Главные вкладки

    Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
    презентация по развитию речи

    Романовская Светлана Михайловна

         Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_syadem_ryadkom_pogovorim_ladkom.pptx2.49 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация п роекта « Сядем рядком, да поговорим ладком» Влияние малых форм фольклора на развитие речи младших дошкольников. Выполнила : Романовская Светлана Михайловна .

    Слайд 2

    М. Горький говорил: «Начало искусства слова - в фольклоре». « Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью», писал Л . Н. Толстой. .

    Слайд 3

    Фольклор – от англ. Folk-lore – «народная мудрость» – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, народная музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство.

    Слайд 4

    Актуальность проекта: Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы знаем поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем занимались, как трудились, о чём они мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к источникам поможет фольклор. Взрослые знают, как сложно подобрать такие слова, чтобы объяснить ребёнку многообразный окружающий мир. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» - частушки, потешки , прибаутки, песенки, сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и понятно даже для самых маленьких.

    Слайд 5

    Работая с детьми, можно заметить, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Если речь ребенка будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то решаются сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». В этом я увидела актуальность темы: «Влияние малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста».

    Слайд 6

    Паспорт проекта: Название проекта: « Сядем рядком, да поговорим ладком» Тип проекта : Т ворческий, практико-ориентированный. По времени реализации: групповой, краткосрочный По характеру контактов : в рамках дошкольного образовательного учреждения. Участники: дети второй младшей группы воспитатели , родители, музыкальный руководитель. Срок реализации : 10.10-17.10 Проект основан на государственных нормативно- правовых документах: - Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г.№3226 - «Конвенция о правах ребёнка» - «Концепция дошкольного образования» - «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» от 12.09.2008г. №666. Итоговое мероприятие: Развлечение: « Бабушка-забавушка в гости к нам пришла»

    Слайд 7

    Проблема В начале года был проведён анализ развития речи детей по общеобразовательной программе, который показал, что уровень развития речи низкий. Речь детей была невнятной, несвязной, отсутствовало отчётливое произношение звуков в словах. Не наблюдалось умения вести диалог со сверстниками и взрослыми. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители не используют народные песенки, потешки , сказки, поговорки, которые так понятны детям. Зачастую родители заменяют живое общение с детьми видеотехникой, компьютерными играми, которые дают готовые слуховые и зрительные образы. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь , превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную . Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

    Слайд 8

    Цель: Развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора

    Слайд 9

    Задачи проекта: Развивать активную речь. Обогащать словарный запас, память, умение внимательно слушать. Сформировать интерес к устному народному творчеству. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

    Слайд 10

    Задачи для педагогов: способствовать становлению речи; формировать представления о фольклоре; учить, внимательно слушать, и запоминать художественные произведения ; способствовать становлению родителей, как педагогов единомышленников в понимании значимости использования фольклора в развитии способностей детей.

    Слайд 11

    Формы работы с детьми: Внедрение использования фольклорных произведений во всех видах деятельности детей. Организация индивидуальной работы с детьми для улучшения произношения звуков и развития грамматического строя речи детей. Проведение совместных с родителями мероприятий.

    Слайд 12

    Формы работы с родителями: Анкетирование Консультация: "Влияние русского фольклора на развитие речи детей". . Выставки книг Совместный досуг: Развлечение: « Бабушка-забавушка в гости к нам пришла» Привлечение родителей к пополнению библиотеки сказок в группе.

    Слайд 13

    Принципы реализации проекта: Принцип активности и посильной самостоятельности. Принцип познавательной активности. Принцип наглядности. Принцип поэтапности . Принцип вариативности.

    Слайд 14

    Ожидаемый результат: Повышение уровня развития речи детей для полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Дети узнают песенки, потешки, русские народные сказки, загадки, игры, в соответствии с их возрастом, у них увеличился словарный запас, они смогут отражать полученный опыт и знания в изобразительной деятельности, игровой деятельности. У родителей повысился интерес к фольклору, они смогут использовать образцы устного народного творчества в общении с детьми, тем самым развивая речь своего ребёнка .

    Слайд 15

    Этапы реализации проекта: 1. Этап . Подготовительный . Изучение литературы по теме. Подбор книг, иллюстрированного и текстового материала по проблеме. Разработка плана мероприятий по реализации проекта. Привлечение родителей к участию в проекте.

    Слайд 16

    2.Этап. Основной. Чтение потешек , загадок,пестушек обыгрывание потешек . Выполнение детьми различных движений при проговаривании потешек . Выполнение упражнений . Инсценировки потешек . Рассказывание сказок . Театрализованные игры . Обогащение предметно–развивающей среды Выполнение задач проекта.

    Слайд 17

    Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; потешки ; прибаутки; заклички ; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры.

    Слайд 18

    Свободная деятельность детей: « Эта девочка Маша. А это её тарелочка. А в этой тарелочке... Нет, не каша Нет, не каша И не угадали: Села Маша, Съела всю кашу»!

    Слайд 19

    Народные подвижные игры: Игра с «козликом». Вышел козлик погулять, Свои ножки поразмять. Козлик ножками стучит, По-козлиному кричит: « Бе-е-е , бе-е !» Игра «Карусели»

    Слайд 20

    3. Заключительный этап : Педагогическое обследование детей. Обработка данных, анализ всех результатов. Оформление проекта.

    Слайд 21

    Продукт проекта: 1. Конспекты непосредственно образовательной деятельности. 2. Картотека народных подвижных игр. 3.Консультации для родителей: "Влияние русского фольклора на развитие речи детей". 4. Сценарий итогового мероприятия : « Бабушка-забавушка в гости к нам пришла» 5.Совместная работа детей и родителей: Изготовление кормушек для птиц.

    Слайд 22

    Работа с родителями: Изготовление кормушек для птиц.

    Слайд 23

    Итог проекта: Развлечение: « Бабушка-забавушка в гости к нам пришла»

    Слайд 24

    Входе реализации проекта достигнуты определенные результаты: Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Результаты работы:

    Слайд 25

    Положительные эмоции, бодрое настроение детей, которое помогает овладевать родным языком, развивать память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать. Самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и повседневную деятельность.

    Слайд 26

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

    В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...

    «Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего возраста »

    Существует давняя традиция  — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки...

    Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

    Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...

    Использование малых форм фольклора в музыкальном развитии детей раннего дошкольного возраста.

    Неоцемимо и глубоко значение фольклора для полноценного развития младенца. В наше время глобальной электроники, особенно молодые мамы не придают значения вековым традициям и опыту взаимодействия и вос...

    Проект "Значение малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

    ПроблемаXXI век – это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но, почему-то, все больше и больше встречается детей с речевы...

    Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста

    Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь ок...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»

    Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенн...