проект по ФЭМП в старшей группе "Волшебные палочки Кьюизенера"
проект по математике (старшая группа) на тему

 Надежда Евгеньевна Зонова  (Иликбаева)

Проект по ФЭМП "Волшебные палочки Кьюизенера" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paloki_kyuzinera_proekt.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебные палочки Х. Кюизенера»


Проблема: Наблюдение за воспитательно-образовательным процессом по ФЭМП позволило сделать вывод о том, что основные логическое операции у детей старшего дошкольного возраста сформированы недостаточно. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных математических пособий палочки Кьюизенера в наибольшей мере соответствует специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развитию детского мышления.

Актуальность: развитие математических способностей и математических представлений у детей дошкольного возраста важно, т.к. они активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира. Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются помощью напряжения всей активности его собственной мысли. Л.С.Выготский.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей со способами и приемами счета предметов, а также с количественным составом чисел 7 и 8 из единиц с помощью счетных палочек Кюизенера.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Срок реализации проекта: краткосрочный (двухнедельный).
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Задачи:

  • Учить устанавливать размерные отношения между предметами разной величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);
  • познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
  • познакомить с количественным составом чисел 7 и 8;
  • осваивать прямой и обратный счет;
  • развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
  • развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже);
  •  развивать логическое мышление, внимание, память;
  •  воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный.
  2. Практическая часть.
  3. Подведение итогов (презентация).

Предполагаемые результаты:
1. Освоение детьми математических представлений: величин, сравнения величин, состава числа, последовательность чисел натурального ряда, составом чисел, прямой и обратный счет.
2. Приобретение конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие.
3. Умение слушать и понимать взрослого, действовать по образцу в разных видах образовательной деятельности.


Схема реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.
  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и определение задач.
  • Изучение методической литературы, передового педагогического опыта по данной проблеме.
  • Создание предметно-развивающей среды: палочки Кьюизенера, схемы, альбомы, картотеки игр.
  • Составление перспективного плана образовательной работы с детьми и родителями на две недели.
  • Написание конспектов НОД, развлечения.

  1. Этап. Практическая деятельность.

Формы работы по реализации проекта.

  1. Работа с детьми.
  • Проведение НОД
  1. Сравнивание рядом стоящих цифр в пределах 8 с помощью палочек Кьюизенера. Познакомить с составом чисел 7 и8.
  2. Учить понимать отношения между рядом стоящими числами 8 и 9. Познакомить с цифрой 6. Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, впереди, сзади, между, рядом.
  3. Проведение развлечения «Путешествие в Зимний Лес».

  • Чтение художественной литературы.
  1. Сказка «Жили – были числа» с палочками Кьюизенера.

  • Игры с палочками Кьюизенера.

В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.

Упражнения носят комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. В упражнениях предусматривается перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление "поездов" одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т.д.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

1. «Цветные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.

2. «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.

3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.

4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.

5. «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.

6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.

7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.

8. «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.

9. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.

10. «Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

11. «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.

12. «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.

13. «Разведчики». Цель: совершенствовать умение детей работать с карточкой-схемой.

14. «Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.

15. «Что пропустили?». Цель: закреплять прямой обратный счет.

16. «Весы». Цель: закреплять знания о составе числа.

17. «Магазин игрушек». Цель: упражнять в счете в пределах 10.

18. «Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.

19. «Измерь длину стола». Цель: умение измерять с помощью условной мерки-палочки.

  • Перспективное планирование дидактических игр на две недели.

Для успешной реализации проекта был составлен перспективный план работы, в котором были распределены игры и упражнений с палочками Кьюизенера в логической последовательности. Работа велась согласно перспективному плану.

Дни недели

Чтение сказки с математическим текстом.

Индивидуалная работа

Игровая деятельность с ди

Развивиющие игры по развитию памяти, мышления, внимания

Использование палочек в НОД

пн

Сказка «Жили были числа»

Ди «Цветные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.

«Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.

«Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.

«Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.

вт

«Соседи». Цель: учить определять соседей числа.

«Считай-не ошибись». Цель: закрепить умение счета в пределах 10.

«Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.

«Разведчики». Цель: совершенствовать умение детей работать с карточкой-схемой

«Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.

«Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.

1. Занятие 1. Сравнивание рядом стоящих цифр в пределах 8 с помощью палочек Кьюизенера. Познакомить с составом числа 5.

2. Занятие 2.  Изучение понимать отношения между рядом стоящими числами 8 и 9. Познакомить с цифрой 6. Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, впереди, сзади, между, рядом.

ср

«Считай в обратном порядке». Цель: закрепить навыки счета в обратном порядке.

«По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.

 «Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.

«Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.

«Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.

чт

«Что выше». Цель: закрепить умение сравнивать предметы по высоте.

«Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.

«Что пропустили?». Цель: закреплять прямой обратный счет.

«Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.

«Магазин игрушек». Цель: упражнять в счете в пределах 10.

пт

«Составь число». Цель: закрепить состав числа.

«Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

«Весы». Цель: закреплять знания о составе числа.

«Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.

«Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.

В процессе выполнения заданий используются инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка.

По завершении проекта предполагается проведение мастер - класса родителям по использованию палочек Кьюзинера дома для игр с детьми. А также изготовление и раздача буклетов родителям «Игры с палочками Кьюзинера»; проведение развлечения «Путешествие в зимний лес».

  1. Работа с родителями.

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по ФЭМП с использованием палочек Кьюизенера.

  1. Проведение мастер-класса по использованию палочек Кьюизенера.
  2. Размещение и распространение буклетов родителям «Игры с палочками Кьюизенера».
  3. Участие в проведении развлечения «Путешествие в Зимний Лес».

3 . Этап. Подведение итогов.

Результаты проекта.

  1. Детьми освоены такие математические представления как: величины, сравнения величин, количественного состава чисел из единиц, прямой и обратный счет с использованием палочек Кьюизенера.
  2. Дети имеют конструктивные способности, умеют преобразовывать одни математические объекты в другие с помощью палочек Кьюизенера.
  3. Слушают и понимают взрослого, действуют по образцу в разных видах образовательных деятельности: ФЭМП, конструирование.

Результат (продукт) проектной деятельности:
1. Создание буклета для родителей «Игры с палочками Кьюизенера»;
2. Развлечение «Путешествие в Зимний лес».

  1. Презентация проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Палочки Кьюизенера"

Ознакомительная презентация для показа педагогам и родителям воспитанников....

консультация для воспитателей " Использование блоков Дьенеша и палочек Кьюизенера в играх с детьми среднего возраста"

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша и палочки Кьюизенера....

Проект по Фэмп в старшей группе

Проект в старшей группе по ФЭМП в старшей группе...

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Реализация проекта по ФЭМП в старшей-подготовительной группе.

Реализация проекта по ФЭМП "Математика вокруг нас" в старшей-подготовительной группе "Бабочки"...

Программа дополнительного образования "Волшебные палочки Кьюизенера" в старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Программа дополнительного образования "Волшебные палочки Кьюизенера" в старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...


 

Комментарии

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО РАЗРАБОТАННЫЙ ПРОЕКТ. Но почему две недели?