Примеры дидактических игр при обучении математике старших дошкольников
учебно-методический материал по математике (старшая группа)
Игры по формированию дочисловых понятий
Найди свою пару
Цель: закрепить умение детей с помощью зрительного анализа различать
предметы по толщине (толстый — тонкий), отношения предметов (толще,
тоньше, одинаковые).
Предлагаются пары карточек с изображением предметов, отличающихся
по толщине (могут быть различной толщины части одинаковых предметов).
Педагог рассказывает детям, что на карточках изображены одинаковые и
отличающиеся по толщине предметы. Например, два толстых и два тонких
дерева и так далее.
Затем играющие с помощью считалочки:
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять! —
образовывают круг и выбирают ребенка, который раздает карточки.
Рассматривая карточки у товарищей, каждый подбирает себе пару (ее составляют дети, у которых изображения двух одинаковых по толщине
предметов). Ведущий проверяет правильность составления пар, почему они
встали вместе. После проверки предлагает всем разойтись, повернуть карточки
изображением книзу и обменяться ими. Затем игра повторяется.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры дидактических игр при обучении математике старших
дошкольников
Игры по формированию дочисловых понятий
Найди свою пару
Цель: закрепить умение детей с помощью зрительного анализа различать
предметы по толщине (толстый — тонкий), отношения предметов (толще,
тоньше, одинаковые).
Предлагаются пары карточек с изображением предметов, отличающихся
по толщине (могут быть различной толщины части одинаковых предметов).
Педагог рассказывает детям, что на карточках изображены одинаковые и
отличающиеся по толщине предметы. Например, два толстых и два тонких
дерева и так далее.
Затем играющие с помощью считалочки:
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять! —
образовывают круг и выбирают ребенка, который раздает карточки.
Рассматривая карточки у товарищей, каждый подбирает себе пару (ее составляют дети, у которых изображения двух одинаковых по толщине
предметов). Ведущий проверяет правильность составления пар, почему они
встали вместе. После проверки предлагает всем разойтись, повернуть карточки
изображением книзу и обменяться ими. Затем игра повторяется.
Будь внимателен
Цель: закрепить умение различать предметы по цвету.
Имеются плоские изображения предметов разного цвета: красный
помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, голубая чашка, фиолетовое платье.
Дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские
изображения предметов. Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки
вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети
не должны поднимать руки. Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При
разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько
красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа и
так далее.
Из каких материалов предметы в твоем портфеле?
Цель: закрепить умение различать предметы по материалу, из которого они
сделаны; развивать память.
Играющие получают жетоны разных цветов и уславливаются, что
коричневый цвет означает дерево, серый — металл, белый — бумагу, красный —
пластмассу. Рассматривая находящиеся в сумке вещи, каждый должен отложить
столько жетонов нужного цвета, сколько соответствующих ему предметов
находится в портфеле каждого ребенка.
Составим узор
Цель: выявление простейших числовых представлений у детей, умения
различать предметы по цвету, форме, расположению.
Набор из 9 фигур: 1 красный круг, по 2 желтых и зеленых треугольника, по
2 красных и синих квадрата. Педагог предлагает одному из детей составить узор
на магнитной доске, другим — у себя на столе. С этой целью он дает следующее
задание: разместить на середине магнитной доски красный круг, вверху и внизу
от круга 2 желтых треугольника, справа и слева — 2 красных. Правее этого узора
воспитатель предлагает выложить другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих
квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу — красные, справа и
слева — синие квадраты. Затем он просит составить любой узор из фигур и
расположить его левее первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в
двух, в трех узорах.
Логическое домино
Цель: закрепить знания детей о свойствах предметов, развивать их
логическое мышление.
Имеется набор фигур разного цвета и размера. Играют двое. У каждого
игрока есть полный набор фигур. Первый ребенок кладет на стол фигуру.
Ответный ход второго ребенка состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре
другую, отличающуюся от нее только одним каким-либо свойством: формой,
цветом или величиной.
Например, если первый положил на стол большой красный треугольник, то
второй может приложить к нему малый красный круг или любого цвета
треугольник и так далее. Но если второй ребенок ответит ходом, приложив к
первой фигуре вторую, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее
более, чем одним свойством, то ответный ход неправильный, и у ребенка
отнимается эта фигура. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур.
Педагог, проходит по рядам и руководит игрой.
Поступайте так, как я вам говорю
Цель: развитие умения определять и различать геометрические фигуры.
Закрепление пространственных представлений: сверху, снизу, слева, справа.
Группа разбивается на две или три команды.
I вариант. Перед каждым ребенком должны лежать лист прямоугольной
формы из плотной бумаги и вырезанные из картона различные геометрические
фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и произвольной формы
четырехугольник). Для проведения коллективной игры используются магнитная
доска и комплект, состоящий из таких же геометрических фигур, но большего
размера. Педагог говорит детям: «Поставьте на середину листа круг, слева от
него — квадрат, а справа от круга — треугольник, над кругом — прямоугольник,
а под ним четырехугольник». Побеждает та команда, в которой ни один участник
не допустил ошибки при размещении фигур.
