РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Основные понятия темы

Величина — одно из древнейших понятий в математике, обобщая это понятие, можно сказать, что -это длина масса скорость объём и т.д.

Величина имеет ряд свойств:

  1. Сравнимость — величину любого предмета легче познать в сравнении.
  2. Относительность — величина предмета непостоянна, она зависит от того с каким сравнивается.
  3. Изменчивость — величина предмета может меняться, но при этом неизменным остаётся исходное качество.

Н: мебель = взрослая, подростковая, для раннего возраста, игрушечная.

  1. Измеряемость — величину предмета можно измерить с помощью условных или обще употребляемых мер.

Н: длину — шагами, масса — взвесить примерно и точно, объём — в стаканах ложках...

Измерение — это практическая деятельность, результат измерения всегда выражается числом.

  1. Особенности восприятия величины детьми раннего дошкольного возраста
  1. дети не всегда понимают смысл слова величина
  2. характеристику величины дети чаще всего выражают двумя словами: большой и маленький
  3. дети не понимают свойство относительности величины
  4. дети любят закреплять размер за предметом
  5. дети часто подменяют одни термины величины на другие
  6. величину воспринимают недифференцированно, ориентируются на общий размер предмета, а не на отдельные параметры

1.1 Развитие представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста

  1. Задачи работы:
  1. развивать умения выделять и называть следующие признаки величины:

  • длину
  • высоту
  • ширину
  • толщину

  1. развивать умения сравнивать два контрастных или одинаковых предмета по величине, обозначая результаты сравнения словами:
  • длинный - короткий, одинаковый по длине
  • широкий - узкий, одинаковый по ширине
  • толстый - тонкий, одинаковый по толщине
  • высокий - низкий, одинаковый по высоте
  • большой - маленький, одинаковый по размеру
  1. Требования к наглядному материалу
  1. по величине сравниваются только два предмета
  2. предметы берутся резко контрастные:

демонстрационный - 15-20 см -- раздаточный - 5-6 см

  1. плоские предметы должны отличаться друг от друга только одним свойством:

  1. предметы в пространстве поворачиваются таким образом, чтобы сравниваемый признак был хорошо виден детям
  2. для сравнения по длине и ширине берутся только плоские предметы (ленточки, досочки, шарики, шнурки);

для сравнения по высоте берутся объёмные игрушки (пирамидки, куклы) или плоскостные изображения этих предметов, которые располагаются вертикально (домики, матрёшка, ёлочки);

для сравнения по толщине используются предметы только цилиндрической формы (палочки, карандаши, столбики из пластилина).

  1. Приёмы обучения
  1. ознакомление с разделом величина проводится через игровые ситуации
  2. обучение начинаем с параметра ДЛИНА
  3. на каждый признак величины проводится 3 игровые ситуации
  4. при проведении игровой ситуации большую роль играют жест и слово

длина -  слева-направо

ширина -  поперёк предмета

высота - снизу-вверх

толщина -  круговым движением или обхватом руки

размер -  разведением руки и голосом

Для сравнения предметов по величине используется 2 приёма (практические способы):

наложение

приложение

длина

ширина

высота

толщина

Обращаем внимание!

  1. как правильно положить предметы
  2. совпадают ли края предметов
  3. учим рассказывать о результатах сравнения предметов по величине

предметы сравниваются взаимно


1.2 Развитие представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста

  1. Задачи работы:
  1. продолжать развивать представления о признаках величины: длина, ширина, высота, глубина
  2. развивать умения сравнивать предметы не только по одному признаку, а по 2-ум и даже 3-м признакам величины

красная и синяя полоски одинаковые по ширине, но разные по длине

  1. учить раскладывать предметы в сериационный (упорядоченный) ряд по возрастанию или убыванию признаков величины
  2. развиваем глазомер детей
  1. Требования:
  1. постепенно увеличиваем количество сравниваемых предметов от 2, 3, 5 до 10
  2. предметы могут отличаться друг от друга 1, 2 или 3-мя измерениями
  3. постепенно уменьшается контрастность предметов
  • демонстрационный материал — 5-6 см
  • раздаточный материал — 2-3 см
  1. предметы в пространстве показывают по-разному и при этом определяют признаки величины

Приёмы работы:

Развитие представлений о величине начинается с начала учебного года. Воспитатель проводит игровые задания на повторение предыдущих задач:

  • сверни ленту
  • найди пару (из 5-6 ленточек найти 2 одинаковые)
  • что изменилось? (5-6 предметов, 1 по длине)
  • угадай по описанию? (Н: это предмет, который очень нужен маме, она на него вешает бельё).

Проводятся игры с небольшими подгруппами детей.

Одной из основных задач работы является обучение раскладыванию по порядку.

Реализация задачи проводится в виде игровых заданий. Игры постепенно усложняются.

1 ШАГ

Для игры берётся только 3 предмета. Дети учатся раскладывать предметы по порядку, по образцу. В начале они учатся составлять возрастающий ряд, а затем убывающий:

  • по длине -по ширине -
  • по размеру

В начале предметы должны отличаться только одним признаком.

Предметы у детей и воспитателя должны быть разными

  • у воспитателя -у детей -

2 ШАГ

Учим детей раскладывать предметы по величине в пределах 5, используя правило. Для реализации этой задачи можно использовать следующий алгоритм:

  • предметы расставляются в беспорядке

или в линейном расположении

  • чётко формулируется задание:

-расставьте ёлочки по высоте от низкой к высокой

Или расставьте ёлочки в возрастающем (убывающем) порядке

  • сообщаем детям правило поиска предмета:

- «правило»

-ищем самую высокую из всех

-выстраиваем ряд, проверяем

-называем размер предмета («шагаем по лесенке»)

3 ШАГ

продолжаем учить раскладывать предметы по правилу в количестве 10, решая логические задачи:

1 задача — учим перестраивать ряд из возрастающего в убывающий и наоборот

2 задача — находить место пропущенных элементов

-?

-построение ряда от исходного элемента

-отгадывание загадок

Н: матрёшки забыли кто за кем стоит, но знают, что 1-ая больше 2-ой, а 2-ая больше 3-ей. В каком порядке стояли матрёшки?

Особое внимание уделяется развитию глазомера (опосредованный способ)

В средней группе проводятся специальные упражнения для развития глазомера:

  • разведением пальцев или рук показать размер предмета
  • среди множества предметов (до скольки считают) отыскать большего, меньшего размера или такого размера как показанный

Можно проводить соревнования: кто быстрее соберёт пирамидку. Рекомендуется использовать словесные игры по разделу величины

«Скажи наоборот» (глубоко - мелко, маленькое - большое)

«Закончи предложение» — лейка с водой тяжёлая, а без воды…», «море глубокое, а ручеёк…»

Можно задавать словесные вопросы-задания:

  1. Когда собака выше ростом? Когда сидит или лежит?
  2. Что выше куст или дерево?
  3. Когда человек кажется маленьким, когда далеко или близко?

Можно использовать фотографии от младшего возраста до старого человека

1.3 Обучение измерению величин в старшем дошкольном возрасте

Даётся в старшей или подготовительной группе

  1. Задачи работы:

Учить измерять величину объектов с помощью условной меры меньше измеримого объекта

Измерение - практическая деятельность

Результат измерения всегда выражается числом.

Измерение - сравнение величины какого-либо объекта с величиной меры, принятой за единицу измерения данного объекта

  1. Виды измерений:
  1. Линейное — измерение длины, ширины, высоты
  2. Измерение жидкости — подкрашенная вода
  3. Измерение сыпучих веществ — соль, мука, крупа
  4. Измерение площади — - 1клетка, —  - 4 клетки

Н: Жили-были ёж и заяц, однажды чуть не поссорились у кого участок больше. Вопрос: на сколько квадратов у зайца больше площадь участка?

у ежа - 5 квадратов, у зайца - 6 квадратов

- 2 квадрата- ёж - многоугольники разной конфигурации

- заяц

  1. Приёмы обучения измерению

Измерение линейных величин

Измерение жидких и сыпучих веществ

1. Перед детьми ставиться игровая или учебная задача (должна быть мотивация)

Н: Карлсон, ремонт, обои

Определить какая фигура является квадратом (подготовка к конструированию)

- каждая сторона по 8см

1

эксперимент какого-либо героя

2 -  - 4л крупы в пакете

ситуация: мама варит кашу, хватит ли ей крупы?

2. Показываем разнообразие мерок, учим подбирать из в соответствии с видом величины. Учим рациональному подбору мерок

-шаг    -пядь   -верёвка

-клетка   -рейка   -счётные палочки

-горсть   -ложка

-мензурка   -стакан

3. Знакомим с правилами измерения

а) измерение ведётся по прямой от начала до конца по краю предмета

б) каждая следующая мерка кладётся от предыдущей

в) мерки сосчитываются, сообщается результат

а) соблюдение полноты мерки

б) мерки сосчитываются, сообщается результат

4. Проводим измерения

а)

используем мел, карандаш

б)

2 одинаковые мерки

в) шаг, пядь - фиксированная мера

г)

заранее разделённая на части полоска

д) счётные палочки как метка

е) прикладывание пальцем (счёт в уме)

а)

горсточки на стол

б) одинаковые сосуды

в) парой (работа в парах)

г) счёт в уме (измеряем - считаем)

5. Подведение итогов измерения. Задаём вопросы: Что мы измеряли? Какой меркой мы пользовались? Какой результат у нас получился?


ТЕМА 2: ДЕЛЕНИЕ ЦЕЛОГО НА ЧАСТИ

  1. Задача работы
  1. Познакомить детей с делением целого на части (две, четыре, восемь равных частей)
  2. Показать зависимости, отношения между целым предметом и его частями
  3. Научить складывать целые предметы из частей (от 2 частей до 12 и более)

Материалы:

  1. Плоские фигуры:

  1. Предметы: (схема деления)

 яблоко, ленточка, морковка

  1. Жидкости или сыпучие вещества:

  1. Клетка (бумага в клетку)

 фигура по клеткам

  1. Значение задачи
  1. расширяем математические представления детей о том, что внешне неделимые предметы можно разделить
  2. показываем, что целый предмет всегда больше части
  3. показываем ряд зависимостей в отношениях между целым предметом и частями

чем больше делим, тем меньше части

  1. закрепляем навыки счёта (используем количественный счёт: сколько? одна, две, три…)
  1. Приёмы обучения:
  1. воспитатель проводит небольшое количество ситуаций (6-7) обучающего характера, а затем закрепление содержания проводится в разных видах деятельности (игровая, трудовая)
  2. обучение всегда начинается с приёма сгибания, как с более простого, затем разрезаем и соединяем разрезанные части (при сгибании части остаются в целом)
  3. как правило, обучение всегда начинается с фигуры круг. Часто используется совместная деятельность
  1. учим делить на 2, 4 части сгибанием

  1. учим делить квадрат на 2,4 части сгибанием

  1. даём ножницы!

учим делить квадрат разными способами на 2,4 части разрезанием

- квадраты разноцветные

Каким способом разделили? Сколько раз сложили? Какой формы получились части?

  1. учить складывать из частей целые фигуры

Каждому ребёнку даётся конверт с фигурами: 4 фигуры разного цвета. Предлагаем детям достать и сложить целые фигуры.

Н: что такое половина? что такое четверть?

  1. учим делить на части фигуры разных размеров

Показываем: часть меньше та, где меньше предмет

  1. раскрываем зависимость: чем на большее количество частей предмет делится, тем часть меньше

  1. Вопросы для беседы с детьми
  1. какую фигуру мы разделили на части? (квадрат)
  2. каким способом мы разделили на части?
  3. сколько частей получилось? сосчитай, покажи? (одна, две)
  4. равны ли части, как проверить? (наложением)
  5. как называются части при делении? (половина, четверть)
  6. сколько всего половинок, четвертей?
  7. что такое половина? (одна из двух равных частей)
  8. что больше (меньше)? целый квадрат или половина? целый или 2 половины?
  9. какой формы получились части при делении?

К концу старшей и подготовительной группы дети должны владеть следующим словарём:

-целое

-половина

-части

-четверть

-восьмая часть

-сгибание

-разрезание

Логические вопросы:

  1. сколько целых кругов можно сложить из 7 половин?
  2. сколько частей получится из квадрата, если сложить его пополам?
  3. какой формы получатся части, если сложить квадрат дважды с угла на угол?

ТЕМА 3: ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ И СПОСОБАХ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ

Давление предмета на ладони даёт возможность определить его тяжесть относительно другого — «Взвешивание на ладонях»

Это явление является первичным в восприятии ребёнком массы и веса, определении и выделении предмета, который легче, чем другой, тяжёлого и лёгкого среди других.

Уделяется большое внимание развитию у детей «Барического чувства»

Дети начинают выделять массу среди других свойств (цвет, форма, размер)

К 4-м годам они успешно различают предметы по массе среди тяжёлых.

Развитие представлений о массе предметов включают 3 компонента:

  1. ориентировочное (взять в руки положить на направленные вверх ладони)
  2. обследование сопоставление (движение руками, имитирующие весы - «взвешивание на ладонях»)
  3. проверка веса, состоящая в смене рук или последовательном «взвешивании» каждого из предметов на одной из рук

В 3-4 года дети

  • ориентируются на внешний признак (тяжелее то, что больше по размеру)
  • берут предметы в руки (иногда в одну) сжимают, раскладывают
  • словами тяжелее, легче, ещё не пользуются
  • весы используют в качестве игрушки

В 4-5 лет

  • определяют большой предмет, как тяжёлый
  • пытаются передвигать, перекладывать предмет
  • «взвешивают на ладонях» перекладывают с одной ладони на другую
  • пользуются словом: «тяжёлый»
  • ещё не воспринимают соотношение массы

В 5-6 лет

  • дети высказывают сомнения по поводу оценки массы предметов (большого и маленького)
  • взвешивают предмет на ладонях, перекладывают из одной руки в другую
  • оценивают предметы как легче и тяжелее
  • используют весы по назначению
  • находят такой же предмет по образцу

Взрослый способствует освоению ребёнком 3-4 лет общих представлений о массе как о признаке предметов, развитию умения отражать результаты сравнения в речи, пользуясь словами: тяжелее-легче, тяжёлый-лёгкий, одинаковые-разные. Для этого дети перебирают предметы, перекладывают, находят их, передвигают те, которые могут.

