ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ "МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Технологическая карта интегрированного занятия для подготовительной группы (6–7 лет) «Математическая помощь зимующим птицам» реализует задачи трех образовательных областей:

  1. Познавательное развитие (ФЭМП: +1/-1, состав числа до 10, конструирование фигур; окружающий мир: зимующие птицы, зимние месяцы).

  2. Социально-коммуникативное развитие (работа в парах, взаимопомощь, бережное отношение к природе).

  3. Речевое развитие (обсуждение, аргументация, обогащение словаря).

Ключевые активности:

  • ИКТ-игра «Птичья столовая» с 5 уровнями (индивидуальные и парные задания на состав числа, классификацию птиц).

  • Конструирование кормушек из палочек по описанию свойств геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник).

  • Жетонная мотивационная система и рефлексия.

Результаты:
Дети закрепляют математические навыки, учатся различать зимующих птиц, развивают логику и социальные компетенции в рамках 30-минутного занятия. Экологический контекст (помощь птицам) усиливает воспитательный эффект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_tehnologichki.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника ДЭ: Шкомородова Светлана Сегреевна

Образовательные области: Познавательное развитие (ФЭМП), познавательное развитие (ФЦКМ), «Социально-коммуникативное развитие»

Тема занятия: «Математическая помощь зимующим птицам»

Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет

Цель занятия: Закрепление умений детей увеличивать и уменьшать число на 1; закрепление умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее в пределах 10; совершенствовать навык конструировать геометрические фигуры по описанию на основе темы помощи зимующим птицам в процессе проведения интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи занятия:

Обучающая:

  • Закреплять умение увеличивать и уменьшать число на 1 в пределах 10.
  • Совершенствовать умение раскладывать число (в пределах 10) на два меньших и составлять из двух меньших большее.
  • Закрепить знание о перелетный и зимующих птицах, уметь их классифицировать
  • Закреплять представления о последовательности времен года и зимних месяцах (декабрь, январь, февраль).
  • Развивать умение конструировать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник) по словесному описанию и перечислению свойств.

Развивающая:

  • Развивать логическое мышление, внимание, память через решение математических задач.
  • Развивать мелкую моторику рук при работе со счетным материалом и конструировании.
  • Развивать связную речь, умение аргументировать свои действия.

Воспитательная:

  • Воспитывать заботливое и ответственное отношение к зимующим птицам.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи при работе в парах/малых группах.
  • Воспитывать аккуратность при работе с материалами.

Дополнительные задачи:

Игровая:

  • Создать мотивацию к решению математических задач через игровой сюжет помощи птицам.

Дидактическая:

  • Закреплять навыки счета и состава числа через практические манипуляции и ИКТ-игру.

Словарная работа: Зимующие птицы (синица, воробей, снегирь, голубь), кормушка, увеличить/уменьшить (число), составить/разложить (число), декабрь, январь, февраль, геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), свойства (стороны, углы).

Планируемый результат занятия: дети уверенно увеличивают и уменьшают числа на 1 в пределах 10; дети раскладывают числа в пределах 10 на два меньших числа и составляют из двух меньших чисел большее; дети называют зимние месяцы по порядку, знают их последовательность; дети конструируют заданные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник) по словесному описанию их свойств; дети проявляют интерес и понимание необходимости помощи зимующим птицам; дети активно участвуют в дидактической игре на ИКТ оборудовании, соблюдают правила.

Подготовительная работа: наблюдения за зимующими птицами на прогулке, беседа «Как помочь птицам зимой?»; рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением зимующих птиц; чтение стихов, рассказов о птицах зимой.

Материалы и оборудование:

  • Демонстрационный материал: Картинки зимующих птиц (синица, воробей, снегирь, голубь), модель календаря с выделенными зимними месяцами, ИКТ оборудование (ноутбук/интерактивная доска) с игрой «Птичья столовая», образцы геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник).
  • Раздаточный материал: Карточки с цифрами (1-10), наборы счетных палочек (по количеству детей), цветные фишки-«зернышки» (по 10-15 шт. на ребенка), карточки-схемы для конструирования фигур (опционально для сложности).

Этап

Продолжительность этапа(время)

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

5 мин

Организовать детей. Сформировать интерес у детей к предстоящей деятельности

Число — как много в этом звуке

Для математики, друзья!

Но и в простой, обычной жизни

Без чисел нам никак нельзя!

-Ребята, подойдите ко мне, посмотрите в окошко. Какое сейчас время года? (Зима). Да, зима, морозно, все покрыто снегом.

