Рабочая программа "Занимательная логика"
рабочая программа по математике (старшая группа)
Рабочая программа "Занимательная логика" для детей 5-6 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Срок реализации: с сентября по июль
Режим занятий: 4 занятия в месяц (1 раз в неделю)
Продолжительность одного занятия: 25 минут
Форма проведения: групповая и индивидуальная.
1. Пояснительная записка
Актуальность: Возраст 5-6 лет является сензитивным периодом для развития логического мышления, памяти, внимания и воображения. Развитие логики в этом возрасте закладывает прочный фундамент для успешного освоения математики, информатики и других наук в школе. Программа «Занимательная логика» через игру готовит детей к сложным мыслительным операциям, учит рассуждать, анализировать и делать выводы.
Цель программы: Развитие познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через систему игровых заданий и упражнений.
Задачи:
- Образовательные:
- Формировать представления о базовых логических операциях: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, сериация.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.
- Познакомить с геометрическими фигурами, пространственными отношениями и закономерностями.
- Развивающие:
- Развивать высшие психические функции: внимание (устойчивость, переключение), память (зрительную, слуховую), воображение, мыслительные процессы.
- Развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию.
- Развивать речь, умение аргументировать свой выбор и ход рассуждений.
- Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к интеллектуальной деятельности.
- Формировать навыки сотрудничества, умение работать в паре и в группе, соблюдать правила игры.
Принципы программы:
- От простого к сложному: Постепенное усложнение заданий в течение года.
- Наглядность: Использование красочного раздаточного материала, игрушек, мультимедиа.
- Игровая деятельность: Обучение происходит в форме игры, сказки или путешествия.
2. Учебно-тематический план (с сентября по июль)
Месяц | Тематический блок | Задачи и содержание |
Сентябрь | Адаптационный. Знакомство со свойствами предметов. | Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Группировка по 1-2 признакам. Развитие внимания и мелкой моторики. |
Октябрь | Геометрический калейдоскоп. | Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Конструирование, аппликация. |
Ноябрь | В мире закономерностей. | Учимся видеть и продолжать последовательности (цвет, форма, размер). Простые логические ряды. |
Декабрь | Волшебный лабиринт. | Развитие пространственного мышления (верх-низ, право-лево). Прохождение лабиринтов разной сложности. |
Январь | Логические пары и обобщения. | Классификация предметов (одежда, животные, транспорт). Подбор пар, нахождение лишнего предмета в группе. |
Февраль | Юный детектив: ищем связи. | Установление причинно-следственных связей (что сначала, что потом). Разгадывание загадок на логику. |
Март | Разрезные картинки и головоломки. | Развитие анализа и синтеза. Сбор пазлов (4-8 частей), разрезанных картинок, простые головоломки (танграм). |
Апрель | Считаем, играем, рассуждаем. | Основы счета. Логические задачи в стихах и картинках. Сравнение количества. |
Май | Логические игры и стратегии. | Знакомство с простыми настольными играми на логику (ходилки, детское домино, шашки). |
Июнь-Июль | Творческая логика. Обобщение. | Решение творческих задач, проектная деятельность (построить мост из кубиков), квест-игра по пройденному материалу. |
3. Планируемые результаты
К концу учебного года ребенок будет уметь:
- Сравнивать предметы по цвету, форме, размеру.
- Обобщать и классифицировать предметы по заданному признаку (2-3 признака).
- Находить и продолжать простые закономерности.
- Определять лишний предмет в группе и аргументировать свой выбор.
- Ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ) и на листе бумаги.
- Устанавливать простые причинно-следственные связи.
- Собирать пазлы из 6-8 элементов.
- Проходить лабиринты средней сложности.
- Рассуждать, делать простые выводы.
4. Система мониторинга
Оценка результатов проводится через наблюдение за деятельностью детей на занятиях и анализ выполнения итоговых игровых заданий в конце каждого тематического блока. Диагностика проводится 2 раза в год (вводная - сентябрь, итоговая - май) по картам наблюдения, где отмечается успешность выполнения ключевых типов заданий.
