Примеры использования малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников с целью ознакомления и закрепления математических представлений, развития познавательного интереса к математике.
статья (старшая группа)

Романенко Анна Николаевна

Используя малые фольклорные жанры на занятиях и в повседневной жизни, воспитатель сможет успешно решать вопросы активизации познавательной деятельности детей, формировать интерес к математике, развивать умственные способности, углублять математические представления, закреплять знания и умения в подготовке к успешному обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_syuzhetno-rolevye_igry.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры использования малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников с целью ознакомления и закрепления математических представлений, развития  познавательного интереса к математике. 

Используя малые фольклорные жанры на занятиях и в повседневной жизни, воспитатель сможет успешно решать вопросы активизации познавательной деятельности детей, формировать интерес к математике, развивать умственные способности, углублять математические представления, закреплять знания и умения в подготовке к успешному обучению в школе.

Сюжетно-дидактическая игра «Цирк»

Цель. Проверка знаний о счете, закрепить счет в пределах 10.  Закрепить знания детьми пословиц и поговорок с числом 7. Закрепить умение повторять наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии.

Игровые  действия.  Выполнение  роли  зрителя,  правильное решение  задач, четкие ответы на вопросы ведущего.

Правила игры. По сигналу ведущего подбирать соответствующую числовую

карточку,    выполнять   задания   четко   и   быстро.    За   каждое   правильно выполненное   задание   участник   получает   фишку.   По   количеству   фишек определяется победитель.

Материал.   У   каждого   ребенка-конверт,   в   котором   находятся   числовые карточки.

Ход игры. Все дети выполняют роль зрителей, воспитатель-ведущий.

Ведущий. Дети, у нас сегодня открылся цирк. Вы хотите пойти в цирк? Получив согласие, ведущий обращает общее внимание на кассу, в которой кассиром работает Катя, и предлагает всем купить билеты. Дети быстро выстраиваются друг за другом, покупают билеты и с интересом их рассматривают (на билетах красным карандашом написан номер ряда, синим -номер места). Все зрители проходят в красиво оформленный зал - это цирк. Оживленно разговаривают о предстоящем представлении и высказывают предложения об участии в цирковой программе клоунов, дрессированных зверей и т. д. Звенит звонок, и зрители начинают определять по билету свое место в зале.

Задание 1 - порядковый счет.

    Ведущий. Все вы купили билеты, на которых красным карандашом указан номер ряда, а синим - номер места. Каждый из вас должен найти свой ряд и место в зале. Когда все рассаживаются, контролер (воспитатель) проходит между рядами и проверяет билеты,  т.  е.  выясняет правильно ли дети нашли свои места. Спрашивает: «На котором месте ты сидишь, Коля? Как ты считал? Почему ты думаешь, что сел на седьмое место?» Тем, кто правильно нашел ряд и место, вручает фишки.

Появляется Петрушка.

Петрушка. Здравствуйте, дорогие друзья: и маленькие и большие! Не один я к вам пришел, а гостей с собой привел. Не простых гостей - дрессированных зверей. Кого - я не скажу, а загадку расскажу:

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Спит под крылечком,

Хвост колечком.

Кто это?. . Правильно. Это собака. Ее зовут Жучка. Вы видели разных собачек, которые   умеют   танцевать,   кувыркаться.   А   сегодня   вы   познакомитесь   с собачкой Жучкой, которая умеет считать. Только вы будьте внимательны. Собачка может ошибиться. Когда Жучке зададут вопрос, вы слушайте и вместе с ней считайте. Затем возьмите в конверте нужную карточку и покажите ответ.

Приготовились!

Из - за ширмы появляется собачка. Жучка здоровается с детьми, дети дружно и громко ей отвечают. Жучка решает задачи, дети проверяют ее.

Задание 2 - количественный счет до 10.

Петрушка. Жучка, дети хотят узнать, умеешь ли ты считать. Ну - ка Жучка,

сосчитай, сколько здесь кубиков. (На лесенке стоят 7 кубиков. Жучка лает 6

раз.)

Петрушка. Правильно Жучка сосчитала?

Дети. Нет! 1 кубик Жучка не сосчитала.

Петрушка. Жучка, посчитай еще раз. (Жучка лает опять 6 раз.)

Петрушка. Покажите, дети, Жучке сколько здесь кубиков? (Дети показывают

карточку, на которой нарисовано 7 кружков.)

Петрушка. А сколько Жучка насчитала кубиков? Покажите карточку. (Дети

показывают.)

Петрушка. Молодцы! Хорошо умеете считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Можно все пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько в комнате углов? (Ответ детей)

 Сколько ног у воробьев? (Ответ детей)

Сколько пальцев на руках? (Ответ детей)

Сколько пальцев на ногах? (Ответ детей)

Сколько в садике скамеек? (Лает Жучка)

Сколько в пятачке копеек? (Ответ детей)

Молодцы! (Раздает всем фишки.)

Задание 3 - сравнение рядом стоящих чисел в пределах 10.

Петрушка. Сейчас я буду называть числа, а вы вместе с Жучкой определите, какое число больше: 7 или 6? Покажите карточку. Какое число меньше: 7 или 6? Покажите карточку. (Дети показывают вначале карточку, где 7 кружков, а затем - где 6. Жучка ошибается, показывает наоборот.) Жучка, все дети правильно показали карточки, а ты ошиблась. Постарайся правильно считать, я тебе другое задание дам. (Петрушка расставляет 4 елочки. Жучка лает 4 раза. Дети хлопают в ладоши.) Дети, скажите Жучке, какое число меньше числа 4 на 1? (Дети называют число 3 и показывают карточку.)

Физкультминутка

Поработали, ребятки, а сейчас – все на зарядку!

