Конспект занятия."Страна Геометрика".
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Жумагулова Лариса Леонидовна

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

 

ТЕМА: «Страна Геометрика»

 

образовательная область  «Познавательное развитие»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3_.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение  «Детский сад №3 «Колосок»

Акбулакского района Оренбургской области

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА: «СТРАНА ГЕОМЕТРИКА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Выполнила:

Жумагулова Лариса Леонидовна,

 

                                                       Акбулак-2019г.

Пояснительная записка

Новые условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями. Они находятся в поиске содержания, средств, и методов образования, которые соответствовали бы изменившимся условиям.

Естественно-математическое развитие детей по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, развивает память, внимание, сообразительность.

Сегодня, а тем более  завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность. Стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

        Интеллектуальное развитие. Сенсорные впечатления помогают детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

        Сюжетность  занятия способствуют устойчивости интереса, мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность.

        Длительность занятия соответствует возрасту детей. 10-15 минут

        Занятие проводилось в группе общеразвивающей  направленности, возраст детей 3-4 года. Количественный состав – 11 человек.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

Страна Геометрика

2.

Доминирующая

образовательная область

Познавательное развитие

3.

Виды деятельности детей

Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, чтение, двигательная активность.

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Обследование геометрических фигур

Экспериментирование с геометрическими фигурами

Моделирование (перцептивное)

Физминутка «Шли три медведя»

3.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

4.

Возрастная группа

Младший дошкольный возраст

5.

Цель

Педагогическая поддержка познавательной инициативы детей младшего дошкольного возраста в процессе изучения свойств геометрических фигур 

6.

Задачи

Планируемые результаты

 

6.1

Формировать представления о свойствах геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) в процессе дидактических игр и упражнений

Устойчивый интерес к предметам и изучению их форм, потребность в общении со взрослыми и сверстниками на предмет поиска геометрических эталонов в окружающей деятельности

6.2

Развивать операции сравнения и классификации геометрических фигур и предметов окружающей деятельности по заданному признаку

Использование знания геометрических фигур и их свойств в изобразительной деятельности

6.3

Воспитывать стремление к достижению результата и потребность в общении со взрослыми (родителями) о содержании деятельности в детском саду

Охотное включение в экспериментальную деятельность по изучению свойств геометрических фигур, попытки сделать выводы, усвоение результатов экспериментов

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

У детей возникает сложность в определение предметов похожих на геометрические фигуры

Обведение пальцем предметов

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Обруч

Шаблоны геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

Игрушки-предметы разной формы.

Плоскостной конструктор на каждого ребенка, страничка формата А3

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Дидактические игры и упражнения со знакомыми геометрическими фигурами (круг, квадрат)

Конструирование их крупного строителя, обследование граней куба (квадрата), цилиндра (круг)

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Обратить внимание детей на предмет (обруч) в центре ковра, предложить назвать предмет, если он им знаком.

Круг

Ну, конечно, это он:

Ни конца и ни начала,

Ни углов и ни сторон.

Побеседовать с детьми о форме предмета, сделать акцент на том, что он украшен ленточками (обмотан). Предложить детям назвать цвет ленточек, затем размотать их. Вместе с детьми расправить ленточки и спросить у них, во что «превратился» круг-обруч. Предложить объяснить, почему такое превращение возможно. Порассуждать с детьми на тему: «Что бывает круглым?»

Стоя на коврике

1.2

Мотивация деятельности детей

Предложить детям оглядеться и сказать: все ли предметы похожи на круг, если нет, то найти предметы, которые на круг не похожи, назвать их.

Выявить, какие из названных предметов похожи на квадрат

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Изучить все предметы, непохожие на круг и запомнить, на какие геометрические фигуры они похожи

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Предложить детям материалы дидактической игры «Найти предмет нужной формы (круг, квадрат)» (выбрать на общем столе предмет любой формы) и обозначить его соответствующей маркировкой (соотнесение по форме). Отметить с детьми количество предметов, похожих на круг и на квадрат.

Переместиться к столику с игрушками-предметами

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Предложить детям достать из конверта геометрические фигуры (круг, квадрат) и сравнить по цвету (одинаковые), размеру (одинаковые) и форме (в чем различие).

Посоветовать детям придумать, как можно играть с кругом и квадратом (экспериментирование: обвести пальчиком; «прокатить»), порассуждать об особенностях действий с фигурами (круг «обводить» плавно, на уголках квадрата пальчик тормозит; круг катится, квадрат «переваливается» с угла на уголок).

Показать детям новую фигуру – треугольник.

Предложить детям поиграть с треугольником и сказать, на какую фигуру он больше похож: на круг или квадрат, объяснить свой вывод. Назвать схожие признаки (есть уголки и стороны) им различные (количество сторон и уголков).

Поискать с детьми «треугольники вокруг нас».

Разместиться за столами

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Сообщить детям, что есть такая сказка, про Машу и трех медведей, в которой сказочных героев тоже везде окружали геометрические фигуры. Отметить, что сказка состоится, если дети примут в ней участие, нужно создавать картинки, обратить внимание детей на то, что плоскостной конструктор поможет проиллюстрировать сказку, предложить им страничку формата А3.

Предложить детям вспомнить, кто жил в дремучем-дремучем лесу и «показать» персонажей.

