Логические игры с блоками Дьенеша с детьми раннего дошкольного возраста.
консультация по математике (младшая группа)

Корчагина Екатерина Дмитриевна

Логические игры с блоками Дьенеша с детьми раннего дошкольного возраста.

Ранний дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого человека. В этом возрастном периоде формируются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, физического, нравственного развития ребенка.  Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, людей, жизнью природы это очень плохо для ребенка. Он не накопит значимых впечатлений и сведений, которые служат фундаментом дальнейшего приобретения системы знаний.

   Проявление живого интереса к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего возраста почти безгранично. Детские «что такое» и «почему»  были предметом многочисленных исследований, в результате которых всегда приходилось свидетельствовать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка.

  Однако наблюдения показывают, что развитие этой познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко научаются бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей-«теоретиков». У них наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по 100 и более раз могут открывать и закрывать дверь, упражняясь в соответствующих движениях, так эти дети «упражняются» то в актах сравнения, то в актах обобщения, то в актах измерения и  т. п.

Начиная со второго года жизни объектами познания детей становятся окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

  Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования.

   В 2 года ребёнок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Конечно, он ещё не может обойтись без помощи взрослого, но стал уже гораздо самостоятельнее. На первый план выдвигается предметная деятельность: малыш познаёт разнообразные предметы быта, природные дидактические материалы, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением. При этом обогащается познание свойств и качеств предметов. Идёт интенсивное сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов по цвету, форме, величине. Восприятие становится ведущим познавательным процессом.

  Вместе с эмоциональным общением и общением на основе понимания у ребенка появляется и речевое общение. Переход к этой новой ступени осуществляется постепенно на фоне продолжающего лепета. При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь. Но пока малышу ещё трудно себя заставить делать, видеть то, что ему не интересно. Взрослому важно пробудить интерес к предмету или занятию и в дальнейшем поддерживать его.

Самой эффективной формой занятий на данном этапе становится игра. При этом важно сочетать развлечение и дело так, чтобы одно не мешало другому. Интерес ребенка надо поддерживать заинтересованностью взрослого, а также характером его речи: она должна быть эмоциональной неторопливой, достаточной громкости, состоять из коротких фраз и простых понятных малышу слов. Важно предоставлять ребёнку пространство в разговоре, принимать любой его ответ, при этом предлагать правильные образцы речи. Для успешного усвоения знаний необходима повторность, благодаря которой растёт активность малыша, он легче справляется с заданием. Но при этом снижается заинтересованность. Чтобы такого не произошло, на практике лучше использовать новые игрушки, менять какую – нибудь одну деталь, демонстрировать предметы в движении, озвучивать предметы, сочетать наглядность со словом.

  Для ребенка раннего возраста умение воспринимать цвет, распознавать его является самым сложным. Это связано с тем, что ведущей деятельностью для него пока ещё является практическая. А с абстрактным цветом играть невозможно.

  При подборе и  проведении игр на формирование зрительного восприятия, внимания, запоминания  необходимо учитывать особенности раннего возраста:

 - Эмоциональность - ребёнка привлекает только то, что ему нравится и в данный момент представляет для него более значимый интерес.

- Ребёнок  становится способным чётко выполнять инструкцию, задания по образцу, слушать словесные пояснения, понимать взрослого.

  В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные образы. Взрослый должен стремиться к тому, чтобы образы были объединены словом с обозначением. Если этот процесс пройдёт успешно, то ребёнок сможет по слову вызывать представления о цвете предмета, о котором говорит взрослый и в дальнейшем употреблять эти слова самостоятельно. Этот процесс не происходит спонтанно, этому ребёнка необходимо обучать.

  Ежедневно проводя игры – занятия, мы увеличиваем запас представлений ребёнка о свойствах предметов, что будет способствовать дальнейшему умственному развитию  малыша.

В дошкольных образовательных учреждениях имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов, однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Одним из наиболее результативных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком З. Дьенешем для раннего развития логики и, прежде всего, для подготовки мышления к восприятию математики.

Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор  Шербрукского университета . Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими». При помощи их ребёнок мог научиться кодировке (классификации) определённой информации. Ребёнок учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина), запоминать и обобщать.