II вариант. Педагог показывает закрепленные на доске в определенном
порядке различные по форме (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и че-
тырехугольник) и по цвету геометрические фигуры; при этом он просит детей
определить и назвать вид фигуры, расположенной слева от квадрата, справа от
круга, слева от круга и так далее.
В таких задачах можно использовать или геометрические фигуры: круг,
квадрат, треугольник (различного размера, величины или цвета), — или же
отдельные предметы: ручку, резинку, мел, линейку и так далее.
Принеси зайчику морковку
Цель: закрепить умение ориентироваться на плоскости листа бумаги,
руководствуясь словами-терминами: вверх, вниз, направо, налево.
У каждого — лист бумаги в клетку с изображением в левом нижнем углу
морковки, а в левом верхнем — зайчика. Между ними — препятствия.
Перед проведением игры педагог предлагает загадку:
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
Педагог рассказывает, что в лесу, под кустиком сидит зайчик. Он уже
несколько дней ничего не ел — вокруг бродит лиса, и зайчик боится выйти из
своего укрытия на поиски корма. Наши ребята добрые и смелые, они помогут
зайчишке.
Каждый ребенок должен стараться выручить из беды своего зайчика, —
обходя препятствия, отнести ему морковку. При этом все соблюдают условие:
идти можно только по линиям, пересекать клеточки с угла на угол нельзя.
Выполнив задание, дети рассказывают о том, как они шли к зайчику: вначале
пошел направо, затем — вверх, после этого повернул налево, потом еще вверх и
направо, около ветряной мельницы — вверх и повернул налево.
Наоборот
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Педагог называет какое-либо слово, характеризующее направление
движения или пространственные отношения между предметами, а ребенок должен произнести слово противоположного значения. Педагог говорит: «Я
произношу слово, например, вниз. Тот, кого я вызову, должен сказать
противоположное».
Чтобы игра проходила в быстром темпе, достаточно молча указать на
ребенка, который будет отвечать.
Верхний — нижний; слева — справа; правый — левый; спереди —
сзади; первый — последний. Усложняя задание, используем сочетание слов:
«низу вверх — сверху вниз; справа — налево; слева — направо; под
столом — на столе; в начале книги — в конце книги.
Поможем Красной Шапочке
Цель: формировать понятие о множестве и умение правильно определять
соотношение между элементами сравниваемых множеств. Имеются плоские
изображения Красной Шапочки, цветов, грибов, ягод.
Педагог рассказывает:
— Шла по лесу Красная Шапочка (передвигает фигуру по наборному
полотну). Она собирала цветы, ягоды, грибы. Для кого она все это собирала?
— Для бабушки.
— Собрала большой букет цветов и была довольна, что порадует бабушку.
Заглянула девочка в корзинку — грибов и ягод было не очень много, и Красная
Шапочка решила их посчитать. Давайте поможем ей. Красной Шапочкой будет
Оля. Оля, вынимай из корзины грибочки и ставь их на наборное полотно.
— Посчитаем грибочки вместе с Олей. (Красная Шапочка собрала для
бабушки 5 грибов.)
— А теперь посчитаем ягоды и каждую поставим под грибами. Чего
больше собрала Красная Шапочка — грибов или ягод? (Ягод
больше.) На сколько больше? (На 2).
Сколько ягод собрала Красная Шапочка? (7.)
Красная Шапочка захотела принести бабушке одинаковое количество ягод
и грибов. Что ей надо сделать?
(Найти еще 2 грибочка).
Нашла девочка 2 грибочка, и стало у нее грибов и ягод поровну.(По 7).
Найди предметы
Цель: закрепить умение различать предметы по высоте (высокий —
низкий), отношения предметов (выше, ниже, одинаковые). Активизировать в
речи детей соответствующую терминологию.
Имеются пары предметов, отличающихся или одинаковых по высоте.
Педагог предупреждает детей, что в разных местах комнаты спрятаны
предметы, отличающиеся или одинаковые по высоте. После условного сигнала
дети должны найти предметы, но о своей находке сразу не говорить, а подойти к
ведущему и стать слева от него в ряд.
Тот, кто раньше нашел предметы, становится ближе к педагогу. Через
несколько минут поиски предмета прекращаются, и стоящие в ряду дети друг за
другом начинают рассказывать, что каждый из них нашел и как отличаются эти
предметы по высоте. Например: «Я нашел две куклы. Кукла в красном платье
высокая, а в синем — низкая». Или: «Я нашел две елочки, они одинаковые».
Где звенит колокольчик?
Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве, активно
используя в речи слова: справа, слева, впереди, сзади. Развивать слух.
Одному ребенку завязывают косынкой глаза. Второй ходит по комнате с
колокольчиком и позванивает им в разных местах. Первый отгадывает, где
позвонили, называя место звука по отношению к себе: «Позвонили справа от
меня», и так далее.
Тот, кто после условного количества звонков ни разу не ошибется,
получает звоночек и занимает место своего товарища.
Для детей, которые хорошо определяют направление звука, задачу можно
усложнить, предложив рассказать одновременно обо всех звонках: «Первый раз
позвонили спереди, второй — справа, третий — слева».
Каких фигур недостает?
Цель: последовательный анализ каждой группы фигур, выделение и
обобщение признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставление
их, обоснование найденного решения.
