УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ЛОГИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ.
рабочая программа по математике (младшая группа) на тему

Буканова Светлана Вениаминовна

 Рабочая программа  для работы с детьми 2-4 лет. Программа имеет практическую направленность для использования педагогами в организации совместной деятельности с детьми для активизации и закрепления сенсорного опыта детей. Программа также может применяться педагогами дополнительного образования. Содержит диагностические задания, приведено  планирование на месяц. Планирование можно варьировать, что позволяет также использовать Программу в работе с детьми старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logika.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

 УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ЛОГИКА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ.

Составитель:

Буканова Светлана Вениаминовна

Муниципальное Автономное Дошкольное

Образовательное Учреждение

«Детский сад № 104 общеразвивающего вида»

г.Сыктывкара.

(МАДОУ «Д/С № 104» г. Сыктывкара)

Воспитатель

Пояснительная записка.

   Программа представляет собой систему дидактических игр и игровых упражнений с геометрическими фигурами Дьенеша, направленных на развитие у детей четвёртого года жизни математических представлений в соответствии с их возрастными возможностями и основными принципами развивающего обучения во второй младшей группе и направлена на развитие познавательной активности ребёнка, совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

   Программа носит развивающий характер, предусматривает возможность  развития логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формирования навыков, необходимых  для решения логических задач. Использование геометрических фигур Дьенеша способствует развитию логического мышления ребёнка, формированию представлений о геометрических формах.

   Предлагаемые в Программе задания можно упрощать, используя меньшее количество признаков фигур и в соответствии с этим меньшее количество элементов набора. Это позволяет применять геометрические фигуры Дьенеша при работе с детьми разного возраста, в том числе и при индивидуальных занятиях.

   Программа построена на гуманистических принципах  личностно- ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребёнка, создание условий для развития его активности, инициативности,  творческого потенциала.

Данная рабочая программа составлена на основе: 

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

  1. Новикова В.П.   «Математика в детском саду» .- М.: « Мозаика- Синтез», 2008.
  2. Смирнова Е. Ю., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. « Первые шаги».- М.: « Мозаика- Синтез», 2007.
  3. Фидлер М. «Математика уже в детском саду»-М.: «Просвещение» 1981.

  Данная рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Организация обучения:

Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня по10-15 мин.

Всего  40 занятий.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год ( начальный - сентябрь; итоговый- май ).

Основная форма занятий подгрупповая (6-8 детей).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Формирование основ интеллектуальной культуры личности, приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Продолжать развивать восприятие, активно включая все органы чувств, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, толщиной;
  • Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, толщину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету, толщине;
  • Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету, толщине;
  • Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
  • Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям.
  • Развивать умение замещать признак или свойство предмета условным обозначением;
  • Развивать образные представления.

К концу года дети могут:

  • Группировать предметы по цвету, размеру, форме;
  • При поддержке взрослого составлять группы из однородных  предметов и выделять один предмет из группы;
  • Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
  • Определять количественное соотношение двух  групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше- меньше, столько же;
  • Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и  круглую форму;
  • Понимать смысл обозначений : вверху- внизу; впереди- сзади; слева- справа; на, над- под; верхняя- нижняя;
  • Уметь кодировать и расшифровывать свойства геометрических фигур Дьенеша.

Мониторинговое исследование уровня развития детей осуществляется с помощью следующих  методов: диагностические задания, наблюдения, беседа.

Введение.

  Взрослые стараются создать малышу 2-х - 3-х лет все условия для его успешного умственного развития. А фундамент этого развития и начало сенсорной культуры закладывается именно в этом возрасте. Ребенок познает окружающий мир, выявляет свойство предметов -цвет, форму, размер.

  Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с :

  • Формой;
  •  Цветом;
  •  Размером;
  •  Толщиной объектов;
  • Математическими представлениями и начальными знаниями по информатике (кодирование и расшифровка свойств геометрических фигур Дьенеша).

