Программа дополнительного образования "Волшебные палочки Кьюизенера" в старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
рабочая программа (старшая группа)

Программа дополнительного образования "Волшебные палочки Кьюизенера" в старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано Старший воспитатель

         К.С. Акимова

АННОТАЦИЯ

к рабочей программе дополнительного образования

«Волшебные палочки Кюизенера» для детей 5-6 лет  на 2022-2023 учебный год

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска

Полное название программы

«Рабочая программа дополнительного образования «Волшебные палочки Кюизенера» для детей 5-6 лет на 2022-2023учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска»

Уровень программы

(базовый/углубленный) (бюджет/внебюджет)

Базовый, бюджет

ФИО разработчика (автора)

программы

Радговская Елена Николаевна

Объединение, в котором

реализуется программа

«Образовательная программа дошкольного образования муниципального

бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска» на 2022-2023 учебный год

Направленность

программы

Социально-педагогическая (авторская)

Год разработки

программы

2022

Срок реализации

программы

1 год

Цель программы

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Задачи программы

Обучающие:

 1. Способствовать развитию элементарных математических представлений – о числе на основе счета и измерения при работе с набором «палочки Кюизенера»;

 2. Способствовать формированию ключевых средств познания – сенсорных эталонов (эталоны цвета, размера), таких способов познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте) на примере работы с набором «палочки Кюизенера»;

 3. Способствовать формированию знаний об окружающем мире, о формах взаимодействия с ним.

 Развивающие:

1. Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, речь;

2. Развивать умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать различные средства связи;

3. Развивать творческие способности и воображение.

  Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм;

2. Воспитывать усидчивость и самостоятельность;

 3. Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Актуальность программы обусловлена тем, что в современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Программа «Волшебные палочки» разработана для развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр с использованием схем, альбомов и заданий.  Отличительными особенностями программы является использование на занятиях специального набора «Палочки Кюизенера», схем, соответствующих для работы с данным набором, комплексы заданий, направленных на развитие когнитивных функций ребенка. Занятия по программе «Волшебные палочки» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Учащиеся знакомятся с новыми для них развивающими играми, выполняют простейшие задания. Постепенно задания усложняются, учащиеся создают сюжеты, картины из палочек, составляют рассказы по картинкам. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.

Возраст детей

5-6 лет

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ  

- педагогический анализ выполнения учащимися творческих заданий;

- педагогическое наблюдение.  

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  

По окончании года, обучения по программе «Волшебные палочки» обучающиеся должны знать:

  Числа от 1 до 10;

 Названия предметов и объектов живого и неживого мира;

  Сюжет и персонажей изученных художественных произведений;

  Названия геометрических фигур;

 Элементарные математические понятия (больше, меньше, выше, ниже и т.п).

  Уметь:

  Считать от 1 до 10;

 Различать, сравнивать, классифицировать предметы по длине, величине;

 Самостоятельно работать со схемами;

 Выполнять и понимать поставленные задачи.  

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  

Сведения о помещении:

 Рабочее место педагога;

 Демонстрационное оборудование;

  Столы и стулья. Минимальное количество столов – 5; Минимальное количество посадочных мест – 10. Перечень оборудования, технических средств, инструментов для проведения занятий:

 набор «Палочки Кюизенера»;

 ноутбук для педагога;

 доска;

 проектор, интерактивная доска, экран

Организация учебного процесса

Программа рассчитана для детей старшей группы (5-6 лет).

Форма детского образовательного объединения: кружок.

Форма обучения – очная.

Срок освоения программы – 1 год, сентябрь – май.

Продолжительность НОД для групп составляет – 30 мин.;

 Программа кружка предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы на 2022-2023 учебный год

№ п/п

Наименование разделов

Количество  часов

Количество

образовательных

ситуаций

Всего

часов

1.

1. Вводное занятие. Знакомство с палочками Кюизенера      

2.Наблюдение

3.Математика

4.Мир вокруг нас

5. Развитие речи. Сказки

7.

Мониторинг

2 ч.

2ч.

Всего:

36 ч.

36ч.

Аааалаллдкуп Ожидаемые результаты

реализации программы

Обучающие:

1. Учащиеся овладели умениями выделять в объектах цвет, форму, размер;  2. Учащиеся овладели знаниями о числах (от 1 до 10);

3. Учащиеся научились работать с набором «Палочки Кюизенера», а именно ориентироваться в цветовой гамме и соотношение цвета с размером.