Детям предъявляются большие геометрические фигуры (круг, треугольник,
квадрат) и малые (круг, треугольник, квадрат) трех цветов.
Играют двое. Распределив между собой таблички, каждый игрок должен
проанализировать фигуру первого ряда. Внимание обращается на то, что и в
рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые
фигуры трех цветов. Сравнивая второй ряд с первым, легко увидеть, что в нем
недостает большого квадрата с красным кругом.
Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не
хватает большого треугольника с красным квадратом.
Второй игрок, рассуждая подобным же образом, во второй ряд должен
поместить большой круг с малым красным кругом. Выигрывает тот, кто быстро
и правильно справится с заданием.
Затем играющие обмениваются табличками. Игру можно повторить, поиному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.
Кто выше ростом?
Ребенку предлагают внимательно послушать загадку, посмотреть на
рисунок и угадать, кто есть кто (рис. 1).
«Маша выше Иры, а Ира выше Кати. Кто из них самый высокий (низкий)?
Покажи на рисунке Машу, Иру, Катю».
рис. 1.
Кто первый?
Ребенку показывают рисунок, на котором нарисованы три собачки (рис. 2),
и говорят: «Собачки хотят построиться в ряд по росту (по величине) и не могут
решить, кто из них должен быть первым. Посмотри на рисунок и поставь под
каждой собачкой соответствующую цифру: под первой — цифру 1, под второй
— цифру 2, а под третьей — 3».
рис. 2.
Чья коробка?
Ребенку предлагают рассмотреть коробки на рисунке 3 и сравнить их по
величине: «Эти три коробки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка.
Курочка больше цыпленка, а цыпленок больше утенка. А теперь угадай и покажи
на рисунке, где чья коробочка.
Ответь, поместится ли утенок в коробочку цыпленка, а цыпленок — в
коробочку утенка?»
рис. 3.
Чьи туфли?
Ребенок рассматривает рисунок 55 и на глаз оценивает рост детей и
величину туфель. После этого он подбирает обувь каждому мальчику по
размеру.
рис. 4.
Ленточки
Какие из двух ленточек, нарисованных на рисунке 5, вместе будут равны
третьей ленте?
рис. 5
Игры по закреплению навыков счета
Лучший счетчик
Цель: установление соответствия между числом рисунков и цифрами.
Педагог на магнитной доске по секторам размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочередно, он предлагает детям сосчитать число
рисунков и показать нужную цифру.
Угадай-ка
Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел.
Детям предлагается отгадать число, если оно:
— находится между числами 6 и 8;
— на 1 больше 5 и на 1 меньше 7;
— мои соседи — числа 7 и 9, в каком домике живу я?
Наседка и цыплята
Цель: закрепить навыки счета, слуховое внимание.
На карточках изображено различное количество цыплят. Распределяют
роли: дети — цыплята, один ребенок — наседка. Наседку выбирают с помощью
считалки:
Говорят, на заре
Собирались на горе
Голубь, гусь и галка...
Вот и вся считалка.
Каждый ребенок получает карточку и считает количество цыплят на ней.
Педагог обращается к детям:
Цыплята есть хотят.
Мы накормить должны цыплят.
Наседка начинает свои игровые действия — стучит по столу несколько раз
— созывает цыплят к зернышкам. Если наседка постучала 3 раза, ребенок, у
которого находится карточка с изображением трех цыплят, пищит 3 раза (пи-пипи) — его цыплята накормлены.
Прятки с цифрами
Цель: закреплять знания о цифрах. На доске стоят по порядку все цифры.
К доске подходят два ребенка. Один из них поворачивается лицом к группе.
Второй в это время убирает одну карточку, переворачивает тыльной стороной
кверху и ставит в сторону. Остальные цифры — на одинаковом расстоянии друг
от друга. Сначала предлагается загадка о той цифре, которую надо искать,
Например:
Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну, какая я цифра? (8)
Я важней всех потому,
Что запутать вас могу.
Если я перевернусь,
То в другую превращусь. (9)
Почему расстроен Тишка?
Где ботинок? Нет ботинка!
Тишка сосчитал сперва,
Что ботинок было... (2)
Карточку с цифрой можно спрятать и потом подсказывать, как ее найти:
— Иди вперед, поверни налево, теперь направо.
Карточку с цифрой прячут так, чтобы ее уголок немного был виден.
Поймай мяч
Взрослый бросает ребенку мяч и называет число. Ребенок ловит мяч и
говорит следующее число, т.е. число, которое на единицу больше, или
предыдущее число — на единицу меньше.
Задание можно усложнить, предложив ребенку вспомнить, между какими
числами находится данное число.
Назови число
Взрослый договаривается с ребенком, что он будет показывать картинку, а
ребенок должен пересчитать предметы, нарисованные на картинке, и назвать
число на единицу больше или меньше, чем результат счета. Например, на
картинке нарисовано четыре яблока, ребенок считает и отвечает: пять. «Почему
ты назвал число 5?» — «Потому, что на картинке нарисовано четыре яблока. А
число на 1 больше — число 5».
Детям легче называть числа на 1 больше, чем на 1 меньше, поэтому
заданиям на уменьшение надо уделить больше внимания.
