Авторское интерактивное пособие - презентация по развитию речи с использованием малых фольклорных форм "Милости просим" для старших дошкольников
презентация к занятию по развитию речи (старшая группа) по теме

Никитина Вера Александровна

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.

Цель пособия: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников с  использованием малых фольклорных форм.

 Задачи пособия:

- Развивать умение чувствовать и воспроизводить образность языка в малых фольклорных формах;


- Продолжать закреплять навыки выразительного чтения малых фольклорных форм, передавая интонацией настроение;

- Воспитывать интерес к русскому народному фольклору через загадки, колыбельные, потешки, небылицы;

- Продолжать развивать речь как средство общения (диалогической и монологической форм);

- Учить  детей  употреблять слова в точном соответствии со смыслом;

- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторское интерактивное пособие - презентация по развитию речи с использованием малых фольклорных форм "Милости просим" для старших дошкольников

  1. Описание работы с алгоритмом использования интерактивного пособия-презентации.

Название пособия: «Милости просим»

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.

Цель пособия: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников с  использованием малых фольклорных форм.

 Задачи пособия: 

- Развивать умение чувствовать и воспроизводить образность языка в малых фольклорных формах;


- Продолжать закреплять навыки выразительного чтения малых фольклорных форм, передавая интонацией настроение;


- Воспитывать интерес к русскому народному фольклору через загадки, колыбельные, потешки, небылицы;


- Продолжать развивать речь как средство общения (диалогической и монологической форм);


- Учить  детей  употреблять слова в точном соответствии со смыслом;


- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1

Титульный слайд пособия с названием.

/По щелчку мыши появляется название пособия/

№2

Слайд – приветствие.

Воспитатель: Здравствуйте дети!

/Дети здороваются/

Воспитатель: Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите?

/Дети отвечают на вопрос/

Воспитатель: Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?

/Подводит итог детским высказываниям/

Воспитатель: Здравствуйте от слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть.

А ещё я вам сказала «Милости прошу!». Что эти слова означают, как вы их понимаете?

/подводится итог детским рассуждениям/

Воспитатель: Милость – от слова милый, то есть прошу вас быть милыми.

№3

Воспитатель: Вот такой доброжелательный народ жил в избе. А комната в избе называлась горница. Постарайтесь запомнить это слово.

/Дети несколько раз повторяют слово/

№4

Воспитатель: А знаете, ребята, кто самый главный в горнице?

Загадка появляется на экране по щелчку мыши

Отгадайте-ка такую загадку:

В избе — изба, 
На избе — труба. 
Зашумело в избе, 
Загудело в трубе. 
Видит пламя народ, 
А тушить не идёт. 
(Печь)

По щелчку мыши появляется отгадка

Воспитатель: А почему печь в избе самая главная?

/ответы детей: «В печи готовили пищу», «Зимой печь обогревала избу»/

№5

Воспитатель: А если вы отгадаете следующие загадки, то узнаете что нужно, чтобы печь грела.

По щелчку мыши появляются очередные загадки и отгадки к ним

***

Чтоб в морозы печь топить,

Мы должны их нарубить.

И в сенях или в сарае

Их поленницей сложить. (Дрова)

***

Красный кот 
Дерево грызет, 
Дерево грызет, 
Весело живет. 
А воды попьет, 
Зашипит, умрет. 
Ты его рукой не тронь — 
Этот красный кот...
 (Огонь)

№6

Воспитатель: да, печь и накормит и обогреет, а ещё она сушит и лечит. А что можно сушить на печи?

По щелчку мыши появляется печь, затем то что можно сушить на печи

/ответы детей: «одежду», «грибы», « ягоды», «травы»/

№7

Воспитатель: А как же печь лечит?

/дети высказывают предположения/

Воспитатель: Если дети зимой пришли с прогулки мокрые, замёрзшие, что с ними может случиться?

/ответы детей: « они заболеют», «простудятся» и т.п./

Воспитатель: Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников – простуда пройдет. Вот почему говорят: «Печь – всему голова». Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит.

№8

Воспитатель: Это кот Василий. Наш кот очень любит, когда про него рассказывают различные потешки. А вы знаете потешки про кота?

Ребёнок: Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел,
На печи калачи
Как огонь горячи
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются


Ребёнок: Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.


Ребёнок: Хорошо живёт коток,
котик – маленький роток.
Дремлет котик на печи,
ждёт с ванилью калачи.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Очень мне понравились ваши потешки.

№9

Воспитатель: А кто из вас сможет назвать кота ласково?

