Проект "Значение малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"
проект по развитию речи (младшая группа)

Лосева Ольга Витальевна

Проблема

XXI век – это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но, почему-то, все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородский Институт Развития Образования

Курс: Актуализация требований ФГОС ДО к речевому развитию детей

Итоговая работа

Проект на тему :

"Значение малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Оглавление

1. Проблема

2. Программное содержание

3. Актуальность проекта

4. Объект проекта

5. Предмет проекта

6. Цель проекта

7. Задачи проекта

8. Время проведения проекта

9. Участники проекта

10. РППС

11. Предполагаемый продукт проекта

12. Список литературы

13. Содержание проекта

14. Методическое обеспечение проекта

Проблема

XXI век – это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но, почему-то, все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

-Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-Плохая дикция.

В целом уровень речевого развития у современных детей- дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Эта проблема является актуальной.

Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Различные заболевания детей? Педагогическая и социальная запущенность? А может и то, и другое, и третье? Причин много. Но если ребенок здоров, то основной причиной является, к сожалению, педагогическая и социальная запущенность.Попробуем разобраться.Развитие ребенка начинается в семье. И родители сами не замечают,как наносят вред речевому развитию своих детей. Что это значит?

Гиперопека. Вот ребенок родился. Родители стремятся соблюдать санитарно-гигиенические нормы, режим питания, обеспечить всевозможными игрушками. Предугадывают желания малыша и не дают попытки ответить на вопрос, подсказывают, доделывают все за него.

Тревожность. При приеме пищи боятся, что ребенок подавится, и перемалывают пищу, тем самым затрудняют развитие мышц речевого аппарата.

Протест ребенка из-за чрезмерного давления со стороны взрослых. Скажи, повтори, нет, нужно вот так. Или наоборот! Помолчи! Закрой рот! Подобные действия приводят к речевому замыканию – речевому негативизму, а в дальнейшем к задержке речи.

Соска, памперс и планшет! Ребенок, начиная познавать мир, задает вопросы, плачет, кричит. Не все родители согласны терпеть. Соска в такой ситуации – простой способ сохранить собственные нервы, также как и памперс. Не нужно прилагать никаких усилий.

Другая ситуация. Ребенок все пробует на вкус. Скажем просто - все тянет в рот. Выход – соска.

В раннем дошкольном возрасте с ребенком нужно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки. Заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, перебирать пуговицы, фасоль. Играть вместе с ребенком. Но родители считают, что это устаревшие методы. Мы же живем в современном мире и детям необходимы современные игрушки, ну и ,конечно, планшеты, телефоны, телевизоры. Это же удобно. Дал планшет, вставил соску и занимайся своими делами. А ребенок предоставлен сам себе.

Опережающее развитие! Необходимо знать не только русский, но и английский или ещё какой-нибудь дополнительный язык, а, может быть, и два. Да и в четыре года нужно читать.

В общем, таких проблем очень много.

Но вот ребенок поступил в детский сад. Роль на речевое развитие отводится педагогам. Как и в норме, так и в патологии речевое развитие представляет собой сложный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем,слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми. Поэтому, развитию речи в детских садах уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально выразительной.

Мы, педагоги, обязаны создать максимально благоприятные для этого условия, т. е. речевую развивающую среду. Что это такое? Это не только предметное окружение, но и роль взрослого в организации педагогического воздействия на речевое развитие дошкольника.

Итак, как мы видим, количество детей с нарушениями речи возрастает, а использование потешек (малых форм фольклора) теряет свою актуальность в семьях на сегодняшний день!

Программное содержание???

Программные задачи:

  • Активизировать речь детей.
  • Закрепить знания детей о домашних животных и птицах.
  • Познакомить детей с устным народным творчеством.
  • Обучать детей элементам театрализованной деятельности.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Актуальность проекта

На мой взгляд, актуальность проекта в том, что необходимо приобщать родителей к использованию в семье этого важного жанра устного народного творчества, как чтение потешек. Главной пользой является то, что она (потешка) позволяет ребенку научиться понимать речь, а также разнообразные жесты и движения. В потешке слова имеют тесную связь с жестами, однако именно слово играет ведущую роль. Эти короткие стишки не являются полноценным литературным жанром, а только видом прикладной литературы, поскольку несут в себе специфические задачи. В нашей стране русские народные потешки и прибаутки пользуются огромной популярностью. Малышам потешки доставляют огромную радость, поэтому их надо начинать использовать с самого раннего возраста.

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух малыша, умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует её темп иформирует правильное произношение.

Потешки содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое их прослушивание помогает усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образов в дальнейшем способствует переходу к языковым обобщениям.