Кроме упражнений с картинками, можно называть просто числа. Эта игра
проходит еще живее, если задать быстрый темп. Задания может придумывать и
сам ребенок. Он задает исходное число, а взрослый отвечает. В игру вносит
оживление преднамеренная ошибка взрослого.
Положи столько же
Взрослый предлагает ребенку положить в ряд три кружка красного цвета, а
под ними столько же кружков синего цвета. «А теперь положи зеленых кружков
на единицу больше, чем синих; желтых — на единицу меньше, чем синих
кружков... Следующее задание такое: положи столько кружков, сколько раз я
хлопну в ладоши..., а теперь квадратиков — на единицу больше... меньше...»
Два да пять
Цель: закрепить знания о составе числа 7. Дети инсценируют текст
стихотворения:
Два да пять — семь утят.
Червяков добыть хотят.
Два нырнули, пять сидят,
Два едят — пять глядят.
Эх, нырнули бы все семь!
Завтракать-то надо всем!
По окончании инсценировки педагог обращает внимание на то, что число 7
можно составить по-разному, и группа коллективно подбирает варианты.
Покормите рыбок
Цель: совершенствовать вычислительные Умения.
Наглядный материал в виде ярких Плоских изображений рыбок
подготовлен для работы на магнитной доске. На каждой рыбке записал пример
на сложение и вычитание. Имеются кормушки с цифрами 5 и 10.
Разыгрывается ситуация кормления рыбок в Участники игры, решив
примеры, размещают своих рыбок около той кормушки, цифра которой
соответствует результату вычисления.
Математическая рыбалка
Цель: закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10,
воспроизведение их по памяти.
Имеются рисунки 10 рыбок, из них 6 желтых, 2 красных, 2 полосатые.
На магнитном моделеграфе размещаются рыбки, на обратной стороне
которых записаны примеры на сложение и вычитание. Педагог поочередно
вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример. Все дети,
решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее педагогу. Кто
решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех наловит рыбок,
тот лучший рыболов.
Милые скворушки, черные перышки, кушать хотят
Цель: формировать навыки сложения и вычитания в пределах 10.
Имеются плоские изображения скворечников, каждый из которых
обозначен цифрами от 0 до 10. Карточки с записью примеров.
Начинают игру стихотворением.
Сбил-сколотил скворечницу отец.
Лети-прилетай в скворечницу, скворец.
Живи да поживай,
Песни распевай,
Яйца клади,
Скворчат выводи.
Вот наши скворечники. В каждом — разное количество скворушек,
черненьких перышек. Чтобы они хорошо росли, их надо кормить.
Решив примеры, дети по ответу определяют, скворушки какого
скворечника будут сыты.
Кто станет космонавтом?
Цель: закрепить знания о числах, помочь в освоении чисел 3—10.
Имеется силуэтное изображение ракеты (по количеству детей). Таблица с
заданиями на определение состава чисел. Задания записывают друг под другом в
два столбика. Правый столбик — для детей, сидящих за партами справа, левый
— для сидящих слева. Выше записи располагается изображение ракеты. Таблица
может быть примерно такой:
Начиная игру, педагог предлагает детям стать космонавтами и отправиться
в полет. Сидящие за одной партой дети одновременно проходят подготовку в
космическом городке. Тот, кто первым выполнит задание, будет первым
космонавтом, второй — дублером.
Составь круговые примеры
Цель: составление примеров, у которых первый компонент равен ответу
предыдущего примера.
Педагог пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент.
Дети составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего
примера. Например, на доске даны следующие записи:
Дети составляют цепочку примеров по данному образцу.
Числа-перебежчики
Цель: закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.
Детей распределяют на три команды. Из каждой выходит по пять ребят,
им раздают карточки с цифрами и знаками действий. По сигналу дети
составляют примеры на сложение.
Например: 2 + 8 = 10; 7 + 1=8; 5 + 4 = 9.
Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие
примеры на сложение: 8+ 2 = 10; 1 + 7 = 8; 5 + 4 =9. В каждой команде один из ее
членов записывает составленные примеры на доске. Сравнивая пары примеров,
дети повторяют переместительный закон сложения.
Проверь угадайку!
Цель: закрепление приемов вычитания на основе знания состава чисел и
дополнения одного из слагаемых до суммы.
Используется демонстрационный материал из пособия «Примеры
зависимости между величинами».
Педагог в каждом секторе размещает рисунки в соответствии с числами
первого десятка: в первом секторе — 1 рисунок, во втором — 2, в третьем — 3 и
так далее. Он сразу открывает 2 сектора, дети считают число рисунков в них.
Затем один из секторов быстро закрывается, и предлагается детям первого
варианта (первой команды) угадать число рисунков в закрытом секторе по
общему числу рисунков в двух секторах и числу рисунков в открытом секторе.
Дети первой команды рассуждают, например, так: 5 — это 3 и 2, из них видно
3 рисунка, закрыто 2 рисунка. Дети второго варианта (второй команды) проверяют правильность ответов детей первой команды, используя прием дополнения
первого слагаемого до суммы. Они хлопают в ладоши и продолжают счет
дальше, принимая за пункт отсчета одно из чисел. Например, если в открытом
секторе 3 рисунка, а всего 5, дети, хлопая в ладоши, ведут счет: 4 — прибавил 1,
5 — прибавил 2. Дети сделали 2 хлопка, значит, закрыто 2 рисунка. Педагог дает
детям возможность убедиться в правильности ответа, открывая этот сектор.
Затем он открывает следующие два сектора, игра продолжается аналогично. Та
команда побеждает, в которой ни один ребенок не допустит ошибок или у ребят
будет меньшее число ошибок.
Подбери ключ
Цель: отработка навыков сложения и вычитания.
К доске прикрепляется нарисованный домик с огромным замком. В замок
помещается карточка с числом-ответом или примером. Имеется набор ключей с
записанными примерами или числами. Дается задание подобрать ключ, которым
можно открыть домик.
Устный счет
Цель: отработка навыков устного счета.
Пять малышек-медвежат
5-1=4 Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится?
Цапля по воде шагала,
2+6=8 Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
Шесть — под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Только точно!
В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре два кузнечика
7 — 2 = 5 Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре голосов.
Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
10-8=2 Восемь положил в корзинку,
Остальные же — на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, еж?
Семь малюсеньких котят,
7-1=8 Что дают им, все едят.
А один сметаны просит.
Сколько же котяток?
Что так начало
Греметь?
Ульи строит наш
Медведь.
7+2=9 Ульев сделал он
Лишь семь —
На два меньше, чем хотел.
Сколько ульев хотел сделать мишка?
Стала курица считать
5+5=10 Маленьких цыпляток:
Желтых пять и черных пять, А всего…
При решении более сложных задач (в два действия) можно выставить
карточки с прозвучавшими в стихах числами. А знаки действия дети ставят
самостоятельно, объясняя свой выбор.
Ветер дунул — лист сорвал.
1+1+5=7 А еще один упал.
А потом упало пять. Кто их может сосчитать?
В кузове моем лежат
2+5+2=9 Два опенка, пять маслят,
Пара рыжиков румяных, Сколько всех грибов, ребята?
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
2+3+5=10 Два несут травинку,
Три несут былинку,
Пять несут иголки.
Сколько муравьев под елкой?
Забежал щенок в курятник,
Разогнал всех петухов.
3+1+2=6 Три взлетели на насест,
А один в кадушку влез,
Два — в раскрытое окно.
Сколько было их всего?
Волшебный стул
Цель: отработка навыка сложения и вычитания в пределах 10.
Дети должны посмотреть и быстро сосчитать пример, соотнести ответ с
цифрой на груди; если нужно, выбежать и сесть на стул. Педагог: «Дети, я
ставлю на стол светофор. А это значит, наш стул стал... волшебным. Наденьте
карточки с цифрами». Педагог показывает карточки с примерами, дети считают.
Тот, у кого на груди цифра такая же, что и ответ у примера, выбегает и садится
на стул. Если пример сосчитан верно, загорается зеленый свет. Если нет —
загорается красный свет.
Космическое путешествие
Цель: закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10.
Имеются шапочки со звездами, рисунок космического корабля, звезды,
луна, значки-звездочки, карточки с примерами.
Выбирается 3 экипажа по 3 участника в каждом. Во главе — командир. Им
становится тот, кто быстрее выполнит предложенное задание (примеры на
сложение и вычитание в пределах 10).
Каждый член экипажа надевает шапочку, решив записанный на ней
пример.
Корабль отправляется в космос. Каждый экипаж считает по 2 до 10 и
обратно.
Корабль в космосе. Командир ведет курс. На доску прикреплены
звездочки, на которых написаны примеры. Каждый член экипажа снимает звезду, производит вычисление и докладывает командиру корабля.
Затем экипажам дается задание составить задачу про звезды, в которой
нужно найти сумму или разность чисел.
Корабль совершает круг вокруг Луны и возвращается на Землю. Члены
экипажей награждаются звездочками-значками. Но чтобы получить значок, надо
решить пример, записанный на обратной стороне.
При подведении итогов значками награждаются все дети. За выполнение
правильно, безошибочно всего полета дается красная звездочка, а тем детям, у
которых были ошибки, — желтая.
рис. 6
Незадачливый математик
На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:
Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые
листики с записанными па них цифрами и знаками и фигурка медвежонка.
Предлагается следующая ситуация: медвежонок решил примеры, и ответы
записал на кленовых листиках. Подул ветер — и листики разлетелись. Очень
расстроился медвежонок: как же теперь быть? Надо помочь ему. Дети, выходя к
доске, ищут листики с правильными ответами и заполняют ими пропуски.
Сколько раз?
Игра проводится с целью закрепления навыка в счете предметов. Педагог
ударяет несколько раз в ладоши или в бубен, а дети поднимают ту карточку с
цифрой, которая соответствует числу ударов.
Математическая тучка
Из бумаги голубого цвета вырезается изображение тучки. Тучка
прикрепляется к магнитной доске, с помощью маленького магнита к тучке прижимается карточка с числом, например 18. Под тучкой прикрепляют карточки с
числами. По этому пособию можно решать примеры на сложение и вычитание,
составлять задачи, закреплять состав любого числа.
Проверяем Незнайку
Педагог записывает на доске примеры, решенные с ошибками. Рядом
прикрепляется изображение Незнайки. Детям предлагается ситуация: Незнайка,
решая примеры, допустил ошибки, надо их проверить и помочь Незнайке
исправить ошибки.
