Главные вкладки

    Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.
    календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме

    Обручева Эльвира Геннадьевна

    Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.

    Месяц / Тема

    Вид малого фольклора

    Совместная деятельность взрослого и детей

    Взаимодействие с родителями

    Планируемый результат

    Непосредственно

    образовательная

    деятельность

    Образовательная деятельность  в режимных моментах

    Самостоятельная деятельность детей (организация предметно развивающей среды)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

                    7

    Сентябрь

    Потешка

    ОО «Художественная литература»

    Цель: познакомить детей

    с фольклорным

    жанром потешка





    Приём детей с игрушкой: «Я рыжая лисичка»







    Дидактическая игра «Узнай потешку»

    «Кот на печку пошёл».



    Папка – передвижка: «Устное  народное творчество в воспитании детей»

    Узнают потешки по первым словам воспитателя, называют знакомые  потешки.


    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

     Чтение потешек:

    «Кисонька -мурысенька», «Идёт лисичка по мосту..»

    Рисование «Кисонька –мурысенька»

    Цель: формировать положительное эмоциональное и бережное отношение к животным.

    ОО «Физическая культура»

    Утренняя гимнастика: комплекс «Медведь».

    ОО «Познание»

    Игры с пальчиками: «Кошка»

    ОО «Здоровье»

    Приём пищи: «Миска молока»

    Сон: «Спят котятки на окошке»

    Умывание: «Водичка, водичка…»

    Подъём: «Хомка, хомка, хомячок»

    ОО «Социализация»

    «Познание»

    Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)

    С.Р. игры: «В гости к Кате», «Сварим Петушку кашку»

    Создание предметно- развивающей среды:

    в книжном уголке разместить книги-картинки.



















    Проговаривают совместно с воспитателем потешки во время режимных моментов. Проявляют  положительное эмоциональное отношение к животным, желание оберегать животных.

    Октябрь

    Потешка

    Загадка

    ОО

    «Худож. литература»

    Знакомство с новой потешкой  «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку».

    Цель: воспитывать умение слушать текст потешки, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажу потешки

    Приём детей: потешка

    ОО «Физическая культура»

    Утренняя гимнастика: «Карусель»

    ОО «Познание»

    Игры с пальчиками: «Зайчики»

    ОО «Здоровье»

    Приём пищи:  потешка «Вот как детки держат ложку»

    Подъём: потешка

    «Птички»

    ОО «Познание»

    Наблюд. в природе: «Солнышко, солнышко»

    ОО «Музыка»

    Слушание песенок потешек.

    Игра – хоровод «Колпачок»,

    «Зайка попляши»

    ОО «Социализация»

    С.Р.игра «Уложим куклу Катю спать»

    «Шофёры»

    ОО «Познание»

    Загадки об овощах и фруктах.

    Пополнение предметно-развивающей среды: создание картотеки потешек для работы с детьми.

    Оформление папки-передвижки «Потешки во время еды».

    Проявляют положительное эмоции при чтении потешек, при прослушивании музыкальных песенок потешек, проявляют эмоциональное отношение к персонажу потешки, самостоятельно проговаривают знакомые потешки при проведении режимных моментов, разгадывают загадки.

    Октябрь

    Потешка

    ОО

    «Коммуникация»

    Проговаривание потешек.

    «Тень – тень - потетень»

    Цель: учить интонационной выразительности при проговаривании потешек.

    ОО «Музыка» «Еду – еду к бабе, к деду»

    развивать эстетические чувства заботы и взаимопомощи близким людям.

    Приём детей с игрушкой: потешка

    «Петушок»

    Игры с пальчиками: «Семья»

    Умывание: потешка «Водичка, водичка…»,

    Сон: потешка «Баю-баю-бай»

    Настольный театр «Курочка ряба»

    Пропевание потешек.

    Игры – хороводы «Лисичка», «Совушка - сова»

    С.Р.Игра «Хозяйки»,

    «Построим дом»

    Предметно-развивающая среда: музыкальные народные инструменты, маски для проигрывания

    Изготовление пальчиковых персонажей к потешкам.

    Интонационно-выразительно проговаривают потешки, попевают знакомые песенки потешки, проговаривают наизусть  знакомые потешки при  играх с пальчиками, самостоятельно проговаривают знакомые потешки при проведении режимных моментов.

    Проявляют желание помогать и заботиться о близких людях.

    Ноябрь

    Потешка

    ОО

    «Худож. литература»

    Повторение

     потешек

     «Кисонька -мурысенька»

    «Идёт лисичка по мосту..»

    Цель: воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам

    ОО «Познание» «Сорока, сорока»

    Развивать эстетические чувства заботы и сопереживания героям потешек.

    Приём детей с потешкой «Пошёл котик на торжок...»

    ОО «Физическая культура» Утренняя гимнастика «Карусель»

    ОО «Здоровье»

    Одевание с потешкой

    «Ботинки у Маринки»

    ОО «Познание»

    Наблюд. в природе

    потешка «Солнечный зайчик»

    ОО «Социализация»

    Ритуал примирения: потешка «Коза-дереза»

    ОО «Социализация»

    «Теремок» пальчиковая инсценировка.

    Игра «Чики-чики-чикалочки»

    «Вот весёлые матрёшки, ладушки, ладушки»- игры с матрёшками

    «Чудесный сундучок»- сказки кота Мурлыки

     Предметно-развивающая среда: внесение д/ игры «Три медведя»

    Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

    Используют знакомые потешки при организации самостоятельной игры – инсценировки, проявляют положительное отношение к героям известных потешек, узнают и называют потешки, как форму малого фольклора.

    Декабрь

    Потешка

    Итоговое развлечение

     «Мы потешки распеваем и немного поиграем"

    Цель: вызвать у детей радость от повторения знакомых потешек, вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей. 

    Приём детей с потешкой «Здравствуйте, ручки»

    ОО «Познание»

    Игры с пальчиками: «Пальчик – мальчик»

    ОО «Социализация»

    Игра/упр «Весёлая ярмарка»

    ОО «Здоровье»

    Сон «Люли-люли, люленьки»

    ОО «Труд»

    Уборка игрушек: зазывалочка «Ну,  теперь за дело дружно, убирать игрушки нужно»

    ОО «Социализация»

    Игра – драматизация по сюжету потешек «Кот на печку пошёл».

    Д/и «Определи время года»

    ОО «Познание»

    Загадки о елке, деде Морозе, Снегурочке.

    Предметно-развивающая среда: внести раскраски по русским народным сказкам

    Оформление папки-передвижки «Потешки при одевании и раздевании».

    Проявляют положительные эмоции при чтении потешек; интонационно-выразительно читают знакомые потешки  наизусть; с помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценируют знакомые потешки, самостоятельно проговаривают знакомые потешки в повседневной жизни.

    Январь

    Прибаутки

    Загадки

    ОО

    «Худож.

    литература»

    прибаутка «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет»

    Цель: познакомить

    с фольклорным

    жанром прибаутка.

    Показать красоту напевности и ритмичности прибауток.


    Приём детей с игрушкой кошка

    ОО «Познание»Игры с пальчиками: «Лодка»

    Игра «Как на тоненький ледок»

    ОО «Здоровье»

    Приём пищи:  прибаутка «Вот тарелочка пуста»

    Одевание: прибаутка «Наша Маша маленька»

    ОО «Социализация»

    Ритуал примирения: прибаутка «Мирись…»

    ОО «Познание» Загадки о зимней природе

    ОО «Социализация»

    Игра «В лесу родилась елочка» Д.И. «Назови персонажа сказки»

    С.Р. Игра

     «Строим теремок»

    ОО «Музыка»

    Прослушивание аудиозаписей сказок.

    Предметно-развивающая среда: обустроить уголок ряженья

    Анкетирование родителей: «Книги для малыша»


    Узнают прибаутки по первым словам воспитателя, отмечают напевность, ритмичность прибауток,

    проговаривают прибаутки совместно с воспитателем в режимных моментах, при примирении в ссоре, при проведении пальчиковых игр; отгадывают загадки о зиме;  

    Февраль

    Прибаутки

    ОО

    «Коммуникация»

    прибаутки

    «Как у нашего- то Вани»

    Цель: учить передавать содержание прибаутки с опорой на иллюстрации.

    Разучивать  прибаутки наизусть.

    ОО «Физическая культура» Показать красоту напевности и ритмичности прибауток при выполнении физических упражнений.




    Приём детей прибаутка «Вместе с солнышком встаю» ОО «Физическая культура»

    Утренняя гимнастика с прибауткой «А сейчас все по порядку, встали дружно на зарядку»

    ОО «Познание»

    Наблюд. в природе

    Ой ты, зимушка-зима, Ты с морозами пришла»

    ОО «Музыка», «Социализация»

    Народные игры- хороводы: «Карусель»,

     «Ручеёк»

    С.Р.Игры: «Семья», «Готовим папе обед», «Идём в детский сад»

    Д.И. «Кому что нужно?»

    Предметно-развивающая среда: внесение картинок по теме прибаутки

    Консультация

    «Роль прибауток в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

    Читают наизусть прибаутки; рассказывают содержание прибаутки с опорой на иллюстрации; используют в речи прибаутки при проведении режимных моментов, выполняют физические упражнения под ритм пестушек.

    Отмечают красоту зимнего пейзажа, выделяя понравившиеся моменты.

    Март

    Прибаутки

    Итоговое  НООД по прибауткам

    «Матрёшки-затейницы»

    Цель: вызвать у детей радость от повторения знакомых прибауток, вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей.

    Обогащать эстетические впечатления


    Приём детей прибаутка          «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?»

    ОО «Физическая культура»

    Утренняя гимнастика с прибауткой «На полянке перед домом, скачет зайка выше всех»

    ОО «Социализация»

    Ситуация общения «Матрёшкино новоселье»

    Настольный театр «Больная кукла»

    ОО «Музыка» «Узнай героев по характеру музыки»

    ОО «Социализация»

    С.Р.Игра «Сварим кашу»

    «Едем в зоопарк»

    Д.И. «Кто за кем?»