-Как вы думаете, легко ли сейчас птицам, которые остались с нами зимовать? (Нет, холодно, трудно найти корм).

-Каких зимующих птиц вы знаете? (Синицы, воробьи, снегири, голуби). Верно!

-А мы с вами можем им помочь? (Да, сделать кормушку, насыпать корм).

-Сегодня мы будем учиться помогать птицам, используя наши математические знания!

-Давайте отправимся в математическую мастерскую помощи птицам!

Беседа, проблемные вопросы, наглядность (картинки птиц), создание игровой ситуации.

Дети собираются вокруг педагога. Слушают, отвечают на вопросы полными предложениями. Называют зимующих птиц. Проявляют интерес, эмоционально откликаются на тему помощи.

Дети организованы, мотивированы на занятие. Актуализированы знания о зимующих птицах и трудностях их зимовки. Сформирована познавательная и социальная мотивация.

2.

Основной этап

20 мин

Этап постановки проблемы

3 мин

Создать проблемную ситуацию для детей

-Ребята, чтобы помочь птицам, нам нужно решить несколько математических загадок.

-Проблема в том, что птичек много, корма нужно разное количество, а кормушки могут быть разной формы! Сможем ли мы, используя наши знания о числах и фигурах, накормить всех птиц и построить им удобные кормушки?

-Например: Как точно узнать, сколько зерен нужно, если птичек становится то больше, то меньше?

-Как разделить зерна между разными кормушками?

-Какую форму кормушки выбрать, чтобы птичкам было удобно?

Проблемные вопросы, создание проблемной ситуации.

Внимательно слушают педагога. Осознают поставленную проблему (необходимость математических действий для помощи птицам). Выражают готовность решать проблему.

Дети понимают и принимают проблему занятия, сформулированную в контексте помощи птицам. Активизировано логическое мышление и мотивация к решению задач.

Этап ознакомления с материалом

10 мин

Предоставить и закрепить необходимые знания и способы действий для решения проблемы (увеличение/уменьшение на 1).

-Давайте сядем на стульчики, незабывая про осанку и вспомним, как мы можем точно посчитать птиц и зерна, если их количество меняется, давайте вместе подумаем и возьмем наши фишки и карточки.

-Если к кормушке прилетело 4 воробья (выставляет карточку), а потом прилетел еще 1, что нужно сделать? (Прибавить 1). Сколько станет? (5). Как получили? (4 + 1 = 5). Верно!

-А если было 7 синичек (карточка 7), и 1 улетела? Что делаем? (Отнимаем 1). Сколько осталось? (6). Как получили? (7 - 1 = 6).

Объяснение, демонстрация, практический (работа с карточками, фишками), наглядный, словесный (вопросы).

Слушают объяснение и наблюдают демонстрацию. Работают с раздаточным материалом: находят цифру, выкладывают фишки по заданному числу, выполняют действие (+1/-1), показывают новый результат цифрой и фишками. Отвечают на вопросы.

Дети вспомнили и закрепили алгоритм увеличения и уменьшения числа на 1. Умеют практически применять действие +1/-1, используя наглядный материал. Развивается устный счет и мелкая моторика.

Этап практического решения проблемы

12 мин

Применить полученные знания и освоенные способы действий для решения поставленной проблемы (состав числа, геометрические фигуры).

-А теперь подойдите, пожалуйста, к умной доске. Кто напомнит правила при работе с умной доской?

-Мы работаем сухими, чистыми руками, проверьте. Работаем на расстоянии вытянутой руки, не облокачиваемся, не давим на панель. Слушаем внимательно.

-Не забываем, что мы все в группе друзья и поэтому друг другу помогаем, договариваемся.

-Ваша задача выполнить задание правильно и как можно быстрее, за каждый верный ответ вы будете получать жетон. У кого по окончании игры будет больше, тот сеголня будет победителем, и получит наклейку.

Часть 1: ИКТ-игра «Птичья столовая»

Задание 1

-Первый помощник, подойди к доске! Перед тобой 2 кормушки и 5 зернышек. Разложи их так, чтобы в одной кормушке было 2 зернышка. Сколько положишь во вторую? (3). Отлично! Птички довольны – твой жетон!

-Второй помощник, твоя очередь! У тебя 7 зернышек. Как можно их разделить их! (Например, 4 и 3). Перетащи. Молодец! Держи жетон!

-Третий помощник, задача на сложение! В одной кормушке 3 зернышка, в другой – 5. Сколько всего? Найди цифру и нажми! (8). Супер! Вот твой жетон!

