Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова.
учебно-методический материал по математике
Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Планета детства»
Развитие математических представлений средствами
фольклора и художественного слова.
(из опыта работы)
Подготовила:
Воспитатель
Мушенок Мария Викторовна
г.Ханты-Мансийск, 2020
Развитие математических представлений средствами
фольклора и художественного слова.
Цель моего опыта – развитие математических представлений средствами малых фольклорных форм и художественного слова.
Формирование элементаpных математических представлений направлено на развитие важнейшей cоставляющей личности ребенка – его интеллекта и интеллектуально - творческих способностей.
Дошкольный возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о мире. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, так как они помогают детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Для этого педагог использует потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.
С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т. д.).
Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Волк и семеро козлят", "Цветик - семицветик" и т.д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.
Присутствие сказочного героя на занятии по математики-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.
Также на занятиях используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки). Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания. В художественных произведениях в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание, «интрига», новые (незнакомые) математические термины (например, тридевятое царство, косая сажень в плечах и т. д.). Данная форма представления очень «созвучна» возрастным возможностям дошкольников.
Многие исследователи ( Большунова Н.Я., Шарыгина Т.А., Ерофеева Т.И.) считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок, т.к. облегчает процесс обучения, заинтересовывает детей. Широко используются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, сюжет «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения; «Мальчик-с-пальчик»Ш.Перро, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена). Сюжет, образы персонажей, «методика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое.
В качестве приема применяются специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И.Токмаковой «Сколько?» и др. Данные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми.
Методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике.
- Включение фольклора в математические занятия не является самоцелью; он должен органично вписываться в сценарий занятия и адекватно решать математические задачи.
- Фольклорный материал, как правило, включается в занятие как его часть, но может быть использован и в ходе всего занятия, особенно, если это занятие носит сюжетный характер.
- Перед включением фольклорной формы в занятие, следует уточнить, знают ли дети используемые в них слова, понятны ли они им по смыслу.
- Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу, считать с помощью различных анализаторов (например, звуки, издаваемые свистулькой) и другие;
- Народные подвижные игры можно использовать в качестве физкультминуток на занятиях по математике;
- При выборе фольклорного материала лучше сначала использовать тот, который создан в том крае, стране, в котором живёт ребёнок, таким образом, привлекая его к культурному наследию своего народу. Позже можно использовать фольклор других народов и стран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Из опыта работы "Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова»
Цель опыта работы:Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного словаУсвоение математических знаний представляет определённую трудность для дошкольников.В своей ра...

Картотека народного фольклора и художественного слова с математическим содержанием.
Материалы для занятий по ФЭМП...

Фольклор как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Использование фольклора как средство развития математических представлений...

Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова. Из опыта работы.
Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного разв...

Статья "Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова"
Простая мысль о том, что ребёнка можно и нужно учить эффективно мыслить, стала подлинным открытием нашего времени....