    Предметно-развивающая среда: внесение в изоуголок коллекции игрушек матрёшки, шкатулки и т.п

    Помощь в составлении картотеки устного народного творчества:

    пословицы, поговорки,

    заклички, потешки,

    песни,

    шутки,

    загадки.

    Проявляют положительные эмоции при чтении прибауток; интонационно-выразительно читают знакомые прибаутки наизусть; с помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценируют знакомые прибаутки.

    Выражают эстетические впечатления радости, восторга.

    Апрель

    Колыбель-ные

    песни

    ОО

    «Худож.

    литература»

    «Кач, кач, баю-бай…»

    «Люли-люли, люленьки»

    Цель: познакомить

    с фольклорным

    жанром колыбельные песни, показать красоту, лиричность, напевность колыбельных песен.





     Приём детей:

    зазывалочка: «Ну, ребятки, выходите…»

    Умывание «Кто умеет чисто мыться»

    Сон «Как у нашего кота

    Колыбелька золота»

    Уход домой:

     «До свидания,

    Детский сад!

    Завтра мы придем опять»


    Проведение игр «Кот Васька», Огуречик, огуречик»

    Театр на столе «Про маленькую птичку»

    Укладывание куклы спать с пением колыбельной: «А, баиньки-баиньки»

    Предметно-развивающая среда: внесение кукол-малышек в игровой уголок

    Помощь в составлении картотеки устного народного творчества:

    пословицы, поговорки,

    заклички, потешки,

    песни,

    шутки,

    загадки.

    Узнают колыбельные песни, проявляют положительные эмоции при прослушивании колыбельных песен, выделяют напевность, лиричность песен.










    Май

    Колыбельные

    песни

    ОО

    «Коммуникация»

    «Ай, бай, бай,

    Ты, собачка, не лай..»

    «Спи младенец мой прекрасный…»

    Цель: расширить знания детей об использовании  колыбельных песен в повседневной жизни; учить петь колыбельные тихо, ласково; познакомить детей с  

    колыбелькой (люлькой, зыбкой)

    ОО «Музыка»

    Вызывать у детей эмоциональные переживания при прослушивании колыбельных песен.


     Приём детей:

    зазывалочка «Дин- дон, дин- дон»

    ОО «Физическая культура»

    Утренняя гимнастика «Гуси-гуси га-га-га, есть хотите да-да-да…»

    ОО «Здоровье»

    Сон колыбельная

    «Тише, куры, не шумите…»

    ОО «Познание»

    Наблюдение в природе: зазывалочка «Солнышко, солнышко»

    ОО «Труд»

    Труд на прогулке: «Всюду нос метла совала…"

    ОО «Музыка»

    Прослушивание колыбельных песен.

    ОО «Социализация»

    Обыгрывание действий убаюкивания куклы с пением колыбельных.

    Предметно-развивающая среда: внесение  в музыкальный уголок записей русских народных колыбельных

     Папка-передвижка

    «Использование песенного народного творчества в воспитании детей» (колыбельные)

    Подпевают знакомые колыбельные песни; используют колыбельные песни в самостоятельных сюжетно-ролевых играх, проявляют эмоциональные переживания при просушивании колыбельных песен.

    Методические рекомендации педагогам по использованию малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста.

    1. Предложенный комплесно- тематический план каждый педагог может дополнить по своему усмотрению и расширить указанный перечень.
    2. В работе по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами необходимо соблюдать систему в планировании с учетом возрастных, и индивидуальных особенностей младших дошкольников.
    3. Речь воспитателя должна быть правильной и выразительной, эмоциональной. Интонация, с которой произносятся потешки, поговорки, прибаутки, колыбельные песни, воспитателем, должна быть понятна детям.
    4. Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, необходим приём- динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки.
    5. В работу по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста  необходимо включать произведения малых фольклорных жанров, для  формирования первоначальных  навыков художественно- речевой деятельности.

    6. Наиболее значимыми в системе педагогического взаимодействия являются ситуации самостоятельного переноса  детьми, полюбившихся потешек, прибауток, поговорок, колыбельных песен в игры и в повседневную деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»

    На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....

    Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"

    На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...

    Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

    В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...

    Развитие детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

    Представлен опыт работы по развитию детей у  5-6 лет творческого склада ума,  воображения, эмоциональной впечатлительности,  личности  через лепку....

    Индивидуальные маршруты развития детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям

    Индивидуальные маршруты развития детейстаршего дошкольного возраста по образовательным областям...

    Использование малых форм фольклора в музыкальном развитии детей раннего дошкольного возраста.

    Неоцемимо и глубоко значение фольклора для полноценного развития младенца. В наше время глобальной электроники, особенно молодые мамы не придают значения вековым традициям и опыту взаимодействия и вос...