Главные вкладки

    Развитие детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
    учебно-методический материал по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

    Представлен опыт работы по развитию детей у  5-6 лет творческого склада ума,  воображения, эмоциональной впечатлительности,  личности  через лепку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                    Кольцова М.Г.

    Развитие детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

    ГБПОУ Нижегородский Губернский колледж

    Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного стандарта дошкольного образования обусловили необходимость важных изменений в определении содержания, способов организации педагогического процесса в детском саду [1].

    В развитии ребенка огромную роль играет художественное творчество.  Оно тесно связано с психологией ребенка, общими проблемами воспитания и обучения дошкольников, поэтому темой нашего исследования является проблема развивающего обучения в лепке.

    Лепка, как один из видов художественно-эстетической деятельности,  позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества.

    Мы проводили работу с детьми шестого года жизни. Главной нашей задачей являлось формирование творческого склада ума, развитие воображения, эмоциональной впечатлительности, то есть развитие личности детей, через лепку.

    При ознакомлении детей с новым способом лепки давали им поделки, которые потом все вместе рассматривали и анализировали. Затем показывали, в чем заключается новый способ лепки. На последующих занятиях постепенно обращались к опыту детей: «Как мы будем лепить птичку-свистульку из целого куска глины? Что сначала вылепим? Как будем вытягивать свисток? Какими пальцами будем работать?» Дети показывают движения, а педагог лишь корректирует их.

    На следующем занятии было предложено сделать елочку, используя новый прием, то есть дети ставились в ситуации переноса действия в новые условия. Педагог надевает шар на палец и спрашивает: «Как у него вытянуть ветки?» Нужно дать детям возможность подумать самим, и только после этого показать простой и экономный прием работы двумя пальцами. Так вытягивают и округляют все ветки. Если же воспитатель, не обращаясь к прежнему опыту детей, сам покажет прием, то дети инертно скопируют его.

    Обучая детей декоративной лепке, начинали с создания барельефов. Картон размером 15х15 см покрывали слоем пластилина – это фон. Затем из пластилина боле толстого слоя вырезали стекой изображение и переносили на фон. Главная цель этих занятий - научить совершенствовать свою работу, добиваясь высокого качества, и эстетического воплощения.

    В работе по данной теме мы использовали метод проектов. Проект назывался «Украсим детский сад». Его цель – расширить знания детей о барельефах, научить создавать барельефы, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать полученные результаты в виде схем и таблиц.

    Первый этап проекта: сбор иллюстраций с различными барельефами; рассматривание иллюстраций с барельефами и беседа о них; встреча с художником, который рассказывает о назначении барельефов.

    Второй этап: повторная встреча с художником, который рассказывает и показывает, как изготовить барельеф; составление алгоритма изготовления барельефа.

    Третий этап: создание барельефов с детьми на разные темы («Овощи», «Фрукты», «Люди», «Животные», «Птицы»).

    Четвертый этап: презентация. Выставка барельефов для украшения помещений детского сада.

    В работе со старшими дошкольниками используем продуктивные методы – эвристический и исследовательский. Очень важно, чтобы дети приобрели необходимые учебные умения, включающие практические и интеллектуальные действия. Одно из них – умение читать схему. Так, при лепке человека мы показываем детям брусок пластилина и схему его разрезания, где голова, руки и ноги выполнены из целого куска. Затем разбираем схему, задавая вопросы: «Где у нас будет голова?», «Как мы её выделим?» и т.п. Далее спрашиваем детей о том, что нужно сделать, чтобы руки и ноги были округлыми? Как изобразить движения ног? (Согнуть их в коленях) Как сделать фигуру устойчивой? Как согнуть руки, чтобы они не были похожи на палки?» Затем предлагаю каждому вылепить свой образ грибника с корзиной, лыжника или хоккеиста.

    Следующую схему дети разбирают самостоятельно.

    В старшем дошкольном возрасте мотивы деятельности изменяются – игровые мотивы уступают место познавательным. Поэтому мы предлагали детям в свободное время создать панораму о жизни слонов, крокодилов, динозавров. Такие сложные задания, как изготовление панорам, нужны старшим дошкольникам, потому что учат корректировать свою деятельность в зависимости от возникших трудностей, принимать не шаблонные решения.

    Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что лепка всесторонне развивает личность дошкольников, если в ней нет рутины, если воспитатель постоянно применяет развивающие методы, если у детей на занятиях формируются эстетические чувства. Каждый ребенок должен почувствовать на занятиях радость творчества.  

    Литература:

    1.Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий творческой мастерской с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» « Цветы вокруг нас»

    Творческая мастерская является одной  из креативных форм работы с детьми дошкольного возраста.  Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, ок...

    Сценарий творческой мастерской с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» " "Наша улица"

    С целью формирования осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода был разработан данный сценарий творческой мастерской, который я предлагаю педагогам и уч...

    Совместная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Мы вам рады, гости дорогие!»

    Совместная образовательная деятельность  «Мы вам рады, гости дорогие!» с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое раз...

    Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области: "Художественно-эстетическое развитие" на тему: "Пасхальное яйцо".

    Тема: "Пасхальное яйцо"Цель:- познакомить детей с символом весеннего народного праздника – пасхальным яйцом, тематическими играми.Задачи:- научить расписывать пасхальное яйцо, при...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в технике «эбру» - рисование на воде на тему: «В лесу родилась елочка»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в технике «эбру» - ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в рамках проекта «Эбру – рисование по воде» на тему: «Золотые рыбки»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в рамках проекта «Эб...