Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

ДС №63 «Весняночка»

СИСТЕМА РАБОТЫ

на тему: «Использование малых форм фольклора

в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Подготовил:

Воспитатель высшей категории

О.Н. Исламкина

г.о. Тольятти - 2014г

В настоящее время возрастает интерес к истокам, корням, культуре своего народа, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Дошкольная образовательная организация - первое звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из поколения в поколение.

Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители из-за занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - семи лет.

Известно, что у детей дошкольного возраста не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов.

Проработав в детском саду более 10 лет, с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), я заметила тенденцию к снижению уровня развития речи детей.

Уже работая в детском саду, окончила институт, получив квалификацию - учитель-логопед, для меня именно эта проблема стала наиболее близкой и актуальной.

Взяв за основу результаты наблюдения за детьми, проанализировав комплексную программу Т.Н.Дороновой «Из детства - в отрочество», по которой работает наш детский сад № 63 «Весняночка» и результаты диагностики детей, я пришла к следующим выводам: уровень развития речи детей 5-7 лет, из года в год, стабильно находится на нижней границе нормы. Ниже представлены результаты речевого развития по детскому саду:

Низкий уровень- 49 %

Средний уровень – 33 %

Высокий уровень – 18 %

 Именно тогда я и решила найти то средство, близкое и понимаемое детьми, используя которое, я смогу эффективно работать по речевому развитию дошкольников. Таким средством я выбрала малые фольклорные формы.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) малые формы фольклора передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя в своей речи пословицы и поговорки, потешки, загадки дети учатся ясно, лаконично, эмоционально выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Я предположила, что в результате предстоящей работы:

  1. Дети старшего дошкольного возраста  станут чувствительнее к многообразию слов, научатся подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.
  2. Будут использовать в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания, меньше делать логических ошибок,  у них улучшиться звукопроизношение.
  3. Научатся произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, станут более эмоциональны. 

        Для достижения данных предположений будет:

-      организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в ходе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;

  • малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи;
  • педагоги будут заинтересованы в использовании малых форм фольклора  для повышения уровня речевого развития дошкольников;
  • родители примут активное участие в речевом развитии детей по средствам малых фольклорных форм.

Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение образно описывать предмет.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность"

С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Я пришла к выводу, что с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Мною были отобраны следующие малые формы фольклора, представленные в модели.

Итак, малые формы фольклора были отобраны мною с учетом возрастных возможностей детей и на основе этого организована систематическая работа   со старшим дошкольникам. Так я начала разработку перспективного планирования по включению малых фольклорных форм в деятельность с детьми.

Свою работу я простраивала на следующих основных принципах:

  • во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  • во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
  • в-третьих, активного включения детей;
  • в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

Как мною было уже сказано выше, малые фольклорные формы я вводила в общение с детьми постепенно - поэтапно.

  1. Режимные моменты - процессы умывания, одевания, укладывание спать и пробуждение ото сна;
  2. Совместная деятельность - прогулка, все виды детской деятельности;
  3. НОД (интеграция в содержание НОД по комплексной программе)
  4. Самостоятельная деятельность детей.

         На первоначальном  этапе ознакомления детей с малыми фольклорными формами я  не ставила перед собой цели – привлечение к работе родителей.

        Так как дети проводят со мной по 2 года (старшая (5-6 лет) и подготовительная (6-7 лет) группы),  то и работу я предполагала распределить на двухлетний период.

Свою работу я начала с формы небольшого объема - потешки, которая таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей, используя ее в режимных моментах. Но эта форма малого фольклора была уже хорошо известна детям 5-7 лет, поэтому я достаточно быстро перешла к более сложным формам: поговоркам, пословицам, загадкам.         Пройдя этап потешек, пословиц и поговорок я начала активно вводить в работу загадки, сказки, рассказы. Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.

Наблюдая за детьми, во второй половине учебного года, я заметила, что дети самостоятельно стали использовать потешки, пословицы и поговорки в своей речи и стали знакомить с ними и родителей. У родителей появились вопросы - почему дети так часто стали использовать в речи формы фольклора? Тогда я поняла, что родители готовы к сотрудничеству. Мы стали работать сообща. И в конце первого года работы, по результатам диагностики, разработанной авторами программы «Из детства - в отрочество», а также - О.Ушаковой, Е.Струниной - диагностика речевых умений средствами малых форм фольклора, показатели развития речи были таковы (2010 г):

Низкий уровень- 43 %

Средний уровень - 28%

Высокий уровень – 29 %

 Пусть данные результатов развития речи дошкольников  моей группы и невысоки, но они все же отличались от результатов по саду предыдущего года и стали чуть выше.

Эффективность используемых малых фольклорных форм, я решила отслеживать по трем разделам развития  речи:

- связная речь

- ЗКР

- Грамматический строй

 И мне стало ясно, что проведенная мной работа - эффективна. Результаты первого года работы представлены в таблице.

Развитие речи

2010-2011 уч год

Начало года

Конец года

в

с

н

в

с

н

Связная речь

17

25

58

23

30

57

ЗКР

30

27

43

35

32

33

Грамматический строй

20

27

53

27

36

37

        Дети стали внимательнее слушать рассказы воспитателя и сверстников, помогать друг другу в случае затруднения, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно их исправлять – таковы изменения в уровне развития грамматического строя. Показатель развития фонематического слуха увеличился.

        Использование малых форм народного фольклора при организации игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, непосредственно-образовательной деятельности, чтение художественной литературы привело к изменениям  и в связной речи.

