Занятие по математике в старшей группе «В поисках потерянного времени».
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Зайцева Екатерина Владимировна
Цель: создать условия для развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 
Задачи: Образовательная:
- Дать представление о сантиметре как единице измерения высоты предмета, формировать умение измерять высоту предметов с помощью линейки. 
-Совершенствовать навык порядкового счета в пределах десяти, умения составлять и решать задачу, пользоваться математическими знаками «+» и «=».
-Закрепить навыки ориентировки в пространстве и временные представления. 
 
Развивающая:
- Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное восприятие и внимание, тонкой моторики.
Воспитательная:
-Воспитывать навыки сотрудничества в игровой деятельности, самостоятельность, активность, инициативность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_matematike_starshaya_gruppa_10_1_1.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

   Администрация Городского округа Подольск

     Комитет по образованию

Конспект интегрированного занятия по математике  с детьми старшей группы «В поисках потерянного времени».

Подготовила:

воспитатель

дошкольного отделения

МОУ «СОШ № 24»

Зайцева Екатерина Владимировна

                                                     Подольск 2025г.

Цель: создать условия для развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Задачи: Образовательная:

- Дать представление о сантиметре как единице измерения высоты предмета, формировать умение измерять высоту предметов с помощью линейки.

-Совершенствовать навык порядкового счета в пределах десяти, умения составлять и решать задачу, пользоваться математическими знаками «+» и «=».

-Закрепить навыки ориентировки в пространстве и временные представления.

Развивающая:

- Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное восприятие и внимание, тонкой моторики.

Воспитательная:

-Воспитывать навыки сотрудничества в игровой деятельности, самостоятельность, активность, инициативность.

Оборудование и материалы: 

-Демонстрационный: презентация слайдов, часы, линейка, измерительный материал - ель (10 сантиметров).

- Раздаточный: схема маршрута, счетный пенал – по количеству детей, линейки – по количеству детей, измерительный материал – ель, разного размера (5, 6, 7, 8, 9, 10 сантиметров), модель времен года, модель частей суток (разделенные на четыре части).

Предварительная работа:

-чтение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»

-просмотр видеофильма «Сказка о потерянном времени»

-составление и решение задач на сложение

-дидактические игры и упражнения на ориентировку в пространстве по словесной инструкции, по схеме, упражнения на измерение высоты условной меркой.

1 Мотивационно-ориентировочный этап:

Приветственный момент:

Дети встают в круг и берутся за руки.

Приветствие:

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем на лево,

А теперь пойдем на право.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся

Улыбнемся ,подмигнем

И занятие начнем.

Дети остаются стоять в круге.

 2. Поисковый этап.

-Ребята нам пора начинать занятие, так как наши часы показывают начало занятия. (Нужно подвести к тому, чтобы дети сами обратили внимание на часы. Если они затрудняются, то нужно подвести их к теме)

-Посмотрите, что случилось с нашими часами? (Дети должны обратить внимание на часы и увидеть, что они остановились и на часах пропали цифры).

-Цифры на часах куда-то делись и часы остановились. Мы теперь не сможем определить время.

-Ребята, как вы думаете, кто их мог испортить? (Дети предлагают варианты ответов - Часовщик, Баба – Яга, Злой волшебник).

-Ребята, мы недавно читали книгу, в которой описывается такая же история. Кто помнит, как она называется? Может она нам поможет.

Дети: «Сказка о потерянном времени».

-Ребята,вы  догадались, кто испортил нам эти часы?Это злой волшебник. А расколдовать мы их сможем только тогда, когда  выполним все его задания, которые он для вас приготовил. Какие будут задания, вы сейчас узнаете.

-Давайте, выполним задания злого волшебника и вернем часам цифры?Давайте для начала мы посмотрим на наши часы и узнаем, какие цифры исчезли.

3. Практический этап.

Дидактическое упражнение «По порядку сосчитай».

 – Ребята,какая цифра стоит после цифры «1» (Цифра 2) - Какая цифра стоит между цифрами «3» и «5» (Цифра 4) - Какая следующая цифра после «5» (Цифра 6) - Предыдущая к цифре «9» (Цифра 8) - Какая цифра стоит после цифры «9»? (10) Дети: 2,4,6,8,10.

