Рабочая программа "Занимательная логика"
рабочая программа по математике (старшая группа)

Позднякова Алёна Юрьевна

Рабочая программа "Занимательная логика" для детей 5-6 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zanimatelnaya_logika.docx42.62 КБ

Предварительный просмотр:

Срок реализации: с сентября по июль
Режим занятий: 4 занятия в месяц (1 раз в неделю)
Продолжительность одного занятия: 25 минут
Форма проведения: групповая и индивидуальная.

1. Пояснительная записка

Актуальность: Возраст 5-6 лет является сензитивным периодом для развития логического мышления, памяти, внимания и воображения. Развитие логики в этом возрасте закладывает прочный фундамент для успешного освоения математики, информатики и других наук в школе. Программа «Занимательная логика» через игру готовит детей к сложным мыслительным операциям, учит рассуждать, анализировать и делать выводы.

Цель программы: Развитие познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через систему игровых заданий и упражнений.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Формировать представления о базовых логических операциях: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, сериация.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи.
  • Познакомить с геометрическими фигурами, пространственными отношениями и закономерностями.
  • Развивающие:
  • Развивать высшие психические функции: внимание (устойчивость, переключение), память (зрительную, слуховую), воображение, мыслительные процессы.
  • Развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию.
  • Развивать речь, умение аргументировать свой выбор и ход рассуждений.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к интеллектуальной деятельности.
  • Формировать навыки сотрудничества, умение работать в паре и в группе, соблюдать правила игры.

Принципы программы:

  • От простого к сложному: Постепенное усложнение заданий в течение года.
  • Наглядность: Использование красочного раздаточного материала, игрушек, мультимедиа.
  • Игровая деятельность: Обучение происходит в форме игры, сказки или путешествия.

2. Учебно-тематический план (с сентября по июль)

Месяц

Тематический блок

Задачи и содержание

Сентябрь

Адаптационный. Знакомство со свойствами предметов.

Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Группировка по 1-2 признакам. Развитие внимания и мелкой моторики.

Октябрь

Геометрический калейдоскоп.

Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Конструирование, аппликация.

Ноябрь

В мире закономерностей.

Учимся видеть и продолжать последовательности (цвет, форма, размер). Простые логические ряды.

Декабрь

Волшебный лабиринт.

Развитие пространственного мышления (верх-низ, право-лево). Прохождение лабиринтов разной сложности.

Январь

Логические пары и обобщения.

Классификация предметов (одежда, животные, транспорт). Подбор пар, нахождение лишнего предмета в группе.

Февраль

Юный детектив: ищем связи.

Установление причинно-следственных связей (что сначала, что потом). Разгадывание загадок на логику.

Март

Разрезные картинки и головоломки.

Развитие анализа и синтеза. Сбор пазлов (4-8 частей), разрезанных картинок, простые головоломки (танграм).

Апрель

Считаем, играем, рассуждаем.

Основы счета. Логические задачи в стихах и картинках. Сравнение количества.

Май

Логические игры и стратегии.

Знакомство с простыми настольными играми на логику (ходилки, детское домино, шашки).

Июнь-Июль

Творческая логика. Обобщение.

Решение творческих задач, проектная деятельность (построить мост из кубиков), квест-игра по пройденному материалу.

3. Планируемые результаты

К концу учебного года ребенок будет уметь:

  • Сравнивать предметы по цвету, форме, размеру.
  • Обобщать и классифицировать предметы по заданному признаку (2-3 признака).
  • Находить и продолжать простые закономерности.
  • Определять лишний предмет в группе и аргументировать свой выбор.
  • Ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ) и на листе бумаги.
  • Устанавливать простые причинно-следственные связи.
  • Собирать пазлы из 6-8 элементов.
  • Проходить лабиринты средней сложности.
  • Рассуждать, делать простые выводы.

4. Система мониторинга

Оценка результатов проводится через наблюдение за деятельностью детей на занятиях и анализ выполнения итоговых игровых заданий в конце каждого тематического блока. Диагностика проводится 2 раза в год (вводная - сентябрь, итоговая - май) по картам наблюдения, где отмечается успешность выполнения ключевых типов заданий.

5. Материально-техническое обеспечение

  • Раздаточный материал: карточки с заданиями, наборы геометрических фигур, счетные палочки, пазлы, лабиринты, лото, домино.
  • Дидактические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки-вкладыши, головоломки («Танграм», «Колумбово яйцо»).
  • Канцелярия: цветная бумага, картон, карандаши, клей, ножницы.
  • Демонстрационный материал: плакаты, игрушки, предметы-иллюстрации.
  • Мультимедиа: презентации с заданиями, короткие развивающие мультфильмы.

№ зан.

Месяц

Тема занятия

Задачи

Материалы и оборудование

1

Сентябрь

Свойства предметов: анализ и синтез

Выделение 3-4 свойств одновременно (цвет, размер, форма, материал). Создание предмета по заданным свойствам (вербально).

Набор объемных фигур (деревянные, пластиковые), карточки-схемы свойств, "Волшебный мешочек" для опознания по комплексу свойств.

2

Многопризнаковая классификация

Группировка по двум заданным признакам (напр., "все красные и большие"). Использование блоков Дьенеша.

Логические блоки Дьенеша, обручи для пересечения множеств (круги Эйлера), карточки-коды с признаками.

3

Сравнение по длине, ширине, высоте

Введение условной мерки для сравнения объектов. Развитие точности измерения.

Полоски бумаги разной длины/ширины, кубики-мерки, ленты, карточки с заданиями "Что выше?".

4

Отрицание: что НЕ...?

Формирование понятия отрицания. Задания типа "Найди предмет, который НЕ красный и НЕ круглый".

Наборы карточек, символ для отрицания (перечеркнутый кружок), игра "Верю - не верю".

5

Октябрь

Геометрические тела, фигуры

Знакомство с шаром, кубом, цилиндром, пирамидой. Сравнение плоских фигур и объемных тел (круг - шар, квадрат - куб).

Набор геометрических тел, предметы из окружающей среды (мяч, банка, коробка), "Тактильное лото" (угадай тело на ощупь).

6

Симметрия. Сложные узоры

Понятие о симметрии. Дорисовывание второй половины симметричного рисунка. Создание симметричных аппликаций (с помощью кальки).

Карточки с половинками рисунков, калька, зеркало, орнаменты, бусины для создания симметричных бус.

7

Проект "Геометрический город"

Коллективное конструирование города из объемных тел и фигур. Закрепление свойств и названий. Развитие проектного мышления.

Конструкторы (деревянные, Lego, магнитные), бумага для оформления, клей.

8

Танграм: сборка по контуру без разделения

Усложнение работы с танграмом: сборка фигур по контуру, где не видно границ между элементами.

Головоломка "Танграм", карточки повышенной сложности (контурные рисунки животных, людей).

9

Ноябрь

Многоуровневые закономерности (ААБ, АББ)

Анализ и продолжение рядов с двумя и тремя изменяющимися признаками (цвет И форма).

Цветные геометрические фишки, таблицы для выкладывания, карточки-схемы ("повтори узор").

10

Алгоритмы: составь инструкцию

Понятие алгоритма. Составление устных пошаговых инструкций (как построить башню из кубиков, как нарисовать кота).

Серии сюжетных картинок "Порядок действий", предметы для создания инструкции (кубики, краски).

11

Кодирование информации: цветовые шифры

Знакомство с понятием "код". "Прочтение" и самостоятельное создание простых шифровок с помощью цветовых или символьных обозначений.

Карточки-шифры ("красный круг = мяч"), "секретные письма", где слова заменены значками.

12

Логическая операция "И"

Введение понятия конъюнкции. Задания на совмещение условий: "Найди предмет, который синий И квадратный".

Блоки Дьенеша, карточки с условиями, соединяемые союзом "И".

13

Координатная сетка (игра "Морской бой")

Основы координации. Ориентировка по двум признакам (буква и цифра/цвет и фигура) для нахождения ячейки.

Игровые поля 3x3, 4x4, фишки, игра "Морской бой" в упрощенном варианте.

14

Пространственные загадки и головоломки

Решение задач на переливание, перемещение предметов с учетом правил. Развитие стратегического мышления.

Наборы для опытов (мензурки, вода), головоломки типа "Ханойская башня" (упрощенная), "Змейка Рубика".

15

Проект: "Создай свой лабиринт"

Самостоятельное проектирование и создание лабиринта из подручных материалов.

Кубики, конструктор, пластилин, бумажные трубочки.

16

Логическая операция "ИЛИ"

Введение понятия дизъюнкции. Задания: "Найди все предметы, которые красные ИЛИ круглые". Сравнение с "И".

Блоки Дьенеша, карточки с условиями, Venn-диаграммы для наглядного сравнения "И" и "ИЛИ".

17

Январь

Многомерная классификация

Классификация по 3-4 признакам одновременно с использованием кодовых карт. Самостоятельное создание системы классификации.

Блоки Дьенеша, сложные карточки-коды, таблицы для сортировки.

18

Комбинаторика: составляем варианты

Простейший перебор вариантов (например, сколько разных наборов можно составить из 2 рубашек и 3 штанов).

Реальные предметы одежды для кукол, карточки, дерево возможностей (наглядная схема).

19

Причинно-следственные цепочки

Построение длинных цепочек взаимосвязанных событий (4-5 звеньев). Обсуждение обратных связей.

Набор картинок для составления сложных последовательностей, тема "Экосистема" (например, исчезновение насекомых -> ... -> голодные птицы).

20

Структура и иерархия (дерево категорий)

Построение древовидной структуры (например, "транспорт" -> "наземный" -> "грузовой"). Развитие системного мышления.

Карточки с понятиями, магниты, доска для построения "дерева".

21

Февраль

Тактические игры (Калах, простые нарды)

Знакомство с играми, требующими просчета ходов наперед. Развитие стратегического планирования.

Настольные игры "Калах" (Манкала), "Детские нарды", шашки.

22

Анализ информации: правда или ложь?

Формирование критического взгляда. Анализ утверждений на истинность/ложность. Упражнение "Найди ошибку художника".

Картинки с заведомо нелогичными элементами, карточки с верными и неверными утверждениями.

23

Выдвижение гипотез

Умение задавать вопросы и выдвигать предположения. Игра "Угадай, что в коробке?" по наводящим вопросам.

"Таинственная коробка" с предметом внутри, карточки с вопросами для тестирования гипотез.

24

Логические задачи с недостающими данными

Решение задач, в условии которых не хватает информации. Формирование умения понять, чего не хватает для решения.

Текст задач с пропусками, картинки с неполными данными.

25

Март

Сложный синтез: пазлы 8-12 элементов

Сборка пазлов без опоры на картинку-образец, только по логике соединения элементов.

Пазлы 8-12 элементов с постепенно усложняющимся сюжетом.

26

Головоломки со спичками (счетными палочками)

Решение задач на трансформацию фигур путем перемещения заданного количества элементов.

Набор счетных палочек, карточки с заданиями ("переложи 2 палочки, чтобы получилось 3 квадрата").

27

Алгоритмы с циклами

Введение понятия цикла (повтора) в алгоритм. Составление и выполнение алгоритмов, содержащих повторяющиеся действия.

Карточки-команды, в т.ч. карточка "Повтори 3 раза", робот-игрушка (или ребенок в роли робота).

28

Продолжи узор

Учить видеть и продолжать более сложные закономерности (AABAAB). Развивать зрительное восприятие и аналитическое мышление.

Карточки с узорами из цветных кружков, фишек, наклейки для самостоятельного создания ряда.

29

Апрель

Шашки для самых маленьких

Знакомство с игрой в шашки на маленьком поле. Обучение простым тактикам.

Шашки, доска на 6x6 клеток.

