Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования спортивной направленности «Веселые ступеньки»
рабочая программа

Практическая значимость программы »Веселые ступеньки» состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. Ритмическая гимнастика считается одним из звеньев в развитии координационных способностей и функциональных сил организма у детей дошкольного возраста и, как следствие, влияет на укрепление здоровья детей.

Дополнительные занятия по ритмической гимнастике ориентированы на то, чтобы заложить в детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.

Дети регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью. На каждом занятии решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для успешной реализации программы анализируются и подбираются те упражнения, связки, которые необходимы для решения задач.

Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста «Веселые ступеньки» включает в себя обязательный минимум информации, позволяющий существенно расширить знания, умения и навыки детей данного дошкольного возраста в области физической культуры и строится на сотрудничестве педагога и ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл j6bfzcvuxtujk.docx94.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска

Описание: C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Антошка картинки\добро пожаловать.jpg

города Смоленска

ПРИНЯТО

На заседании педагогического

совете МБДОУ «Детский сад

№40 «Антошка»

протокол № _____от__       2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказ № от_____2022г.

заведующий МБДОУ

«Детский сад №40 «Антошка

________  Ж.А.Соколова

                                                                                   

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования спортивной направленности «Веселые ступеньки»

(фитнес-секция)

2022-2023 учебный год

Составитель: воспитатель

МБДОУ «Детский сад №40 «Антошка»

Команенкова Дарья Павловна

2022 г

Содержание программы

1. Пояснительная записка…………………………………………………………...

3

1.1.​ Направленность …………………………………………………….....................

1.2.​ Новизна ……………………………………………………………………………

1.3.​ Актуальность……………………………………………………………………..

1.4.​ Педагогическая целесообразность…………………………………………......

1.5.​ Цели и задачи…………………………………………………………………......

1.6.​ Отличительные особенности……………………………………………………

1.7.​ Возраст обучающихся……………………………………………………………

1.8.​ Сроки реализации…………………………………………………………..........

1.9.​ Формы и режим занятий………………………………………………………..

1.10.​ Ожидаемый результат…………………………………………………………...

1.11.​ Формы подведения итогов………………………………………………………

3

4

4

5

5

6

7

7

7

7

7

2.​ Организационно педагогические условия…………………………………..…….

2.1.​ Материально-технические условия……………………………………………

2.2.​ Требования к педагогическим работникам…………………………………..

8

8

8

3.​ Учебный план…………………………………………………………………………

3.1.​ Содержание программы ………………………

3.2.​ Тематическое планирование……………………………………………………

3.3.​ Поурочное планирование…………………………………………………..........

4.​ Календарный учебный график……………………………………………………..

10

10

11

14

15

5.​ Оценочные и методические материалы…………………………………………...

5.1.​ Оценочные материалы…………………………………………..........................

5.2.​ Методические материалы………………………………………….....................

6.​ Список литературы…………………………………………………………………..

17

17

23

29

1.​ Пояснительная записка

Практическая значимость программы »Веселые ступеньки» состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. Ритмическая гимнастика считается одним из звеньев в развитии координационных способностей и функциональных сил организма у детей дошкольного возраста и, как следствие, влияет на укрепление здоровья детей.

Дополнительные занятия по ритмической гимнастике ориентированы на то, чтобы заложить в детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.

Дети регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью. На каждом занятии решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для успешной реализации программы анализируются и подбираются те упражнения, связки, которые необходимы для решения задач.

Программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста «Веселые ступеньки» включает в себя обязательный минимум информации, позволяющий существенно расширить знания, умения и навыки детей данного дошкольного возраста в области физической культуры и строится на сотрудничестве педагога и ребенка.

1.1. Направленность

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Выполнение задач по физическому развитию детей, которое является приоритетным направлением образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения, предусматривает использование нетрадиционных методов, которые направлены на развитие спортивно-танцевально-ритмических движений ребенка. В этой связи актуальной для нашего учреждения стала проблема обучения детей данному виду детской деятельности в разделе физического развития, оптимизацию которой мы можем достигнуть за счет дополнительно организованных занятий.

Я полагаю, что физическое развитие детей в дошкольном учреждении будет эффективным, если будет создана дополнительная структура физкультурных занятий, основанная на анализе конечных результатов общего физического развития детей.

1.2. Новизна

«Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья. В то же время отсутствие эмоционально-психического благополучия в ДОУ может вести к деформации личности ребенка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающим, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям. Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. 

В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.

Новизна заключается в том, что она включает новое направление в здоровьесберегающих технологиях; оздоровительную аэробику, акробатику в основе которых лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Эффективность – в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность обусловлена наличием музыки.

1.3. Актуальность

Актуальность заключена в том, что занятия ритмической гимнастикой оказывает существенное влияние на развитие психических процессов: внимания, воли, памяти, подвижности и гибкости мыслительных операций, творческого воображения, фантазии и физических качеств.

Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики и включает простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные), выполняемые под эмоционально-ритмическую музыку.

Хочется отметить, что систематические занятия ритмической гимнастикой способствуют воспитанию жизненно важных двигательных навыков. Она обеспечивает развитие и физических качеств, таких, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость. Повышают двигательную активность детей, улучшают осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщают детей к культуре движений, развивают чувства прекрасного, дают возможность в движениях выразить свои индивидуальные особенности. Это подтверждается результатами диагностирования детей детского сада.

Задача педагога, сделать процесс обучения движениям более легким и плодотворным, через новые и приятные ребенку мышечные ощущения. Другими словами, стремиться очаровать ребенка движениями, которые они должны усвоить и выполнять под музыкальное или песенное сопровождение.

Современная ритмическая гимнастика (аэробика) – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов тренировки. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными – естественные силы природы и гигиенические факторы.

В настоящее время, в ФГОС дошкольного образования выделены ведущие направления, которые обеспечивают социальную успешность детей: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья. «Физическое развитие» представлено как одно из направлений формирования у дошкольников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничного развития физических качеств детей (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость); накопления и обогащения двигательного опыта (овладение основными движениями); потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Данное направление реализуется в двигательной и игровой деятельности дошкольников.