 Веками потешки помогали взрослым в самых разных моментах воспитания малыша. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить малыша практически в любой ситуации. В потешках есть имена, которые можно заменить на имя малыша, к которому они обращены.

 Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с потешками малышу передаются их настроение и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Потешки активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром.

Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом. Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения. Чтобы стать высокообразованным человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего народа.

У ребенка 2-3 лет речь необходимо развивать как средство общения, то есть создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели, путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.

Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Объект проекта:

Дети младшего дошкольного возраста

Предмет проекта:

Речевая деятельность детей в процессе приобщения их к малым формам фольклора, как в детском саду, так и дома.

Цель проекта:

Развитие речи у детей раннего возраста, а также интереса и внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитание художественного вкуса.

Задачи проекта:

  • Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора;
  • Развитие речи детей, обогащение словарного запаса;
  • Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на них;
  • Расширение представлений об окружающем мире.

Время проекта: долгосрочный (2018-2019 гг.)

Участники проекта: дети группы, воспитатель, психолог, родители.

РППС ?? что было применено к детям в ДОУ

Предполагаемый продукт проекта:

Выставка работ родителей и мероприятие-развлечение "В гостях у хозяюшки..."

Список литературы:

1. Русский фольклор:

Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысонька...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...» и т.д.

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В., В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. И доп. – М.; Мозаика-Синтез, 2010.

4. Смирнова Е.А., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М., Мозаика – Синтез, 2007.

5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.; Мозаика – Синтез, 2008.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный.

- подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей;

- составить картотеку потешек для всех режимных моментов;

- пополнить предметно - развивающую среду;

- подготовить рекомендации для родителей (обратить внимание на роль русской народной сказки в развитии детей раннего возраста; дать рекомендации по продуктивной деятельности: изготовить картину, панно, дидактическую игру или наглядное пособие (на выбор родителей) по русской народной сказке «Колобок»);

- подборка демонстрационного материала.

2. Основной.

Работа воспитателя с детьми:

Познавательное развитие:

  •  Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
  •  Беседы по содержанию потешек.
  • Изготовление и рассматривание книги с потешками  «Ладушки-ладушки».
  •  Открытое занятие «На прогулку с колобком»
  •  Дидактические и развивающие игры: «Угадай, из какой сказки?», «Рсскажи сказку по картинкам», «Собери матрешку».
  •  Чтение потешек: «Баю-бай», «Ладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок,петушок», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска, брысь», «Курочка моя, умница моя», «Наши уточки с утра»и т. д.

Речевое развитие:

  • Чтение детям русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок».
  • Д/и «Кого не стало?»
  • Рассматривание сюжетных картин по сказке.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Театрализация русской народной сказки «Репка».
  • Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока»
  • Инсценировка потешки «Мишка-косолапый»

Художественно-эстетическое развитие:

  • Прослушивание и разучивание попевок совместно с музыкальным руководителем.

3. Заключительный.

- Выставка работ родителей в музыкальном зале.

- Мероприятие «В гостях у хозяюшки»

- Подведение итогов.

Методическое обеспечение проекта

Приложение 1

Развлечение для детей 2–3 лет "В гостях у  хозяюшки.."

Программные задачи:

  • Активизировать речь детей.
  • Закрепить знания детей о домашних животных и птицах.
  • Познакомить детей с устным народным творчеством.
  • Обучать детей элементам театрализованной деятельности.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Материал и оборудование:

Макет домика; скамеечка; игрушки: котик, петушок, коза, собачка, птичка; корзина с цветами или конфетами; костюм для Хозяюшки.

Ход развлечения:

В группе стоит домик, скамейка, около домика сидит Хозяюшка (воспитатель в народном костюме).

В группу входят дети.

Хозяйка: Здравствуйте, ребятки, милые котятки! Проходите, проходите! Вы мои ладушки! Спойте, пожалуйста, со мной песенку.

Дети хором поют и инсценируют песенку «Ладушки».

Ладушки, ладушки,

Где были? - У бабушки.

(Хлопают в ладошки)

Что ели? - Кашку.

Что пили? - Бражку.

(Водят пальчиком по ладошке)

Кашу поели.

Шу! – Полетели!

(Машут руками, изображая птичек)

На головку сели,

Сели – посидели.

(Кладут ладошки на голову)

Прочь улетели!

Да!

(Изображая птичек, разбегаются по группе)

Хозяйка:Как вы хорошо поете! Ребятки! А я живу не одна, со мной живут маленькие друзья. Хотите с ними познакомиться?

Дети: Хотим!

Хозяйка: Тогда отгадайте загадку.

Мягкие лапки,

На лапках царапки.