Забей гол в числовые ворота
Цель: закрепить приемы сложения и вычитания в пределах 20.
На доске — рисунки числовых ворот и мячей. Правее рисунков мячей
записываются примеры. Педагог сообщает детям правила игры. Направление
удара мяча зашифровано примером. Способ решения каждого примера можно
отыскать на числовых воротах. Дети должны правильно загнать мяч в свои
числовые ворота, показать путь его движения, соединить линией пример с той
парой числовых ворот, на которых записан прием решения примера. Затем гнать
мяч к третьим числовым воротам, где записан ответ примера.
Дети поочередно выходят к доске и загоняют мяч в числовые ворота
(соединяют пример с парой чисел, в которых представлен состав второго слагаемого, одно из которых дополняет первое слагаемое до 10), а затем ведут линию
к ответу примера, записанному на третьих числовых воротах.
рис. 7.
Магический квадрат
Цель: закрепить вычислительные навыки. Детям предлагаются различные
виды «магических» квадратов и дается задание: «Сложи числа по ним, по
столбцам, с угла на угол».
рис. 8.
Выполнив задание, дети убеждаются в том, что все найденные суммы
равны. Задание можно усложнить. 1. Заполнить пропуски в «магическом»
квадрате:
рис. 9.
2. Преобразовать квадрат. Нужно составить подобный, увеличивая или
уменьшая каждое число на несколько единиц (на 3 увеличить, на 2
уменьшить)
рис. 10.
3. Самостоятельно составить квадрат. Необходимо, используя карточки с
цифрами 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, составить занимательный квадрат, чтобы
сумма была равна 15 и т. д.
В цирке
Цель: закрепление знания табличных случаев сложения и вычитания в
пределах 20 с переходом через десяток.
Имеются рисунки артистов цирка, сделанные на картоне, которые
вывешиваются в ходе игры. На доске записи примеров. У каждого ребенка на
столе билет в цирк. На первый ряд билеты зеленого цвета, на них записаны
разные примеры, но с одним и тем же ответом — 11. На втором ряду билеты
голубого цвета и примеры с ответом 12, на третьем ряду билеты желтого цвета и
примеры с ответом 13.
Педагог, обращаясь к классу, говорит: Мы приглашены на цирковое
представление, у каждого входной билет. Входим рядами. Первый ряд!
Внимательно посмотрите на свои билеты (примеры) и дружно, хором назовите
свой (звучит один и тот же ответ — 11). Аналогично входят дети второго
и третьего рядов.
Рассаживайтесь поудобнее. Соблюдая правила культурного поведения,
дети приветствуют артистов цирка. Представление началось!
— Встречайте Зебру! (Дети хлопают в ладоши).
— Где вы могли ее видеть? — спрашивает учитель. (На проезжей части
дороги — указатель перехода для пешеходов.)
— Почему пешеходную дорожку называют зеброй? (Свое название эта
разметка получила за сходство с окраской экзотического животного.)
рис. 11.
— Для чего нужна такая разметка? (Для контраста.)
— Итак, зебра предлагает вам перейти дорогу. Правильно сделает это тот, кто
решит примеры:
— Молодцы!
На арену цирка въезжает косолапый Мишка.
— Говорят, «косолапый медведь». А как он умеет педали вертеть! Помогите
Мишутке проехать по математическому лабиринту. Откуда он начнет свой путь?
рис. 12.
Педагог называет ответы: 14, 6, 13, 9, 7, 4, 5. Дети решают примеры и
стрелками указывают
Поздравьте Мишутку с успешным выступлением. (Дети хлопают в
ладоши.)
На арене цирка выступает слоненок. Он лопоухий, смешной, хочет
подружиться с детворой. Он подружится с вами, ребята, если вы справитесь с его
заданием.
рис. 13.
— Молодцы, дети! Вы правильно решили примеры, и теперь у вас есть новый
друг — добрый смешной слоненок.
— А вот перед вами тюлень-жонглер. Он считает себя самым ловким из всех.
Скромно ли это? (Нет).
— А действительно ли он так ловок? Давайте проверим.
Дети решают примеры и проверяют ответы:
рис. 14.
— Самый ли ловкий тюлень? (Нет).
— Сколько раз он ронял мяч? (Три раза).
— Кто же оказался ловким — он или вы? (Дети, естественно, скажут:
«Мы!»)
— А это скромно? (Нет, не скромно, скромность украшает человека).
На арену выходит знаменитый маг!
— Я узнал, — говорит он, — что вы хорошо умеете считать, думать, соображать.
Так ли это? Я сейчас хочу проверить вашу сообразительность
рис. 15
1. Определите, сколько мне лет. А мне столько, сколько изображено на рисунке,
только без последнего знака. Сколько же мне лет?
2. Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на двух задних лапках,
3 кг. Какова ее масса, если она стоит на четырех лапках?
— Молодцы, ребята! Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее
представление.
Теремок
Цель: закрепление знания таблицы умножения.