В связи с этим, возрастает потребность реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения.

1.4. Педагогическая целесообразность

 Программа «Веселые ступеньки» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей среднего дошкольного возраста.

В основу  программы положена двигательно- игровая деятельность детей, являющаяся ведущей в воспитании и образовании дошкольников.

Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Анализ практической работы в детском саду показывает, что возможности детского организма на физкультурных занятиях используются не полностью, не все виды упражнений, которые не только доступны, но и полезны детям, осваиваются ими. Известно, что в течение 4-7-го года жизни психофизиология ребенка перестраивается, психофизиологические ресурсы с точки зрения выполнения более сложной и длительной деятельности увеличиваются, мотивация к освоению нового повышается. Таким образом, появляются предпосылки для включения в образовательный процесс более сложных в техническом и координационном плане упражнений. Именно в этом возрасте детей начинают готовить ко многим видам спорта. Данная программа предназначена для детей с высоким уровнем физического развития и физической подготовленностью, при отсутствии медицинских противопоказаний в здоровье, по желанию детей и их родителей.

1.5.​ Цели и задачи

Цель программы - Физическое развитие ребёнка дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики.

Задачи программы:

Оздоровительные: сохранить и укрепить здоровье; формировать правильную осанку; профилактика плоскостопия; укрепить мышцы дыхательной системы; снять психологическую напряженность; воспитывать сознательную дисциплину, волю.

Образовательные: обучить освоению техники ритмической гимнастики, формировать двигательные навыков и совершенствовать   физические качества -ловкости, силу, гибкость, быстроту   реакции, ориентировки в пространстве, вестибулярного аппарата; обучить детей владеть своим телом.

Развивающие:   развивать творческие способности детей; совершенствовать духовное, нравственное и физическое развитие.

Воспитательные:  формировать познавательный интерес и желание заниматься спортом и радоваться своим достижениям.

1.6. Отличительные особенности

Дополнительная образовательная программа «Веселые ступеньки» основана на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального стиля, что делает занятия привлекательными. Занятия дают возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация движений, сила и гибкость.

Отличительные особенности программы основаны на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального стиля, что делает занятия привлекательными.

Методологические положения. Программа дополнительного образования детей «Веселые ступеньки» соответствует уровню дошкольного образования физкультурно-спортивной направленности, а также учитывает принципы построения содержания:

​ Систематичности и последовательности.  Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях, постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.

​ Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку.

​ Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности, адаптированность материала возрасту детей;

​ Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.

​ Творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.

​ Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

​ Дифференциация: учёт возрастных особенностей, по половому различию, создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждого ребенка

В основу программы дополнительного образования положена идея Н. А. Фоминой

«Сказочный театр физической культуры: физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок» –Волгоград: Учитель, 2012.

Программа Н. А. Фоминой направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

На основе изученных методик и технологий составлялись перспективные и календарно - тематические планы работы кружка.

1.7.​ Возраст обучающихся:

Уровень: Дошкольное образование.

Образовательная деятельность  адресована детям средней группы (4-5 лет), с периодичностью проведения одного раза в неделю.

1.8. Сроки реализации

Срок реализации: 1 год.

1.9. Формы и режим занятий

Наполняемость группы – 8-10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня в рамках совместной деятельности со взрослыми.
Дни занятий выбираются в зависимости от образовательной нагрузки и в соответствии с расписанием основной образовательной деятельности.

Продолжительность занятий с детьми 4-5 лет не более 20 мин.

1.10. Ожидаемый результат

​ овладение детьми акробатическими упражнениями;

​ соблюдение правил безопасности на занятиях ритмикой; 

​ выявление и осознание ребенком своих способностей;

​ умение владеть своим телом;

​ умение выполнять упражнения самостоятельно, без помощи инструктора, уверенно, четко и осознанно;

​ умение оценивать свои творческие проявления и давать обоснованную оценку другим детям;

​ появление устойчивого интереса к занятиям ритмической гимнастики;

​ повышение уровня физической подготовки;

​ уменьшение процента заболеваемости дошкольников.

1.11.Формы подведения итогов

​ выступления детей на праздниках ДОУ, на родительских собраниях;

​ отчеты о результатах освоения дополнительной образовательной программе «Веселые ступеньки» педагогических советах, методических семинарах ДОУ.

Мониторинг овладения детьми акробатическими упражнениями предполагает диагностику 2 раза в год: в сентябре и мае. Диагностика сформированности физических качеств, осуществляется при помощи методики, разработанной Н.Н. Кожуховой, Л.А. Рыжковой, М.М Борисовой, “Обследование уровня развития физических качеств”. Методика включает семь тестов, каждый из которых направлен на выявление уровня сформированности физических качеств. Позволяет оценить особенности крупной моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции, а также, сформированность двигательных навыков. Предусматривает определение силы мышц спины, рук и плечевого пояса, выносливости, гибкости.

2. Организационно педагогические условия

2.1. Материально-технические условия

Материально-техническое оснащение

Количество

1

Магнитофон

1 шт.

2

Аудиокассеты,

диски,

флешки

1шт.

3шт.

1шт.

3

Музыкальный центр

1 шт.

4

Спортивная форма

по кол-ву детей

5

Спортивные снаряды:

​ канат

​ маты

​ гимнастическая лестница

1шт.

3 шт.

3 пролёта

6

Атрибуты для упражнений: и игр:

​  обручи, кольца разных размеров

​  кегли

​  гимнастические палки

​ ​  мячи

​  скакалки

​ ленточки

  • султанчики

​ гантели

по кол-ву детей

по кол-ву детей

по кол-ву детей

по кол-ву детей

по кол-ву детей

по две на каждого

по две на каждого

ребёнка

2.2. Требования к педагогическим работникам

Методика проведения ритмической гимнастики в детском саду

​ Работая с детьми среднего дошкольного возраста, следует помнить:
Движения детей становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми.

​ Повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности.

​ Дети уже могут заставит себя преодолеть трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознанно выполнять задания на перемещение в пространстве.

​ В движениях дети познают свое тело, его возможности.

​ Движения детей становятся более слаженными, уверенными, они достаточно быстро овладевают сложными по координации движениями, сохраняют равновесие.

Решение этих задач создает предпосылки для усложнения и расширения двигательных целей, занятия ритмической гимнастики, на которых педагог продолжает: развивать двигательную и мышечную память, внимание, сосредоточенность, дисциплину; укреплять мышцы спины и формировать правильную осанку, развивать мышцы стопы, гибкость, силу, выносливость и работоспособность; отрабатывать чистоту и точность движений, умение самостоятельно анализировать качество выполняемых движений; вырабатывать стремление выполнять движения качественно, красиво; развивать предметную ловкость путем использования различных предметов (шляпы, пистолеты, пружинки и т.д.);  знакомить с различными жанрами музыки и ее характерными движениями; развивать умение эмоционально выступать перед зрителями; раскрепощать детей эмоционально через музыкальные образы.

Педагогу необходимо поддерживать ребенка тогда, когда он не освоил какой-то элемент, вселять в него уверенность, разъяснить ошибки и обязательно делить с ним радость достижения результата. При проведении занятий по ритмической гимнастике мы должны ориентироваться  на разучивание музыкально-спортивных композиций и на развитие у детей умения выступать перед зрителями, учить их двигательным действиям с предметами повышенной координации и спортивной ориентации  (сложные акробатические элементы – мостик на трех точках опоры, перекаты, кувырки, прыжки, прыжковые связки, повороты и т.д.), обучать перестроениям и перемещениям по залу в различных направлениях.

Музыкальный материал должен быть динамичным, ритмичным. С текстом или без текста – особого значения не имеет; главное, чтобы подбор движений соответствовал характеру музыки.

Подбор композиций осуществляется дифференцированно для девочек и мальчиков. Это необходимо для развития у девочек элегантности, грациозности, пластичности, женственности, а у мальчиков – мужественности, быстроты, силы (девочки выступают с ленточками, султанчиками и т. д., мальчики - с  гимнастическими палками и т.д.).

Такой подход к развитию двигательных способностей позволит не только научить детей красиво двигаться, подарить им радость ощущения своего тела, уверенности в себе, но главное – привьет любовь к занятиям спортивной направленности, физическим упражнениям, даст возможность успешно и с интересом совершенствовать свои двигательные способности на любых занятиях, связных с движениями. [Ритмическая гимнастика (дошкольное воспитание) 2008 № 10].

Основные характеристики ритмической гимнастики

​ продолжительность дополнительного физкультурного образования обусловлена возрастом занимающихся (4-5лет -20 мин);

​ упражнения согласованы с музыкой и передают ее настроение (на сильные музыкальные части - сильные движения, например амплитудные прыжки, махи; на быстрые части - беговые, прыжковые серии; под медленную музыку - упражнения в равновесии, расслабления и т.п.);

​ основная структура занятия сохраняется (подготовительная, основная и заключительная части);

​ танцевальные движения соответствуют характеру музыкального произведения (под русскую музыку - народные движения и т.д.);

​ упражнения включаются разной направленности (координационные, силовые, скоростно-силовые, для развития гибкости и др.);

​ включаются серии упражнений по преодолению препятствий (лазанье, перелезание, подлезание, ходьба по гимнастической скамейке и т.д.), беговые и прыжковые серии;

​ паузы отдыха заполняются различными дыхательными упражнениями, отражающими содержание сюжетно-ролевой игры;

для разгрузки позвоночника и коррекции осанки включены упражнения из положений лежа и сидя на полу.

3. Учебный план

3.1. Структура программы

Структура программы  – традиционная. Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Деление на части относительное. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно связаны друг с другом. Подготовительная часть составляет от 5 до 15%, основная часть от 70 — 80%, а заключительная часть — от 3 до 7% общего времени занятия.

Подготовительная часть занятия  зависит от решения основных задач занятия. Задачи этой части  сведены к тому, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимании.

В основной части решаются задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей; гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и всех других качеств, которые к укреплению здоровья детей. На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В основную часть занятия включаются все средства оздоровительной гимнастики: ритмическая гимнастика, игропластика.

В заключительной части занятия постепенно снижается нагрузка и обеспечивается постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В заключительной части занятия  используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику, релаксацию.

Игровой массаж как нельзя лучше подходит для заключительной части занятия, так как он является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения массажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Работа по дополнительному образованию строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Организационно-методические формы обучения:

Формы обучения включают приведённую ниже последовательность освоения материала:

​ двигательные действия – это упражнения (повторение однотипных движений, возможно образование серий из этих движений);

​ соединения (последовательное выполнение различных двигательных действий);

​ комбинация (состоит из нескольких соединений, выполняемых в одну и другую сторону);

​ части комплекса (определённое количество комбинаций);

​ комплекс упражнений по акробатики, аэробики.

Изучения базового движения осуществляется несколькими методами: словесным, показа, целостного разучивания упражнения и методом расчлененного разучивания упражнения.

Формы проведения занятий: теоретические (рассказ, рассказ и одновременный показ упражнений инструктором, беседы с детьми) и практические (выполнение упражнений, разучивание спортивных танцев, акробатических композиций, выступления на праздниках).

Тематика соответствует лексическим темам, что позволяет закрепить полученные знания, умения навыки и обеспечивает взаимосвязь в группах комбинированной направленности всех специалистов ДОУ.

3.2. Тематическое планирование

Перспективный план занятий для детей средней группы.

