Картотека дидактических игр по математике (по возрастам)
картотека по математике

Кравцова Софья Сергеевна
Картотека дидактических игр по математике
(по возрастам)
Подготовила:
Кравцова С.С.
Воспитатель. МАДОУ «Сказка»
г.Когалым, 2024
2 младшая группа
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их
назывании.
Материал: демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник,
вырезанный из картона.
раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям:
«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и
такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они
спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем
накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
Дидактическая игра «Три квадрата»
Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их
отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый
маленький».
Материал: демонстрационный: Три квадрата разной величины, фланелеграф;
раздаточный: у детей по 3 квадрата.
Ход игры:
Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый
большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А
теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают),
положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие.
Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как
это делается, - помещает на фланелеграф снизу вверх сначала большой, потом
средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на столе, говорит
воспитатель.
Дидактическая игра «Соберем бусы»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум
свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие
закономерности в чередовании фигур.
Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном
чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный
треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими
фигурами.
Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает
на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите,
Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы?
Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры,
называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно
эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.
Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова.
Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и
раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
Средняя группа
Дидактическая игра «Правильный счет»
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять
навыки прямого и обратного счета.
Материал: мяч.
Ход игры: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке
(прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот,
кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.
Дидактическая игра «Части суток»
Цель: уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей
суток, их последовательности.
Материал: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка стихотворений.
Ход игры: Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют
части суток и определяют их последовательность. Педагог читает стихотворение о
каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную
картинку.
Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении стихотворения дети
поднимают соответствующую картинку.
Дидактическая игра «Что где находится?»
Цель: Упражнять в определении пространственного расположения предметов по
отношению от себя "впереди", "сзади", "перед", "слева", "справа", "вверху", "внизу".
Материал: Игрушки
Ход игры: Ребенок останавливается в определенном месте комнаты и пересчитывает
предметы находящиеся впереди, сзади, слева, справа.
Старшая группа
Дидактическая игра «Волшебные ниточки»
Цель: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую
моторику рук.
Материал: лист бархатной бумаги 15x20 см, шерстяная нитка длиной 25—30 см.
Ход игры: 1-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог показывает число предметов
одним из способов: на счетной линейке, фланелеграфе, наборном полотне, с помощью
картинок или игрушек. Дети выкладывают с помощью нитки цифру,
соответствующую числу.
Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает
фишку.
2-й вариант. Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором
волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру ... превратись!» Нужную цифру
называет педагог или кто-нибудь из детей. Дидактическая игра «Кто первый соберет фигуры»
 
Цель: закрепление знания геометрических фигур, выработка понимания
конкретной инструкции,
развитие концентрации внимания, общей и мелкой моторики.
Материал: рассыпанные на ковре геометрические фигуры (круги, квадраты,
треугольники, прямоугольники, овалы).
Ход игры: Каждому из играющих воспитатель дает персональное задание по
собиранию конкретных фигур. Побеждает тот ребенок, который быстро и без ошибок
соберет свои фигуры.
Дидактическая игра «Встань на место»
Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа,
перед, за.
Содержание. Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать:
«Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань
перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и
сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять
назвать, кто и где от них стоит.
Подготовительная группа
Дидактическая игра «Назови «соседей» числа»
Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа
натурального ряда в пределах 10.
Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с
кругами (от 1 до 10).
Ход игры: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из
10 карточек с кругами (от 1 до 10).
Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее
меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее
больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите
свои карточки и определите соседей своего числа».
Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу
кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.
После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее
к обозначенному числу у них на карточке и почему эти числа стали соседями.
Дидактическая игра «Кто больше увидит»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Материал: Фланелеграф, геометрические фигуры.
Ход игры: На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные
геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий
считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать
геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит
и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.
Материал: Наборы палочек разной длины и толщины. (По 5 палочек на каждого
ребенка).
Содержание. Воспитатель вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по
росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто
из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста?
Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или
Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи.
1. В группу ходят Юля, Боря, и Маша. Юля выше ростом. Бори. А Боря - выше Маши.
Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?
2. Коля выше Юли, Наташа - ниже Юли. Кто из детей самого низкого роста? Почему
вы так думаете? Расскажите.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon didakticheskie_igry.pdf509.16 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по математике для детей младшего дошкольного возраста по 5 разделам.

Подбор дидактических игр по математике для детей младшего дошкольного возраста по 5 разделам (Количествр и счет, величина, геометрические фигуры,ориентировка в простраестве, ориентировка во времени)...

Картотека дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста.

С  помощью данного пособия формируется пространственное и словесно-логическое мышление детей....

Картотека дидактических игр по математике для детей старшего дошкольного возраста

Подборка игр математического содержания, которые можно использовать на занятиях по ФЭМП и в свободной деятельности...

Картотека дидактических игр по математике для старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по математике для старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по математике (младший возраст)

Какртотека дидактических игр по математике для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по математике для детей младшего возраста

Картотека дидактических игр по математике  для детей младшего возраста...

Картотека дидактических игр по математике для детей младшего дошкольного возраста по 5 разделам.

Картотека дидактических игр по математике для детей младшего дошкольного возрастапо 5 разделам....