На доске висит таблица, на которой изображен теремок. Окошечки в нем
закрыты карточками с примерами. Если ребенок правильно решил пример, то
окошечко открывается, и дети видят, кто в тереме живет. Данную игру можно
использовать не только при закреплении знания таблицы умножения, но и
сложения и вычитания в пределах 10, состава чисел. Жители теремка на разных
уроках меняются. К работе привлекаются почти все ученики.
рис. 16.
Рыболовы
Цель: анализ двузначных и трехзначных чисел.
На наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены
изображения рыбок, на которых написаны двузначные и трехзначные числа.
Соревнуются две команды по четыре человека в каждой. Поочередно каждый
член команды ловит рыбку» (громко называет число) и проводит его анализ:
сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор числа по десятичному
составу. Если все ответы правильны — он «поймал» рыбку, если же была
допущена ошибка — рыбка «уплыла», возвращается на место. Команда, поймавшая больше рыбок, выигрывает.
рис. 17.
Плывем к Робинзону Крузо
Цель: закрепление вычислительных умений и навыков сложения и
вычитания в пределах 100 (устные вычисления).
Должны быть рисунки обитателей острова, корабля и моря, выполненные
на картоне. На доске, записаны примеры.
— Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в гости к Робинзону Крузо.
Путешествие далекое, интересное, но опасное, поэтому с собой берем самых
смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков.
А есть ли среди вас такие? Это мы проверим, когда выполните три задания.
1. Слушайте внимательно!
Я называю числа: 15, 18, 20, 3, 45, 37.
Определите лишнее число. Почему число 3 лишнее? (Число 3 — однозначное, а
все остальные числа двузначные.)
Увеличьте однозначное число на 10. Сколько стало? (13)
— Какое это число? (Двузначное.)
— Так как получить из однозначного числа двузначное? (Прибавить десяток.)
2. Игра «Ночь — день!»
Педагог тихо произносит слово «Ночь!» — дети закрывают глаза и кладут
головы на парты. Учитель предлагает задания: «15 — это 9 и?» Дети думают.
Затем он говорит «День!» — дети просыпаются, поднимают руки и по одному
отвечают:
16 — это 8 и... 14 — это 6 и... 12 — это 5 и...
Затем отвечают хором:
17 — это 9 и...
18 — это 9 и... 15 — это 8 и...
3. Назовите ответ:
70 — 3 60 и 12
60 — 5 13 и 40
80 — 2 80 и 19
100 — 8 17 и 90
— Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием и можете смело
отправиться в путешествие. Проходите на корабль по рядам парами.
Проходя, дети первого ряда отвечают, как можно получить число 11,
второго — 12, третьего — 13.
— Располагайтесь поудобнее, любуйтесь морем, дышите свежим воздухом.
Итак, в путь!
— Haш корабль подходит к острову попугаев! Вас встречает говорящий попугай
Гоша. Он интересуется, сможете ли вы расставить в приведенных примерах
нужные знаки:
рис. 18.
Гоша хвалит детей за успехи и прощается с ними.
И дети снова отправляются в путь. Перед ними — остров обезьян. Хозяйка
острова приготовила для путешественников два хитрых примера:
рис. 19.
— В чем хитрость этих примеров? (В первом примере вычитаем пять
десятков, во втором пять десятков и четыре единицы.)
— Правильно ли обезьяна их решила? Какую ошибку в вычислении она
допустила?
Ответив на вопросы, дети плывут на остров слонов.
Маленький слоненок давно ждет гостей. Он учится в школе зверей и никак не
может справиться с домашним заданием. Вот его примеры.
— А вы правильно поступили? Значит, за вас тоже кто-то решает домашнюю
работу? Как надо было поступить? (Объяснить, но не решать).
— А теперь объясните слоненку, как надо решать такие примеры.
Слоненок все понял. В благодарность получают от него «ананасы» и «бананы».
(Все имитируется.) Дети прощаются со своим новым другом — и снова в путь!
рис. 20.
— Что это? Необитаемый остров? Ребята, наш корабль захватили дикари! Пока
вы не дадите ответ на их задание, они вас не выпустят, потопят корабль.
Быстрее, дети! Быстрее за работу!
рис. 21.
— Ура! Ответ найден, мы на свободе! Скорее на корабль! Нас ждет Робинзон!
Ой, что это? На палубе вода — кто-то из дикарей все-таки успел пробить
наш корабль. Ищите пробоины!
Дети проверяют ответы.
Пробоины найдены. Ответы исправлены.
— А вот и сам Робинзон Крузо! Встречайте его. (Дети хлопают в ладоши).
— Как вы повзрослели! И, наверное, стали еще сообразительнее. А ну-ка я
проверю. Лестница состоит из 11 ступенек. На какую ступеньку надо встать,
чтобы быть посередине?
— Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые,
находчивые, сообразительные.
Сколько?
Дети кладут головы на парты и закрывают глаза. Педагог спрашивает,
сколько в группе окон, сколько дверей, стен и т. д. На каждый вопрос отвечают
несколько детей. Группа контролирует ответы. Затем дети кладут на парту
столько колечек или палочек, сколько в группе окон, дверей, стен и так далее.
Складываем цыплят
Группа делится на подгруппы. Каждая подгруппа получает игровые
кубики, уже знакомые детям, и разрезанный на части рисунок цыпленка.
рис. 22.
