Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.
календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме
Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.
Месяц / Тема | Вид малого фольклора | Совместная деятельность взрослого и детей | Взаимодействие с родителями | Планируемый результат | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей (организация предметно развивающей среды) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сентябрь | Потешка | ОО «Художественная литература» Цель: познакомить детей с фольклорным жанром потешка | Приём детей с игрушкой: «Я рыжая лисичка» | Дидактическая игра «Узнай потешку» «Кот на печку пошёл». | Папка – передвижка: «Устное народное творчество в воспитании детей» | Узнают потешки по первым словам воспитателя, называют знакомые потешки. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Чтение потешек: «Кисонька -мурысенька», «Идёт лисичка по мосту..» Рисование «Кисонька –мурысенька» Цель: формировать положительное эмоциональное и бережное отношение к животным. | ОО «Физическая культура» Утренняя гимнастика: комплекс «Медведь». ОО «Познание» Игры с пальчиками: «Кошка» ОО «Здоровье» Приём пищи: «Миска молока» Сон: «Спят котятки на окошке» Умывание: «Водичка, водичка…» Подъём: «Хомка, хомка, хомячок» | ОО «Социализация» «Познание» Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото) С.Р. игры: «В гости к Кате», «Сварим Петушку кашку» Создание предметно- развивающей среды: в книжном уголке разместить книги-картинки. | Проговаривают совместно с воспитателем потешки во время режимных моментов. Проявляют положительное эмоциональное отношение к животным, желание оберегать животных. |
Октябрь | Потешка Загадка | ОО «Худож. литература» Знакомство с новой потешкой «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку». Цель: воспитывать умение слушать текст потешки, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажу потешки | Приём детей: потешка ОО «Физическая культура» Утренняя гимнастика: «Карусель» ОО «Познание» Игры с пальчиками: «Зайчики» ОО «Здоровье» Приём пищи: потешка «Вот как детки держат ложку» Подъём: потешка «Птички» ОО «Познание» Наблюд. в природе: «Солнышко, солнышко» | ОО «Музыка» Слушание песенок потешек. Игра – хоровод «Колпачок», «Зайка попляши» ОО «Социализация» С.Р.игра «Уложим куклу Катю спать» «Шофёры» ОО «Познание» Загадки об овощах и фруктах. Пополнение предметно-развивающей среды: создание картотеки потешек для работы с детьми. | Оформление папки-передвижки «Потешки во время еды». | Проявляют положительное эмоции при чтении потешек, при прослушивании музыкальных песенок потешек, проявляют эмоциональное отношение к персонажу потешки, самостоятельно проговаривают знакомые потешки при проведении режимных моментов, разгадывают загадки. |
Октябрь | Потешка | ОО «Коммуникация» Проговаривание потешек. «Тень – тень - потетень» Цель: учить интонационной выразительности при проговаривании потешек. ОО «Музыка» «Еду – еду к бабе, к деду» развивать эстетические чувства заботы и взаимопомощи близким людям. | Приём детей с игрушкой: потешка «Петушок» Игры с пальчиками: «Семья» Умывание: потешка «Водичка, водичка…», Сон: потешка «Баю-баю-бай» | Настольный театр «Курочка ряба» Пропевание потешек. Игры – хороводы «Лисичка», «Совушка - сова» С.Р.Игра «Хозяйки», «Построим дом» Предметно-развивающая среда: музыкальные народные инструменты, маски для проигрывания | Изготовление пальчиковых персонажей к потешкам. | Интонационно-выразительно проговаривают потешки, попевают знакомые песенки потешки, проговаривают наизусть знакомые потешки при играх с пальчиками, самостоятельно проговаривают знакомые потешки при проведении режимных моментов. Проявляют желание помогать и заботиться о близких людях. |
Ноябрь | Потешка | ОО «Худож. литература» Повторение потешек «Кисонька -мурысенька» «Идёт лисичка по мосту..» Цель: воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам ОО «Познание» «Сорока, сорока» Развивать эстетические чувства заботы и сопереживания героям потешек. | Приём детей с потешкой «Пошёл котик на торжок...» ОО «Физическая культура» Утренняя гимнастика «Карусель» ОО «Здоровье» Одевание с потешкой «Ботинки у Маринки» ОО «Познание» Наблюд. в природе потешка «Солнечный зайчик» ОО «Социализация» Ритуал примирения: потешка «Коза-дереза» | ОО «Социализация» «Теремок» пальчиковая инсценировка. Игра «Чики-чики-чикалочки» «Вот весёлые матрёшки, ладушки, ладушки»- игры с матрёшками «Чудесный сундучок»- сказки кота Мурлыки Предметно-развивающая среда: внесение д/ игры «Три медведя» | Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» | Используют знакомые потешки при организации самостоятельной игры – инсценировки, проявляют положительное отношение к героям известных потешек, узнают и называют потешки, как форму малого фольклора. |