С этого возрастного периода начинают накопление опыта восприятия и различия предметов по массе

У детей 4-5 лет необходимо развивать точность восприятия, упражняя в определении относительности оценки веса, когда один и тот же предмет может быть тяжелее одного и легче другого; развивать умение устанавливать отношения равенства и неравенства между предметами

В 5-6 лет

  • усваивают умения сопоставлять предметы по массе с помощью чашечных или электронных весов, проверяя результаты сравнения предметов путём «идеального» действия
  • определяют равенство и неравенство независимо от внешнего вида
  • самостоятельно группируют и классифицируют предметы по массе
  • строят сериационные ряды из 7-10 предметов

В 6-7 лет

  • дети включаются в поиск ответов на вопросы типа: Можно ли измеряя ложкой песок в 2-х мешочках определить массу того и другого? что узнаете при этом?
  • можно поставить перед детьми познавательную задачу: найти способ выявления равенства или неравенства по массе 2-х сосудов с водой пользуясь двумя стаканами разных размеров?

В предметно-пространственной среде каждой возрастной группы необходимо иметь комплект материалов для развития у детей «барического чувства», представлений о массе, умений сравнивать, изменять вес предметов. Это мешочки с речным песком, деревянными опилками, одинакового веса и разного размера

В старшем дошкольном возрасте используются весы для сравнения 2-х предметов по массе, с помощью весов уточняется представление детей об неизменности массы

Н: из куска пластилина лепят 2 одинаковых по размеру предмета. Их равенство проверяется на чашечных весах, затем один предмет дети преобразовывают и взвешивают. Равновесие чаш покажет детям равенство масс.

Методика обучения

  1. Этапы обучения:

Подготовительный этап:

в младшей группе идёт накопление представлений о массе в опыте детей (в играх, жизненных ситуациях)

Iэтап

в средней группе учим различать массу предметов контрастных по тяжести: тяжёл-лёгок, тяжелее-легче, одинаковые по тяжести

Знакомим с рациональными способами обследования сравнения предметов путём их взвешивания на весах

IIэтап

в подготовительной группе знакомим со способами измерения массы на весах, сначала используя условные меры, затем знакомим с КГ

Педагогическая работа строится в определённой последовательности:

  1. формируем представление о массе тяжёлый-лёгкий Наглядный материал
  2. развитие «барического чувства» — тяжелее-легче, одинаковые по тяжести (выкладываем серии рядов по массе)
  3. измерительная деятельность (знакомство с правилами взвешивания на весах и КГ)
  1. Наглядный материал
  1. одинаковые по размеру мешочки, наполненные разными веществами (вата, песок, металлические шарики и пр.)
  2. одинаковые по форме и размерам предметы (кубики, шарики) из разных веществ (металл, дерево, пластмасса, поролон)
  3. одинаковые коробочки с разным количеством песка

Усложнение наглядного материала

  1. уменьшаем разницу в массе
  2. увеличиваем количество рассматриваемых предметов
  3. рассматриваемые предметы одинаковые по всем признакам (цвет, форма, размер) кроме массы; затем учим абстрагироваться от цвета, формы, размера, внешнего вида, материала
  1. Последовательность обучения

Младшая-средняя группа

Действие:

сравнение 2-х резко контрастных по массе предметов, использование слова «тяжёлый-лёгкий»

Метод:

«взвешивание на ладонях» предметов

Правило:

взять по 1 предмету в каждую ладонь к верху, имитировать движение весов вверх-вниз. предметы поменять местами

Средняя-старшая группа

Действие:

сравнение 3-х предметов по массе. Один предмет служит образцом. Результаты сравнения обозначают словами «тяжелее-легче», «одинаковые по тяжести»

Метод:

«взвешивание на ладонях»

Правило:

все предметы надо последовательно сравнивать с образцом выкладывать в ряд — «самый лёгкий-тяжелее-самый тяжёлый»

Старшая-подготовительная группа

Действие:

знакомство простейшими весами, проверка правильности «взвешивания на руках»

Правило:

чашка с предметами большей массы опускается вниз


ТЕМА 4: РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Под ориентировкой в пространстве понимают умение ориентироваться на себе, от себя, от другого объекта, ориентировка в помещении, на листе, на местности

Все пространственные направления осваиваются парно: внизу-вверху, впереди-позади, справа-слева

В течении своей жизни человек проходит несколько этапов развития ориентировки в пространстве:

I этап - чувственное познание пространства (ранний возраст)

II этап - словесное познание пространства (дошк. возраст)

III этап - по сторонам горизонта (школьный возраст)

Ориентировка в пространстве — понятие сложное и многогранное, оно требует специального обучения

ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ РЕБЁНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Пространственная ориентировка — особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового и кинестетического анализатора.

