, предотвращение возможного эмоциональ...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования спортивной направленности «Веселые ступеньки»

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования спортивной направленности «Веселые ступеньки»...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования спортивной направленности «Веселые ступеньки»

Практическая значимость программы »Веселые ступеньки» состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, ...

Дополнительная общеобразовательная программа Коррекционной работы по речевой направленности "Говорим правильно" для детей 4-7 лет.

Цель и задачи ПрограммыЦель: Создание условий для овладение нормами и правилами родного языка и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.Задачи:Учить детей овладевать родным языком....