Кроме того, занятия и игры с использованием блоков влияют на развитие детской речи, поскольку во время занятий детям приходится произносить названия геометрических фигур, отвечать на вопросы и выражать свои мысли.

 

      Классический вариант логических блоков Дьенеша – это набор из 48 геометрических фигур:

1.     Четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные)

2.     Трех цветов (красные, синие, желтые)

3.     Двух разных видов размеров  (большие и маленькие, толстые и тонкие)

      В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной. 

     

 Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей раннего возраста:

 

1.        Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2.        Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3.        Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4.        Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.

5.        Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

6.        Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

 

Детям  которые только начинают ознакомление с блоками Дьенеша, имеет смысол уменьшить набор до 24 геометрических фигур, исключив вариант толстых форм. В игре остаются только тонкие или только толстые фигуры. Таким образом, все фигуры имеют отличие только по трем признакам: цвету, форме и величине.

 Начинать игры с блоками следует со знакомства ребенка с комплектом, рассмотреть его, познакомиться с формой, цветом и величиной фигур. В дальнейшем можно освоить элементарные игры, которые по своему желанию можно обыгрывать каким-либо сюжетом. Так же на занятиях с блоками Дьениша можно использовать специальные карточки для построек по образцу, которые можно изготовить самим или приобрести в магазине. Игры с комплектом блоков можно усложнять для детей более старшего возраста, такими играми как «Что изменилось», «Продолжи ряд» и т.д. Чем игрушка проще тем больше задействуется фантазия и творческий потенциал детей, педагога или родителя.

 

 

 

 

Список литературы

1.Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. – 240с.

2.Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб «Детство - Пресс»

3.Венгер А, Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – М., 1999

4.Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014

5.Учебно-методическое пособие «Начальная система занятий с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста» Коробова Т.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логические игры с блоками Дьенеша с детьми раннего дошкольного возраста.

Ранний дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого человека. В этом возрастном периоде формируются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, физического, нравственного развития ребенка. Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, людей, жизнью природы это очень плохо для ребенка. Он не накопит значимых впечатлений и сведений, которые служат фундаментом дальнейшего приобретения системы знаний.

Проявление живого интереса к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего возраста почти безгранично. Детские «что такое» и «почему» были предметом многочисленных исследований, в результате которых всегда приходилось свидетельствовать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка.

Однако наблюдения показывают, что развитие этой познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко научаются бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей-«теоретиков». У них наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по 100 и более раз могут открывать и закрывать дверь, упражняясь в соответствующих движениях, так эти дети «упражняются» то в актах сравнения, то в актах обобщения, то в актах измерения и т. п.

Начиная со второго года жизни объектами познания детей становятся окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования.

В 2 года ребёнок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Конечно, он ещё не может обойтись без помощи взрослого, но стал уже гораздо самостоятельнее. На первый план выдвигается предметная деятельность: малыш познаёт разнообразные предметы быта, природные дидактические материалы, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением. При этом обогащается познание свойств и качеств предметов. Идёт интенсивное сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов по цвету, форме, величине. Восприятие становится ведущим познавательным процессом.

Вместе с эмоциональным общением и общением на основе понимания у ребенка появляется и речевое общение. Переход к этой новой ступени осуществляется постепенно на фоне продолжающего лепета. При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь. Но пока малышу ещё трудно себя заставить делать, видеть то, что ему не интересно. Взрослому важно пробудить интерес к предмету или занятию и в дальнейшем поддерживать его.

Самой эффективной формой занятий на данном этапе становится игра. При этом важно сочетать развлечение и дело так, чтобы одно не мешало другому. Интерес ребенка надо поддерживать заинтересованностью взрослого, а также характером его речи: она должна быть эмоциональной неторопливой, достаточной громкости, состоять из коротких фраз и простых понятных малышу слов. Важно предоставлять ребёнку пространство в разговоре, принимать любой его ответ, при этом предлагать правильные образцы речи. Для успешного усвоения знаний необходима повторность, благодаря которой растёт активность малыша, он легче справляется с заданием. Но при этом снижается заинтересованность. Чтобы такого не произошло, на практике лучше использовать новые игрушки, менять какую – нибудь одну деталь, демонстрировать предметы в движении, озвучивать предметы, сочетать наглядность со словом.