5. Материально-техническое обеспечение
- Раздаточный материал: карточки с заданиями, наборы геометрических фигур, счетные палочки, пазлы, лабиринты, лото, домино.
- Дидактические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки-вкладыши, головоломки («Танграм», «Колумбово яйцо»).
- Канцелярия: цветная бумага, картон, карандаши, клей, ножницы.
- Демонстрационный материал: плакаты, игрушки, предметы-иллюстрации.
- Мультимедиа: презентации с заданиями, короткие развивающие мультфильмы.
№ зан. | Месяц | Тема занятия | Задачи | Материалы и оборудование |
1 | Сентябрь | Свойства предметов: анализ и синтез | Выделение 3-4 свойств одновременно (цвет, размер, форма, материал). Создание предмета по заданным свойствам (вербально). | Набор объемных фигур (деревянные, пластиковые), карточки-схемы свойств, "Волшебный мешочек" для опознания по комплексу свойств. |
2 | Многопризнаковая классификация | Группировка по двум заданным признакам (напр., "все красные и большие"). Использование блоков Дьенеша. | Логические блоки Дьенеша, обручи для пересечения множеств (круги Эйлера), карточки-коды с признаками. | |
3 | Сравнение по длине, ширине, высоте | Введение условной мерки для сравнения объектов. Развитие точности измерения. | Полоски бумаги разной длины/ширины, кубики-мерки, ленты, карточки с заданиями "Что выше?". | |
4 | Отрицание: что НЕ...? | Формирование понятия отрицания. Задания типа "Найди предмет, который НЕ красный и НЕ круглый". | Наборы карточек, символ для отрицания (перечеркнутый кружок), игра "Верю - не верю". | |
5 | Октябрь | Геометрические тела, фигуры | Знакомство с шаром, кубом, цилиндром, пирамидой. Сравнение плоских фигур и объемных тел (круг - шар, квадрат - куб). | Набор геометрических тел, предметы из окружающей среды (мяч, банка, коробка), "Тактильное лото" (угадай тело на ощупь). |
6 | Симметрия. Сложные узоры | Понятие о симметрии. Дорисовывание второй половины симметричного рисунка. Создание симметричных аппликаций (с помощью кальки). | Карточки с половинками рисунков, калька, зеркало, орнаменты, бусины для создания симметричных бус. | |
7 | Проект "Геометрический город" | Коллективное конструирование города из объемных тел и фигур. Закрепление свойств и названий. Развитие проектного мышления. | Конструкторы (деревянные, Lego, магнитные), бумага для оформления, клей. | |
8 | Танграм: сборка по контуру без разделения | Усложнение работы с танграмом: сборка фигур по контуру, где не видно границ между элементами. | Головоломка "Танграм", карточки повышенной сложности (контурные рисунки животных, людей). | |
9 | Ноябрь | Многоуровневые закономерности (ААБ, АББ) | Анализ и продолжение рядов с двумя и тремя изменяющимися признаками (цвет И форма). | Цветные геометрические фишки, таблицы для выкладывания, карточки-схемы ("повтори узор"). |
10 | Алгоритмы: составь инструкцию | Понятие алгоритма. Составление устных пошаговых инструкций (как построить башню из кубиков, как нарисовать кота). | Серии сюжетных картинок "Порядок действий", предметы для создания инструкции (кубики, краски). | |
11 | Кодирование информации: цветовые шифры | Знакомство с понятием "код". "Прочтение" и самостоятельное создание простых шифровок с помощью цветовых или символьных обозначений. | Карточки-шифры ("красный круг = мяч"), "секретные письма", где слова заменены значками. | |
12 | Логическая операция "И" | Введение понятия конъюнкции. Задания на совмещение условий: "Найди предмет, который синий И квадратный". | Блоки Дьенеша, карточки с условиями, соединяемые союзом "И". | |
13 | Координатная сетка (игра "Морской бой") | Основы координации. Ориентировка по двум признакам (буква и цифра/цвет и фигура) для нахождения ячейки. | Игровые поля 3x3, 4x4, фишки, игра "Морской бой" в упрощенном варианте. | |