Месяц

Занятия

Время проведения

Тема

октябрь

4 занятия

1 занятие

вторник 15.15

вводное (рассказ и показ основных движений ритмической гимнастики под музыку)

разминка

ритмический танец «В траве сидел кузнечик»

 «Лесная зарядка»

«Дождик»

2 занятие

вторник 15.15

3 занятие

вторник 15.15

4 занятие

вторник 15.15

Ноябрь

4 занятия

1 занятие

вторник 15.15

разминка

ритмический танец:

 «Скачут ножки по дорожке 1,2,3» «В траве сидел кузнечик»

«На крутом бережке»

2 занятие

вторник 15.15

3 занятие

вторник 15.15

4 занятие

вторник 15.15

Декабрь

4 занятия

1 занятие

вторник 15.15

разминка

игровое упражнение «Горошины»

ритмический танец

 «Всем на свете нужен дом»

«Снежинки»

2 занятие

вторник 15.15

3 занятие

вторник 15.15

4 занятие

вторник 15.15

Январь

4 занятия

1 занятие

вторник 15.15

разминка

ритмический танец:

 «Танец со снежками»

«Ножку правую вперед, а потом ее назад»

2 занятие

вторник 15.15

3 занятие

вторник 15.15

4 занятие

вторник 15.15

Февраль

4 занятия

1 занятие

вторник 15.15

разминка

ритмический танец

«Маленькие лучики»

«Волшебный цветок»

2 занятие

вторник 15.15

3 занятие

вторник 15.15

4 занятие

вторник 15.15

Март

4 занятия

1 занятие

вторник 15.15

разминка

игровое упражнение «Горошины»

ритмический танец

«Часики»

 «Солнышко лучистое»

2 занятие

вторник 15.15

3 занятие

вторник 15.15

4 занятие

вторник 15.15

Апрель

4 занятия

1 занятие

вторник 15.15

разминка

ритмический танец

 «Вуги-вуги»

«Мы топаем ногами, мы хлопаем руками»

2 занятие

вторник 15.15

3 занятие

вторник 15.15

4 занятие

вторник 15.15

Май

4занятия

1 занятие

вторник 15.15

Повторение разученных комплексов.

Мониторинг

2 занятие

вторник 15.15

3 занятие

вторник 15.15

4 занятие

вторник 15.15

3.3. Поурочное планирование

Содержание программы.

Основным содержанием «Веселые ступеньки» являются общеразвивающие упражнения для всех частей тела. Маховые и круговые движения руками, ногами, наклоны и повороты туловища, головы, приседания и выпады, упражнения в различных стойках, упорах, седах и положениях лежа. Эти упражнения сочетаются с разновидностями ходьбы, прыжков, бега, танцевальными упражнениями, упражнения на формирование осанки. Целостность и динамичность этих упражнений при органической связи с музыкой создают своеобразный стиль упражнения, которые воспринимаются как танцевальные движения.

Поточный или серийно-поточный методы упражнения являются обязательным условием эффективного воздействия упражнения на разные системы организма человека.

В содержание программы» входят так же следующие разделы:

Образно-игровые упражнения представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей, сказочных героев и т. д. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Пальчиковая гимнастика в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мир внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполненные через левую или правую ноздрю, влияют на функционирование мозга. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески их укреплять. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, поэтому им нужно специальные дыхательные упражнения.

Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой, стихотворной форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, каждый разработанный комплекс входят подвижные игры (сопровождаются музыкальной композицией).

Так же в раздел программы входят релаксация в конце занятия, что помогает детям расслабиться, мысленно погрузится в заданную ситуацию, она проходит под релаксирующую музыку природы.

В свою очередь, каждое упражнение комплекса имеет название и выполняется под музыку. При этом у ребенка возникают определенные моторные ассоциации на конкретную фразу из текста песни, мелодию, и он быстрее запоминает порядок выполнения движений.

Музыка используется из любимых мультфильмов и сказок. Подобранное музыкальное сопровождение способствует развитию мышления, воображения, повышает эмоциональный фон, так как превращает занятия в своеобразную познавательную игру.

Взаимодействие с родителями

Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.

Реализация программы «Веселая ритмика» включает в себя работу с родителями

1. Ознакомление родителей с содержанием программы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.

2. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т. д.) .

3. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.

4. Календарный учебный график

В средней группе: 1 раз в неделю. Вторник в 15.15.

Месяц

Занятия

День недели

Время проведения

октябрь

4 занятия

1 занятие

вторник

15.15

2 занятие

вторник

15.15

3 занятие

вторник

15.15

4 занятие

вторник

15.15

Ноябрь

4 занятия

1 занятие

вторник

15.15

2 занятие

вторник

15.15

3 занятие

вторник

15.15

4 занятие

вторник

15.15

Декабрь

4 занятия

1 занятие

вторник

15.15

2 занятие

вторник

15.15

3 занятие

вторник

15.15

4 занятие

вторник

15.15

Январь

4 занятия

1 занятие

вторник

15.15

2 занятие

вторник

15.15

Февраль

4 занятия

1 занятие

вторник

15.15

2 занятие

вторник

15.15

3 занятие

вторник

15.15

4 занятие

вторник

15.15

Март

4 занятия

1 занятие

вторник

15.15

2 занятие

вторник

15.15

3 занятие

вторник

15.15

4 занятие

вторник

15.15

Апрель

4 занятия

1 занятие

вторник

15.15

2 занятие

вторник

15.15

3 занятие

вторник

15.15

4 занятие

вторник

15.15

Май

4 занятия

1 занятие

вторник

15.15

2 занятие

вторник

15.15

3 занятие

вторник

15.15

4 занятие

вторник

15.15

Всего занятий

32 занятия в год

5. Оценочные и методические материалы.

5.1. Оценочные материалы.

Мониторинг

Диагностика физической подготовленности дошкольников

Тесты для определения скоростных качеств

​ Бег на 10 м с хода (тест позволяет оценить скоростные качества ребенка
и его реакцию).

На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (6 — 7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет — кегля, кубик), для того чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются две попытки, отдых между ними 5 мин.

