Исследовательская работа «Использование малых фольклорных жанров в процессе ознакомления детей с родной природой и ее образами в народной культуре»
статья

Валиева Гульназ Камилевна

Исследовательская работа «Использование малых фольклорных жанров в процессе ознакомления детей с родной природой и ее образами в народной культуре»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx51.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование

«Детский сад комбинированного  вида № 8»

Исследовательская работа:

«Использование малых фольклорных жанров в процессе ознакомления детей с родной природой и ее образами                                в народной культуре»

Выполнила:

воспитатель

Валиева Г.К.

Город Нижнекамск, 2019 год

Актуальность использования фольклора в ДОУ.

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Актуальность использования фольклора в ДОУ.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». В этом я увидела актуальность темы: «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Главная цель работы – развитие различных способностей детей
в процессе знакомства с малыми фольклорными формами

Задачи:

  • Развитие творческой индивидуальности.
  • Эмоциональное развитие.
  • Развитие музыкальных способностей.
  • Развитие духовной сферы.
  • Развитие самостоятельности.
  • Физическое развитие.
  • Воспитание эстетических чувств.

Жанры детского фольклора, используемые в работе:

  • колыбельные песни;
  • потешки;                                          
  • прибаутки;
  • заклички;
  • приговорки;
  • детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни);
  • народные игры.

Детский фольклор используется :

  • в период адаптации;
  • в режимных      моментах;
  • на прогулке;
  • в ООД;
  • в игре;
  • в свободной деятельности.

 

  

                                                                                                          средней группе

  

Приложение №1.

Совместная деятельность.

«Русалочка».

Цель: Продолжать знакомить детей с образами народной мифологии (образом русалочки); побуждать детей эмоционально откликаться на явления природы и её образы; развивать способность чувствовать её красоту, желание бережно к ней относиться; воспитывать осторожное и ответственное отношение к купаниям в незнакомых местах. Развивать связную речь, умение грамматически правильно и точно выражать свои мысли, доброжелательно общаться в рамках свободной деятельности.

Словарная работа: русалочка, русалочьи хороводы, речное русло, омут, оберег, предание, поклонялись, священные источники, предки.

Предшествующая работа: чтение сказки «Садко», просмотр кинофильмов и мультфильмо(«Руслан и Людмила», «Садко», «Русалочка»), прослушивание музыкальных фрагментов из оперы Даргомыжского «Русалочка», знакомство детей с легендами и преданиями о травах: полыни и цветке Иван-да-марья.

Материал: книжные иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, к повести Н.В.Гоголя «Майская ночь»; изображение русла реки, кукла – Русалочка; цветок Иван-да-марья, веточка полыни, аудиозапись.

Ход совместной деятельности.

Звучит аудиозапись звонкого смеха, хлопков в ладоши, шума льющейся воды. Воспитатель вносит куклу – русалочку.

- Ребята, узнали ли вы нашу гостью? Почему вы думаете, что это русалочка? Действительно, в народе русалочку представляли в виде девушки с длинными, распущенными зелёными волосами и рыбьим хвостом вместо ног (дети рассматривают куклу).

- Вспомните, в каких сказках встречается русалочка, как она ведёт себя в сказках, какие поступки совершает?

- А знаете ли вы, почему её называют русалочкой? Слово «русалочка» происходит от слова «русло», так как в народе они считались берегинями рек, охранительницами речного русла (воспитатель показывает иллюстрацию русла реки). Вслушайтесь в слово: рус-ло – руса-лочка. Наши предки поклонялись рекам и озёрам, считая их священными источниками. Но в тоже время и опасались водной стихии. «Чёрт огня боится, а в воде селится», - часто поговаривали. Опасаясь глубоких рек, тёмных омутов, древний человек и придумал этот образ. В народе сохранилось немало сказок, легенд, преданий о русалочьих проказах и забавах. Считалось, что они выходят из воды, резвятся по полям и лугам, качаются на ветвях деревьев, очень любят играть и веселиться.

Воспитатель предлагает поиграть в русалочьи забавы – игру «Трубочки». Играющие разбиваются на пары. Каждая пара берётся за руки и начинает «виться», т.е. вращаться вокруг своей оси, припевая:

Вьётся ли, вьётся ли трубочка,

Вьётся ли, вьётся ли серебряная…

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из вертящихся не упадёт. Чья пара продержится дольше, тот и победитель.

- В народе считалось, что русалочки не только любят играть, но ещё они охраняют посевы, вызывают цветение растений, посылают летние дожди.