14 | Пространственные загадки и головоломки | Решение задач на переливание, перемещение предметов с учетом правил. Развитие стратегического мышления. | Наборы для опытов (мензурки, вода), головоломки типа "Ханойская башня" (упрощенная), "Змейка Рубика". | |
15 | Проект: "Создай свой лабиринт" | Самостоятельное проектирование и создание лабиринта из подручных материалов. | Кубики, конструктор, пластилин, бумажные трубочки. | |
16 | Логическая операция "ИЛИ" | Введение понятия дизъюнкции. Задания: "Найди все предметы, которые красные ИЛИ круглые". Сравнение с "И". | Блоки Дьенеша, карточки с условиями, Venn-диаграммы для наглядного сравнения "И" и "ИЛИ". | |
17 | Январь | Многомерная классификация | Классификация по 3-4 признакам одновременно с использованием кодовых карт. Самостоятельное создание системы классификации. | Блоки Дьенеша, сложные карточки-коды, таблицы для сортировки. |
18 | Комбинаторика: составляем варианты | Простейший перебор вариантов (например, сколько разных наборов можно составить из 2 рубашек и 3 штанов). | Реальные предметы одежды для кукол, карточки, дерево возможностей (наглядная схема). | |
19 | Причинно-следственные цепочки | Построение длинных цепочек взаимосвязанных событий (4-5 звеньев). Обсуждение обратных связей. | Набор картинок для составления сложных последовательностей, тема "Экосистема" (например, исчезновение насекомых -> ... -> голодные птицы). | |
20 | Структура и иерархия (дерево категорий) | Построение древовидной структуры (например, "транспорт" -> "наземный" -> "грузовой"). Развитие системного мышления. | Карточки с понятиями, магниты, доска для построения "дерева". | |
21 | Февраль | Тактические игры (Калах, простые нарды) | Знакомство с играми, требующими просчета ходов наперед. Развитие стратегического планирования. | Настольные игры "Калах" (Манкала), "Детские нарды", шашки. |
22 | Анализ информации: правда или ложь? | Формирование критического взгляда. Анализ утверждений на истинность/ложность. Упражнение "Найди ошибку художника". | Картинки с заведомо нелогичными элементами, карточки с верными и неверными утверждениями. | |
23 | Выдвижение гипотез | Умение задавать вопросы и выдвигать предположения. Игра "Угадай, что в коробке?" по наводящим вопросам. | "Таинственная коробка" с предметом внутри, карточки с вопросами для тестирования гипотез. | |
24 | Логические задачи с недостающими данными | Решение задач, в условии которых не хватает информации. Формирование умения понять, чего не хватает для решения. | Текст задач с пропусками, картинки с неполными данными. | |
25 | Март | Сложный синтез: пазлы 8-12 элементов | Сборка пазлов без опоры на картинку-образец, только по логике соединения элементов. | Пазлы 8-12 элементов с постепенно усложняющимся сюжетом. |
26 | Головоломки со спичками (счетными палочками) | Решение задач на трансформацию фигур путем перемещения заданного количества элементов. | Набор счетных палочек, карточки с заданиями ("переложи 2 палочки, чтобы получилось 3 квадрата"). | |
27 | Алгоритмы с циклами | Введение понятия цикла (повтора) в алгоритм. Составление и выполнение алгоритмов, содержащих повторяющиеся действия. | Карточки-команды, в т.ч. карточка "Повтори 3 раза", робот-игрушка (или ребенок в роли робота). | |
28 | Продолжи узор | Учить видеть и продолжать более сложные закономерности (AABAAB). Развивать зрительное восприятие и аналитическое мышление. | Карточки с узорами из цветных кружков, фишек, наклейки для самостоятельного создания ряда. | |
29 | Апрель | Шашки для самых маленьких | Знакомство с игрой в шашки на маленьком поле. Обучение простым тактикам. | Шашки, доска на 6x6 клеток. |
30 | Вербальные логические задачи | Решение простых текстовых задач на исключение и сравнение ("Кто выше? Кто старше?"). Развитие слухового внимания и памяти. | Картинки-подсказки к задачам, текст задач. | |
