Формирование представлений о величине в среднем дошкольном возрасте
картотека по математике (средняя группа)
«Прятки»
Цель: практическое знакомство с величиной.
Материал: кубики, шарики, мячики и любые другие предметы большого и маленького размера.
Ход игры: Перед ребёнком разложены кубики, шарики, мячики и любые другие предметы большого и маленького размера. Взрослый просит ребёнка спрятать маленький шарик в ладошке, шарика не видно; затем ещё маленький предмет прячется в ладошке, проводится игра «Ку-ку». Далее даём большой шарик и тоже просим его спрятать, не получается. Делаем вывод, что маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет.
«Накормим кукол»
Цель: учить сортировать предметы по размерам.
Материал: большая и маленькая куклы, грецкие орехи и фундук.
Заранее подготовить большую и маленькую кукол, грецкие орехи и фундук. Важно: игрушки должны быть объёмные, плоскостные картинки не подходят.
Ход игры: Взрослый читает стихотворение:
«Сидит кукла на тележке, продаёт она орешки» и достаёт большую куклу.
- Посмотри к нам пришла кукла и принесла орешки. Пока ребёнок рассматривает орешки, появляется маленькая куколка.
Взрослый побуждает ребенка сравнить кукол по размеру и затем поделить орешки: большой кукле - большие грецкие орехи, а маленькой куколке - маленькие, фундук. Далее можно орешки посчитать и покатать ладошками для развития мелкой моторики.
«Строители»
1 вариант. Цель: сортировать предметы по размерам.
Материал: игрушечная машина кубики большие и маленькие (можно взять детали «лего»).
Ход игры: На машине привозим кубики большие и маленькие.
- «Превращаемся» в строителей и строим дома-башенки: один дом для медведя из больших кубиков, а другой для зайчика - из маленьких кубиков.
Желательно обыграть «медведя» и «зайца» с помощью стихотворения:
«У медведя дом большой (разводим руки),
А у зайца маленький (соединяем ладошки).
Наш медведь домой пошёл (изображаем походку медведя),
А за ним и заинька (прыжки)».
2 вариант. Цель: закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятиями «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте».
Материал: игрушечная машина, кубики одинакового размера.
Ход игры: На машине привозим кубики одинакового размера.
Взрослый строит две одинаковые по высоте башни и рассказывает малышу, что башни одинаковые. Потом убирает или добавляет детали и опять рассказывает,
что теперь башни разные одна высокая, как папа (как дерево, как фонарный столб), а другая низкая, как сынок (как дочка, как цветочек).
Важно: провести зрительное сравнение по высоте окружающих ребёнка предметов.
Предлагайте детям строить низкие, высокие и одинаковые башенки.
«Польем цветок»
Цель игры: дать представление о неизменности объема жидкости от формы и размера сосуда.
Материал: 2 прозрачные банки разной формы и размера с водой, 2 одинаковые по форме и размеру банки.
Ход игры: на столе стоят 2 банки разной формы и размера. В них
одинаковое количество воды, но детям кажется, что в одной банке воды больше.
- У нас 2 банки с водой. Польем большой цветок, ему нужно много воды. Из какой банки будем поливать? (Воспитатель специально запутывает детей, намекая, что в одной банке воды больше.)
- А как проверить, в какой банке больше воды, в какой меньше? Я не знаю. (Дети приходят к выводу, что нужно взять одинаковые по форме и размеру банки.)
- Вот и две одинаковые банки. Наливаем в них воду. И что? Дети видят, что воды в обоих сосудах было одинаковое количество. Воспитатель переливает несколько раз воду, меняя сосуды. Дети приходят к выводу, что обьем жидкости не зависит от формы и размера сосуда.
«Что изменилось»
Цель: совершенствовать память ребенка и зрительное восприятие величины.
Материал: фланелеграф или наборное полотно, большое красное яблоко и маленькое – зеленое, большой мяч и маленький, большую машинку синего цвета и маленькую машинку желтого цвета.
Ход игры: на наборном полотне воспитатель выставляет большое красное яблоко и маленькое – зеленое, большой мяч и маленький, большую машинку синего цвета и маленькую машинку желтого. Детям предлагается закрыть глаза. Воспитатель убирает один предмет. Открыв глаза, дети должны отгадать, какого предмета не стало и какой он величины. (Эту игру можно использовать с последующим усложнением, с большим количеством предметов).
«Наоборот»
Цель: уточнить представление о величине.
Материал: мяч.
Ход игры: дети становятся в круг. Стоящий в центре воспитатель произносит слово, которое обозначает величину предмета и бросает кому – нибудь из детей мяч. Поймавший мяч ребенок, должен ответить словом, выражающим противоположный признак (большой – маленький и т.д.). Игра повторяется несколько раз.
«Сбор фруктов»
Цель: развивать глазомер при выборе предметов определенной величины по образцу.
Материал: фланелеграф. «Дерево» (нарисовано на картоне), с яблоками
и корзины (тоже нарисованные, яблоки - съемные, чтобы можно было вставлять в прорези дерева), яблоко – образец.
Ход игры: воспитатель показывает детям дерево с яблоками и корзины. Обращает их внимание на разную величину яблок и корзин. Дав яблоко – образец одному из ребят, предлагает найти на дереве такое же. Ребенок должен на глаз определить нужное по величине яблоко, а потом проверить правильность сделанного выбора путем примеривания к образцу. Дети поочередно сортируют яблоки по величине и раскладывают их соответственно в корзины разной величины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей дошкольного возраста
Комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста...

Особенности формирования представлений о величине у детей старшего возраста
Особенности формирования представлений о величине у детей старшего возраста...
Конспект индивидуального занятия по формированию представлений о величине у детей раннего возраста
Конспект индивидуального занятия по формированию представлений о величине у детей раннего возраста...
«Формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста первичных представлений об истории родного края»
В последнее время в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах общественной жизни. В связи с этим на нас, педагогах, лежит большая ответственность за воспитание будущего граждан...

Статья "Формирование представлений о величинах у детей дошкольного возраста"
У детей дошкольного возраста знакомство с величиной считается одним из самых важных компонентов в математическом развитии. Возрастные особенности детей проявляются в способности выделять и распо...
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Дидактические игры на формирование представлений о величине у детей дошкольного возраста
Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений, способствует расширению представлений о свойствах предметов, развитию навыко...