30

Вербальные логические задачи

Решение простых текстовых задач на исключение и сравнение ("Кто выше? Кто старше?"). Развитие слухового внимания и памяти.

Картинки-подсказки к задачам, текст задач.

31

Задачи на взвешивание

Решение простейших задач на сравнение веса с помощью двухчашечных весов. Развитие комбинаторного мышления.

Игрушечные двухчашечные весы, набор гирек, различные по весу предметы.

32

Проект: "Создай свою настольную игру"

Коллективная разработка простой настольной игры с полем, фишками и правилами. Защита проекта.

Большие листы бумаги, краски, фишки, кубик, материалы для творчества.

33

Май

Анализ текста: находим несоответствия

Развитие критического слухового восприятия. Прослушивание текста с логическими ошибками и их обнаружение.

Короткие рассказы или сказки с внесенными ошибками, колокольчик для сигнала об ошибке.

34

Конструкторские задачи с ограничениями

Решение инженерных задач в условиях ограничений (построить максимально высокую башню из 10 деталей, мост между двумя столами).

Конструктор, измерительная лента, дополнительные материалы (веревочки, бумага).

35

Логический аукцион

Командная игра на применение всех полученных знаний. "Покупка" лотов - заданий разной сложности и стоимости.

Карточки-задания разного уровня сложности, игровая валюта, аукционный молоток.

36

Олимпиада по логике

Индивидуальное решение нестандартных задач за ограниченное время. Выявление уровня достижений.

Индивидуальные бланки с заданиями, таймер.

37

Июнь

Основы теории вероятностей (на практике)

Понятия "всегда", "иногда", "никогда". Эксперименты с подбрасыванием монетки, вытягиванием фигур из мешочка.

Монета, мешочек с разноцветными фишками, таблица для записи результатов.

38

Исследование: логика в природе

Наблюдение за природными закономерностями (симметрия в листьях, последовательность в паутине). Фиксация наблюдений.

Лупы, блокноты юного исследователя, карандаши, природные материалы.

39

Турнир по настольным играм

Закрепление пройденного материала в соревновательной, игровой форме. Воспитание духа здорового соперничества.

Все игры, с которыми познакомились в течение месяца.

40

Танграм: придумай сам

Развивать воображение и творческое мышление. Учить самостоятельно придумывать и складывать простые фигуры.

Танграм, чистые листы бумаги для зарисовывания получившихся фигур.

41

Июль

Квест "Сокровища пирата"

Командное прохождение квеста, где каждое задание - логическая головоломка из пройденного материала.

Карта, "старинные" свитки с заданиями, реквизит, ключи-подсказки.

42

Логические задачи в стихах        

Учить воспринимать условие задачи на слух, выделять главное, находить решение.

Красочные иллюстрации к задачам, текст задач (С. Маршак, К. Чуковский).

43

Логический квест "В поисках клада"

Обобщение и применение полученных знаний в нестандартной ситуации. Развитие командного духа.

Карта с маршрутом, конверты с заданиями (лабиринт, найди лишнее, загадка), "клад" (наклейки, медали).

44

Выпускной в стране Логики

Закрепление пройденного материала в игровой форме. Создание ситуации успеха, вручение дипломов "Юный логик".

Дипломы, воздушные шары, станции с любимыми заданиями детей.

Диагностические задания

Задание 1: «Найди пару» (Анализ и синтез)

Материал: 8 карточек (мяч – ракетка, чашка – чайник, кисть – краски, шляпа – голова).
Инструкция: «Посмотри, у меня есть картинки, которые потеряли свою пару. Помоги им найти друг друга и объясни, почему они подходят вместе».
Оценка:

  • 3 балла: Ребенок без труда находит все пары и дает развернутое объяснение (функциональная связь).
  • 2 балла: Ребенок находит все пары, но объясняет с помощью воспитателя или односложно («чтобы играть»).
  • 1 балл: Ребенок ошибается, не находит пары, объяснение отсутствует или неверное.