Ребенок по команде «На старт» подходит к черте и занимает удобную позу. Воспитатель стоит сбоку от линии старта с секундомером. После взмаха флаж​ком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта воспитатель исключает секундомер и выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии финиша.

​ Бег на 30 м со старта (тестируются скоростные качества).

Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина — 3 м). На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят двое взрослых, один находится с флажком на линии старта, второй (с секун​домером) — на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5—7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок под​ходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» — взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер.

Во время короткого отдыха (3—5 мин) проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями. Предлагаются две попытки, фиксируется наилучший результат.

Внимание*. Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.

Тесты для определения скоростно-силовых качеств

​ Прыжок в длину с места

Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате, на который нанесена разметка через каждые 10 см). Тестирование проводят два человека — первый объясняет задание, следит за тем, как ребенок принял исходное положение для прыжка, дает команду «Прыжок»; второй замеряет длину прыжка (с помощью сантиметровой ленты).

Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интен​сивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. При призем​лении нельзя опираться сзади руками. Второй воспитатель измеряет расстоя​ние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см.

Делаются две попытки, засчитывается лучшая из них. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: исходное положение, энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталки​вании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пят​ки на всю стопу.

Внимание! Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то следует засчитывать попытку и фиксировать тот результат, который отмечается в момент постановки ног на опору.

Для повышения активности и интереса детей целесообразно разместить несколько ярких предметов на расстоянии 15—20 см за матом и предложить ребенку допрыгнуть до самого дальнего из них.

​ Прыжок вверх с места

Ребенок подпрыгивает вверх, стараясь достать предмет, находящийся выше поднятой руки. (Например, воспитатель держит флажок над головой ребенка.) Результат определяется с помощью натянутой сантиметровой ленты, прикреп​ленной к поясу ребенка. Засчитывается лучший результат из двух попыток.

​ Бросок мешочка с песком удобной рукой (тест позволяет определить ско​ростную реакцию ребенка).

Метание мешочка производится любой рукой, способом «из-за спины через плечо». Метание осуществляется на дорожке шириной 4—5 м, длиной 20 м с ли​ниями деления через каждые 0,5 м.

Из двух попыток фиксируется лучший результат.

Тесты для определения ловкости и координационных способностей

​ Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно
перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно
меняющейся обстановки).

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «Марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дис​танцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.

​ Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационныевозможности детей).

Ребенок встает в стойку: носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги — и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равно​весия фиксируется секундомером.

Из двух попыток фиксируется лучший результат.

​ Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию). Ребенок принимает исходное положение (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15—20 см как можно большее коли​чество раз.

Ребенку предлагается сделать две попытки. Фиксируется лучший результат.

​ Отбивание мяча от пола (тестируются ловкость, скорость реакции, устойчивость позы).

Ребенок стоит в исходном положении (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешается сходить с места.

Даются две попытки. Фиксируется лучший результат.

​ Гибкость (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-дви​гательного аппарата, эластичность мышц и связок).

Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимна​стическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по ли​нейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со зна​ком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».

Тесты для определения выносливости

​ Бег на выносливость (определяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную активность двигательного аппарата).

Тест проводится с небольшой подгруппой (5—7 человек), сформированной с учетом уровня ДА детей. Участвуют два воспитателя и медсестра, которая следит за самочувствием детей.

Воспитателю заранее необходимо измерить дистанцию беговой дорожки (в метрах) и разметить ее, отметив линию старта и половину дистанции. До​рожка может быть расположена вокруг дошкольного учреждения. Дети под​ходят к линии старта. Воспитатель группы дает команду «на старт» и включа​ет секундомер. Воспитатель по физической культуре бежит впереди колонны в среднем темпе 1—2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятель​но, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых при​знаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребенок про​бежал всю дистанцию без остановок.

Записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистан​ции, которую пробежал ребенок.

Тесты для определения силы и силовой выносливости

Подъем из положения лежа на спине (тест для определения силовой вы​носливости).

Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде «Начали» ребенок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени ребенка, сидя на мате рядом с ним), садится и вновь ложится. Воспитатель считает количество подъемов. Тест считается пра​вильно выполненным, если ребенок при подъеме не коснулся локтями мата, а спина и колени оставались прямыми. Из двух попыток засчитывается лучший результат.

Ориентировочные показатели

Физической подготовленности детей 5 лет

Наименование показателя

Пол

5 лет

1

Время бега на 10м с ходу (сек.)

мал.

дев.

2.8-2.7

3.0-2.8

2

Время бега на 30м со старта (сек.)

мал.

дев.

8.5-8.1

8.5-8.2

3

Время челночного бега (3x10м) (сек.)

мал.

дев.

12.8-11.1 12.9-11.1

4

Вег на выносли​вость: дистанция (м)

мал.дев.

500-750

500-750

продолжитель​ность (мин)

мал.

дев.

3.0-5.0

3.0-5.0

5

Длина прыжка с места (см.)

мал.

дев.

85-130

85-125

6

Высота прыжка вверх с места (см.)

мал.

дев.

14-20

14-20

10

Дальность броска мешочка(м)

мал.

дев.

5-9

4-9

11

Подбрасывание и ловля мяча (кол-во)

мал.

дев.

15-25

15-25

12

Отбивание мяча от пола (кол-во)

мал.

дев.

5-10

5-10

13

Статическое равно​весие (сек.)

мал.

дев.

12-20

15-28

14

Подъем из по​ложения лежа на спине (кол-во)

мал.

дев.

11-17

10-15

5.2. Методические материалы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Конспект занятия с элементами спортивной, художественной гимнастики для детей

Задачи: Определить качество техники разных видов ходьбы; степень умения сохранять правильную осанку и осу​ществлять координацию движений; владеть своим телом, группироваться и сохранять группировку на протяжении всего полета в кувырке; степень гибкости и пластики. Упражняться в расслаблении.

Оборудование. Музыка маршевая, веселая, медлен​ная; коврики; маты; снаряды; пособия; ковровые дорожки.