К пространственным представлениям относят:

  • умение ориентироваться в схеме собственного тела (освоение телесного пространства)
  • умение определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве, моделировать пространственные расположение предметов, определять направления движения, ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив (освоение внешнего пространства)
  • умение ориентироваться на листе бумаги и графически воспроизводить направления
  • конструирование и копирование
  • «квазипространственные» (логико-грамматические) конструкции.

Проблема ориентации в пространстве широка и многогранна.

Она включает:

  • представление о величине и форме
  • пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.)

Ребёнок познаёт пространство по мере того, как сам им овладевает. Ещё лёжа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребёнок познаёт «близкое» пространство. «Далёким» пространством он овладевает, когда учится самостоятельно передвигаться.

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А. Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребёнка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений.

«Чем точнее слова определяют направление, — подчеркивает А. А. Люблинская, — тем легче ребёнок ориентируется в нём, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребёнка».

Развивается глазомер ребёнка, необходимый для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи дошкольники решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Их оказываются способными решить только шести- и семилетние дети и то лишь в случаях больших различий между предметами. Причина этому — низкий уровень овладения глазомерными действиями. Уровень этих действия у дошкольников можно поднять в процессе целенаправленного обучения. Упражняется глазомер дошкольника в аппликации, рисовании, бытовых действиях и, конечно, в играх.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, — когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

  • усвоение представлений о разнообразных св-вах и отношениях предметов и явлений
  • овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленение воспринимать окружающий мир.

Значительно совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.

Пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:

  • конкретно-чувственный характер: ребёнок ориентируется на своём теле и всё определяет относительно собственного тела
  • самым трудным для ребёнка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности
  • относительный характер пространственных отношений: чтобы ребёнку определить, как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета
  • дети ориентируются легче в статике, нежели в движении
  • легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребёнка

Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребёнка и его готовности к школьному обучению. Исследования показывают, что недоразвитие пространственных представлений вызывает затруднения, при овладении навыками чтения, письма, счёта.

К 7 годам у ребёнка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:

  1. Пространственные признаки предметов (форма, величина).
  2. Пространственные отношения между предметами.
  3. Направления в пространстве.

Классификация этапов развития представлений у детей о местности и пространственных отношениях между предметами на ней (Т. А. Муссейибова):

  1. этап — ребёнок выделяет только те предметы, которые контактно близки к нему, а само пространство ещё не выделяется
  2. этап — ребёнок начинает активно использовать зрительную ориентировку, расширение границы воспринимаемого пространства и отдельных участков в нём
  3. этап — характеризуется осмыслением удалённых от ребёнка объектов и увеличением количества участков, выделяемых в пространстве
  4. этап — отражение пространства носит более целостный характер, дети расширяют ориентировку в разных направлениях, местоположения объектов в их взаимосвязи и их обусловленности

Если на первом этапе дети воспринимают предметы в пространстве дискретно, как отдалённые друг от друга и не связанные с пространством, то позднее они осознают само пространство в совокупности с объектами, находящимися в нём.

Таким образом, процесс отражения пространства и ориентировки в нём у дошкольников происходит от диффузного, нерасчленённого восприятия выделением отдельных объектов вне пространственных связей к постепенному вычленению, а затем интегрированию, сближению рядом находящихся, и далее целостному дискретно-непрерывному пониманию целостности пространства.

А. А. Люблинская, изучая возрастные особенности восприятия пространства, выделила три категории знания о пространстве, которые ребёнок усваивает:

  1. понимание удаленности предмета и его местоположения;
  2. определение направлений;
  3. отражение пространственных отношений.

Она дала характеристику развития восприятия пространства как процесса активного практического взаимодействия ребёнка и окружающей действительности. Освоение ребёнком пространства функционально преобразует всю структуру его пространственной ориентировки. Начинается новый период в развитии восприятия пространства, пространственных признаков и отношений предметов внешнего мира.

В основе формирования пространства ребёнком лежит непосредственный практический опыт. От того, насколько точно воспринимает ребёнок окружающий мир, как он в нём действует, зависит точность и адекватность его представлений об этом мире.

Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчёта. В период раннего детства ребёнок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчёта, т.е. по сторонам собственного тела, ориентировка «на себе». Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребёнком пространственных направлений.

В дошкольном возрасте ребёнок осваивает словесную систему отсчёта по основным пространственным направлениям: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево.

Позднее появляется система отсчёта — словесная. Происходит в результате закрепления за чувственно различаемыми ребёнком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево.

Таким образом, дошкольный возраст — период освоения словесной системы отсчёта по основным пространственным направлениям.

Особые трудности для дошкольников представляют различение направо - налево, в основе которого лежит процесс дифференцировки правой и левой стороны тела. Ребёнок постепенно овладевает пониманием парности пространственных направлений, адекватным их обозначением и практическим различением; умением применять или использовать освоенную им систему отсчёта при ориентировке в окружающем пространстве.

I этап начинается с «практического примеривания», выражающегося в реальном соотнесении окружающих объектов с исходной точкой отсчёта.

На II этапе появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки (большая роль двигательного анализатора, участие которого в пространственном различении постепенно изменяется)

Передвижение к объекту с целью установления контакта с ним заменяется:

  1. поворотом корпуса
  2. затем указательным движением руки (жесту) в нужном направлении (от широкого к более незаметному)
  3. легкое движение головы
  4. только взгляд, обращенный в сторону определяемого предмета

Так от практически действенного способа пространственной ориентации ребёнок переходит к зрительной оценки пространственной размещённости предметов относительно друг друга. В основе такого восприятия пространства, как писал И. П. Павлов, лежит опыт непосредственного передвижения в нём.

С развитием пространственной ориентации изменяется и совершенствуется характер ориентации детей на местности. Ребёнок этого возраста осмысливает расчленённость воспринимаемого единого пространства по основным направлениям.

Развитие пространственной ориентации в расположении предметов на себе, от себя, от другого объекта и происходит в период дошкольного возраста. Показателем её развития служит постепенный переход от использования системы с фиксированной точкой отсчёта (на себе) к системе со свободно перемещаемой точкой отсчёта (на других объектах).

Познание «схемы своего тела» — основа освоения словесной системы отсчёта по основным пространственным направлениям. Двигательные связи постепенно сокращаются. У ребёнка начинает развиваться дистантная, зрительная оценка пространственного расположения объектов, что позволяет более точно определять местоположение предмета, его отношение к себе, к другим предметам на любой точке местности.

С увеличением выделенных участков в длину и ширину они постепенно смыкаются, формируя общее представление о местности как едином непрерывном, но уже дифференцированном пространстве. Каждая точка на этой местности определяется как расположенная впереди, или впереди справа, или впереди слева и т.п. Ребёнок приближается к восприятию пространства как целого в единстве его непрерывности и дискретности.

4.1 Развитие ориентировки у детей младшего и среднего дошкольного возраста

(3-5 лет)

  1. Задачи работы:
  1. развивать умение ориентироваться на себе
  1. называть и показывать части собственного тела (голова вверху, ноги внизу)
  2. различать правую и левую руки
  3. различать левую и правую стороны тела
  1. развивать умение определять положение предметов относительно себя (впереди меня, позади)
  2. учить передвигаться в указанном направлении
  3. развивать умение ориентироваться на плоскости листа или стола

каждая задача решается по-отдельности

  1. Приёмы обучения:
  1. работа по данному разделу должна вестись ежедневно, включаясь в режимные моменты, игры, занятия, прогулки
  2. вначале воспитатель обращает внимание на умение ребёнка показывать и называть части своего тела
  3. в процессе умывания, одевания-раздевания, питания, воспитатель постоянно фиксирует внимание детей на частях тела и предметах быта, которыми дети пользуются
  4. воспитатель может проводить дидактические игры с куклой, которые могут закрепить название частей тела:

«Купание куклы», «Уложим куклу спать», «Оденем куклу на прогулку»

  1. в повседневной жизни проводим короткие упражнения на 1-2 минуты по типу: «Покажи мне, покажи кукле»
  2. давать детям упражнения с предметами, выделяя направление в пространстве

Н: дали 2 кубика, постучали друг об друга, об пол, подняли ручки вверх - постучали. Это любые упражнения по типу упражнений на зарядке, т.е. занять какую-то паузу.

  1. можно использовать стихи и поговорки, приговорки, связанные с ориентировкой в пространстве. Все считалочки, поговорки, потешки на закрепление частей тела.

Вот они — сапожки.

Этот — с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки.

Эта — с правой ножки,

Эта — с левой ножки.

Вот как хорошо!

Таким образом в течении дня воспитатель организует разнообразную работу по закреплению и названию частей тела.