Каждая часть рисунка обозначена цифрой. Ученики по очереди бросают
кубики до тех пор, пока не выпадет сторона с одной точкой (цифра 1). Тогда
можно положить на парту часть рисунка с этой цифрой. Затем каждый бросает
кубик, пока не выпадет сторона с двумя точками. На парту кладется часть
рисунка с цифрой 2. Задание для каждой подгруппы — сложить целого
цыпленка.
Сбор плодов
На доске рисуется два дерева, а рядом — корзинка. На одно дерево
прикрепляем рисунки яблок, на другое — рисунки груш. На оборотной стороне
рисунков написаны различные примеры на сложение и вычитание в пределах 20.
Девочки собирают в корзины « яблоки», мальчики — «груши». Ребенок
подходит к доске, выбирает яблоко или грушу и «рвет» с дерева. Если он
правильно решит пример, го положит плод в корзинку, если же нет — вернет
«яблоко» или «грушу» на дерево, а к доске выйдет следующий ребенок.
Победителем считается группа, сумевшая быстрее другой собрать «фрукты».
Лестница
Педагог рисует на доске несколько лестниц (для каждой группы детей).
Рядом с каждой лестницей прикрепляет фигурку мальчика или девочки, а над
лестницей — яблоки. Из группы отправляется к доске один ребенок, который
будет продвигать фигурку по лестнице. Педагог задает вопросы. Группа, которая
ответит первой, получает право продвинуться на ступеньку вверх по своей
лестнице. Можно организовать соревнование, кто первым соберет яблоки, и кто
первым доберется до верхней ступеньки.
Бросаем кубики
Каждая парта получает игровые кубики. Дети бросают их, записывают
числа, которые выпадают, и складывают их. Потом можно поиграть в игру «До
двадцати». Ребята в одном ряду стараются как можно быстрее получить при
сложении сумму 20. Если к этому моменту они получили, например, 18, то будут
бросать кубик до тех пор, пока не выпадет 2 (или дважды по 1). Сосед по парте
контролирует правильность сложения и соблюдение правил игры, затем дети
меняются ролями. Игру можно организовать и как соревнование. В этом случае
выигрывает ребенок, который не только лучше складывает, но и которому
повезет в бросках кубика.
Арифметические цепочки
В рабочих тетрадях для подготовительной к школе группы
арифметические цепочки встречаются довольно часто. Они помогают педагогу
подготовить детей к сложению и вычитанию в пределах 20 на доске. Чтобы счет
был для детей более интересным занятием, можно придать цепочкам игровой
характер. Можно изобразить цепочки в виде ромашки и поезда. Дети производят
сложение и вычитание, начиная с заштрихованного лепестка, а полученный
результат записывают в центре рисунка. В этой игре можно объединить
арифметические действия со штриховкой и раскраской последующих лепестков,
что способствует запоминанию. На рисунке с изображением поезда следует
двигаться от последнего вагончика к паровозу и на нем записать результат.
рис. 23.
Кто результативнее?
В этой игре используется набор карточек с точками и числами (в пределах
20). Карточки раздаются детям. Педагог дает пример на сложение или вычитание
(12 + 8, 13 — и так далее). Ребенок, у которого на карточке соответствующий
результат, встает. Игру следует вести так, чтобы в ней участвовало как можно
больше детей. Можно также организовать соревнование. Карточки лежат перед
учениками, руки они убирают назад. Ребенок, который первым дает правильный
ответ, приносит своей группе (ряду) очко.
В парах
Детям раздаются карточки с числами. Педагог вызывает к доске двух
ребят, которые должны определить закономерность, по которой их поставили в
пару (например, 0, 7; 2, 5; 3, 4 — сумма чисел равна 7. Или: 9, 6; 7, 4; 5, 2 —
разность чисел равна 3). Когда известен принцип, остальные пары подбираются
сами.
В группах
Игра проводится на детской или спортивной площадке. Педагог называет
число (например, 3). Дети должны взяться за руки по трое. Кто не попадет в
такую группу, выбывает из игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении 2011 г: "Организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике старших дошкольников".
В выступлении рассматривается организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике старших дошкольников....

Реализация дифференцированного подхода в обучении математике старших дошкольников.
Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.Реализ...

Роль дидактических игр в обучении грамоте старших дошкольников.
Помочь детям научиться говорить, слушать, читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – это моя цель....

Примеры использования малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников с целью ознакомления и закрепления математических представлений, развития познавательного интереса к математике.
Используя малые фольклорные жанры на занятиях и в повседневной жизни, воспитатель сможет успешно решать вопросы активизации познавательной деятельности детей, формировать интерес к математике, развива...

Задачи обучения математике старших дошкольников
В старшей группе формирование элементарных математических представлений — ФЭМП — служит не только средством всестороннего развития воспитанников, но и готовит их к школе. . Задача вос...

Дидактические карточки по обучению грамоте старших дошкольников для звуко-буквенного анализа слов.
Дидактические карточки по обучению грамоте старших дошкольников для звуко-буквенного анализа слов....

Картотека дидактических игр по обучению грамоте старших дошкольников
Автором представлены дидактические игры по обучению грамоте, которые способствуют развитию познавательных процессов дошкольников....
