статья Использование математических игр в процессе развития представлений о форме у детей дошкольного возраста.
статья

Математическое развитие дошкольников – изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование математических игр в процессе развития представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста.

Математическое развитие дошкольников – изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций.

 В современной педагогике математическая игра рассматривается как эффективное средство развития ребёнка, развитие таких интеллектуальных психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение. Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие. Игра способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. интересу к математике. Поддерживаемый же интерес к изучению математики с самого раннего возраста снимает многие из трудностей, возникающих на пути усвоения математических знаний. Следовательно, математическая игра является наиболее эффективным методом на всех этапах обучения [30].

Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений [26].

Математические игры максимально воздействуют на самые разные стороны детского развития, и в первую очередь - на формирование у дошкольников представлений о форме, то есть развития восприятия, что обеспечивают успешность его развития, обучения и воспитания.

Рассмотрим структуру математических игр – это содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила и результат [7].

Игровой замысел вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало. Например, в игре «Узнай, что в мешочке» замысел игры заключается в том, чтобы, ощупав рукою предметы, находящиеся в цветном мешочке, ребенок назвал их [7].

Каждая математическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль – они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые в математической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает отношение их к правилу игры, как к чему-то незыблемому.

 Усвоение детьми правил игры и следование им содействует воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля и взаимоконтроля в игре.

Игровые действия – это действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче, тем интереснее игра. В играх младших дошкольников они заключаются в перестановке, перекладывании, собирании предметов, их сравнении, в подборе по свойствам и т.д. Постепенно игровые действия усложняются.

Результат игры всегда является для воспитателя показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности [7].

Своеобразие математической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят игровой характер и являются практической деятельностью.

Игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка [24]. 

Игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе игр и практической деятельности. Они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.

Математические игры с предметами соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов, знакомятся со свойствами предметов, формой, цветом, величиной.

В 3-4 года дети активно используют геометрические формы в самостоятельных играх, зрительно сравнивают и сопоставляют их. Накладывая одну фигуру на другую (круг - на квадрат, куб - на квадрат, круг - на треугольник и т. д.), ребенок познает их отличия либо сходство.

 В каждой из игр ребенок сталкивается с необходимостью осознания цели; осуществления практического действия; получения результата [26].

Математические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностейВ игре ребенок приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

 В математической игре интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте, при соответствующих условиях, может стать привычной для детей в ходе достижения игровой цели [25].

 Обучение происходит незаметно для малышей, весело и увлекательно, так как математические игры по своему содержанию соответствуют их возрастным возможностям и интересам. Кроме того, в них решаются задачи формирования представлений о свойствах предметов, основанные на программных требованиях.    

 Успешность использования математических игр также заключается в выделении этапов их постепенного усложнения, что является педагогическим условием. При разработке математических игр учитывается и принцип наглядности: к играм подбирался разнообразный демонстрационный и раздаточный материал в виде игрушек, дидактических пособий, предметов быта, наборов конструкторов и т.д. Обязательно учитывается и другой дидактический принцип обучения – принцип деятельности, так как источником знаний младшего дошкольника является непосредственно чувственное восприятие вещей в процессе разнообразной деятельности. Каждая игра сопровождается наглядным материалом и предполагает обязательное участие ребёнка в игровой деятельности [7].

Игры располагаются в определенной последовательности таким образом, что задачи, решаемые в процессе игровой деятельности, постепенно усложняются.  

 А так как математические игры вводятся поэтапно, с постепенным усложнением, с учётом закономерностей познания детьми разных свойств предметов (формы), то дети усваивают учебный материал без напряжения, фактически не испытывая трудностей в переходе от одного параметра к другому. Этому способствует также то, что приёмы сравнения предметов по форме являются аналогичными.

 Очень эффективны сюрпризные моменты, присутствие в играх сказочного персонажа – «Машеньки». Для детей это сильнейшее средство мотивации деятельности. Они старательно выполняют задания, чтобы помочь своему любимому герою и его друзьям. Атмосфера доброжелательности во время игр  и положительная оценка стимулируют детей к решению поставленных перед ними задач [15].