31 | Задачи на взвешивание | Решение простейших задач на сравнение веса с помощью двухчашечных весов. Развитие комбинаторного мышления. | Игрушечные двухчашечные весы, набор гирек, различные по весу предметы. | |
32 | Проект: "Создай свою настольную игру" | Коллективная разработка простой настольной игры с полем, фишками и правилами. Защита проекта. | Большие листы бумаги, краски, фишки, кубик, материалы для творчества. | |
33 | Май | Анализ текста: находим несоответствия | Развитие критического слухового восприятия. Прослушивание текста с логическими ошибками и их обнаружение. | Короткие рассказы или сказки с внесенными ошибками, колокольчик для сигнала об ошибке. |
34 | Конструкторские задачи с ограничениями | Решение инженерных задач в условиях ограничений (построить максимально высокую башню из 10 деталей, мост между двумя столами). | Конструктор, измерительная лента, дополнительные материалы (веревочки, бумага). | |
35 | Логический аукцион | Командная игра на применение всех полученных знаний. "Покупка" лотов - заданий разной сложности и стоимости. | Карточки-задания разного уровня сложности, игровая валюта, аукционный молоток. | |
36 | Олимпиада по логике | Индивидуальное решение нестандартных задач за ограниченное время. Выявление уровня достижений. | Индивидуальные бланки с заданиями, таймер. | |
37 | Июнь | Основы теории вероятностей (на практике) | Понятия "всегда", "иногда", "никогда". Эксперименты с подбрасыванием монетки, вытягиванием фигур из мешочка. | Монета, мешочек с разноцветными фишками, таблица для записи результатов. |
38 | Исследование: логика в природе | Наблюдение за природными закономерностями (симметрия в листьях, последовательность в паутине). Фиксация наблюдений. | Лупы, блокноты юного исследователя, карандаши, природные материалы. | |
39 | Турнир по настольным играм | Закрепление пройденного материала в соревновательной, игровой форме. Воспитание духа здорового соперничества. | Все игры, с которыми познакомились в течение месяца. | |
40 | Танграм: придумай сам | Развивать воображение и творческое мышление. Учить самостоятельно придумывать и складывать простые фигуры. | Танграм, чистые листы бумаги для зарисовывания получившихся фигур. | |
41 | Июль | Квест "Сокровища пирата" | Командное прохождение квеста, где каждое задание - логическая головоломка из пройденного материала. | Карта, "старинные" свитки с заданиями, реквизит, ключи-подсказки. |
42 | Логические задачи в стихах | Учить воспринимать условие задачи на слух, выделять главное, находить решение. | Красочные иллюстрации к задачам, текст задач (С. Маршак, К. Чуковский). | |
43 | Логический квест "В поисках клада" | Обобщение и применение полученных знаний в нестандартной ситуации. Развитие командного духа. | Карта с маршрутом, конверты с заданиями (лабиринт, найди лишнее, загадка), "клад" (наклейки, медали). | |
44 | Выпускной в стране Логики | Закрепление пройденного материала в игровой форме. Создание ситуации успеха, вручение дипломов "Юный логик". | Дипломы, воздушные шары, станции с любимыми заданиями детей. |
Диагностические задания
Задание 1: «Найди пару» (Анализ и синтез)
Материал: 8 карточек (мяч – ракетка, чашка – чайник, кисть – краски, шляпа – голова).
Инструкция: «Посмотри, у меня есть картинки, которые потеряли свою пару. Помоги им найти друг друга и объясни, почему они подходят вместе».
Оценка:
- 3 балла: Ребенок без труда находит все пары и дает развернутое объяснение (функциональная связь).
- 2 балла: Ребенок находит все пары, но объясняет с помощью воспитателя или односложно («чтобы играть»).
- 1 балл: Ребенок ошибается, не находит пары, объяснение отсутствует или неверное.
Задание 2: «Четвертый лишний» (Классификация, обобщение)
Материал: 4 карточки, где 3 предмета относятся к одной группе, а 4-й – лишний (напр., яблоко, груша, банан, мяч).