Развивающие:

1. Развиты познавательные процессы;

2. Развита устная речь;

 3. Развиты творческие способности и воображение.

 Воспитательные:

 1. Воспитано положительное отношение к коллективу;

2. Воспитано бережное отношение к природе;

 3. Воспитан интерес к литературным произведениям.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

Протокол № 1 от «30» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

В.А.Кузнецова

Приказ № 71-од от «30» августа 2022 г.

Рабочая программа

по дополнительному образованию

 «Волшебные палочки Кюизенера»

 (с  использованием палочек Кюизенера,  игры и упражнения по обучению  математике детей 5-6 лет)

                        

                                        Руководитель: Радговская Е.Н.

2022-2023 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества»  (для детей 5-6лет). Продолжение рабочей программы «Развивайка»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

        Математика по праву занимает большое место в системе образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и игровых действий.

         

-Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)

-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе (найти палочку (легче, больше желтой);

-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

-Осваивать прямой  и обратный счет;

-Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);

-Усвоить отношения между числами (больше  - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;

-Практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления;

-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

-Научить делить целое на части и измерить объекты;

-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)

-Развивать логическое мышление, память, внимание;

-Воспитывать  самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.

        Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенною популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера.

        Палочки Кюизенера  представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Плоский вариант палочек можно изготовить самостоятельно из двустороннего цветного картона.

Размер, см

цвет

Условное обозначение

2*2

Белая

1

2*4

Розовая

2

2*6

Голубая

3

2*8

Красная

4

2*10

Желтая

5

2*12

Фиолетовая

6

2*14

Черная

7

2*16

Бордовая

8

2*18

Синяя

9

2*20

Оранжевая

10

        На каждого ребёнка необходимо столько палочек, сколько указано в пункте «Оборудование» каждой из игр.

        Цветные полоски просты и удобны в работе. В отличие от палочек, они крупнее, изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Демонстрационный набор полосок для работы на фланелеграфе педагог может изготовить крупнее.

        Палочки дают возможность выполнять различные упражнения на столе, в то время как полоски можно размещать как на столе(в горизонтальной плоскости), так и на фланелеграфе (в вертикальной плоскости).С палочками и полосками можно играть и на полу. Возможны разные варианты использования их в работе: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками, чередование того и другого набора и, наконец, предоставление возможности ребёнку выбрать (по желанию) дидактическое средство, учитывая характер задания.

        Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения.  Выделение цвета и длины палочек (полосок) поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

        От элементарной игры с полосками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно – количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребенка со взрослым. Важно не ограничиваться показом готовых построек. Нужно дать возможность выбирать действия ребенка самому, тогда игра станет радостным открытием нового. Дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения.

        Прежде чем начать заниматься с детьми,  надо дать им возможность рассмотреть палочки (полоски). Тщательно понаблюдать за тем, как дети играют с палочками (полосками): выкладывают узоры, конструируют, разворачивают сюжетно – ролевую или самостоятельную игру и т.д. Возможно, уже в ходе этих игр детям удастся сделать собственные открытия (взрослые при необходимости помогут их сформулировать):

- полосок много, но они разного цветов (ребенок перечисляет те цвета, которые знает);

- есть полоски одинакового цвета, есть – разного;

- одни полоски длиннее, одни - короче.

Наблюдение за деятельностью детей позволит педагогу получить информацию:

- о направленности интересов каждого ребенка;

- о том насколько самостоятельно и как долго  он решает предложенную ему задачу, каким образом это делает;

- о том, какие задачи ставит сам, насколько инициативен при этом;

- об уровне развития того или иного ребенка.

        Данная программа предполагает ряд игр и упражнений, на основе которых проводятся занятия по обучению детей математике, логике.  Задания предлагаются  в определенном порядке. Важно не спешить, не приступать к следующей задаче или игре, если ребенок плохо усвоил материал.

Этапы работы кружка «Волшебные палочки Кюизенера»

  1. Игры подготовительного этапа – Что какого цвета?
  2. Построение лестницы
  3. Составление ковриков
  4. Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»
  5. Развитие количественных представлений
  6. Считаем ступеньки
  7. Измерение с помощью палочек (полосок) Кюизенера
  8. Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера
  9. Логические задачи с палочками (полосками) Кюизенера

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут в старшей  к школе группе (в год 32 занятия), во вторую  половину дня, согласно расписания, и 30 минут в подготовительной группе.