На молоко гладит,

«Мяу» – «Мяу» – говорит.

Кто это?

Дети: Кошка!

Хозяйка: Правильно! (На крыше домика появляется кошка) Вот и мой маленький дружок, котик Васька.

(Хозяйка берет игрушку – кота в руки, гладит, предлагает погладить детям, дети поют песню).

У кота-воркота

Колыбелька хороша.

Я коту-воркоту тихо песенку спою.

Хозяйка: Хотите поиграть с моим котиком? Вы будете мышками, а мой котик Васька будет вас ловить.

(Дети сидят в «норках», а котик ходит между детьми – мышками и читает):

Котик по двору идет,

Ищет мышек Васька – кот,

Ищет мышек кот.

Тихо мышки все сидят,

На кота они глядят,

На кота глядят!

(Затем котик идет «спать», а мышки выбегают, котик просыпается и ловит «мышат»).

Пока дети играют, на домике появляется птичка.

Хозяйка: Ой! Ребятки, посмотрите, кто к нам прилетел?

Дети: Птичка.

Хозяйка: Давайте покормим птичку и споем ей песенку.

(Дети поют и инсценируют песенку «Маленькая птичка»).

Маленькая птичка

Прилетела к нам, к нам.

Маленькой птичке

Зернышек я дам, дам.

Маленькая птичка

Зернышки клюет, клюет.

Маленькая птичка

Песенки поет, поет.

Хозяйка: Птичка поела, а теперь хочет с вами поиграть.

(Дети рассказывают стихотворение «Птичка»).

Села птичка на ладошку.

Посиди у нас немножко.

Посиди, не улетай.

Улетела птичка! – Ай!

Раздается стук в дверь.

Хозяйка: Ой!Кто стучится? Наверное, пришла моя коза! Она уходила гулять, свежей травки пощипать, а теперь она вернулась, чтобы с вами поиграть.

В группу под музыку входит коза и играет с детьми.

«Идет коза рогатая, за малыми ребятами,

Кто соску сосет, молока не пьет,

Того «Бу-забоду», на рога посажу».( играют 2 раза).

Коза: Ох и наигралась я с вами. Пойду отдохну.

Коза уходит, раздается лай собаки.

Хозяйка: Ребятки, кто это так громко лает?

Дети: Собака.

Хозяйка: И правда, к нам пришла собачка. Давайте мы про нее песенку споем.

К нам пришла собачка. Умная собачка.

С детками играет, очень громко лает:

Гав-гав-гав.

(Собачка убегает, раздается громкое Ку-ка-ре-ку).

Хозяйка: Вот пришел Петя-петушок. Он очень любит петь и танцевать. Давайте споем вместе с ним.

Петушок-петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь.

Деткам спать не даешь.

Хозяйка:Как весело мы с вами пели и плясали. Но знаю я, что умеете вы в игру хороводную играть! Повеселите меня, поиграйте со мной.

Дети встают в круг и приглашают взрослых. Все водят хоровод.

Ходим-ходим хороводом,

Перед всем честным народом.

Сели. Встали. Себя показали.

Попрыгали-потопали. В ладоши мы похлопали.

Хозяйка: Молодцы, ребята. Повеселили меня вы. А сейчас настало время веселых танцев.

(Дети поют и инсценируют песню: «Топ, топ»).

Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ!

Ну–ка веселее, топ, топ, топ!

Вот как мы умеем, топ, топ, топ!

Топают сапожки, топ, топ, топ!

Это наши ножки, топ, топ, топ!

Хозяйка: Пора нам с вами прощаться. Но без подарков я вас не отпущу. Мы с котиком Васькой приготовили для вас «Сладкую корзиночку».

(Выносит корзинку с конфетами, украшенную цветами).

Для нашей детворы

Мы корзину принесли.

С конфетами, цветами,

Посмотрите, сами!

(Хозяюшка прощается с детьми. Дети уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...

«Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего возраста »

Существует давняя традиция  — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки...

Использование малых форм фольклора в музыкальном развитии детей раннего дошкольного возраста.

Неоцемимо и глубоко значение фольклора для полноценного развития младенца. В наше время глобальной электроники, особенно молодые мамы не придают значения вековым традициям и опыту взаимодействия и вос...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

   Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»

Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенн...

Проект "Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Народные и современные формы малого фольклора действительно помогают развить речь ребенка младшего возраста, у них только начинает формироваться речь, поэтому песенки, пословицы, скороговорки - отличн...

«Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». Презентация авторской разработки « В волшебном лукошке, всего понемножку»

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я начала замечать такую закономерность, что использование в своей речи потешек, чистоговорок, прибауток побуждает детей к активизации речевого аппарата....