Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования познавательной направленности «ЮНЫЙ КРАЕВЕД СМОЛЕНЩИНЫ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа (подготовительная группа)

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.

     Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

 Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

 МБДОУ «Детский сад №40

«Антошка»

 протокол №1 от 01.09.2021

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 40

«Антошка»  

________Ж.А.  Соколова

приказ №273 от 01.09.2021

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования познавательной направленности

«ЮНЫЙ КРАЕВЕД СМОЛЕНЩИНЫ»

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель:

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 40 «Антошка»  

ДУБОДЕЛ ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА

Пояснительная записка. Актуальность темы.

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.

     Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

 Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства. 

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.

 

 

 

Программа разработана по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста  

Образовательная область: «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей  

Цель программы: расширять знания детей об истории и культуре города и Смоленской области, прививать интерес к прошлому своего края, воспитывать патриотические чувства.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

-формирование положительного отношения к себе;

-формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.)

-формирование первичных представлений о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

-формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нём);

 -формирование интереса каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.);

 -развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой Родине;

-воспитание уважения и гордости за свой родной край;

-формирование первичных представлений о крае (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему.

                                           

 

Ожидаемый результат 

Дети должны знать: 

  • Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • Место проживания: город, область; символику города и области, достопримечательности;  
  • Дать знания детям о родном городе: истории, знакомство с именами известных людей города ,кто прославил Смоленщину.
  • Культура традиций и историй  края;
  • Климатические условия, природу родных мест, флору и фауну, природоохранные мероприятия; (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней).

 

 

Продолжительность ООД– 30-35 минут

  • 1 НОД в неделю  
  • В середине и конце года итоговые, закрепляющие мероприятия.
  • Мониторинг образовательной деятельности: итоговый – в мае.

       

 

Используемая литература

1.Кононов  В. А. «Смоленский край-исток России». Исторический путеводитель. Издательство «Свиток»,2018 г.

2.Суханова В.А. «Памятные места Смоленщины» Культурно-исторический атлас  Смоленского  края. - Смоленск: Русич, 2003 г.

3.«Московский  рабочий путеводитель» Смоленск-путеводитель,1979 г.

4.Гробштейн Н.М., Маймусов  Д.Ф. «География Смоленской  области». Издательство «Московский рабочий» 1979 г.

5.Никифоров А.Н., Гробштейн Н.А., Третьякова А.Г. «Край наш Смоленский», «Московский рабочий»1976 г.

6.Ражиев  Г.В. «Герб  Смоленска» Издательство Смоленск , 1993 г.

7.Никифорова В.В. ,Петрова О.П. «Историко-архитектурный  комплекс», 2017 г.

8.Брошюра  «Теремок. Фленово. Талашкино».  Издательство  «Свиток» 2018 г.

9. Сквабченков  Н. «Смоленская  крепость». Издательство «Свиток»2019 г. 10.Лапиков А. «Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор»  Издательство ООО,  «Арлана»2018 г.  11. Материалы, взятые из интернета.

 

 

 

 

 

Перспективное планирование.

Сентябрь

Дата

Тема ООД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Проведение мониторинга.

Определение первичного уровня знаний детей.

Беседы с детьми, игры. Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.  

2 неделя

Мы Смоляне

Расширять знания детей о родном городе. Продолжать знакомить с историей появления города.

Познакомить с понятием «Смоленщина

Родной край»

Рассматривание карты города и Смоленской области. Беседы с детьми.

3 неделя

Смоленск - город ключ.

Познакомить детей с картой Смоленска. Побуждать интересоваться историей родного края.  

Рассматривание достопримечательностей Смоленска. Беседы о памятных местах. Выставка работ «Смоленск - любимый город»

4 неделя

День города  и

Освобождения

Смоленщины от немецко-

фашистских захватчиков.

Рассматривание книги «Смоленск во время оккупации».  Познакомить детей с военной историей наших земляков.

Чтение литературы о подвигах в годы ВОВ. Рассматривание иллюстраций и фотографий мемориалов города Смоленска.

Дидактическая игра «Как хорошо ты знаешь город?»

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Дата

Тема ООД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Осень в нашем городе.

Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Беседы об осенних приметах в родном городе. Целевая прогулка.

Рисование осенних пейзажей.

Чтение произведений об осени.  

Составление осеннего букета.

Дидактическая игра: «Когда это бывает».

2 неделя

Какой урожай собирают в нашем крае?

Расширять знания об овощах и фруктах произрастающих в Смоленском крае.

Знакомить с способами уборки урожая.

Беседы о сборе урожая в семьях детей. Рассматривание сюжетных картин о сборе урожая овощей и фруктов.