- Старые люди предостерегали, что если шуметь в лесу, рвать безжалостно цветы, купаться в неурочное время, то русалочка может защекотать и увлечь к себе на дно речное.

- Давайте вместе обсудим, почему в воде надо вести себя очень осторожно, почему нельзя купаться поздно ночью и в незнакомых водоёмах? Не зря гласит народная мудрость: «Не зная броду – не суйся в воду»

- Наши предки советовали оберегать себя от чар русалочки с помощью веточек полыни или цветков Иван-да-марьи. Существовал такой обычай: если услышишь, как русалочка хлопает в ладоши и приговаривает:

Бух, бух! Соломенный дух,

Меня мать породила,

Некрещёну положила –

То следует произнести: «Крестят тебя Иван-да-марья» и обмахнуться цветком.

Воспитатель предлагает детям пойти в лес и найти на полянке цветок Иван-да-марья или веточки полыни, свить каждому веночек и поводить хоровод.

В свободное время воспитатель предлагает детям припомнить известные им мифологические образы, и проводит дидактическую игру «Где какая нечисть живёт?» в ходе игры дети размещают плоскостные фигурки мифологических образов на игровое поле.

Совместная деятельность.

«Водяной просыпается».

Цель: Продолжать знакомить детей с одним из видов устного народного творчества – суевериями. Расширить знания об образе водяного. Учить образовывать однокоренные слова с помощью приставок и суффиксов. Обогащать речь детей прилагательными. Упражнять в интонационной выразительности речи, в чётком проговаривании фраз.

Обогащение словаря: взрывной, бурлящий, стремительный, спокойный, бушующий, тихий, заманчивый, почитать силу воды, омут.

Активизация словаря: царица – водица, водяной, позабавиться, половодье, подводный.

Предшествующая работа: чтение М.Пройслер «Маленький водяной», русских народных сказок, прослушивание сказки в грамзаписи «Летучий корабль», просмотр мультфильма «Летучий корабль» и художественного фильма «Огонь, вода и медные трубы», рассматривание иллюстраций.

Материал: кукла – Водяной (основа-цилиндр), картонный силуэт яблоньки с прорезями,  яблоки – слова.

Ход совместной деятельности.

Воспитатель, сидя за столом в группе, изготавливает игрушку-водяного. Когда дети заинтересуются работой воспитателя, он, продолжая делать игрушку, рассказывает:

- В детстве от дедушки я услышала такую интересную сказку.

«В некотором царстве, российском государстве жила-была Царица-водица. И были у неё помощники – водяные. У каждого из них свой нрав, свой характер. Если живёт водяной в

горных реках, то характер у него взрывной, бурлящий, стремительный. Если живёт в морях, океанах – то бушующий или спокойный. Если в болотах – то тихий, заманчивый».

- Эту сказку рассказывали из поколения в поколение, передавали от деда к внуку. Живя в краю, изобильном реками и озёрами, речушками и ручьями, болотами, родниками – почитали силу воды.

- Как вы думаете, почему помощника царицы-водицы зовут водяным? (он живёт в воде, откуда выходит редко). Не зря говорили в народе: «Дедушка Водяной – начальник над водой». Про себя водяной мог сказать такие слова:

Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Летом веселюсь,

Осенью спать ложусь.

- А как вы думаете, почему он так о себе сказал? Да, любит водяной хорониться от людей в своём причудливом доме, который строит в речном омуте. Говорят, водяной любит поиграть и позабавиться. Вот он и предлагает вам сходить с ним в «словесный сад»:

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово – слово корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло:

Стало много новых слов.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

(Каждое яблоко – это однокоренное слово, придуманное от слова «вода». Дети придумывают слова-«яблоки» и вставляют в прорези яблоньки: подводный, водичка, водный, половодье)

- В каких сказках встречается водяной? ( «Летучий корабль», «Огонь, вода и медные трубы»). Закройте глаза и представьте себе водяного. Нарисуйте его на фоне речного омута. По окончанию работы воспитатель показывает куклу – Водяного: я его представляю таким. Мой водяной поёт песню:

Я – водяной, я – водяной,

Никто не водится со мной.

Я – водяной, я – водяной,

Ну, поиграл бы кто со мной.

Проводится игра «Водяной». По считалке выбирается водяной. Ему завязывают глаза, ведут вокруг водяного хоровод и поют:

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди на минуточку,

Поиграем в шуточку.

Спев песню, дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!». Дети останавливаются и замирают. Водяной ходит, вытянув вперёд руки, стараясь кого-нибудь коснуться. Кого коснётся и узнает – тот становится водяным.

ООД «Леший – лесовик и его нечисть лесная».