Таким образом, своеобразие математической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носит игровой характер и является практической деятельностью.

Математические игры являются незаменимым средством в преодолении различных затруднений в умственной деятельности детей. Дети войдут в мир математики через увлекательные игры и обучение не покажется им трудным и сложным [28].

  Математические игры помогают детям познать свойства и характерные особенности геометрических фигур, увидеть их многообразие.     

При систематическом использовании математических игр во время образовательной деятельности и в повседневной жизни у детей не возникает трудностей по формированию представлений о геометрических фигурах. Дети легко ориентируются в названиях фигур и свободно могут их составлять и преобразовывать. У детей развивается умение анализировать, сравнивать, моделировать, формируется пространственное мышление [7].

Ознакомление детей с формой предметов в процессе математических игр наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др. Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи» [27].

 Математические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности, как одно из средств реализации программных задач обучения.  

 Для реализации программных задач, в качестве дидактического материала используются модели простейших плоских (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и объемных геометрических фигур, геометрические конструкторы, разнообразный строительный материал. 

В подготовительный период организуются игры детей со строительным материалом, наборами геометрических фигур, геометрической мозаикой. Важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название [27].

  Методика обучения детей 3-4 лет предполагает последовательность изучения геометрических фигур:

- Визуальное узнавание и называние.

- Обследование осязательно-двигательным путем.

- Взаимное наложение.

- Выделение некоторых элементов (стороны, углы) и свойств.

- Словесное описание.

- Разнообразная деятельность с фигурами.

Усложнения:

- Сначала рассматриваем фигуры одного цвета и величины, отличающиеся только по форме.

- Рассматриваем фигуры разные по форме, цвету, величине, учим их группировать по указанному признаку.

- Выкладываем сериационные ряды из трех фигур [22].

 Детей учат различать и правильно называть геометрические фигуры – круг и квадрат, потом треугольник и прямоугольник. Каждая фигура познается в сравнении с другой.  [А.А. Столяр]

Для детей 3-4 лет показывают и сравнивают:

1. Круг и квадрат (катится – не катится, нет препятствий, есть препятствия);

2.Треугольник и круг (катится – не катится, нет препятствий, есть препятствия);

3. Квадрат и треугольник (различаются по количеству углов: у одной фигуры 4 угла, у другой – 3);

4. Шар и куб (катится – не катится, нет препятствий - есть препятствия, можно построить башенку – нельзя построить башенку).

Дети осознают свойства геометрических фигур на основе сравнения фигур между собой. Сначала между собой сравниваются сильно контрастные фигуры, а затем малоконтрастные.  Вводим название фигур в активный словарь. Игры «Найди такой же», «Найди свой автобус», «Подбери фигуру» способствуют развитию наблюдательности, внимания, логического мышления, помогают лучше запомнить форму предметов, их цвет и величину.

Первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Воспитатель побуждает их следить за движением пальца по контуру фигуры: «Посмотрите, как палец побежит!» Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности [27].

 Игры «Почини машину» (обследуют колеса), «Дай Мишке круглый мяч», «Пройди по круглой дорожке», «Обведи фигуру (круг...)», «Чудесный мешочек» и т.д. Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить будет ли он катиться.

Постепенно начинают выделять основные структурные элементы, сначала - стороны, затем - углы.

Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера.

Применение образца может быть вариативным: акцентируется только форма фигуры, не обращая внимания на ее цвет и размер; рассматриваются фигуры определенного цвета, определенного размера и фигура определенного цвета и размера [26].

Постепенно дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию знаний о фигурах. Игры «Найди пару», «Возьми как у Мишки», «Разложи по порядку», «Подбери по форме», «Домино форм», «Чего не стало», «Подбери фигуру» и др. [8].

Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности:

1 - взаимное наложение или приложение фигур; этот прием помогает четче воспринимать особенности фигур, сходство и различие, выделять элементы;

2 - организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры (под наблюдением и указанием воспитателя);

3 – организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения), обнаруживают характерные свойства геометрических тел, фигур [А.А. Столяр].

Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы. Взаимное наложение одной фигуры на другую - круга и квадрата, квадрата и прямоугольника, квадрата и треугольника - позволяет четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.  Сравнивая величину фигур (визуально или приемом наложения), дети устанавливают, что фигура одинаковые по форме, но различны по размеру. Дети учатся раскладывать по три фигуры разного размера в возрастающем или убывающем порядке. С целью развития умений воспринимать фигуры детей упражняют на совмещение фигур с контуром, вкладывание их в контуры выемки (абрис). Вводим название фигур в активный словарь.

Наиболее распространенные и полезные математические игры:

  • «Дай Мишке такой же большой и круглый мяч, как у куклы, и научи его играть!»;
  • «Возьми такие же кубики и построй из них башенку»;
  • «Найди пару» (подбери второй предмет, такой же как этот);
  • «Игры с рамками-вкладышами» М. Монтессори;
  • «Составь картинку» (снеговика, домик, лодку);
  • «Выбери фигуры» (по указанному свойству) [26].

Педагогически целесообразно уже в младшем дошкольном возрасте совместно с детьми выделять (называть и показывать) геометрические фигуры (эталоны) как таковые и находить им подобные предметы в окружающем мире. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами – эталонами. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов ("круглый", "квадратный", "треугольный"). Однако немногие предметы имеют простую форму, приближающуюся к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких (второстепенных) частей, наконец, отдельные дополнительные детали [27].

При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определенной схеме. Этому порядку должно соответствовать и словесное описание формы. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами [7]. 

Итак, с помощью математических игр, дети учатся выделять признак формы, запоминать названия геометрических фигур, учатся обследовать их осязательно-двигательным путем, группировать фигуры разного цвета и размера по форме, выкладывать сериационные ряды по величине из геометрических фигур. Игры формируют и развивают у детей наблюдательность, умения выделять признаки предмета, сравнивать, делать несложные обобщения на основе выделенных общих свойств предметов. [4]

 Математические игры используются как средство на распознание формы предметов. В младшем дошкольном возрасте закладываются элементарные математические представления и от того, насколько правильно они будут сформированы, зависят дальнейшие успехи детей в математике.

В играх в процессе манипулирования разнообразными геометрическими фигурами у детей накапливается опыт восприятия формы предметов и геометрических фигур, реализуется стремление детей к активной деятельности.      Игры формируют и развивают у детей наблюдательность, умения выделять признаки предмета, сравнивать, делать несложные обобщения на основе выделенных общих свойств предметов.

При систематическом использовании математических игр во время образовательной деятельности и в повседневной жизни у детей не возникает трудностей по формированию представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Через увлекательные игры дети войдут в мир математики и обучение не покажется им трудным и сложным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников — М.: Просвещение, 2013. - 57 с.

2.Габова   М.А.   Математическое   развитие   детей   дошкольноо гвозраста:      

  теория и технология:  учебное пособие / М.А.  Габова -  М.:  Директ-             Медиа,  2014. - 534 с.; [Электронный   ресурс].-Режим доступа:   https://books.google.ru/books?isbn=54413.

3.Гороховцева Л. А. Дидактическая игра как средство развития      математических представлений детей младшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 127–132. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770297.htm

4.Дидактические игры как средство развития математических ...

https://knowledge.allbest.ru/.../3c0b65635b3bd79b5c43b89521216c36_0.html   .

5.Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. /Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец (РГПУ им. А.И. Герцена). – СПб.: Акцидент, 2013. – 94 с.

6.Методика математического развития: учеб. пособие / Н.И. Фрейлах. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 240 с.

6.З.А. Михайлова, Е. А. Носова Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьениша и цветными палочками Кюизенера. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.-128с.

7. Михайлова З. А. Игровые  задачи для дошкольников. Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», – 2016. -144с.

8. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития етей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е. А. Носова, А.А. Столяр, М. Н. Полякова, А.М. Вербенец. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие представлений о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

курсовая работа по теме" Развитие преставленией о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности"в данной работе представлет теоретический материал и практический....

Использование дидактических игр и занимательных упражнений в развитии представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра – один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение  дидактической игр...

Использование игровых приёмов в процессе формирования зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Использование игровых приёмов в процессе формирования зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ОВЗ...