Ход занятия

И/у «Барабанщики». Под речевку «Барабанщик» дети идут спортивной ходьбой со сменой ведущего и перестроениями в движении, с изменением направления движения. Под весе​лую музыку выполняют разнообразные подражательные дви​жения.

«Сделай, как все, и придумай свое» — комплекс упражне​ний на свободное творчество выполняется врассыпную фрон​тально.

Соревнования по акробатическим кувыркам (и/п): 1) пере​каты из разных группировок; 2) кувырок-перекат, плавный перекат через голову с выпрямлением ног в полете, переход в группировку; 3) несколько кувырков вперед; 4) кувырок с прыжком и подпрыгиванием до и после кувырка (по 3—4 ре​бенка); 5) кувырок с разбега (разбег, подпрыгивание, кувырок, подпрыгивание); 6) кувырок через обруч с разбега; 7) кувырок назад

И/у «Цирковые акробаты». Дети выступают подгруппами, по желанию выполняют упражнения на снарядах с элемен​тами спортивной гимнастики и цирковой акробатики; на ков​ре — с элементами художественной гимнастики

Занятие заканчивается спокойной ходьбой.

Комплексы гимнастических упражнений

Гимнастическое упражнение «с мячом»

Мяч резиновый диаметром 12 или 20 см. Форма: гимнастический костюм, белые гольфы, чешки. Выход: легкий бег, на бегу отбивать мяч от пола или про​сто бежать с мячом.

1.​ «Ласточка» — мяч вперед.

2.​ Подбросив мяч вверх, выполнить пружинистое полупри​седание и поймать мяч.

3.​ Выпад с упором на одну ногу. Сильно прогнуться назад.

4.​ С мячом пробежать по кругу под музыку, подбросить его вверх, подпрыгнуть и поймать, продолжать бег.

5.​ Стать на оба колена, затем одну ногу вытянуть в сторо​ну. Выполнить круговое движение и вернуться в и. п.

6.​ Стать на оба колена, нагнуться вперед, медленно под​няться и прогнуться назад, коснуться мячом пола, вернуться в и. п.

7.​ Мяч оставить на полу, свободно встать, сделать шаг впе​ред, сделать «мостик», поднять одну ногу вверх, оттянуть но​сок, вернуться в и. п.

8.​ Пробежать на носках под музыку вокруг мяча, встать на оба колена, сделать «мостик» и взять мяч в руки, поднять его вверх.

9.​ Перейти на полушпагат.

10.​ Положить мяч перед собой на пол, сделать «кольцо».

11.​ Перейти на «стрелу».

12.​ Взять мяч, поднять вверх, перейти на выпад. Уходить подскоками.

Упражнения с лентой в паре или соло

Длина ленты — 3—4—5 м.

Ширина — 3 см.

Форма: гимнастический костюм, белые гольфы, чешки.

Упражнения могут выполняться в паре, соло.

Музыка — вальс.

1.​ Выход: лента змейкой горизонтально.

2.​ «Спираль» — круговые движения кистью. Легкий бег назад.

3.​ «Колесо» над головой. Легкий бег по кругу.

4.​ Змейка горизонтальная. Легкий бег назад.

5.​ Змейка горизонтальная. Лента сзади. Легкий бег вперед с прыжком вверх, лентой выполнить взмах вперед и назад. Легкий бег вперед.

6.​ «Колесо» над головой: из и. п. стоя на коленях прогнуть​ся назад.

7.​ «Восьмерка» из и. п. полушпагат или шпагат.

8.​ Змейка из и. п. выпад (сильно прогнуться назад).

9.​ Уход: змейка, прыжки с махом лентой.

Групповое упражнение с лентой

Выход колонной, легкий бег на носках, левую руку на по​яс (вниз), правую с лентой — вверх; горизонтальная «змейка».

Пробегают круг и останавливаются шеренгой, в две колон​ны или в круг.

1.​ Змейка вертикальная. И. п.: руку с лентой вперед-кни​зу, другую вниз, колебательные движения кистью в стороны.

2.​ «Восьмерка» — плавно выполнять движения рукой вверх и вниз, рисуя изображение восьмерки перед собой немного приподнятой рукой.

3.​ «Колесо» над головой. И. п.: руку с лентой вверх, рисуя круги диаметром 70—50 см.

4.​ Змейка вертикальная. Из и. п. руку с лентой вперед-книзу. другую — в сторону. Легкий бег назад, выполняя колеба​тельные движения кистью вверх и вниз, рисуя изображение змейки высотой в 50—70 см на полу.

5.​ Змейка горизонтальная. Правая рука с лентой вверху, не​много отведена назад. Легкий бег вперед.

5.​ «Колесо» над головой из и. п. стоя на колене.

6.​ «Восьмерка» из и. п. полушпагат.

7.​ Уход: змейка горизонтальная.

Шуточный номер с мячом «Мишка с куклой»

Кукла — девочка. Форма: гимнастический костюм, пыш​ная короткая юбочка, пышный бант на всю голову. Мишка — мальчик. Форма: костюм мишки. Мяч большой надувной. Музыка — полька.

1.​ Под музыку подскоками с мячом, поднятым вверх, вы​бегает кукла, останавливается в центре зала и любуется мячом, рассматривая его. Под медленную музыку вразвалку входит мишка, рассмат​ривая мяч. Кукла его дразнит, а мишка, приставив руку ко лбу, дума​ет, как отнять мяч.

2.​ Мишка встает на одно колено и протягивает руки вперед к мячу. Кукла подает ему мяч, выполняя «ласточку». Встают — мяч у мишки.

3.​ Мишка ложится на спину, поднимает ноги вверх, мяч в вытянутых руках за головой. Кукла из и. п. стоя спиной к ногам мишки, упираясь на его ноги, прогибается назад, забирает мяч у мишки. Мишка, вытягивая руки вверх, подает мяч кукле. Кукла возвращается в и. п. стоя, а мишка переворачивает​ся на живот.