Цель: Продолжать знакомить детей с образами народной демонологии, т.е. представлениями народа об окружающем мире и человеке. Развивать познавательные способности, умение понимать и отличать реальное от вымышленного. Закрепить умение образовывать однокоренные слова от слова лес. Способствовать выражению собственного эмоционального отношения к данному образу, используя средства изобразительного искусства и природный материал. Развивать творческие способности, фантазию, аккуратность в работе природным материалом.

Обогащение словаря: нечисть лесная, оборотень,  лешак.

Активизация словаря: лес, лесной, лесовик, леший.

Предшествующая работа: рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, чтение Р.Кудажевой «Лесовички», работа над стихотворением с последующим заучиванием Е.Стюарт «Леший».

Материал: иллюстрация «Леший», «берестяная грамота» с правилами поведения в лесу, оборудование для работы с природным материалом.

Ход занятия.

Воспитатель: Хочу поведать вам одну историю, которая, говорят, произошла с одним охотником: «Как-то раз в лесу встретил  охотник  старичка. Этот старик сидел на дереве и пел песни. Увидел старичок охотника да как закричит, захохочет, заухает! Испугался охотник и бежать… смотрит, а тропинка-то вновь на это же место привела. Несколько раз охотник дорогу домой искал, но приходил на прежнее место. Догадались ли вы, кто в лесу охотника мог пугать? Вот и охотник думал, что это, наверное, хозяин леса – лесовик шутит. Вспомнил тут охотник, как дед его учил от лесовика спасаться. Произнёс он вслух: «Шёл, нашёл, потерял» и быстренько переобул сапоги с одной ноги на другую (вот так), да рубаху надел наизнанку. Как вы думаете, почему он так сделал? (люди верили, что это им поможет). Так охотник и вышел из леса». Леший – это дух лесов. Вот таким я его представляю(рассматривание куклы – образа Лешего) Его можно и задобрить. Как вы думаете, какими словами его можно задобрить? Вот и не угадали, странные это слова, но им очень любимы: «Овечья шерсть», «овечья морда». Но леший может не только путать в лесу и пугать, но и помогать! Если ему человек понравится, то он пулю без промаха дарит (для охотников) или рубль неразмененный. У него очень много имён: лешак, лесовик, лесной, вольный. Может и по-разному в лесу показаться: то человеком, то зверем, то свечой в поле, то клочком сена. А если он в лесу путает, значит, ему скучно и он играть хочет. Давайте с вами вспомним игру, которую любит леший, да поиграем: «Положи в кузовок очень вкусный грибок» (отличать съедобные и ядовитые грибы). Ещё у него есть лесные родственники. Помогите мне их припомнить? Да, он дружен и с оборотнем – злым колдуном, и с водяным и с его дочками – русалками(показ иллюстраций и рассматривание). Все они нечисть лесная, живут на Руси больше тысячи лет. Раньше их, конечно, боялись люди, уважали. А теперь можно с ними и подружить, если соблюдать правила поведения в лесу. Как ведут себя люди в лесу? Чтение «берестяной грамоты» с правилами поведения в лесу. Кто не причиняет боли лесу, тому лесовик дарит и грибы, и ягоды, и орехи. Давайте его порадуем и сделаем ему подарок. Каким вы его представляете? Почему? Что можно сделать, чтобы лесовик был всегда добродушным, помогал людям?

Дети самостоятельно выбирают природный материал, изготавливают поделку. Кукла-образ Лешего рассматривает детские работы и оценивает.

Викторина. «Сказочная».

Ведущий:В мире много сказок – грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться

Наша сказка впереди

Сказка в двери к нам стучится

Скажем гостю: «Заходи!»

Если вы ответите на мои вопросы - получите фишку и мы с вами узнаем знатока сказок.

1.  Как звали трёх медведей из сказки «Три медведя» (Настасья Петровна, Михаил Иванович, Мишутка).

2.        Сидит в корзинке девочка

У Мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку

Тогда скорей ответь:

Названье этой сказки («Маша и медведь).

3.Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие       слова при этом он должен произносить? (Волк, опустив хвост в прорубь, говорил: «Ловись, рыбка, большая и маленькая»)

4.Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок).

5. «Летела стрела и попала в болото. А в этом болоте поймал её кто-то. Кто распростился с зелёной кожей, стал мигом красивой и пригожей? (Царевна-лягушка).

6. Сказочное лото:

   Конёк –

   Мороз –

   Гуси –

   Заюшкина –

   Царевна –

7.Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая в ступе? (Нечистая сила).