Задание 2: «Четвертый лишний» (Классификация, обобщение)

Материал: 4 карточки, где 3 предмета относятся к одной группе, а 4-й – лишний (напр., яблоко, груша, банан, мяч).
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки. Какая из них здесь лишняя? Почему?»
Оценка:

  • 3 балла: Ребенок правильно определяет лишний предмет и верно называет обобщающее понятие для оставшихся («фрукты»).
  • 2 балла: Ребенок правильно определяет лишний предмет, но обобщающее понятие называет с ошибкой или только перечисляет («это кушать, а это нет»).
  • 1 балл: Ребенок не справляется с заданием, выбор случаен.

Задание 3: «Последовательность» (Сериация, установление закономерностей)

Материал: Цветные фишки (напр., ряд: красный, синий, красный, синий, красный, ...).
Инструкция: «Посмотри, какого цвета фишки должны быть дальше? Продолжи этот ряд».
Оценка:

  • 3 балла: Ребенок без ошибок продолжает ряд из 3-4 элементов, понимает принцип (АБАБ).
  • 2 балла: Ребенок понимает принцип, но допускает 1 ошибку, которую сам исправляет.
  • 1 балл: Ребенок не видит закономерность, действует методом случайного перебора.

Задание 4: «Схематический рисунок» (Пространственное мышление, алгоритм)

Материал: Лист в клетку, простой схематичный рисунок (например, домик из квадрата и треугольника), образец.
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок. Попробуй нарисовать такой же у себя на листочке, внимательно считая клеточки».
Оценка:

  • 3 балла: Рисунок точно соответствует образцу по расположению и размеру.
  • 2 балла: Рисунок соответствует образцу, но есть незначительные ошибки в размере или симметрии.
  • 1 балл: Ребенок не понимает задания, рисует произвольно, не ориентируясь на клетки.

Задание 5: «Загадка» (Установление причинно-следственных связей)

Инструкция: Загадывается загадка, требующая логического вывода (напр., «Зимой и летом одним цветом» (Ель)).
Оценка:

  • 3 балла: Ребенок самостоятельно отгадывает загадку и может объяснить ход мысли.
  • 2 балла: Ребенок отгадывает с небольшой подсказкой (наводящий вопрос).
  • 1 балл: Ребенок не отгадывает загадку даже с помощью.


Сводная таблица для фиксации результатов

ФИ ребенка: _________________________
Группа: _____
Дата проведения: «_» __________ 20 г. (входная/итоговая)

№ п/п

Критерий (логическая операция)

Задание

Оценка (1-3 балла)

Примечания

1

Анализ и синтез

«Найди пару»

2

Классификация и обобщение

«Четвертый лишний»

3

Сериация (закономерности)

«Последовательность»

4

Пространственное мышление и алгоритм

«Схематический рисунок»

5

Причинно-следственные связи

«Загадка»

Итоговый показатель

Сумма:

Уровни развития логического мышления (по сумме баллов):

  • Высокий уровень (13-15 баллов): Ребенок самостоятельно выполняет все задания, верно делает логические выводы, аргументирует свой ответ.
  • Средний уровень (8-12 баллов): Ребенок понимает инструкцию, выполняет большинство заданий, но иногда нуждается в помощи взрослого для объяснения или исправления ошибки.
  • Ниже среднего (5-7 баллов): Ребенок испытывает значительные трудности при выполнении логических заданий, действует методом проб и ошибок, часто нуждается в помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа развития логического мышления у детей 6 – 7 лет на основе занимательной математики «Логика»

Пояснительная запискаВы хотите научить своего ребёнка нестандартно мыслить, развить у него упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения? Участие в кружке даёт детям не только опр...

Рабочая программа "Занимательная логика"

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления...

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ЛОГИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ.

Рабочая программа  для работы с детьми 2-4 лет. Программа имеет практическую направленность для использования педагогами в организации совместной деятельности с детьми для активизации и зак...

Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»

Данная программа формирует математическое мышление  детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....

Использование рабочих тетрадей как эффективного средства освоения логико-математического содержания детьми дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как науч...