-И четвртый помощник, твоя очередь, перед тобой 2 кормушки и 6 зернышек. Разложи их так, чтобы в одной кормушке было 3 зернышка. Сколько положишь во вторую?(3). Отлично!

Задание 2

-А теперь вам нужно объединиться в пары! Посмотрите, у нас птицы забыли, кто зимующий, а кто перелетный! Задача первой пары выбрать только тех птиц, которые зимующие. Отлично!

-А теперь очередь второй пары. А вам нужно выбрать только перелетных птиц! Вы большие молодцы!.

Мы много работали на умной доске, можете отвернуться и посчитать свои жетоны. У кого больше?

-Выполним зрительную гимнастику.

Зрительная гиммнастика

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(закрывают оба глаза).

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(продолжают стоять с закрытыми глазами).

А теперь мы их откроем, через речку мост построим

(открывают глаза, взглядом рисуют мост).

Нарисуем букву «О», получается легко

(глазами рисуют букву «О»).

Вверх поднимем, глянем вниз

(глаза поднимают вверх, опускают вниз).

Вправо, влево повернем

(глазами двигают вправо-влево).

Заниматься вновь начнем

(глазами смотрят вверх-вниз).

-Предлагаю пройти за столы. Там для вас приготовлено еще одно задание. Не забывайте про осанку.

Часть 2 (Геометрические фигуры)

-Давайте построим кормушки разной формы из палочек! Послушайте описание:
1. Фигура с 4 равными сторонами и 4 углами. (Квадрат). Постройте.
2. Фигура с 3 углами. (Треугольник). Постройте.
3. Фигура с 4 углами, где противоположные стороны равны. (Прямоугольник). Постройте.
- Какая кормушка получилась самой удобной для птиц по вашему мнению? А самой просторной? Почему? (Индивидуальная работа за столами).

Практический (ИКТ-игра, конструирование), игровой, проблемный, словесный (описание свойств, вопросы).

Работают с ИКТ: раскладывают число на 2 части разными способами; складывают два числа. Соблюдают правила. Сортируют птиц на перелетных и зимующих. Конструируют из палочек фигуры по описанию (квадрат, треугольник, прямоугольник). Сравнивают фигуры, отвечают на вопросы.

Дети умеют раскладывать число на два меньших разными способами и составлять из двух меньших чисел большее в пределах 10. Закрепили знания о перелетных и зимующих птицах. Дети умеют конструировать заданные геометрические фигуры по словесному описанию их свойств. Развито пространственное мышление и мелкая моторика.

3.

Заключительный эттап

5 мин

Подвести итоги по вссем фрагментам мероприятия

-Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какую проблему мы решали? (Помочь птицам с помощью математики). Что нам помогло ее решить?
- Какие действия с числами мы использовали? (Прибавляли и отнимали 1, раскладывали числа на части, складывали части).
- Какие геометрические фигуры мы строили для кормушек? (Квадрат, треугольник, прямоугольник). Чем они отличаются?
- А в какое время года птицам особенно нужна наша помощь? (Зимой). Назовите зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль). Верно!
- Вы сегодня отлично справились с математическими задачами и стали настоящими помощниками для птиц! Как вы думаете, птички будут вам благодарны? (Да).

-Молодцы! Давайте поаплодируем себе за отличную работу! Не забывайте подкармливать птиц зимой!

Беседа, анализ, поощрение, рефлексия.

Отвечают на вопросы, вспоминают этапы занятия, называют математические действия, геометрические фигуры и их свойства, перечисляют зимние месяцы. Чувствуют удовлетворение от проделанной работы. Аплодируют.

Дети закрепили основные математические понятия и способы действий. Закрепили последовательность зимних месяцев. Осознали социальную значимость помощи птицам. Получили положительную оценку деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Занятие с использованием образовательной технологии И.В. Ганичевой "Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми"...

Технологическая карта по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы.

Автор предостовляет занятие по  развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемаблицы, в виде технологической карты.Педагог предлагает детям с помощью мнемотабли...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Здравствуй, Зимушка-зима».

Цель: Создание условий для развития у детей элементарных  математических представлений в совместной игровой деятельности.Задачи:- Содействовать формированию представления о четырехугольнике на ос...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Путешествие в королевство Математики».

Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.Задачи: - продолжать развивать понимание отношения рядом стоящих чисел в пределах 10 - закреплять умение делит...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10».

Цель:«Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10.оздание условий для решения и составления математических задач с использованием «ч...

Технологическая карта интегрированного занятия «Волшебное путешествие» для детей младшего дошкольного возраста

Образовательные области занятия: речевое развитие, математическое развитие (ФЭМП)....