Статья "Использование разных видов театра в развитии выразительной и диалоговой речи детей младшего возраста" (2024 г.)
статья по развитию речи (младшая группа)

О важности использования разных видов театра в развитии выразительной и диалоговой речи детей младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_raznyh_vidov_teatra_safiullina.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Использование разных видов театра в развитии выразительной и диалоговой речи детей младшего возраста.

Сафиуллина Л.Н.

Театральная деятельность является одной из любимых занятий детей. Театр доставляет детям большую радость, ведь знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Так как в основе театра лежит игра, она интересна детям всех возрастов.

Для каждого возраста существуют разные виды театров. Для младших дошкольников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Ведь любимая игрушка детей - кукла. Поэтому и кукольный театр пользуется среди детей большой популярностью. С помощью куклы дети передают свои эмоции, чувства и различные состояния: ласку, страх, жадность и т.д. Также общаясь между собой в роли какой-то куклы, дети учатся слышать, слушать друг друга и совершенствуют навыки диалоговой речи.

Также мои дети очень любят пальчиковый театр. Как известно, пальчиковый театр способствует развитию речи, памяти, внимания, развивает координацию движений. Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития, развивает мышление.

Очень помогает в развитии речи использование простейших потешек («Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Семья», «Пальчики в лесу») которые я показывала, а дети повторяли за мной, переходили к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и старания («Мышка лапками скребёт», «Капустка» и т.д.). Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали слова в такт с движениями пальцев. Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно я переходила к театрализованной деятельности.

Очень интересный вид театра - театр картинок. Он очень прост и легок для детей, ведь дети сами могут нарисовать персонажей, а потом создать с помощью них маленькие сценки. На придуманной сцене дети сами участвуют и «оживляют» нарисованные картинки, «учат» их двигаться, говорить.

В своей работе я стараюсь научить детей составлять краткий описательный рассказ об игрушке, о персонаже и т.д. Например, я ставлю игрушку лисы, а дети должны рассказать о ней. Какая она? Что умеет? Так же читаю сказку «Репка» и прошу детей рассказать, что они запомнили. Так дети потихоньку учатся перессказу.

Рассказывание сказки я оживляю звукоподражаниями, различными по интонации: – дед бил яичко «тук-тук-тук» (серьезно); – баба плачет «а-а-а» (печально); Дети повторяли эти звукоподражания за мной. Ведь в младшем возрасте дети активно подражают взрослым, их словам и действиям, взрослый для них как образец для подражания.

Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя» показывала в разных вариантах театра: настольный, фланелеграф, ложковый, пальчиковый, кукольный. После неоднократного показа, бесед, предлагала детям совместный показ сказок, на что они откликались с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

Очень часто во время работы с детьми я использую игры-драматизации, во время которых, малыш разговаривает голосами своих героев, переживает за них. Он как бы перевоплощается в образ, живет его жизнью. Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка. Так мы с детьми сделали инсценировку сказок «Колобок», «Репка», «Теремок». Прежде, чем инсценировать сказку, мы учились рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации.

Также мы часто делаем маленькие сценки, где дети надевают на голову маску-шапочку с изображением какого-то животного и изображают его. Так я выявляю у детей элементарные сценические умения, такие как мимика, жесты, интонация и т.д.

Довольно часто я провожу различные театрализованные игры и представления в группе. Например, во время праздников, мы с детьми наряжаемся в разные образы. Иногда в наших представлениях участвуют и родители. Недавно мы наряжались в честь Нового года и сделали маленькую сценку. На 8 марта мы инсценировали сказку «Мама кошка и котята», с помощью которой дети научились выразительно рассказывать, контактировать и общаться друг с другом и приобрели много новых навыков и умений.  

В своей группе мы с детьми оформили театральный уголок, где находятся различные виды театров (пальчиковый, куклы бибабо и т.д.). Эти куклы мы используем на занятиях, таким образом, наши занятия становятся интересными и познавательными.

Благодаря театрализованной деятельности у детей всех возрастов происходит правильное закрепление произношения всех звуков, как гласных, так и согласных, совершенствуется отчётливое произношение слов и словосочетаний. Ведь исполняя какую-то роль, ребенок обязан изъясняться ясно и четко, чтобы зрители понимали его речь.

Во время театральных постановок дети чувствуют себя раскрепощёнными и уверенными и стараются как можно лучше передать образ героя.

Таким образом, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию детей: развивается речь, память, активизируется словарь ребенка, совершенствуется артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, происходит развитие элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации. Дети учатся четко формировать свои мысли в присутствии посторонних людей.

Поэтому крайне важно продолжать работу в этом направлении и дальше. Ведь совершенству нет предела и надо всегда работать над правильностью и выразительностью своей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста

Сказка помогает пробудить интерес к слову. Игра, театрализованная по сказке, развивает воображение детей, создаёт радостную,  непринужденную обстановку......

Опыт работы по теме:"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения,памяти и речи детей младшего дошкольного возраста".

Использование театрализованных игр по сказкам  в развитии воображения, памяти и речи детей  младшего         дошкольного возраста...

Опыт работы по теме:"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения,памяти и речи детей младшего дошкольного возраста".

"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи детей младшего  дошкольного возраста".  Сказка является наиболее доступным материалом для развития п...

Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста.

Разнообразие тематики сказок, средств изображения, видов театров дают возможность использовать сказки в целях всестороннего развития детей....

Презентация опыта работы на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста».

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинк...

Презентация опыта работы на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста».

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинк...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.

Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и  произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...