Декабрь | Потешка | Итоговое развлечение «Мы потешки распеваем и немного поиграем" Цель: вызвать у детей радость от повторения знакомых потешек, вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей. | Приём детей с потешкой «Здравствуйте, ручки» ОО «Познание» Игры с пальчиками: «Пальчик – мальчик» ОО «Социализация» Игра/упр «Весёлая ярмарка» ОО «Здоровье» Сон «Люли-люли, люленьки» ОО «Труд» Уборка игрушек: зазывалочка «Ну, теперь за дело дружно, убирать игрушки нужно» | ОО «Социализация» Игра – драматизация по сюжету потешек «Кот на печку пошёл». Д/и «Определи время года» ОО «Познание» Загадки о елке, деде Морозе, Снегурочке. Предметно-развивающая среда: внести раскраски по русским народным сказкам | Оформление папки-передвижки «Потешки при одевании и раздевании». | Проявляют положительные эмоции при чтении потешек; интонационно-выразительно читают знакомые потешки наизусть; с помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценируют знакомые потешки, самостоятельно проговаривают знакомые потешки в повседневной жизни. |
Январь | Прибаутки Загадки | ОО «Худож. литература» прибаутка «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет» Цель: познакомить с фольклорным жанром прибаутка. Показать красоту напевности и ритмичности прибауток. | Приём детей с игрушкой кошка ОО «Познание»Игры с пальчиками: «Лодка» Игра «Как на тоненький ледок» ОО «Здоровье» Приём пищи: прибаутка «Вот тарелочка пуста» Одевание: прибаутка «Наша Маша маленька» ОО «Социализация» Ритуал примирения: прибаутка «Мирись…» | ОО «Познание» Загадки о зимней природе ОО «Социализация» Игра «В лесу родилась елочка» Д.И. «Назови персонажа сказки» С.Р. Игра «Строим теремок» ОО «Музыка» Прослушивание аудиозаписей сказок. Предметно-развивающая среда: обустроить уголок ряженья | Анкетирование родителей: «Книги для малыша» | Узнают прибаутки по первым словам воспитателя, отмечают напевность, ритмичность прибауток, проговаривают прибаутки совместно с воспитателем в режимных моментах, при примирении в ссоре, при проведении пальчиковых игр; отгадывают загадки о зиме; |
Февраль | Прибаутки | ОО «Коммуникация» прибаутки «Как у нашего- то Вани» Цель: учить передавать содержание прибаутки с опорой на иллюстрации. Разучивать прибаутки наизусть. ОО «Физическая культура» Показать красоту напевности и ритмичности прибауток при выполнении физических упражнений. | Приём детей прибаутка «Вместе с солнышком встаю» ОО «Физическая культура» Утренняя гимнастика с прибауткой «А сейчас все по порядку, встали дружно на зарядку» ОО «Познание» Наблюд. в природе Ой ты, зимушка-зима, Ты с морозами пришла» | ОО «Музыка», «Социализация» Народные игры- хороводы: «Карусель», «Ручеёк» С.Р.Игры: «Семья», «Готовим папе обед», «Идём в детский сад» Д.И. «Кому что нужно?» Предметно-развивающая среда: внесение картинок по теме прибаутки | Консультация «Роль прибауток в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» | Читают наизусть прибаутки; рассказывают содержание прибаутки с опорой на иллюстрации; используют в речи прибаутки при проведении режимных моментов, выполняют физические упражнения под ритм пестушек. Отмечают красоту зимнего пейзажа, выделяя понравившиеся моменты. |
Март | Прибаутки | Итоговое НООД по прибауткам «Матрёшки-затейницы» Цель: вызвать у детей радость от повторения знакомых прибауток, вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей. Обогащать эстетические впечатления | Приём детей прибаутка «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?» ОО «Физическая культура» Утренняя гимнастика с прибауткой «На полянке перед домом, скачет зайка выше всех» ОО «Социализация» Ситуация общения «Матрёшкино новоселье» | Настольный театр «Больная кукла» ОО «Музыка» «Узнай героев по характеру музыки» ОО «Социализация» С.Р.Игра «Сварим кашу» «Едем в зоопарк» Д.И. «Кто за кем?» Предметно-развивающая среда: внесение в изоуголок коллекции игрушек матрёшки, шкатулки и т.п | Помощь в составлении картотеки устного народного творчества: пословицы, поговорки, заклички, потешки, песни, шутки, загадки. | Проявляют положительные эмоции при чтении прибауток; интонационно-выразительно читают знакомые прибаутки наизусть; с помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценируют знакомые прибаутки. Выражают эстетические впечатления радости, восторга. |