Работа с родителями: родители помогают в приобретении и изготовление дидактических пособий;  с ними проводятся консультации о проводимой работе, о значении математических игр на умственное, интеллектуальное  развитие ребенка; играх, которые можно проводить в домашних условиях.

Самостоятельная деятельность детей: игры со строительными материалами  по моделям, игры с конструкторами по моделям, выкладывание  мозаики по образцам, самостоятельно придумывая узоры.


Содержание рабочей программы  кружка  «Волшебные палочки Кюизенера» для детей   старшей и подготовительной  к школе группы

(5-6 лет)

месяц

Этап работы,

 № занятий

№ упражнений

Тема занятия

Литература

Сентябрь

Повторение

Занятия с 1-4

5, 10, 16, 22,

Что какого цвета?

Построение лестницы

Составление ковриков

Л.Д.Комарова стр.  13, 18, 25, 33

Октябрь

Развитие у детей количественных представлений Занятия с 5-8

24-26

«Цвет и число»

«Число и цвет»

«Путешествие на поезде»

Л.Д.Комарова стр.  35-37

Ноябрь

Развитие у детей количественных представлений

Занятия с 9-12

27-28

«Путешествие на поезде»

«Как разговаривают числа»

«О чем говорят числа»

Л.Д.Комарова

стр.37- 39

Декабрь

Считаем ступеньки

Занятия  с 13-16

29-31

«Какие лесенки умеет строить незнайка»

«Состав чисел из единиц»

«Как растут дома из чисел»

Л.Д.Комарова стр. 40-43

Январь

Считаем ступеньки

Занятия с 17-18

32-34

«Кто в домике живет» (Оживлялки)

«Как узнать номера  домов на новой улице?»

Л.Д.Комарова стр. 44-48

февраль

Считаем ступеньки

 Занятия  с 19-22

35-37

«Как Белочка и Ежик играли числами» (Оживлялки)

«Сломанная лесенка»

«Чет-нечет»

Л.Д.Комарова стр. 49-51

март

Измерение с помощью палочек (полосок) Кюизенера

Занятия с 23-26

38-40

«Измерить дорожки шагами»

«Узнай длину ленты»

«Измеряем разными мерками»

Л.Д.Комарова стр.52-55

апрель

Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера

Занятия с 27-28

41-43

«Палочки можно складывать»

«Палочки можно вычитать»

Палочки можно делить»

«Палочки можно умножать»

Л.Д.Комарова стр. 56-59

май

Логические задачки с палочками (полосками) Кюизенера

45-

«Логические задачи на цветовую последовательность»

«Детская железная дорога»

Л.Д.Комарова стр. 60-62


Ожидаемые результаты освоения рабочей программы кружка «Ступеньки творчества:

Дети будут знать :

-  о цвете, размере;

- о дочисловых математических представлениях;

- о количественных изменениях, о составе числа,  о числовой прямой;

Уметь:

- совершать математические действия с палочками Кюизенера;

-  решать логические задачи с палочками Кюизенера.

Используемая  литература:

  1. «Как работать с палочками Кюизенера?  Игры и упражнения по обучению  математике детей 5-7 лет» Л.Д. Комарова. М.,

 Издательство ГНОМ,  2012

  1. «Разноцветные полоски» сост. Л.М.Кларина, З.А.Михайлова
  2. «Дом с колокольчиком» автор Б.Б.Финкельштейн, Санкт-Петербург, ООО «Корвет»,  2013
  3. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет),  авторы В.П.Новикова, Л.А.Тихонова, М, Издательство Мозаика-Синтез, 2012


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 ур.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 ур....

ПРОГРАММА коррекционно-логопедической работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа  для детей компенсирующей группы с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) разработана с учетом образовательных потребностей детей с ОВЗ и запросов  родителей...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год (II год обучения)

          Данная Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5 - 6 лет с тяжелыми нарушениями речи.  Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО на ...

ПРОГРАММА дополнительного образования. «Я САМ!» старшая группа коррекционной направленности для детей с ТНР и ОНР

Особенности программы: программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребёнок учится ценить всё, что сделано им с...

Рабочая программа по ОО "Речевое развитие" старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелым...

Дополнительная рабочая программа кружка «С чего начинается Родина?» группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР 4-7 лет

Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае.В.В.Путин...