/дети ласково называют кота: «котик», «коток», «Василёк», «Васенька»/

№10

Воспитатель: Ребята, скажите, как назывались кровати, в которых спали малыши.

/дети дают ответы/

Воспитатель: Кроватка для малышей называлась "колыбелька". Это слово произошло от старого русского слова "колыбать", что значит - качать. А еще она называлась "зыбка". Слово "зыбка" тоже старое и происходит от слова "зыбать", что также значит "качать". Есть и еще одно название - "люлька".

№11

Воспитатель:  матери не просто качали в кроватках деток, но и пели им песни. А как они назывались?

/дети отвечают/

Воспитатель: Правильно. Они назывались колыбельные песни, потому что пели их, когда детишек укладывали спать. Давайте споём колыбельные песни, которые мы разучивали ранее.

Баю-бай, баю-бай! 
Ты, собачка, не лай… 
Баю-бай, баю-бай, 
Ты, собачка, не лай, 
Белолапа, не скули, 
Мою Таню не буди.

***

Баю-баюшки-баю 
Баю-баюшки-баю, 
Не ложися на краю. 
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок 
И потащит во лесок, 
Под ракитовый кусток. 
К нам, волчок, не ходи, 
Нашу Сашу не буди.

Воспитатель: А вам, ребята, какие песни поют мамы и бабушки?

/ребята отвечают/

№12

Воспитатель: А ещё, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говориться о том, чего на самом деле не бывает. В них все как будто перевернуто, и поэтому всем смешно. Послушайте:

Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

/вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто»/

Воспитатель:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

Воспитатель: Что я сейчас прочитала?

/дети: «небылицу», разбирают  её/

Воспитатель:

А вы знаете какие-нибудь небылицы?

/чтение детьми знакомых небылиц/

№13

Заключительный.

 Подведение итогов, высказывания детей об игре.  

/По щелчку мыши появляется надпись «Спасибо за внимание!»/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

интерактивное пособие по развитию речи для старших дошкольников «Милости просим» Выполнила: Никитина Вера Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад №146

Слайд 2

Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу!

Слайд 3

Горница

Слайд 4

В избе — изба, На избе — труба. Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идёт.

Слайд 5

Чтоб в морозы печь топить, Мы должны их нарубить. И в сенях или в сарае Их поленницей сложить. Красный кот Дерево грызет, Дерево грызет, Весело живет. А воды попьет, Зашипит, умрет. Ты его рукой не тронь — Этот красный кот...

Слайд 7

Печь – всему голова

Слайд 8

Хорошо живёт коток , котик – маленький роток. Дремлет котик на печи, ждёт с ванилью калачи. Кот на печку пошёл, Горшок каши нашёл, На печи калачи Как огонь горячи Пряники пекутся, Коту в лапки Не даются Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые.

Слайд 9

Котя , котенька , коток

Слайд 10

«колыбелька» -произошло от старого русского слова " колыбать ", что значит - качать. «зыбка» - происходит от слова " зыбать ", что также значит «качать». «люлька».

Слайд 11

Баю-бай , баю-бай! Ты, собачка, не лай… Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа , не скули, Мою Таню не буди. Баю-баюшки-баю Баю-баюшки-баю , Не ложися на краю. Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок И потащит во лесок, Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Нашу Сашу не буди. Колыбельная песня

Слайд 12

Рано утром вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете. Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выхватил телегу он из-под кнута И давай дубасить ею ворота. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь погоняет мужика кнутом.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на основе малых фольклорных форм во второй младшей группе «Козлик и дудочка».

Занятие помогает формировать связную речь у детей младшего дошкольного возраста, учит соотносить слова и действия, обогащает активный словарь детей и эмоциональную окрашенность речи...

Познавательное речевое развитие детей через использование малых фольклорных форм.

Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение.  Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это по...

Методическая разработка интерактивной игры-презентации по развитию речи с использованием приемов формирования дивергентного мышления "Путешествие по стране осенних фантазий"

Методическая разработка игры-презентации по развитию речи с использованием приемов формирования дивергентного мышления "Путешествие по стране осенних фантазий" выполнена в форме интерактивной пре...

Перспективный план работы кружка по развитию речи с использованием малых фольклорных жанров на 2015 – 2016 уч. год

В работе представлены планирование на год и картотека малых фольклорных жанров для детей раннего возраста....

Занятие по развитию речи с использованием малых фольклорных форм для дошкольников 3-4 лет

Занятие по развитию речи с использованием малых фольклорных форм для дошкольников 3-4 лет...

Занятие по развитию речи , с использованием малых фольклорных форм по сказке "Теремок" в 1-ой младшей группе!

Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора для детей первой младшей группы. Тема: " Теремок"...