Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова.
учебно-методический материал по математике

Мушенок Мария Викторовна

Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_matemat._s_folk.odt77.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

Муниципальное автономное   дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Планета детства»

Развитие математических представлений средствами

фольклора и художественного слова.

(из опыта работы)

                                                                                                                                                                           

Подготовила:

Воспитатель

Мушенок Мария Викторовна

г.Ханты-Мансийск, 2020

Развитие математических представлений средствами

фольклора и художественного слова.

Цель моего опыта – развитие математических представлений средствами малых фольклорных форм и художественного  слова.

          Формирование элементаpных математических представлений направлено на развитие важнейшей cоставляющей личности ребенка – его интеллекта и интеллектуально - творческих способностей.  

Дошкольный  возраст  -  чрезвычайно  важный  и  ответственный  период психического  развития  ребёнка.  Это  возраст,  когда  всё  впервые,  всё  только начинается  -  речь,  игра,  общение  со  сверстниками,  первые  представления  о себе, о мире. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького  возраста  ребёнка,  но  требуют  непременного  участия  взрослого  и соответствующих возрасту форм деятельности.

          Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, так как они помогают детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Для этого педагог использует потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т. д.).

Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Волк и семеро козлят", "Цветик - семицветик" и т.д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.

Присутствие сказочного героя на занятии по математики-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

        Также на занятиях используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки). Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания. В художественных произведениях в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание, «интрига», новые (незнакомые) математические термины (например, тридевятое царство, косая сажень в плечах и т. д.). Данная форма представления очень «созвучна» возрастным возможностям дошкольников.

Многие исследователи ( Большунова Н.Я., Шарыгина Т.А., Ерофеева Т.И.) считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок, т.к. облегчает процесс обучения, заинтересовывает детей. Широко используются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, сюжет «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения; «Мальчик-с-пальчик»Ш.Перро, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена). Сюжет, образы персонажей, «методика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое.

В качестве приема применяются специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И.Токмаковой «Сколько?» и др. Данные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми.

Методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике.

  • Включение фольклора в математические занятия не является самоцелью; он должен органично вписываться в сценарий занятия и адекватно решать математические задачи.
  • Фольклорный материал, как правило, включается в занятие как его часть, но может быть использован и в ходе всего занятия, особенно, если это занятие носит сюжетный характер.
  • Перед включением фольклорной формы в занятие, следует уточнить, знают ли дети используемые в них слова, понятны ли они им по смыслу.
  • Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу, считать с помощью различных анализаторов (например, звуки, издаваемые свистулькой) и другие;
  • Народные подвижные игры можно использовать в качестве физкультминуток на занятиях по математике;
  • При выборе фольклорного материала лучше сначала использовать тот, который создан в том крае, стране, в котором живёт ребёнок, таким образом, привлекая его к культурному наследию своего народу. Позже можно использовать фольклор других народов и стран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Из опыта работы "Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова»

Цель опыта работы:Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного словаУсвоение  математических знаний представляет определённую трудность для дошкольников.В своей ра...

Фольклор как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование фольклора как средство развития математических представлений...

Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова. Из опыта работы.

Широкое использование устного народного творчества   важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного разв...

Статья "Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова"

Простая мысль о том, что ребёнка можно и нужно учить эффективно мыслить, стала подлинным открытием нашего времени....