Апрель | Колыбель-ные песни | ОО «Худож. литература» «Кач, кач, баю-бай…» «Люли-люли, люленьки» Цель: познакомить с фольклорным жанром колыбельные песни, показать красоту, лиричность, напевность колыбельных песен. | Приём детей: зазывалочка: «Ну, ребятки, выходите…» Умывание «Кто умеет чисто мыться» Сон «Как у нашего кота Колыбелька золота» Уход домой: «До свидания, Детский сад! Завтра мы придем опять» | Проведение игр «Кот Васька», Огуречик, огуречик» Театр на столе «Про маленькую птичку» Укладывание куклы спать с пением колыбельной: «А, баиньки-баиньки» Предметно-развивающая среда: внесение кукол-малышек в игровой уголок | Помощь в составлении картотеки устного народного творчества: пословицы, поговорки, заклички, потешки, песни, шутки, загадки. | Узнают колыбельные песни, проявляют положительные эмоции при прослушивании колыбельных песен, выделяют напевность, лиричность песен. |
Май | Колыбельные песни | ОО «Коммуникация» «Ай, бай, бай, Ты, собачка, не лай..» «Спи младенец мой прекрасный…» Цель: расширить знания детей об использовании колыбельных песен в повседневной жизни; учить петь колыбельные тихо, ласково; познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) ОО «Музыка» Вызывать у детей эмоциональные переживания при прослушивании колыбельных песен. | Приём детей: зазывалочка «Дин- дон, дин- дон» ОО «Физическая культура» Утренняя гимнастика «Гуси-гуси га-га-га, есть хотите да-да-да…» ОО «Здоровье» Сон колыбельная «Тише, куры, не шумите…» ОО «Познание» Наблюдение в природе: зазывалочка «Солнышко, солнышко» ОО «Труд» Труд на прогулке: «Всюду нос метла совала…" | ОО «Музыка» Прослушивание колыбельных песен. ОО «Социализация» Обыгрывание действий убаюкивания куклы с пением колыбельных. Предметно-развивающая среда: внесение в музыкальный уголок записей русских народных колыбельных | Папка-передвижка «Использование песенного народного творчества в воспитании детей» (колыбельные) | Подпевают знакомые колыбельные песни; используют колыбельные песни в самостоятельных сюжетно-ролевых играх, проявляют эмоциональные переживания при просушивании колыбельных песен. |
Методические рекомендации педагогам по использованию малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста.
- Предложенный комплесно- тематический план каждый педагог может дополнить по своему усмотрению и расширить указанный перечень.
- В работе по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами необходимо соблюдать систему в планировании с учетом возрастных, и индивидуальных особенностей младших дошкольников.
- Речь воспитателя должна быть правильной и выразительной, эмоциональной. Интонация, с которой произносятся потешки, поговорки, прибаутки, колыбельные песни, воспитателем, должна быть понятна детям.
- Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, необходим приём- динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки.
- В работу по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста необходимо включать произведения малых фольклорных жанров, для формирования первоначальных навыков художественно- речевой деятельности.
6. Наиболее значимыми в системе педагогического взаимодействия являются ситуации самостоятельного переноса детьми, полюбившихся потешек, прибауток, поговорок, колыбельных песен в игры и в повседневную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»
На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"
На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...

Влияние малых фольклорных жанров на эстетическое развитие развитие детей младшего дошкольного возраста
В наше время, когда вопросы эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческо...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Овечка с ягненком»
Учить детей выполнять сюжетную аппликацию....
Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...
Развитие детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Представлен опыт работы по развитию детей у 5-6 лет творческого склада ума, воображения, эмоциональной впечатлительности, личности через лепку....

Использование малых форм фольклора в музыкальном развитии детей раннего дошкольного возраста.
Неоцемимо и глубоко значение фольклора для полноценного развития младенца. В наше время глобальной электроники, особенно молодые мамы не придают значения вековым традициям и опыту взаимодействия и вос...