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки. Какая из них здесь лишняя? Почему?»
Оценка:
- 3 балла: Ребенок правильно определяет лишний предмет и верно называет обобщающее понятие для оставшихся («фрукты»).
- 2 балла: Ребенок правильно определяет лишний предмет, но обобщающее понятие называет с ошибкой или только перечисляет («это кушать, а это нет»).
- 1 балл: Ребенок не справляется с заданием, выбор случаен.
Задание 3: «Последовательность» (Сериация, установление закономерностей)
Материал: Цветные фишки (напр., ряд: красный, синий, красный, синий, красный, ...).
Инструкция: «Посмотри, какого цвета фишки должны быть дальше? Продолжи этот ряд».
Оценка:
- 3 балла: Ребенок без ошибок продолжает ряд из 3-4 элементов, понимает принцип (АБАБ).
- 2 балла: Ребенок понимает принцип, но допускает 1 ошибку, которую сам исправляет.
- 1 балл: Ребенок не видит закономерность, действует методом случайного перебора.
Задание 4: «Схематический рисунок» (Пространственное мышление, алгоритм)
Материал: Лист в клетку, простой схематичный рисунок (например, домик из квадрата и треугольника), образец.
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок. Попробуй нарисовать такой же у себя на листочке, внимательно считая клеточки».
Оценка:
- 3 балла: Рисунок точно соответствует образцу по расположению и размеру.
- 2 балла: Рисунок соответствует образцу, но есть незначительные ошибки в размере или симметрии.
- 1 балл: Ребенок не понимает задания, рисует произвольно, не ориентируясь на клетки.
Задание 5: «Загадка» (Установление причинно-следственных связей)
Инструкция: Загадывается загадка, требующая логического вывода (напр., «Зимой и летом одним цветом» (Ель)).
Оценка:
- 3 балла: Ребенок самостоятельно отгадывает загадку и может объяснить ход мысли.
- 2 балла: Ребенок отгадывает с небольшой подсказкой (наводящий вопрос).
- 1 балл: Ребенок не отгадывает загадку даже с помощью.
Сводная таблица для фиксации результатов
ФИ ребенка: _________________________
Группа: _____
Дата проведения: «_» __________ 20 г. (входная/итоговая)
№ п/п | Критерий (логическая операция) | Задание | Оценка (1-3 балла) | Примечания |
1 | Анализ и синтез | «Найди пару» | ||
2 | Классификация и обобщение | «Четвертый лишний» | ||
3 | Сериация (закономерности) | «Последовательность» | ||
4 | Пространственное мышление и алгоритм | «Схематический рисунок» | ||
5 | Причинно-следственные связи | «Загадка» | ||
Итоговый показатель | Сумма: |
Уровни развития логического мышления (по сумме баллов):
- Высокий уровень (13-15 баллов): Ребенок самостоятельно выполняет все задания, верно делает логические выводы, аргументирует свой ответ.
- Средний уровень (8-12 баллов): Ребенок понимает инструкцию, выполняет большинство заданий, но иногда нуждается в помощи взрослого для объяснения или исправления ошибки.
- Ниже среднего (5-7 баллов): Ребенок испытывает значительные трудности при выполнении логических заданий, действует методом проб и ошибок, часто нуждается в помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
Полезная информация для педагогов...

Рабочая учебная программа развития логического мышления у детей 6 – 7 лет на основе занимательной математики «Логика»
Пояснительная запискаВы хотите научить своего ребёнка нестандартно мыслить, развить у него упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения? Участие в кружке даёт детям не только опр...
Рабочая программа "Занимательная логика"
Рабочая программа кружка по развитию логического мышления...

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ЛОГИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ.
Рабочая программа для работы с детьми 2-4 лет. Программа имеет практическую направленность для использования педагогами в организации совместной деятельности с детьми для активизации и зак...

Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»
Данная программа формирует математическое мышление детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....

Использование рабочих тетрадей как эффективного средства освоения логико-математического содержания детьми дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как науч...


