Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
презентация по развитию речи

Романовская Светлана Михайловна

     Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_syadem_ryadkom_pogovorim_ladkom.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация п роекта « Сядем рядком, да поговорим ладком» Влияние малых форм фольклора на развитие речи младших дошкольников. Выполнила : Романовская Светлана Михайловна .

Слайд 2

М. Горький говорил: «Начало искусства слова - в фольклоре». « Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью», писал Л . Н. Толстой. .

Слайд 3

Фольклор – от англ. Folk-lore – «народная мудрость» – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, народная музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство.

Слайд 4

Актуальность проекта: Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы знаем поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем занимались, как трудились, о чём они мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к источникам поможет фольклор. Взрослые знают, как сложно подобрать такие слова, чтобы объяснить ребёнку многообразный окружающий мир. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» - частушки, потешки , прибаутки, песенки, сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и понятно даже для самых маленьких.

Слайд 5

Работая с детьми, можно заметить, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Если речь ребенка будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то решаются сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». В этом я увидела актуальность темы: «Влияние малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Слайд 6

Паспорт проекта: Название проекта: « Сядем рядком, да поговорим ладком» Тип проекта : Т ворческий, практико-ориентированный. По времени реализации: групповой, краткосрочный По характеру контактов : в рамках дошкольного образовательного учреждения. Участники: дети второй младшей группы воспитатели , родители, музыкальный руководитель. Срок реализации : 10.10-17.10 Проект основан на государственных нормативно- правовых документах: - Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г.№3226 - «Конвенция о правах ребёнка» - «Концепция дошкольного образования» - «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» от 12.09.2008г. №666. Итоговое мероприятие: Развлечение: « Бабушка-забавушка в гости к нам пришла»

Слайд 7

Проблема В начале года был проведён анализ развития речи детей по общеобразовательной программе, который показал, что уровень развития речи низкий. Речь детей была невнятной, несвязной, отсутствовало отчётливое произношение звуков в словах. Не наблюдалось умения вести диалог со сверстниками и взрослыми. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители не используют народные песенки, потешки , сказки, поговорки, которые так понятны детям. Зачастую родители заменяют живое общение с детьми видеотехникой, компьютерными играми, которые дают готовые слуховые и зрительные образы. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь , превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную . Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Слайд 8

Цель: Развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора

Слайд 9

Задачи проекта: Развивать активную речь. Обогащать словарный запас, память, умение внимательно слушать. Сформировать интерес к устному народному творчеству. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Слайд 10

Задачи для педагогов: способствовать становлению речи; формировать представления о фольклоре; учить, внимательно слушать, и запоминать художественные произведения ; способствовать становлению родителей, как педагогов единомышленников в понимании значимости использования фольклора в развитии способностей детей.

Слайд 11

Формы работы с детьми: Внедрение использования фольклорных произведений во всех видах деятельности детей. Организация индивидуальной работы с детьми для улучшения произношения звуков и развития грамматического строя речи детей. Проведение совместных с родителями мероприятий.

Слайд 12

Формы работы с родителями: Анкетирование Консультация: "Влияние русского фольклора на развитие речи детей". . Выставки книг Совместный досуг: Развлечение: « Бабушка-забавушка в гости к нам пришла» Привлечение родителей к пополнению библиотеки сказок в группе.

Слайд 13

Принципы реализации проекта: Принцип активности и посильной самостоятельности. Принцип познавательной активности. Принцип наглядности. Принцип поэтапности . Принцип вариативности.

Слайд 14

Ожидаемый результат: Повышение уровня развития речи детей для полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Дети узнают песенки, потешки, русские народные сказки, загадки, игры, в соответствии с их возрастом, у них увеличился словарный запас, они смогут отражать полученный опыт и знания в изобразительной деятельности, игровой деятельности. У родителей повысился интерес к фольклору, они смогут использовать образцы устного народного творчества в общении с детьми, тем самым развивая речь своего ребёнка .

Слайд 15

Этапы реализации проекта: 1. Этап . Подготовительный . Изучение литературы по теме. Подбор книг, иллюстрированного и текстового материала по проблеме. Разработка плана мероприятий по реализации проекта. Привлечение родителей к участию в проекте.

Слайд 16

2.Этап. Основной. Чтение потешек , загадок,пестушек обыгрывание потешек . Выполнение детьми различных движений при проговаривании потешек . Выполнение упражнений . Инсценировки потешек . Рассказывание сказок . Театрализованные игры . Обогащение предметно–развивающей среды Выполнение задач проекта.

Слайд 17

Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; потешки ; прибаутки; заклички ; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры.

Слайд 18

Свободная деятельность детей: « Эта девочка Маша. А это её тарелочка. А в этой тарелочке... Нет, не каша Нет, не каша И не угадали: Села Маша, Съела всю кашу»!

Слайд 19

Народные подвижные игры: Игра с «козликом». Вышел козлик погулять, Свои ножки поразмять. Козлик ножками стучит, По-козлиному кричит: « Бе-е-е , бе-е !» Игра «Карусели»

Слайд 20

3. Заключительный этап : Педагогическое обследование детей. Обработка данных, анализ всех результатов. Оформление проекта.

Слайд 21

Продукт проекта: 1. Конспекты непосредственно образовательной деятельности. 2. Картотека народных подвижных игр. 3.Консультации для родителей: "Влияние русского фольклора на развитие речи детей". 4. Сценарий итогового мероприятия : « Бабушка-забавушка в гости к нам пришла» 5.Совместная работа детей и родителей: Изготовление кормушек для птиц.

Слайд 22

Работа с родителями: Изготовление кормушек для птиц.

Слайд 23

Итог проекта: Развлечение: « Бабушка-забавушка в гости к нам пришла»

Слайд 24

Входе реализации проекта достигнуты определенные результаты: Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Результаты работы:

Слайд 25

Положительные эмоции, бодрое настроение детей, которое помогает овладевать родным языком, развивать память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать. Самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и повседневную деятельность.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...

«Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего возраста »

Существует давняя традиция  — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки...

Использование малых форм фольклора в музыкальном развитии детей раннего дошкольного возраста.

Неоцемимо и глубоко значение фольклора для полноценного развития младенца. В наше время глобальной электроники, особенно молодые мамы не придают значения вековым традициям и опыту взаимодействия и вос...

Проект "Значение малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

ПроблемаXXI век – это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но, почему-то, все больше и больше встречается детей с речевы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»

Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенн...

Проект "Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Народные и современные формы малого фольклора действительно помогают развить речь ребенка младшего возраста, у них только начинает формироваться речь, поэтому песенки, пословицы, скороговорки - отличн...

«Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». Презентация авторской разработки « В волшебном лукошке, всего понемножку»

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я начала замечать такую закономерность, что использование в своей речи потешек, чистоговорок, прибауток побуждает детей к активизации речевого аппарата....