4.​ Кукла встает на два колена, делает «мостик», касаясь мячом пола. Мишка, делая «самолетик», вытягивает руки вперед и за​бирает мяч у куклы. Возвращаются в и. п. стоя. Кукла отворачивается, протирает глаза. Мишка подает ей мяч, кукла подскоками кружится на мес​те, мяч в вытянутых руках вверху. Мишка выполняет кувырок вперед по кругу.

5.​ Мяч между куклой и мишкой на полу. Кукла выполняет «кольцо» на полу. Мишка выполняет полушпагат, руки в стороны.

6.​ Кукла выполняет «стрелу», а мишка — «березку». Воз​вращаются в и. п. стоя.,*,

7.​ Кукла шепчет мишке на ухо и предлагает игру «Найди то, что на полу». Завязывает мишке глаза платком, считает до 5, убирает мяч немного в сторону, а мишке приносит бочонок с медом. Мишка стоит, ждет команды «Бери!». В это время мишка протягивает руки, а кукла развязывает платок.

8.​ Мишка берет бочонок и кружится с ним, а кукла кружится с мячом.

9.​ Подскоками (мишка — по-медвежьи) проходят круг и уходят. Мишка успевает на ходу есть мед деревянной ложкой.

с обручем

1.​ Девочка выбегает с обручем (можно катить его или пры​гать, как через скакалку).

2.​ Кружить обруч вокруг талии.

3.​ «Ласточка» — обруч на полу.

4.​ «Кольцо» стоя.

5.​ Обруч крутить вокруг себя руками.

6.​ Обруч кладет на пол, в центре обруча делает «мостик», поднимает вверх одну ногу, согнутую в колене.

7.​ Переход на «березку».

8.​ Переворачивается через плечо на «полушпагат».

9.​ Поднимает обруч вверх, смотрит на него.

10.​ Ложится на живот, поднимает обруч двумя руками, а ноги сгибает в коленях. Обручем обхватывает ноги.

11.​ Обруч кладет на пол, сама остается в обруче.

12.​ «Кольцо».

13 «полушпагат».

13.​ «Выпад».

14.​ Вращает обруч на талии.

15.​ Убегает с обручем.

Групповое упражнение с обручами

Выполняется под музыку вальса.

1.​ Выход: обручи поднять вверх над головой; перестроение в круг, обручи опустить вниз.

2.​ Медленно поднимать обручи вверх и опускать вниз (3 раза).

3.​ «Ласточка» — обруч поставить на пол, держа его правой рукой. Сделать «ласточку». Левую руку отвести назад.

4.​ «Выпад». Переход на «выпад», обручи вверх. Встать в и. п. основная стойка.

5.​ «Цветок» — и. п. стоя на двух коленях, обруч наклонить вперед, руки вытянуты вперед, медленно подниматься вместе с обручем, прогнуться назад, касаясь обручем пола (повторить 3 раза).

6.​ «Самолет» — и. п. лежа на животе, обруч на полу. Под​нять обруч двумя руками, оторвать от пола ноги и грудь.

7.​ «Кольцо» — обруч на полу, прогнуться в «кольцо».

8.​ «Стрела».

9.​ «Полушпагат» — обручи поднять двумя руками вверх.

10.​ И. п. стоя, обруч в вытянутых руках над головой. По​кружиться на месте.

11.​ Уход: такой же, как и выход.

Примечание. Во время выполнения упражнений смотреть за движением обруча. Носки ног должны быть вытянуты.

Комплекс № 2«На лесенке». (Упражнения на гимнастической стенке)

Цель: тренировать мышцы сокращаться и растягиваться; ук​реплять мышечный тонус туловища; корректировать осанку и опорно-двигательный аппарат.

Примечание. После закрепления техники выполнения упражнений на гимнастической стенке данный комплекс мож​но использовать во время оздоровительной гимнастики, но в уп​рощенной форме. Все упражнения проводятся в образно-игро​вой форме (без счета). Необходимо фиксировать внимание де​тей на вытягивании, прогибании, растягивании с паузой выс​шей точке исполнения. Все упражнения выполняются медлен​но, спокойно, без резких движений.

Для того чтобы заинтересовать детей, используются разно​образные игрушки и куклы.

1. Волшебные крылья. И.п.— о. с.

Техника выполнения. Взрослый говорит: «Представьте, что ваши руки, как волшебные крылья, сейчас будут творить чуде​са и помогать вам выполнять различные гимнастические фигу​ры, чтобы вы стали умными и сильными. Поднимаем волшеб​ные крылья вверх, тянемся на носках, смотрим на свои волшеб​ные крылья, соединяем их над головой и тихо опускаем вниз».

Выполнять 4—5 раз.

2. СтрелаИ.п. — стоя, пятки вместе, носки врозь; захват рейки левой рукой выше головы.

Техника выполнения. Взрослый говорит: «Правую руку по​тяните вперед вниз и захватите ею пятку правой ноги. Под​нимая руку вверх, пытайтесь вытягивать прямую ногу в пра​вую сторону до уровня головы и выше». Обращает внимание детей на коленный сустав, так как важны не высота подъема, а выпрямление ноги в колене и вытягивание носка в сторону. После того как данное положение ноги будет зафиксировано, дети возвращаются в и.п., затем прыжком на двух ногах вы​полняют поворот кругом и повторяют упражнение с левой ноги, захватив пятку левой рукой.

Выполнить 1раз.

3. Кольцо. И.п. то же.

Техника выполнения. Правую руку отвести назад, захватить ею носок правой ноги и потянуть его вверх-назад до уровня го​ловы и выше. То же повторить с левой ноги.

Выполнить 1раз.

4.​ ЗамокИз положения «кольца» потянуть носок к голове и попытаться их соединить.

5.​ Птичка на ветке. И.п. — стоя лицом к стенке; захват рей​ки двумя руками выше головы.

Техника выполнения. Попытаться подтянуться вверх с помо​щью сгибания рук в локтях. При подтягивании голова прогиба​ется назад, прямые соединенные ноги вытягиваются назад, осо​бенно носки, и получается небольшой прогиб в позвоночнике.