8.Кто из сказочных героев очень любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше». (Змей Горыныч).

9.Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.(Репка).

10.Помогла нам яблонька,

    Помогла нам печка.

    Помогла хорошая

    Голубая речка.

   Все нам помогали,

   Все нас укрывали

   К матушке и батюшке

   Мы домой попали.

Кто унёс братишку?

Назовите книжку:( «Гуси – лебеди»).

11.Из какой сказки эти герои:

А) Злая мачеха, две дочери, Дед мороз (Морозко)

Б) Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка).

В) Царь, три сына, Сика – бурка, Царевна (Сивка – бурка).

12.В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

13.Перед волком не дрожал,

     От медведя убежал

     А лисице на зубок

    Всё ж попался…(Колобок)

14.К семейству каких  домашних птиц принадлежала  героиня русской народной сказки, которая несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? Как её звали? (Курочка Ряба).

Использование малых фольклорных жанров в работе с дошкольниками в режимные моменты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ  В МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППАХ.

Вид деятельности Произведение Цель использования

Приём детей (новые дети)

 «Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий».

«Красные кафтанчики,

синие карманчики.

На дубу они сидят, меж собою

говорят всё про Галечку,

всё про маленьку».

«Наша доченька в дому,

Что оладышек в меду,

Красно яблочко в саду».

«Не плачь, не плачь –куплю калач,

не плачь дорогой, - куплю другой,

не плачь, не кричи – куплю тебе три».

Установление эмоционального контакта, эмоционального общения между взрослым и малышом, отвлечь ребёнка от грустных мыслей.

Утренняя гимнастика (младшая группа)

 «Большие ноги шли по дороге:

то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ!

«Заинька походи, серенький походи,

Вот так, вот сяк походи.

Заинька, подбодрись,

серенький, подбодрись,

вот так, вот сяк, подбодрись.»

«Заяц Егорка свалился в ведёрко.

Бегите под горку, спасайте Егорку!» Учить выполнять физкультурные движения, упражнения в игровой форме.

Игры в утренние часы.

 «По кочкам, по кочкам,

по маленьким дорожкам,

В ямку – бух! – провалился петух»

«Этот пальчик – дедка,

Этот пальчик – бабка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

А вот этот – наш малыш, и зовут его Денис». Исполнять несложные движения с игрушкой, сопровождая игру словами.

Принятие пищи.

«У нас много ребят,

Все по стульчикам сидят,

Кашу маслену едят».

«Кашу с маслицем сварю

Да и Сашу накормлю».

«Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,

Кто кашу не ест, Молоко не пьёт -

Забодает, забодает». Создать настрой на приём пищи, успо-коить детей перед едой.

Знакомство с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке. цыплятах. Обогащать речь словами и строчками из стихов.

Петух зёрнышки клюёт,

К себе курочку зовёт!

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!»

«-Курочка-рябушечка,

Куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,

Зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка-рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

- пи-пи-пи,

пи-пи-пи!».

Одевание на прогулку. «Шапка да шубка –

Вот и весь Мишутка».

«Раз, два, три,

Четыре. Пять,

Собираемся гулять».

«Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький».

«Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая». Закреплять названия одежды, дать уста-новку на одевание на улицу, развивать речь.

На прогулке.

«Божья коровка,

Чёрная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого».

«Сел комарик под кусточек,

На еловый на пенёчек,

Свесил ножки под листочек,

Спрятался!».

 Знакомство с насекомыми, их характерными особенностями.

 «Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепёшки!».

«Пчёлы гудят –

В поле летят.

С поля идут –

Медок несут».

«Уж ты, зимушка-зима,

Закурила да замела

Все дорожки, все лужки;

Негде Сонечке пройти».

«Иди, весна, иди, красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай

В наш край!»

«Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти,

Дай капустке подрасти!».

«Ах, ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не дай дождичка,

Дай нам вёдрышка,

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко-колоколышко!».

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые».

«Чики, чики, кички,

Березовы лычки!

Летели две птички.

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились».

Знакомство с временами года, природными явлениями.

Развиваем речь, память, образное мышление.

С птицами, животными, отличительными чертами, характерными особенностями, развиваем речь, память.

 «-Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу, весну красну».

«Гуля, гуля – голубок,

Гуля сизенький,

Сизокрыленький,

Всем миленький».

«Летел кулик

Из-за моря,

Принёс кулик

Девять замков.

«Кулик, кулик!

Замыкай зиму,

Отпирай весну –

тёплое лето».

«Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Во серебряную.

Труба точёная, позолоченная,

Песня ладная, сказка складная».