Загадывание загадок об овощах и фруктах.

Работа по сбору урожая в огороде.

3 неделя

Деревни рядом с нами.

Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий. Формировать интерес и любовь к своей малой родине.

Беседы о жизни людей в деревне, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы.

Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу».

4 неделя

Знакомство с биографией Ю.В.

Никулина.

Знакомить детей с творчеством артиста и кино Ю.В. Никулина. Воспитывать любовь к театру и кино.

Рассматривание видеофрагментов с участием Никулина.

Беседы по содержанию, беседы о профессии актёр.

Рисование иллюстраций .

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

Дата

Тема ООД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Знакомство с биографией С.А. Лавочкина

 

Расширять знания детей об авиации, и продолжать  знакомить с понятием

«авиаконструктор»

 

Рассматривание портрета С.А. Лавочкина . Беседы о важности труда авиаконструктора  и о роли самолётов в жизни людей.

2 неделя

«Красна изба углами»

Познакомить детей с устройством крестьянской избы, с мудростью предков, с продуманностью быта людей.

Воспитание уважения к предкам, к своей истории.

Знакомство с презентацией «Крестьянская изба».

Рассматривание альбомов на тему «Быт крестьянина».

Рисование и конструирование.

3 неделя

Забавы вокруг печки.

Знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы. Формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок.

Воспитывать любовь к своей Родине.

Беседы о самом важном предмете дома – печке.

Анализ знакомых сказок, в которых упоминается о русской печи.

Рассматривание макета печи и печной утвари.

 

 

  4 неделя

Хлеб всему голова.

Закреплять знания о том, что хлеб – это одно из самых главных наших богатств, его очень трудно вырастить.  

Познакомить детей с трудом хлеборобов. Воспитывать чувство уважения к труду и бережное отношение к хлебу.

Беседы по теме.

Знакомство с книгами о труде хлеборобов.

Рисование на тему «Хлеб».

   

Декабрь

Дата

Тема ООД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Смоленское Поозерье  

Познакомить детей с  понятием

«Смоленское поозерье», его обитателями

, расширять знания об озёрах и животных родного края.

Воспитывать любовь к животным, желание их защищать.

Рассматривание фотографий Смоленского поозерья.

Знакомство с презентацией на тему «Поозерье».

Рисование животных обитающих на территории Смоленского поозерья.

2 неделя

Что делали в старину зимой?

Расширять знания детей о быте русского народа.

Знакомить с понятиями «зимние посиделки», «зимние гулянья». Развивать интерес к прошлому.

Рассматривание сюжетных картин.

Рассказ воспитателя.

Рисование и чтение литературы на тему «Зимние забавы».

3 неделя

Видео-экскурсия по улицам города

Закрепление знаний о родном городе, его окружении, водоёмах.

Формировать патриотические чувства.

Экскурсии, целевые прогулки.

Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного города.

Составление рассказов о городе.

Рисование «Мой город».

 

 

   4 неделя

Рождественские праздники, народные

традиции и культура края.

Дать представление о народных традициях и культуре России.

Воспитывать чувства любви и гордости за свою страну.

Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка».

 

 

 

 

 

 

 

Январь

Дата

Тема ООД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Чтение сказки А. Н. Афанасьева  «Звери в яме»..

Знакомить детей с произведением собирателя сказок  А.Н. Афанасьева.

Воспитывать любовь к художественному слову

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Беседы по содержанию.

Рисование иллюстраций.

2 неделя

Знакомить детей с биографией Н.М.

Пржевальского

Знакомить детей с понятием

«путешественник». Знакомить детей с его трудами, иллюстрациями.  

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Беседы по содержанию.

Рисование иллюстраций.

3 неделя

Днепр – наша река.

Закреплять знание названия родного города, реки. Расширять представления детей о природных богатствах России. Побуждать детей восхищаться красотой реки Днепр.

Беседы о малой Родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с видами рек.

Чтение литературы, решение экологических задач.

4 неделя

Крепостная стена

Продолжать знакомство с крепостной стеной, ее историей. Воспитывать чувство любви и патриотизма к своему городу.

Рассматривание фотографий и видеофильмов.

Беседы по содержанию.

Рисование иллюстраций. Настольнопечатная игра «Крепостная стена

Смоленска»

   

Февраль

Дата

Тема ООД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Народный костюм

Смоленского княжества

Знакомить  детей с национальным костюмом жителей Смоленского княжества, его цветовой гаммой, способами украшения.

Рассматривание предметов одежды, иллюстраций с изображением костюма жителей Смоленского княжества.