С конца 2-ой половины учебного года младшей группы учим детей определять положение предметов относительно себя, играем в игры типа: «Где звенит погремушка или бубен?»

Н: у ребёнка открыты глаза. воспитатель производит действие с игрушкой, задаёт вопрос — где звенит погремушка?

Занимаем статичное положение, подсказываем действие. Затем меняем игровую обстановку, количество предметов увеличивается от 2 до 4. Предметы расставляются на стульчиках или полу на расстоянии вытянутой руки ребёнка.

  1.  вопрос: Кто впереди тебя? Кто позади тебя?
  2.  воспитатель позади. Что впереди тебя? Что позади?
  3.  4 предмета. в процессе игры помогает жестом, словом

Н: игры — «Расскажи, как стоят игрушки?», «Что изменилось?»

К концу средней группы «Встань так как я скажу»

Н: Встань, чтобы дверь была перед тобой; слева; справа (только один ориентир); игровая и реальная ситуация

Важной задачей работы является обучение ориентировки на плоскости. Работа ведётся по нескольким направлениям:

  1. в процессе обучения детей счёту мы учим выделять верхнюю и нижнюю часть карточки. Раскладывать предметы слева-направо

Н: на верхнюю полоску карточки положить

  1. используем карточки прямоугольной или квадратной формы с нарисованными или наклеенными предметами (20х20 см)

Задание:

  • «Рассматривание узора» — что в центре? что где лежит?
  • «Найди пару» — есть ли у этой карточки пара?

мл.гр. — пара ищется среди 6 карточек

ср.гр. — 8-10 карточек по 3 фигуры на каждой

  • «Магазин ковров» — подбор карточки меньшего размера

  • «Зрительный диктант» — воспитатель показывает карточку с рисунком, дети должны запомнить разложить предметы так как у воспитателя

 - узор со счётными палочками

 - счётные палочки в сочетании с фигурами

Воспитатель уделяет внимание ориентировке на площади: «Прятки», «Пятнашки», «Жмурки», «У медведя во бору»

Учитываем!

  1. площадь движения должна быть небольшой
  2. ведущая роль взрослого обязательна
  3. выполнение правил условно

Н: «Прятки»

К концу мл. дошк. возраста у детей формируются определяемые навыки ориентировки в пространстве, появляется активный словарь с употреблением пространственных предлогов и наречий

4.2 Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего возраста

  1. Задачи работы:
  1. закрепляем умения ориентироваться на себе, от себя
  2. учим ориентироваться от других объектов
  3. учить ориентироваться на плоскости листа, стола, тетради в клетку
  4. овладение пространственными предлогами и наречиями: в, на, напротив….
  5. учить ориентироваться по плану, схеме, модели
  6. закрепление навыков передвижения в пространстве
  7. знакомство с правилами уличного движения
  8. развитие логического мышления в процессе решения задач по ориентировке в пространстве

Все задачи решаются в комплексе, они дополняют, интегрируют друг с другом

  1. Приёмы работы
  1. в повседневной жизни проводятся игры «На внимание». Используется поощрение, исключение из игры при наличии ошибки
  2. в старшем возрасте продолжается работа над умением ориентироваться от себя

Усложнения:

  1. расстояние до предмета 1,5-2 метра и далее
  2. увеличивается количество предметов до 8-10

  1. чаще даются задания с поворотом на 90 и 180 градусов

Н: встать так, чтобы окно было впереди. Желательно чтобы ребёнок стоял боком к ориентиру

  1. чаще используют реальную обстановку

Н: 1 расскажи, как стоят предметы?

2 что изменилось?

3 встань так как я скажу

Одной из важных задач работы является обучение ориентировке на плоскости листа.

В старшем возрасте занимаем все части листа

Задание: выложить узор по указанию взрослого

  • середина (в центр листа положить круг)
  • стороны (вдоль одной стороны положить 6 треугольников)
  • углы (в левый нижний угол положить 3 квадрата) и т.д.

В процессе игры для выкладывания узора используются слова с пространственными понятиями: над, (под, слева, справа) кругом положить квадрат; между квадратами положите треугольники

Используем задания с перенесением узора с левой части листа на правую.

Узор не должен быть по началу очень сложным. Даём детям лист в клетку, карандаш простой и цветной.

закрашивание штриховка (карандашом) заполнение (фломастером)

Задание: дорисуй предмет

Рисование по клеткам:

Начальный этап - рисование линий. Н: проложи дорогу к друзьям

Затем составляем картинки по клеткам Н: собачка Тобик

Для ориентировки на плоскости можно использовать игры по типу: «Вхождение в картинку». Такие игры можно использовать в занятиях по развитию речи. Ребёнок представляет себя в вымышленной ситуации и даёт рассказ

Можно использовать игры с планом или схемой

Н: «Куда спрятался жучок?»