- Молодцы. Мы с вами узнали, каких цифр нам не хватает. Воспитатель из мешка достает цифру. Ребенок, который хорошо справился с заданием, может прикрепить цифру к часам на свое место. 

-Ребята, а теперь нужно действовать по схеме. Воспитатель достает конверт из мешка. Воспитатель совместно с детьми разворачивает конверт, а там схема. Рассматривают схему, проговаривают правильно, как они пойдут. Обозначить, что квадрат обозначает один шаг. Обратить внимание, что квадраты разные по величине, маленькие обозначают маленькие шаги, а большие квадраты обозначают большой шаг. Можно посчитать, сколько шагов нужно сделать и дописать на схеме.

Подвижное упражнение «По тропинке».

-Четыре больших шага прямо, повернуть на право сделать два маленьких шага. - Повернуть налево, сделать пять маленьких шагов. - Повернуть направо, сделать 5 больших шагов. Повернуть на право, первый ребенок делает 1 большой шаг, затем дети выстраиваются в колонну, берут друг друга за плечи и делают 7 шагов вперед. 6 Воспитатель: Ой, ребята мы с вами оказались, как Петя из сказки, в лесу. А в лесу растут разные ели.

Упражнение «Высокие ели»

-Ребята, сравните высоту елей и разместите их в ряд – от самой низкой до самой высокой (предложить ребенку выполнить задание у доски). Когда ребенок закончил выполнять задание, воспитатель из мешка достает цифру. Ребенок, который хорошо справился с заданием, может прикрепить цифру к часам на свое место.

 -Ребята, как можно проверить, правильно ли вы выполнили задание. Что для этого нужно сделать?(Ответы детей)

-Правильно, нужно измерить высоту елей. А как это можно измерить?(Ответы детей)

- Ребята,сегодня мы будем измерять высоту елей линейкой. Педагог раздает детям линейки. Дети рассматривают их.

-Для измерения длины, ширины, высоты предметов существует мера – сантиметр. Дети повторяют новое слово за воспитателем (сантиметр)

-Ребята, найдите на линейке отметку один сантиметр (педагог показывает на своей линейке). Затем попросить найти детей отметки 5, 6, 7, 8, 9, 10 сантиметров. -Молодцы, вы все правильно справились с заданием. Воспитатель берет одно плоскостное изображение ели и показывает, как нужно правильно выполнить задание.

-Ребята,нужно приложить линейку так чтобы нулевая отметка совпадала с началом ствола. Тогда отметка на другом конце линейки, совпадающая с основанием ели, покажет их высоту. Какова высота моей ели?

Дети:  высота вашей ели 10 сантиметров. Воспитатель помещает изображение ели на место, под ней ставит цифру 10, которая получилась при измерении ели. 7 - Денис, возьми первую ель, Оля, возьми вторую ель и тд. Можете садиться за столы. Теперь выполните измерения, а потом поставите изображение на место, а под изображение цифру, сколько у вас получилось сантиметров. Дети выполняют задание самостоятельно. Воспитатель смотрит как дети измеряют. Проводится индивидуальная работа.

-Ребята, правильно, ли вы разместили ели в ряд? ( воспитатель добивается полных ответов от детей)

-Дети: высота первой ели 5 сантиметра. Высота второй ели 6 сантиметров. Высота третей ели 7 сантиметров. Высота четвертой ели 8 сантиметров. Высота пятой ели 9 сантиметров. Высота шестой ели 10 сантиметров.

-Замечательно, ребята, вы справились с очень сложным заданием. Нам волшебник дал еще одну цифру. Ребенок, который первым справился и правильно, прикрепляет цифру на часы.

-Ребята мы с вами вышли на поляну. Вы видите кто там на поляне?

Дети: на поляне белые и серые зайцы.

Воспитатель приглашает детей за столы.

-Ребята, для выполнения следующего задания нам понадобятся цифры и знаки. Разложите по порядку слева направо цифры, а над ними знаки. Какие знаки вы будите выкладывать?

Дети: плюс, минус, равно.

Упражнение «Составим задачу»

-Послушайте,ребята-на поляне сидят три белых и два серых зайца. Давайте теперь составим задачу. Это будет задача на сложение. Сколько на поляне белых зайцев?

Дети: на поляне три белых зайца.

 –Дети,сколько на поляне серых зайцев?

Дети: на поляне два серых зайца.

-Мы с вами составили условие задачи. Теперь нужно составить вопрос к задаче.

Дети: Сколько всего зайцев на поляне?

-Молодцы,ребята. Вы составили задачу и поставили правильно вопрос. Упражнение «Решение задачи»

-Ребята,теперь нам нужно записать решение задачи и ответить на вопрос задачи. Предложить одному ребенку сделать задание у доски.

 Дети: На поляне сидят три белых зайца. Значит, ставим цифру «3». И на поляне сидят два серых зайца. Значит, ставим цифру «2». Нам нужно узнать, сколько всего на поляне зайцев, поэтому между цифрами мы поставим знак «+». После цифры «2» поставим знак «=».

-Ребята, прочитайте запись.

Дети: Три плюс два получится четыре.

-А сколько всего на поляне зайцев?

Дети: на поляне всего пять зайца.

 Как можно прочитать запись по-другому?

 Дети: к трем прибавить два, получится пять.

-Замечательно. Вы решили задачу. Предложить ребенку, который выполнял задание у доски прикрепить цифру.

Ребята, мы почти вышли из леса, но злой волшебник дал нам еще одно задание. Выполним его?

Дети: Да.

-Нам нужно поделиться на две команды. Команда мальчиков и команда девочек. В одном конверте круг, разделенный по временам года, а во втором круг, разделенный на части суток.

               Дидактическое упражнение «Время года и части сутки»

-Открывайте свои конверты. Вам нужно правильно собрать круг.

Первый круг «Времена года».

-Сколько времен года?

Дети: четыре времени года.

-Какое сейчас время года?

Дети: сейчас время года – зима.

-Назовите времена года, последовательно начиная с зимы.

Дети: зима, весна, лето, осень.

 Второй круг «Части суток».

-Ребята,сколько частей суток?

Дети: Четыре части суток.

-Какая сейчас часть суток?

Дети: Сейчас часть суток – утро.

-Назовите сутки, по порядку начиная с утра.

Дети: Утро, день, вечер, ночь.

-Ребята, вы хорошо справились с заданием, вы такие молодцы! Держите последнюю цифру. Предложить ребенку поставить последнюю цифру. Раз мы выполнили все задания Злого волшебника, теперь мы можем выбраться из дремучего леса. Беритесь все за руки, и закрывайте глаза!-Ребята,посмотрите на наши часы, там снова появились все цифры. Давайте на них посмотрим. Давайте поставим часы на свое место. И будем с вами ценить время!

4. Рефлексивно-оценочный.

-Ребята, а как вы будите ценить время? а вам понравилось путешествие по сказке? Что нового вы узнали на занятии? Чему вы научились? Что вызвало у вас затруднения? Что вам больше всего понравилось?(Ответы детей).

Вы были внимательными, сообразительными и дружными. Я вами горжусь.

Последующая работа.

1. Дидактическая игра «Времена года».

2. Словесная игра «Продолжи числовой ряд».

3. Задачки на смекалку.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по примерной ООПДО «Детство», раздел программы: «Познание» (математика), старшая группа. "В поисках Красной Шапочки"

"В поисках Красной Шапочки"Конспект НОД по примерной ООПДО «Детство»,раздел  программы: «Познание» (математика),старшая группа.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Коммун...

Конспект занятия по математике" Путешествие в сказку о потерянном времени"

Занятие для детей подготовительной группы, очень занимательное, дети находятся в постоянном поиске правильных решений....

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «В поисках пропавших игрушек»

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы "В поисках пропавших игрушек"...

план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему:"Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: "Путешествие в страну математики"...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа».

Тема: «Магнит и его свойства».Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа»

Вариант проблемного обучения на конкретном занятии по опытно-исследовательской деятельности «Магнит и его свойства».Цель занятия: развивать познавательную активность детей в процессе ...