Пособие по математике. Палочки Кьюизенера. Возраст 3 - 4 года.
рабочие листы по математике (младшая группа)

Различные игры с палочками Кьюизенера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palochki_kyuizenera.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Цветные числа»

Цель:

Формирование математического мышления, развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста с помощью счетных палочек Кюизенера.

Задачи:

  • Познакомить детей с цветовыми оттенками;
  • Развивать у детей умение сравнивать сразу несколько палочек по длине, высоте, используя понятия: длиннее, короче, самая короткая, самая длинная, самая высокая, самая низкая и т.д.
  • Развивать мышление детей при умении находить количество самых коротких палочек в длинной, определять из скольки коротких палочек состоит длинная;
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
  • Развивать логическое мышление. Внимание, память;
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Что же представляют собой «цветные палочки»? Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки - призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочка, тем большее значение числа она выражает.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия и конструкторских способностей.

По уровню сложности упражнения с палочками Кюизенера нужно разделить на два этапа.

На I этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.

На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом. В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети подходят к изучению измерений условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Начинают практически выполнять действия сложения и вычитания.

Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними.

Нужно предложить детям поиграть ими, попытаться изложить различные

узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с

палочками и т.д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно

сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много,

они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по

длине, если сложить две палочки желтого цвета, получаем такую же длину,

как длина оранжевой палочки и тому подобное.

Постепенно в процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на формирование представлений различных параметрах величины можно предлагать детям задания и на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления.

Игры с палочками Кюизенера:

Возраст 3-4 года: «Волшебная дорожка», «Найди такую же», «Лесенка», «Мебель», «Домик», «Семейство цветов», «Возьми палочку но не этого цвета», «Сделай фигуру», «Сделай так же как на картинке».

Возраст 5-7 лет: «Числовой домик», «Коврик», «Целое и дробное», «Придумай рисунок из трёх цветов».

Игра «Печенье»

Цель. Упражнять детей в измерении с помощью условной меры. Учить определять, что больше – часть или целое; показать одну шестую и целое.

Материал. Цветные счетные палочки: 2 оранжевые, 8 голубых.

Описание: Педагог говорит: «Хозяйка замесила тесто и сделала из него печенье. Сделайте колбаски из оранжевых палочек. Сколько получится печенья, если на каждое пойдет вот столько? (Показывает голубую палочку.) Что для этого нужно сделать?» (Измерить.)

После выполнения задания детьми педагог уточняет, сколько получилось печенья.

Вопросы

– Какая часть приходится на одно печенье?

– Что больше: целое или часть?

– Что меньше: часть или целое?

– Сколько частей в целом?

– Покажите одну шестую, две шестых, три шестых.

Задается провокационный вопрос: «Можно показать одну пятую?»

Дети объясняют, почему ее нельзя показать.

Воспитатель спрашивает: «Кого бы вы хотели угостить этим печеньем?»

Игра «Волшебный кубик»

На столе набор счетных палочек от 1 до 6, игральный кубик. Ведущий бросает кубик, а игроки выбирают, показывают и называют палочку, соответствующую количеству точек на грани кубика. Игру можно усложнить, предложив найти и показать другую палочку, которая больше (меньше) данного числа на один или длиннее (короче) первой палочки. Правильность ответа подтверждается и проверяется путем наложения или приложения одной палочки к другой.

Если игра проходит с палочками в пределах 10, необходимо сделать еще один кубик, на гранях которого будут числа от 5 до 10.

Игра «Назови соседей»

На столе набор палочек, цифры в пределах 10.

Взрослый предлагает детям выложить палочки по порядку от самой низкой до самой высокой.

С помощью считалки выбирается водящий. Водящий показывает палочку из набора и предлагает играющим показать и назвать соседей данного числа и объяснить свой выбор. Например, надо найти соседей числа 8 (бордовая палочка). (Соседи бордовой палочки – черная и синяя. Бордовая палочка обозначает число восемь. Соседи числа восемь – семь и девять. Семь – сосед слева, девять – сосед справа.)

Палочки возвращают в набор. Игра повторяется несколько раз.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по математике для старшего возраста "ТЕРЕМОК"

Закрепить знания и умения детей в области математики....

проект по ФЭМП в старшей группе "Волшебные палочки Кьюизенера"

Проект по ФЭМП "Волшебные палочки Кьюизенера" в старшей группе...

Презентация "Палочки Кьюизенера"

Ознакомительная презентация для показа педагогам и родителям воспитанников....

консультация для воспитателей " Использование блоков Дьенеша и палочек Кьюизенера в играх с детьми среднего возраста"

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша и палочки Кьюизенера....

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Игры с палочками Кьюизенера по возрастам

Игры с палочками Кьюизенера по возрастам...