Укладывание спать, сон, поднимание после сна. «Спи, усни,

детка Андрюшенька,

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке

Спать велят».

«Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать».

«Глазкам спать давно пора,

Ждёт тебя кроватка,

Спи, Ванюша, сладко».

«А лес-то спит,

И река-то спит,

Ходит сон у окон,

Оле спать велит».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ

В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ.

Вид деятельности Произведение

 Цель использования

Приём детей (на улице; труд на участке) 

«Уродись репка,

Ни густа, ни редка,

С мышиный хвост,

С тараканий нос».

«Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице». (Морковь).

«Сто одёжек,

И все без застёжек». (Капуста).

«Пчела мала,

А и та работает». (Пословица).

«В большом деле

И малая помощь дорога». Поливая огород (репу, использовать приговорку – развивать речь, умение использовать художественное слово.

Расширять знания об овощах, посаженных на огороде.

Используя пословицы, дать детям понять, что в большой работе и малый вклад важен.

Занятия. «- Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломотину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Отворяйте, хозяева, сундучки,

Вынимайте пятачки!

По копеечке давайте

колядовщикам!

«Коляда, коляда,

А бывает коляда

накануне рождества!

Коляда пришла –

Рождество принесла!»

«Масленица, масленица!

Широкая масленица!

Гостья нагостилась,

С зимушкой простилась,

С крыши капели-

Грачи прилетели,

воробьи чирикают,

Они весну кликают

Кончилось весельеце. ,

Беритесь за дельце,

Готовьте сошеньку –

Выехать на пашеньку! Знакомство детей с русскими народными традициями, бытом, хри-стианскими праздника-ми.

Развивать речь, активизировать словарь.

Приобщать детей к русской культуре.

Игровая деятельность:

Сюжетно - ролевые игры: «Баю-баюшки-баю,

Баю Лизоньку мою,

Когда вырастешь большая,

Будешь в школу ты ходить,

Будешь в школу ты ходить,

Книжки в сумочке носить».

«Люли-люле-люленьки,

Где вы, где вы гуленьки,

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

Люли-люле-люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели в изголовьице:

- Спи-ка на здоровьице!» Развивать речь, умение общаться с игрушкой, укладывать её спать; развивать эмоциональное общение.

Игры, хороводы, подвижные. «Барашеньки-крутороженьки,

По дворам ходили,

по долам бродили,

в скрипочку играли,

Ваню потешали:

- Ваня, Ваня, простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперёд

И поехал в огород».

«- Бояре,

А мы к вам пришли,

Молодые,

А мы к вам пришли…

Бояре, отворяйте ворота,

Принимайте нашу девку

навсегда». Учить играть в игры с текстом, выполнять движения, согласно сло-вам развивать речь.

Индивидуальная работа по развитию речи (скороговорки).

 «Бежит лиса по шесточку:

- лизни, лизни, лиса песочку!».

«Маленькая болтунья, молоко болтала, болтала, да не выбол-тала».

«От топота копыт пыль по полю летит».

«Сыворотка из-под простокваши». Добиваться чёткого произношения всех звуков русского алфавита, развивать речь.

Творчество детей (небылицы).

«Курочка-ряба

Всё овёс толкла,

Просо сеяла,

Горох веяла».

«Богат Ермошка –

У него собака да кошка…

…Вымела избушку,

Положила голичок.

- Ляг, голичок,

Под порог на бочок!».

«Вы послушайте, ребята,

Моей сказки небогатой,

От конька – горбунка

И медведя плясуна …

… Знай,

Медведю кричит:

- Давай вправо,

Давай влево,

А теперь вот напрямик!». Развивать фантазию, мышление, учить понимать юмор, шутку, побуждать сочинять свои небылицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе....

Использование малых фольклорных жанров в период адаптации детей раннего возраста (планирование)

Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящей огромные дидактические возможности. Исходя из этого мы решили использовать возможности МФЖ для создания благоприятных условий...

Статья в газету "Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей"

В развитии речи детей дошкольного возраста средства малого фальклора играют немаловажную роль. Так как применяя их при работе с детьми, мы можем повлиять на формирование связной речи ребенка, правильн...

Методические рекомендации "Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей"

В дошкольном возрасте потешки играют немаловажную роль, с помощью потешек можно наладить эмоциональный контакт с ребенком, если ребенок устал или не в настроении. Они создают успокаивающие, отвлекающи...

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»Цель: закрепление знаний детей о патешках  Задачи: Образовательная:-умет...

Проект «Использование малых фольклорных жанров в формировании словаря детей раннего возраста»

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, напо...