Тихо встаньте, улыбнитесь, все в зверюшек превратитесь.

Сколько к нам пришло зверей, не узнать моих детей!

Кто зайчишка? Кто лисичка? Кто медведь? Кто кот и птичка?

Веселее в пляс пускайтесь, все танцуйте, не стесняйтесь! (Звучит музыка, дети танцуют).

За работу нам пора. Сядьте тихо, детвора.

Задание 4 – игра «Кто вспомнит больше пословиц и поговорок с числом 7».

Петрушка. Дети, Жучка предлагает вам вспомнить пословицы и поговорки с числом 7. (Дети вспоминают).

- Семеро с ложкой – один с сошкой.

- Семеро одного не ждут.

- Семь пятниц на неделе.

- Семь бед – один ответ.

- Семь раз примерь – один отрежь.

- За семью печатями.

- На седьмом небе.

- У семи нянек дитя без глазу.

Раздает всем фишки.

Задание 5 – игра «Скороговорки разной длины».

Петрушка. Дети, Жучка предлагает вам поиграть в очень интересную игру. Вы должны  повторить наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.

- В один клин, Клим, колоти.                                           (5 слов).

- Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.                        (6 слов).

- Три свиристели еле-еле свистели у ели.                               (7 слов).

- Возле грядки – две лопатки, возле кадки – два ведра.                 (8 слов).

- В семеро саней по семеро в сани уселись сами                        (9 слов).

- У Степана есть сметана, простокваша да творог, семь копеек – туесок.

                                                                          (10 слов).

Раздает всем фишки.

Задание 6 – умение сравнивать по величине.

Жучка что-то шепчет Петрушке на ухо.

Петрушка. Дети, Жучка мне рассказала, какая история с ней недавно произошла. Вы хотите послушать?

«Купила Жучка телевизор, и пригласила всех зверей мультфильмы смотреть. Пришли гости к Жучке, а у нее только две скамейки: одна большая, другая маленькая. На большую скамейку сели Жучка и медведь. А на маленькую – белка, ежик, куница, заяц, суслик и мышь».

Вопросы:

- Сколько зверей смотрели телевизор? (8).

- На какой скамейке уместилось больше зверей? Почему?

- Сколько зверей уместилось на большой скамейке? (2).

- Сколько зверей уместилось на маленькой скамейке? (8).

Молодцы!

А сейчас посчитайте, сколько у каждого из вас фишек.

Рефлексия

В заключении  можно сделать вывод о том, что проблема возможности использования малых фольклорных жанров в обучении математике осознается во всей ее значимости, но в то же время она не разрешена в достаточной мере; не создана методическая система обучения дошкольников с использованием малых форм фольклора.

Вопросами изучения фольклора занимались многие ученые: В.П.Аникин, С.Ф. Баранов, Г.С. Виноградов, Э.В. Померанцева, В.А. Василенко и другие. В математике этой проблеме уделяли внимание Т.И. Ерофеева, 3.А.Михайлова, А. В. Белошистая, Е.В.Колесникова  и ряд других исследователей.

          Мы разработали и апробировали методику, целью которой было повысить уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров. Задачами  программы являлись: расширение, обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста математическими терминами и понятиями; ознакомление и закрепление математических представлений с использованием малых фольклорных жанров, развитие познавательного интереса к математике, посредством фольклорного материала, использование различных видов фольклора с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, создание положительного эмоционального фона на занятиях. Для достижения этой цели и поставленных в методике задач нами был разработан комплекс математических заданий, включающих малые фольклорные жанры, используемых на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Также малые формы фольклора мы старались активно использовать и вне занятий, в свободное время, в других видах деятельности.

Анализируя реализованную нами методику, можно сказать, что:

1. Дети активно занимались на занятиях, включались в предложенные виды деятельности, что позволило им получить положительную оценку своей деятельности на занятиях.

2. На занятиях, во время проведения математических и сюжетно-дидактических игр, использования малых фольклорных жанров, дети расширяли и пополняли словарь математическими терминами и понятиями.

3. Систематическое включение в структуру занятия математических и сюжетно-дидактических игр, малых фольклорных жанров  позволили повысить эффективность занятий по формированию элементарных математических представлений, о чем свидетельствовало умение детей оперировать математической терминологией, употреблять математические понятия в конкретной ситуации, логично и самостоятельно излагать ответы на задания педагога, а также повысить интерес к данному виду работы.

4. Малые фольклорные жанры способствовали развитию познавательного интереса дошкольников к математике, созданию положительного эмоционального фона на занятиях.

Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности и эффективности реализованного содержания методики по использованию малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников и об эффективности ее применения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров

Процесс формирования количественных представлений предполагает  планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грам...

Авторское интерактивное пособие - презентация по развитию речи с использованием малых фольклорных форм "Милости просим" для старших дошкольников

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников с  использованием малых фольклорных форм. Задачи пособ...

Аттестационная работа "Использование малых фольклорных форм на занятиях со старшими дошкольниками"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

Исследовательская работа «Использование малых фольклорных жанров в процессе ознакомления детей с родной природой и ее образами в народной культуре»

Исследовательская работа «Использование малых фольклорных жанров в процессе ознакомления детей с родной природой и ее образами в народной культуре»...

Проект "Жемчужины родного языка" (использование малых фольклорных жанров в работе с дошкольниками)

Родной язык - это богатство каждого народа. Это духовное наследие, отражение характера людей, это опыт и мудрость, которую мы передаем своим детям.Интерес и любовь к родному языку начинается с самого ...

Консультация для родителей "Использование малых фольклорных жанров мордовского народа в развитии речи младших дошкольников"

       Детский фольклор необходим в общении взрослых и детей, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Исполь...