2 неделя

Как наши предки защищали Родину

Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины.

Знакомить с былинными героями.

Беседы.

Чтение художественных произведений и защитниках Родины.

Рисование на тему «Наши Защитники».

3 неделя

День Защитников Отечества.

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Праздник для детей и родителей.

Разучивание стихов, песен. Изготовление подарков для пап и дедушек. Чтение худ. литературы, произведений о подвигах наших соотечественниках в годы ВОВ.

4 неделя

Чтение сказки А.

К. Барышниковой

«Как немецкий генерал к

партизанам в плен попал».

Знакомить детей с произведениями сказительниц соседних областей. Воспитывать любовь к литературе родного края.

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Беседы по содержанию.

Рисование иллюстраций.

     

Март

Дата

Тема ООД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Мама – первое слово.

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы. Ценить ежедневную заботу мамы о своей семье.  

Праздник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений, песен. Изготовление подарков для мам и бабушек.

Фотовыставка: «Вот какие наши мамы!»

2 неделя

Масленица

Знакомить с традициями русского народа, его фольклором, традициями. Воспитывать любовь к природе, уважение к традициям.

 

Праздник «Масленица». Разучивание закличек, обрядовых песен.

Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья».

3 неделя

Чтение сказки

А. Н. Афанасьева

 «Хрустальная гора».

Знакомить детей с произведением собирателя сказок  А.Н. Афанасьева.

Воспитывать любовь к художественному слову.

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Беседы по содержанию.

Рисование иллюстраций.

4 неделя

Музыкальная жизнь края.

Познакомить детей с историей развития музыкального искусства края.

Рассказ воспитателя о музыке края и музыкальной жизни. Прослушивание песен смоленских композиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

Дата

Тема ООД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Вслед за солнышком.

Познакомить детей с понятием «народный календарь», сравнить с гражданским календарём.

Знакомить детей с народными приметами и поверьями.

Рассматривание календаря.  

Беседы о необходимости слежения за погодой.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

2 неделя

Глиняный промысел на

Смоленщине 

 Продолжать знакомить детей с гончарным и глиняным промыслами.  

Воспитывать уважение к труду людей.

Рассматривание иллюстраций  Беседы по содержанию.

3 неделя

Матрёшка.

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно- прикладного искусства.

Знакомить с матрёшкой и её особенностями.

Игры с матрёшками.

Рассматривание фотографий с изображениями различных матрёшек.

Рассказ воспитателя.

4 неделя

Народные песни

Смоленской области.

Познакомить детей с обрядовым фольклором Смоленской области .

 

Заучивание весенних закличек.

 

     

Май

Дата

Тема ООД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

« И помнит мир спасённый…»

Формировать чувство уважения к защитникам Родины.

Знакомить детей с героями Великой Отечественной войны на примере наших земляков. Рассмотреть фотографии, открытки на которых запечатлены монументы,  памятники, воздвигнутые в честь защитников Отечества, павших в боях. Воспитывать у детей чувство патриотизма.

Поход к памятнику воинам ВОВ, возложение цветов.  

Праздник для детей и родителей, заучивание стихов и песен. Изготовление подарков для ветеранов. Чтение худ. литературы о подвигах в годы ВОВ. Рассматривание открыток и фотографий с изображением мемориалов города.  

Рисование на тему «Война и память о ней».

2 недели

Смоленщина- мой край родной

(итоговая)

Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина.

 Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.

Праздник «Наша Родина».

Выставка детских работ.

Фотовыставка «Наш город».

Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

Чтение стихотворений, литературных произведений о Родине.

3 неделя

Викторина

«Знатоки

Смоленщины»

Проверка знаний о людях , прославивших Смоленщину, их подвигах. Воспитывать желание познавать историю и быт Смоленского края.

Проведение викторины.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неу...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных платных услуг по развитию интеллектуально - творческих способностей у детей от 5 до 6 лет "ТИКО - мастера"

Программа «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности ...

Дополнительная программа дошкольного образования художественной направленности "Юные волшебники"

     Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует ...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования познавательной направленности «УЧИМСЯ, ИГРАЯ»

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка &la...

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы №10 "Звёздочки" составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Мозаика" с учётом ФГОС ДО на 2021-2022 учебный год

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Мозаичный ПАРК» авторы – составители В.Ю. Белькович, ...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования пооказанию дополнительных платных образовательных услуг «Золотая рыбка»

Цель программы:Оздоровление подрастающего поколения; создание условий для укрепления здоровья детей посредством водной среды; улучшение деятельности сердечно – сосудистой  и дыхательн...