Физминутка «Три медведя шли домой» (иллюстрирование текста характерными движениями).

Напомнить детям о Машеньке, которая отправилась в лес и заблудилась (плоскостная фигурка девочки)

Текст сказки:

Помочь детям разместить на «картинке» Машеньку. 

Привести детей к мысли о том, что медведи помогут Машеньке найти дорогу домой. Вместе весело будут шагать под ярким солнышком (из каких геометрических фигур сделали?), мимо домика (из каких геометрических фигур сделали?), мимо елок (из каких геометрических фигур сделали?).

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Вспомнить с детьми, что задумали перед занятием, порассуждать о том, удалось ли новые фигуры узнать, назвать фигуры, с которыми встречались и уточнить их свойства. Напомнить детям, как всем удалось «нарисовать» сказку, знание геометрических фигур помогло.

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Чтение сказки «Три медведя»

Рассматривание иллюстраций к сказке, обсуждение сюжета и соотнесение словесного текста с иллюстративным

В детском саду в свободное время

1.2

Аппликация «Домик трех медведей»

Создание композиции из геометрических фигур и дополнение деталями (деревья, грибы, цветы)

На занятии по художественному творчеству

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Свободное рисование

Изготовление декораций для мини-спектаклей (кукольный театр);

рисование сказочных сюжетов 

Список литературы:

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н Познавательное развитие в дошкольном детстве:  учебное пособие – М.: Мозайка – Синтез, 2012. – 336с.

2. Гризик Т.И Познавательное развитие детей 3-4 лет: методическое пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2010. – 79

3. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности: система работы в младшей группе детского сада. Н.Ф. Губанова. – М.: Мозайка – Синтез, 2008.

4. Кислова Т.Р По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2. / под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. – М.: «Баласс», 2009.-144с.

5. Михайлова З.А, Полякова М.Н, Ивченко Т.А  Образовательная область «Познание». Как  работать по программе «Детство» : Учебно-методическое пособие / науч. Ред. А.Г.Гогоберидзе – СПб.: ООО «Издательство» «Детство - Пресс»; М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 304с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Текст сказки: «Три медведя»

Шла, шла Маша по дорожке, а вокруг высокие елки. Вот такие (карточка с конструкцией ели из 2-х треугольников). А вы можете эти ели для нашей сказки построить? Темно Машеньке и страшно. И тут вышла она на полянку. Солнышко светит яркое. Вот такое (карточка с конструкцией солнышка из круга и ниток-лучиков). А у вас такое солнышко получится? Где оно будет располагаться?

Увидела Машенька домик. Вот такой (карточка с конструкцией домика   из 2-х квадратов и треугольника). Постройте такой же домик!

Получилась у вас картинка из сказки? Кого на ней не хватает.

Помочь детям разместить на «картинке» Машеньку. Стала Машенька стучаться в домик (где у нас окошко?). кто ей из дому ответил?

Никто не ответил, медведи-то в лесу! Еще не пришли! Предложить детям подободрать персонажей-медведей для своей картинки, разместить их на страничке и закончить сказку (придумать, что Машенька и медведи скажут друг другу).

Привести детей к мысли о том, что медведи помогут Машеньке найти дорогу домой. Вместе весело будут шагать под ярким солнышком (из каких геометрических фигур сделали?), мимо домика (из каких геометрических фигур сделали?), мимо елок (из каких геометрических фигур сделали?).


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Что бывает круглым?

Инвентарь: мяч.

◈ Кидая мяч ребенку, ведущий задает вопрос, на который тот должен ответить, после чего вернуть мяч ведущему.

♦ Что бывает круглым? Мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко и т. д.

Игра «Посмотри вокруг » помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы . Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий ( им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой,  квадратной формы, форму предметов , и . т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается , что нельзя называть два раза один и тот же  предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

Игра  - экспериментирование:

 «Найди предмет нужной формы»

 У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат,  и т.д. Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.

Физминутка «Три медведя шли домой» (иллюстрирование текста характерными движениями).

Три медведя шли домой (как шли медведи?)

Папа был большой-большой (какой он был большой?).

Мама чуть поменьше ростом (покажите чуть меньше).

Ну, а сын – малютка просто (покажите медвежонка-малютку).

Очень маленький он был, с погремушками ходил (как играл медвежонок?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии....

Конспект занятия "Страна Неболейка"

• Закрепить простейшие приемы самооздоровления (точечный массаж, фиточай, закаливание).• Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. •Познакомить с поговоркой.•Ввести в активный слова...

Конспект занятия "Страна Спортландию"

Конспект открытого занятия  по физкультуре в подготовительной к школе группы "Страна Спортландия". Которое помогаетобучать детей в играя, а так же формировать у детей умение выполнять  неско...

Конспект занятия "Страна Динозаврия"

Занятие по лепке с использование дополнительного нетрадиционного материала для детей подготовительной группы...

Конспект занятия "Страна волшебная - здоровье" с детьми старшей группы

Конспект занятия"Страна волшебная - здоровье" с детьми старшей группы...

Конспект занятия "Страна осенних зеркал"

Цель: Формировать умение рисовать осеннее дерево на зеркале. Задачи:1.       Познакомить с техникой рисования гуашью по зеркалу.2....