Воспитатель даёт лист бумаги, рисует план кукольной комнаты с пояснениями:

В кукольной комнате прячется плоскостной предмет - жучок. По плану детям необходимо найти жучка.

Может быть игра с картой: (микрорайона)

Н: девочка Катя живёт в микрорайоне. Девочка должна рассказать, как пройти к озеру, лесу, школе, детскому саду.

Карту можно рисовать на клеёнке, чтобы можно было менять расположение объектов

Новой задачей работы является обучение ориентировки от другого объекта

При обучении данной задачи следует соблюдать определённую последовательность:

  1. в начале даётся ориентировка от живого объекта: воспитатель или ребёнок
  2. затем точкой отсчёта является кукла или мишка (ребёнок должен всегда находиться за предметом, чтобы легче ориентироваться
  3. точкой отсчёта может являться любой предмет, имеющий ориентиры (кроме Н: кубик или пирамидка)

Игры: «Расскажи, кто где стоит», «Что изменилось?», «Встань так, как я скажу»

Интересными являются упражнения с двумя предметами на закрепление пространственных предлогов и наречий. Детям задаются вопросы: где находится предмет?

Н: «Солнышко и тучка»

Солнышко над тучкой?

под тучкой? возле тучки?

рядом с тучкой? позади тучки?

между тучками?

Н: «Цветок и бабочка»

Бабочка на листе? на лепестке?

Бабочка за цветком?

Рядом с цветком?

Справа от цветка?

Н: «Ложка и стакан»

Ложка рядом со стаканом?

Возле стакана? Перед стаканом?

В стакане? Под стаканом?

И. Изгаршева «Игрушки и пособия для детского сада»

Картинки к играм: куда едут машины, куда скачут всадники? Машины едут: вперёд, друг за другом, с горы, в противоположную сторону и т.д.

В старшем возрасте используются игры на развитие передвижения в пространстве (ориентировка на площади)

Н: «Найди спрятанный предмет»

Поиск предмета может проходить:

1.по схеме или плану:

  • шагами
  • стрелками (стрелки находятся на уровне глаз ребёнка)
  • по меткам (метки в виде геометр. фигур (должны находиться в поле зрения ребёнка)

 2.по карта-схема-ориентиру:

Можно использовать элемент соревнования. Все команды ищут свой предмет. Количество ориентиров =5

Проводим развитие ориентировки на площади через подвижные игры, физкультурные и музыкальные занятия

Требования:

  • большая площадь передвижения
  • чёткое выполнение правил, кто нарушил правило из игры выбывает
  • ведущим в играх может быт как взрослый, так и ребёнок

В повседневной жизни в математических развлечениях широко используются занимательные материалы ориентировке в пространстве

  1. лабиринты (с простыми и кривыми линиями, на клеёнке или бумажной основе)

Н: «Кто больше соберёт яблок», «Телефон», «У кого какая профессия»

В начале лабиринт проходиться с помощью указки, потом пальцем, затем только глазами

  1. рассматривание картинок (чем похожи? чем отличаются картинки?) могут быть простые признаки и другие (величины, размер, цвет, форма и т.д.)
  2. словесное упражнения

Бегут поросята один впереди всех, один позади всех, один между всех сколько было поросят? (3)

Шёл Кондрат в Ленинград,

А навстречу - двенадцать ребят.

У каждого по три лукошка,

В каждом лукошке - кошка,

У каждой кошки двенадцать котят.

У каждого котенка

В зубах по четыре мышонка.

И задумался старый Кондрат:

«Сколько мышат и котят ребята несут в Ленинград?»

Отгадка:

Глупый, глупый Кондрат!

Он один и шагал в Ленинград.

А ребята с лукошками,

С мышами и кошками

Шли навстречу ему — в Кострому.

Вывод: таким образом, в старшем дошкольном возрасте усложняется содержание работы в ориентировке в пространстве, многие задачи нацелены на подготовку ребёнка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей дошкольного возраста

Комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста...

Использование дидактических игр и занимательных упражнений в развитии представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра – один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение  дидактической игр...

Статья "Формирование представлений о величинах у детей дошкольного возраста"

У детей дошкольного возраста знакомство с величиной считается одним из самых важных компонентов в математическом развитии. Возрастные особенности детей проявляются в способности выделять и распо...

статья Использование математических игр в процессе развития представлений о форме у детей дошкольного возраста.

Математическое развитие дошкольников – изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических о...

Дидактические игры на формирование представлений о величине у детей дошкольного возраста

Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений, способствует расширению представлений о свойствах предметов, развитию навыко...