6. Самолет летит вверхИ.п. — стоя лицом к стенке; захват рейки двумя руками на уровне груди.

Техника выполнения. Одну ногу поднять вверх между руками, попытаться вытягивать ее как можно выше, при этом обе ноги дол​жны быть выпрямлены в коленном суставе. Вернуться в и.п.

7. МостикИ.п. — стоя спиной к стенке; захват рейки двумя руками (около плеч или около головы), ноги на ширине плеч.

Техника выполнения. Из и.п. попытаться прогнуться впе​ред. Сохраняя крепкий захват, выпрямить руки и ноги в колен​ном суставе, голова на уровне выпрямленных рук, ноги с упо​ром на всю стопу.

8. УголокИ.п. — стоя спиной к стенке; захват рейки двумя руками выше головы.

Техника выполнения. Из и.п. поднимать прямые ноги впе​ред-вверх, вытягивая носки, и удерживать (кто сколько сможет) «уголок».

9. Отдыхаем. «Ш-ш-ш». И.п.— о. с.

Техника выполнения. На вдох поднять расслабленные руки через стороны вверх; на звук [ш] вернуться в и.п. Выполнять 4—5 раз.

Комплексы ритмической гимнастики

Ритмическая гимнастика «Карапузы»

Выход подскоками с махами рук в стороны и перестроение в три колонны.

Шалуны. И.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны, согнутые в локтях вверх, пальцы широко расставлены.

Техника выполнения. Покачивание в стороны с наклоном головы и полуприседанием, сгибая ноги в коленях.

Карапузы. И.п. — пятки вместе, носки врозь, щеки надуты, указательные пальцы у щек. Пружинка.

Лошадки. И.п. — выпад, руки вытянуты вперед.

Техника выполнения. Пружинка, имитация верховой езды.

Затем поворот кругом и снова пружинка.

Фонарики. И.п. — стойка на одном колене, руки в стороны.

Техника выполнения. Приплясывать одной ногой (той, ко​торая впереди). Руки с вибрацией кистей поднимаются вверх и опускаются в стороны.

Ножницы. И.п.— ноги немного приподняты от пола, руки вытянуты вперед.

Техника выполнения. Руки и ноги раздвигать стороны и со​единять крестообразно.

Самолет. И.п. лежа на животе, руки вытянуты вперед.
Техника выполнения. Прогнуться, приподнимая от пола го​лову, руки и ноги.

Корзина. И.п. лежа на животе.

Техника выполнения. Руками взять ноги и приподнимать их вверх. Голову наклонять в стороны в такт музыки.

ЛасточкаИ.п. — упор на кисти рук и колени.

Техника выполнения. Поочередно поднимать прямую ногу и голову вверх.

Петрушка. И.п. сидя, ноги широко расставлены, руки со​гнуты в локтях в стороны и разведены.

Техника выполнения. Наклониться в сторону с упором на ло​коть, другую руку на пояс, нижняя нога прямая, а верхнюю сги​бать и разгибать в колене. Затем перейти на другой локоть.

Верблюд. И.п. — стойка на коленях, ступни ног с опорой на носки, пальцы. ,

Техника выполнения. Прогнуться назад, руки поставить напятки ног. Поворачивать голову в стороны в такт музыки.

РакетаИ.п. — стойка на коленях.

Техника выполнения. Подпрыгнуть, переходя из и.п. на ступни ног.

Маугли. Прыжки с разведением рук и ног в стороны в высшей точке полета.

На припев: подскоки с передвижением по кругу.

Буратино. Подскоки с имитацией Буратино (кисти рук развернуты к носу).

Заяц. Подскоки с имитацией ушей зайца (кисти на ма​кушке, локти отведены в стороны).

Козлик. Подскоки с имитацией рожек козлика (указа​тельные пальцы на макушке).

ВертушкаПодскоки с кружением.

В конце снова перестроиться в три колонны подскоками. За​кончив, развести руки и ноги в стороны.

6. Список литературы

Литература для педагога

1.​ Голомидова С. Оздоровительные игры. Подготовительная группа. – М: Корифей, 2011.

2.​ Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009.

3.​ Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. М: Айрис-Пресс, 2008.

4.​ Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. – М: Детство-Пресс, 2012.

5.​ Муравьев В.А. - Гармония физического развития и здоровья детей. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2008.

6.​ Пензулаева Л.И.Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет. – М: Мозаика-Синтез, 2013.

7.​ Подольская Е. Оздоровительная гимнастика. Игровые комплексы, занятия, физические упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011.

8.​ Потапчук А.А. Гимнастика и массаж. Для малышей 3-7 лет. – М:Азбука-классика, 2009.

9.​ ХарченкоТ.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2010.

10.​  Фомина Н. А. -«Сказочный театр физической культуры: физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок» –Волгоград: Учитель, 2012.

11.​ Яковлева Л.В., Юдина Р.А. - Физическое развитие здоровье детей. Программа «Старт». - С-Пб.: Владос, 2004.

Литература для родителей

1.Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. - Академия Развития, 2008.

2.Красикова И. Массаж и гимнастика для детей от года до семи лет. – СПб: АСТ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...

«Непоседы» Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования физической направленности баскетбол 6-7 лет

laquo;Непоседы» Дополнительная  общеобразовательная программадошкольного образования физической направленности...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования физической направленности «Непоседа»

Дополнительная   общеобразовательная программа дошкольного образования физической направленности «Непоседа»...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования интеллектуальной направленности «Малыш Фанкластик»

Цель программыФормирование предпосылок инженерного мышления у старших дошкольников посредством технологии трёхмерного моделирования на основе конструктора «Фанкластик»....

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования познавательной направленности «ЮНЫЙ КРАЕВЕД СМОЛЕНЩИНЫ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распро...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования познавательной направленности «УЧИМСЯ, ИГРАЯ»

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка &la...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования спортивной направленности «Веселые ступеньки»

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования спортивной направленности «Веселые ступеньки»...