        Проанализировав полученные результаты, я поставила цель для второго года работы (2011-2012 уч год):

- расширить  формы взаимодействия с родителями,

-  создать условия в группе;

- привлечь к данной работе специалистов детского сада.

         Ранее родители были подключены к работе и для них мною была сделана подборка потешек,  прибауток, считалок, пословиц и поговорок.          Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. У нас в группе собрались дети с разных уголков России. А это разнообразный фольклорный материал.

В соответствии с решением задач речевого развития  детей старшей группы, а также  я спланировала и дальнейшую работу с ними:

- Консультации: «Народы Среднего Поволжья», «А у нас по соседству..»,  

 «Народные костюмы Среднего Поволжья», «Фольклор в повседневной жизни

  детей»,

- Семинар-практикум «Посиделки в светлой горнице»,

- Цикл музыкальных гостиных: «В гостях у русского народа», «В гостях у татарского народа», «В гостях у чувашского народа», «В гостях у мордовского  народа», «Колыбельные песни»,

- Мастерская  рукоделия:  книжки-малышки «Сказки детства», «Украшение посуды», «Народный орнамент».

- копилка «Поделись рецептом» (национальная кухня).

        Для родителей и педагогов ДС мною были разработаны анкеты (см. приложение), которые использовались как на начальном этапе, так и по окончании каждого этапа, для отслеживания эффективности использования малых фольклорных форм для развития речи дошкольников.

        Далее мной была разработана система взаимодействия специалистов детского сада: воспитателя-эстета, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, музыкального руководителя, специалиста развивающего обучения.

        В тесном сотрудничестве с музыкальными руководителями и вторым воспитателем на группе, мы ввели традицию в группе - перед сном петь  или прослушивать колыбельные песни, которые разучивали на НОД по 00 «Музыка», в ходе развлечений (см. приложение).

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире.

Колыбельные песни, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Народные песенки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.

        Взаимосвязь всех видов деятельности, направленных на  развитие речи, дала положительный результат: дети на занятиях математического и познавательного цикла активно  стали использовать в речи новые слова и понятия, на занятиях по конструированию, изобразительной деятельности дети стали использовать в речи средства выразительности при воплощении художественного замысла.

        В процессе  совместной работы были отмечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству,

- по своей инициативе  они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки,  потешки, прибаутки, отрывки из сказок.

- самостоятельно организовывать народные подвижные игры - забавы, используя считалки.

         Анализ результатов до и после моей работы (2010-2012 гг) наглядно свидетельствует об эффективности разработанного мной комплекса методов и приемов. Процент детей с низким уровнем развития  значительно уменьшился.

        У детей улучшились результаты  по тем разделам, которые были взяты мной за основу.

1. Звуковая культура речи.

- дети стали более четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные;

-  развился фонематический слух;

- дети  стали использовать средства интонационной выразительности;

- у детей хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные.

2. Грамматический строй речи.

- речь детей насыщена словами, обозначающими все части речи;

- совершаются первые попытки произвольного использования

грамматических средств и анализа грамматических фактов;

- появляется умение контролировать свою речь.

3. Связная речь - является показателем речевого развития ребенка.

- дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы;

- дети способны увидеть в картине не только главное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.д.;

- дети усваивают разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение). Результаты диагностики по речевому развитию дошкольников группы № 51 (подготовительная) представлены в таблице.

Развитие речи

2011-2012 уч год

Начало года

Конец года

в

с

н

в

с

н

Связная речь

23

30

57

38

47

15

ЗКР

35

32

33

47

41

12

Грамматический строй

27

36

37

35

52

13

У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками».

        Сейчас я осуществляю свою работу со вторым набором детей (2012-2014гг) - группа №72 (старшая и подготовительная группы). Надеюсь, что смогу привить детям чувство любви к народной культуре, ее богатству, научу ценить народную мудрость и гармонию жизни.

        И в процесс реализации  задач комплексной программы по  речевому  развития средствами малых фольклорных  форм мною было решено вовлечь и родителей и специалистов детского сада сразу  на первом году (2012-2013уч год), одновременно работая с детьми, чтобы повысить эффективность используемых форм работы с дошкольниками.

        Для этого я разработала перспективный план  по речевому развитию дошкольников через ознакомление с народным фольклором и перспективный план взаимодействия специалистов (см. приложение)

        По результатам совместной работы за первый год – (2012-2013)  - группа  №72 (старшая), можно с уверенностью сказать, что такое более тесное взаимодействие специалистов сада, родителей, воспитателей оказалось наиболее эффективным, что и подтверждают результаты диагностики, по выбранным мной разделам речевого развития:

Развитие речи

2012-2013 уч год

Начало года

Конец года

в

с

н

в

с

н

Связная речь

21

25

54

24

35

41

ЗКР

24

23

53

37

39

24

Грамматический строй

26

28

46

31

42

27

        Перспективу своей работы я вижу: в детальной проработке перспективно-календарного тематического планирования по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм во взаимодействии со всеми субъектами образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора в музыкальном развитии детей раннего дошкольного возраста.

Неоцемимо и глубоко значение фольклора для полноценного развития младенца. В наше время глобальной электроники, особенно молодые мамы не придают значения вековым традициям и опыту взаимодействия и вос...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

   Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование...

влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей старшего возраста

влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей старшего возраста...

Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста»

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи...

Проект "Значение малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

ПроблемаXXI век – это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но, почему-то, все больше и больше встречается детей с речевы...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь ок...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»

Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенн...