Занятие по математике в старшей группе «В поисках потерянного времени».
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Конспект интегрированного занятия по математике с детьми старшей группы «В поисках потерянного времени».
Подготовила:
воспитатель
дошкольного отделения
МОУ «СОШ № 24»
Зайцева Екатерина Владимировна
Подольск 2025г.
Цель: создать условия для развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Задачи: Образовательная:
- Дать представление о сантиметре как единице измерения высоты предмета, формировать умение измерять высоту предметов с помощью линейки.
-Совершенствовать навык порядкового счета в пределах десяти, умения составлять и решать задачу, пользоваться математическими знаками «+» и «=».
-Закрепить навыки ориентировки в пространстве и временные представления.
Развивающая:
- Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное восприятие и внимание, тонкой моторики.
Воспитательная:
-Воспитывать навыки сотрудничества в игровой деятельности, самостоятельность, активность, инициативность.
Оборудование и материалы:
-Демонстрационный: презентация слайдов, часы, линейка, измерительный материал - ель (10 сантиметров).
- Раздаточный: схема маршрута, счетный пенал – по количеству детей, линейки – по количеству детей, измерительный материал – ель, разного размера (5, 6, 7, 8, 9, 10 сантиметров), модель времен года, модель частей суток (разделенные на четыре части).
Предварительная работа:
-чтение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»
-просмотр видеофильма «Сказка о потерянном времени»
-составление и решение задач на сложение
-дидактические игры и упражнения на ориентировку в пространстве по словесной инструкции, по схеме, упражнения на измерение высоты условной меркой.
1 Мотивационно-ориентировочный этап:
Приветственный момент:
Дети встают в круг и берутся за руки.
Приветствие:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем на лево,
А теперь пойдем на право.
В центре круга соберемся
И на место все вернемся
Улыбнемся ,подмигнем
И занятие начнем.
Дети остаются стоять в круге.
2. Поисковый этап.
-Ребята нам пора начинать занятие, так как наши часы показывают начало занятия. (Нужно подвести к тому, чтобы дети сами обратили внимание на часы. Если они затрудняются, то нужно подвести их к теме)
-Посмотрите, что случилось с нашими часами? (Дети должны обратить внимание на часы и увидеть, что они остановились и на часах пропали цифры).
-Цифры на часах куда-то делись и часы остановились. Мы теперь не сможем определить время.
-Ребята, как вы думаете, кто их мог испортить? (Дети предлагают варианты ответов - Часовщик, Баба – Яга, Злой волшебник).
-Ребята, мы недавно читали книгу, в которой описывается такая же история. Кто помнит, как она называется? Может она нам поможет.
Дети: «Сказка о потерянном времени».
-Ребята,вы догадались, кто испортил нам эти часы?Это злой волшебник. А расколдовать мы их сможем только тогда, когда выполним все его задания, которые он для вас приготовил. Какие будут задания, вы сейчас узнаете.
-Давайте, выполним задания злого волшебника и вернем часам цифры?Давайте для начала мы посмотрим на наши часы и узнаем, какие цифры исчезли.
3. Практический этап.
Дидактическое упражнение «По порядку сосчитай».
– Ребята,какая цифра стоит после цифры «1» (Цифра 2) - Какая цифра стоит между цифрами «3» и «5» (Цифра 4) - Какая следующая цифра после «5» (Цифра 6) - Предыдущая к цифре «9» (Цифра 8) - Какая цифра стоит после цифры «9»? (10) Дети: 2,4,6,8,10.
- Молодцы. Мы с вами узнали, каких цифр нам не хватает. Воспитатель из мешка достает цифру. Ребенок, который хорошо справился с заданием, может прикрепить цифру к часам на свое место.
-Ребята, а теперь нужно действовать по схеме. Воспитатель достает конверт из мешка. Воспитатель совместно с детьми разворачивает конверт, а там схема. Рассматривают схему, проговаривают правильно, как они пойдут. Обозначить, что квадрат обозначает один шаг. Обратить внимание, что квадраты разные по величине, маленькие обозначают маленькие шаги, а большие квадраты обозначают большой шаг. Можно посчитать, сколько шагов нужно сделать и дописать на схеме.
Подвижное упражнение «По тропинке».
-Четыре больших шага прямо, повернуть на право сделать два маленьких шага. - Повернуть налево, сделать пять маленьких шагов. - Повернуть направо, сделать 5 больших шагов. Повернуть на право, первый ребенок делает 1 большой шаг, затем дети выстраиваются в колонну, берут друг друга за плечи и делают 7 шагов вперед. 6 Воспитатель: Ой, ребята мы с вами оказались, как Петя из сказки, в лесу. А в лесу растут разные ели.
Упражнение «Высокие ели»
-Ребята, сравните высоту елей и разместите их в ряд – от самой низкой до самой высокой (предложить ребенку выполнить задание у доски). Когда ребенок закончил выполнять задание, воспитатель из мешка достает цифру. Ребенок, который хорошо справился с заданием, может прикрепить цифру к часам на свое место.
-Ребята, как можно проверить, правильно ли вы выполнили задание. Что для этого нужно сделать?(Ответы детей)
-Правильно, нужно измерить высоту елей. А как это можно измерить?(Ответы детей)
- Ребята,сегодня мы будем измерять высоту елей линейкой. Педагог раздает детям линейки. Дети рассматривают их.
-Для измерения длины, ширины, высоты предметов существует мера – сантиметр. Дети повторяют новое слово за воспитателем (сантиметр)
-Ребята, найдите на линейке отметку один сантиметр (педагог показывает на своей линейке). Затем попросить найти детей отметки 5, 6, 7, 8, 9, 10 сантиметров. -Молодцы, вы все правильно справились с заданием. Воспитатель берет одно плоскостное изображение ели и показывает, как нужно правильно выполнить задание.
-Ребята,нужно приложить линейку так чтобы нулевая отметка совпадала с началом ствола. Тогда отметка на другом конце линейки, совпадающая с основанием ели, покажет их высоту. Какова высота моей ели?
Дети: высота вашей ели 10 сантиметров. Воспитатель помещает изображение ели на место, под ней ставит цифру 10, которая получилась при измерении ели. 7 - Денис, возьми первую ель, Оля, возьми вторую ель и тд. Можете садиться за столы. Теперь выполните измерения, а потом поставите изображение на место, а под изображение цифру, сколько у вас получилось сантиметров. Дети выполняют задание самостоятельно. Воспитатель смотрит как дети измеряют. Проводится индивидуальная работа.
-Ребята, правильно, ли вы разместили ели в ряд? ( воспитатель добивается полных ответов от детей)
-Дети: высота первой ели 5 сантиметра. Высота второй ели 6 сантиметров. Высота третей ели 7 сантиметров. Высота четвертой ели 8 сантиметров. Высота пятой ели 9 сантиметров. Высота шестой ели 10 сантиметров.
-Замечательно, ребята, вы справились с очень сложным заданием. Нам волшебник дал еще одну цифру. Ребенок, который первым справился и правильно, прикрепляет цифру на часы.
-Ребята мы с вами вышли на поляну. Вы видите кто там на поляне?
Дети: на поляне белые и серые зайцы.
Воспитатель приглашает детей за столы.
-Ребята, для выполнения следующего задания нам понадобятся цифры и знаки. Разложите по порядку слева направо цифры, а над ними знаки. Какие знаки вы будите выкладывать?
Дети: плюс, минус, равно.
Упражнение «Составим задачу»
-Послушайте,ребята-на поляне сидят три белых и два серых зайца. Давайте теперь составим задачу. Это будет задача на сложение. Сколько на поляне белых зайцев?
Дети: на поляне три белых зайца.
–Дети,сколько на поляне серых зайцев?
Дети: на поляне два серых зайца.
-Мы с вами составили условие задачи. Теперь нужно составить вопрос к задаче.
Дети: Сколько всего зайцев на поляне?
-Молодцы,ребята. Вы составили задачу и поставили правильно вопрос. Упражнение «Решение задачи»
-Ребята,теперь нам нужно записать решение задачи и ответить на вопрос задачи. Предложить одному ребенку сделать задание у доски.
Дети: На поляне сидят три белых зайца. Значит, ставим цифру «3». И на поляне сидят два серых зайца. Значит, ставим цифру «2». Нам нужно узнать, сколько всего на поляне зайцев, поэтому между цифрами мы поставим знак «+». После цифры «2» поставим знак «=».
-Ребята, прочитайте запись.
Дети: Три плюс два получится четыре.
-А сколько всего на поляне зайцев?
Дети: на поляне всего пять зайца.
Как можно прочитать запись по-другому?
Дети: к трем прибавить два, получится пять.
-Замечательно. Вы решили задачу. Предложить ребенку, который выполнял задание у доски прикрепить цифру.
Ребята, мы почти вышли из леса, но злой волшебник дал нам еще одно задание. Выполним его?
Дети: Да.
-Нам нужно поделиться на две команды. Команда мальчиков и команда девочек. В одном конверте круг, разделенный по временам года, а во втором круг, разделенный на части суток.
Дидактическое упражнение «Время года и части сутки»
-Открывайте свои конверты. Вам нужно правильно собрать круг.
Первый круг «Времена года».
-Сколько времен года?
Дети: четыре времени года.
-Какое сейчас время года?
Дети: сейчас время года – зима.
-Назовите времена года, последовательно начиная с зимы.
Дети: зима, весна, лето, осень.
Второй круг «Части суток».
-Ребята,сколько частей суток?
Дети: Четыре части суток.
-Какая сейчас часть суток?
Дети: Сейчас часть суток – утро.
-Назовите сутки, по порядку начиная с утра.
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
-Ребята, вы хорошо справились с заданием, вы такие молодцы! Держите последнюю цифру. Предложить ребенку поставить последнюю цифру. Раз мы выполнили все задания Злого волшебника, теперь мы можем выбраться из дремучего леса. Беритесь все за руки, и закрывайте глаза!-Ребята,посмотрите на наши часы, там снова появились все цифры. Давайте на них посмотрим. Давайте поставим часы на свое место. И будем с вами ценить время!
4. Рефлексивно-оценочный.
-Ребята, а как вы будите ценить время? а вам понравилось путешествие по сказке? Что нового вы узнали на занятии? Чему вы научились? Что вызвало у вас затруднения? Что вам больше всего понравилось?(Ответы детей).
Вы были внимательными, сообразительными и дружными. Я вами горжусь.
Последующая работа.
1. Дидактическая игра «Времена года».
2. Словесная игра «Продолжи числовой ряд».
3. Задачки на смекалку.
.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по примерной ООПДО «Детство», раздел программы: «Познание» (математика), старшая группа. "В поисках Красной Шапочки"
"В поисках Красной Шапочки"Конспект НОД по примерной ООПДО «Детство»,раздел программы: «Познание» (математика),старшая группа.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Коммун...

Конспект занятия по математике" Путешествие в сказку о потерянном времени"
Занятие для детей подготовительной группы, очень занимательное, дети находятся в постоянном поиске правильных решений....
Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «В поисках пропавших игрушек»
Конспект комплексного занятия для детей старшей группы "В поисках пропавших игрушек"...

план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему:"Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: "Путешествие в страну математики"...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа».
Тема: «Магнит и его свойства».Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита....

Конспект по экспериментированию в старшей группе "В поисках потерянного ключа"
Занятие на тему "Магнит и его свойства"...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа»
Вариант проблемного обучения на конкретном занятии по опытно-исследовательской деятельности «Магнит и его свойства».Цель занятия: развивать познавательную активность детей в процессе ...