Для ребенка раннего возраста умение воспринимать цвет, распознавать его является самым сложным. Это связано с тем, что ведущей деятельностью для него пока ещё является практическая. А с абстрактным цветом играть невозможно.

При подборе и проведении игр на формирование зрительного восприятия, внимания, запоминания необходимо учитывать особенности раннего возраста:

- Эмоциональность - ребёнка привлекает только то, что ему нравится и в данный момент представляет для него более значимый интерес.

- Ребёнок становится способным чётко выполнять инструкцию, задания по образцу, слушать словесные пояснения, понимать взрослого.

В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные образы. Взрослый должен стремиться к тому, чтобы образы были объединены словом с обозначением. Если этот процесс пройдёт успешно, то ребёнок сможет по слову вызывать представления о цвете предмета, о котором говорит взрослый и в дальнейшем употреблять эти слова самостоятельно. Этот процесс не происходит спонтанно, этому ребёнка необходимо обучать.

Ежедневно проводя игры – занятия, мы увеличиваем запас представлений ребёнка о свойствах предметов, что будет способствовать дальнейшему умственному развитию малыша.

В дошкольных образовательных учреждениях имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов, однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Одним из наиболее результативных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком З. Дьенешем для раннего развития логики и, прежде всего, для подготовки мышления к восприятию математики.

Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета . Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими». При помощи их ребёнок мог научиться кодировке (классификации) определённой информации. Ребёнок учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина), запоминать и обобщать.

Кроме того, занятия и игры с использованием блоков влияют на развитие детской речи, поскольку во время занятий детям приходится произносить названия геометрических фигур, отвечать на вопросы и выражать свои мысли.

Классический вариант логических блоков Дьенешаэто набор из 48 геометрических фигур:

1. Четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные)

2. Трех цветов (красные, синие, желтые)

3. Двух разных видов размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие)

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствамицветом, формой, величиной и толщиной.

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей раннего возраста:

1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.

5. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

6. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Детям которые только начинают ознакомление с блоками Дьенеша, имеет смысол уменьшить набор до 24 геометрических фигур, исключив вариант толстых форм. В игре остаются только тонкие или только толстые фигуры. Таким образом, все фигуры имеют отличие только по трем признакам: цвету, форме и величине.

Начинать игры с блоками следует со знакомства ребенка с комплектом, рассмотреть его, познакомиться с формой, цветом и величиной фигур. В дальнейшем можно освоить элементарные игры, которые по своему желанию можно обыгрывать каким-либо сюжетом. Так же на занятиях с блоками Дьениша можно использовать специальные карточки для построек по образцу, которые можно изготовить самим или приобрести в магазине. Игры с комплектом блоков можно усложнять для детей более старшего возраста, такими играми как «Что изменилось», «Продолжи ряд» и т.д. Чем игрушка проще тем больше задействуется фантазия и творческий потенциал детей, педагога или родителя.

Список литературы

#1058;ихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. – 240с.

#1044;авайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб «Детство - Пресс»

#1042;енгер А, Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – М., 1999

#1057;овременные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014

#1059;чебно-методическое пособие «Начальная система занятий с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста» Коробова Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Логические игры с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые развивают интеллект детей. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша....

Игры с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал можно использовать в качестве полноценного НОД по ФЭМП, а также предлагать детям игры с блоками в свободное время. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию умения анализировать фор...

Перспективный план игр с блоками Дьенеша с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи: закреплять знание детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине опираясь на 3 и более свойств. Продолжать развивать умение детей пользоваться карточками символами...

Картотека «Игры с блоками Дьенеша» для детей младшего дошкольного возраста.

Данный материал представлен в помощь родителям и педагогам....

Игры с блоками Дьенеша для детей среднего дошкольного возраста

Игра «Знакомство с блоками».1. Вы показываете ребенку фигуру красного (или любого другого цвета) и просите его показать такую же.2. Вы показываете ребенку большую фигур...

Презентация ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей и педагогов «Игры с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста»

Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Малыши могут с помощью блоков позн...