Развивают у детей

  • мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
  •  логическое мышление;
  •  творческие способности;
  •  познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

   Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия:

  • Разбиение;
  •  Выкладывание по определенным правилам;
  • Перестроение и др.

  Логические геометрические фигуры помогают в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрических фигур отношениям (соотношениям): включать множество в состав множества, разбивать множество на непересекающиеся подмножества. Они развивают логическое мышление, комбинаторику, аналитические способности, формируют навыки, которые необходимы для решения логических задач. Ребёнок учится выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти одно, или несколько свойств одновременно.

Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как:

  • алгоритмы,
  •  кодирование информации,
  • логические операции.

   Игры с блоками Дьенеша способствуют и  развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, так как опережают программные требования, предъявляемые к умениям дошкольников.

Диагностические задания

  1. Выделение качественных признаков предметов:
  1. с учётом одного качественного  признака
  • Выбери красный кувшинчик;
  • Выбери  кувшинчик с одной ручкой;
  • Выбери красную геометрическую фигуру.
  1. с учётом двух качественных признаков
  • Выбери зелёный кувшинчик со звёздочками;
  • Выбери зелёный кувшинчик с одной ручкой;
  • Выбери большой круг.
  1. с учётом трёх качественных признаков:
  • Выбери жёлтый кувшинчик в полоску с двумя ручками;
  • Выбери зелёный кувшинчик в цветочки с одной ручкой;
  • Выбери большой синий тонкий квадрат.
  1. Кодирование и расшифровка свойств геометрических фигур Дьенеша.
  • Посмотри на карточки со знаками рисуночного кода и найди такую же фигуру на столе.
  1. Образование множеств  предметов:
  1. С учётом несовместимых признаков (образование непересекающихся множеств):
  • Выбери маленькие и большие мячики. Размести их, окружив кольцами;
  • Выбери все  толстые и все тонкие геометрические фигуры и окружи их кольцами.
  1. С учётом независимых признаков:
  • Выбери все квадраты и все толстые геометрические фигуры. Используй кольца;
  • Выбери всех больших кукол и всех кукол в красных фартучках.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА

 « РАЗНОЦВЕТНАЯ ЛОГИКА» на январь .

МЕСЯЦ

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

НАЗВАНИЕ ИГР

МАТЕРИАЛ

ЯНВАРЬ

 Продолжать учить детей различать и называть геометрические фигуры( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и их цвет. Развивать интерес к занятиям с блоками. Воспитывать  интерес к занятиям с блоками.

Найди такую же фигуру.

(по цвету, по форме, по размеру).

П/ игра  « Цветные автомобили».

Блоки Дьенеша

Учить детей различать равенство и неравенство ( без счёта) по количеству входящих в группу предметов. Продолжать учить детей классифицировать предметы по признаку формы. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Развивать умение анализировать. Воспитывать интерес к  занятиям с блоками.

Построим цепочку из фигур.

Выкладываем цепочку из треугольников, кругов, квадратов, прямоугольников разного цвета и размера.

П/ игра  « Бабочки и цветы»

Карточки с изображением геометрических фигур: круг квадрат, треугольник, прямоугольник.

Цветочки по количеству детей.

Учить детей сравнивать количество предметов в двух группах, используя слова : столько…сколько; поровну, много, мало. Упражнять детей в умении различать и называть геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник, прямоугольник и их цвет. Развивать внимание, логическое мышление.

Разложи в коробки

Предлагаем детям разложить все фигуры красного, синего, жёлтого цветов.

П/ игра  « Воробушки и автомобиль».

Карточки разного цвета: жёлтая, синяя, красная.

Обручи по количеству детей или больше на один.

Учить детей сравнивать количество предметов в двух группах, используя слова : столько…сколько; поровну, много, мало. Упражнять детей в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Развивать внимание, логическое мышление.

Поделим фигуры между гостями.

Детям предлагается разделить фигуры таким образом, чтобы у каждого «гостя» были только фигуры одинаковой  формы.

П/ игра  « Птички»

Матрёшка, кукла, медвежонок; карточки с изображением геометрических фигур: круг квадрат, треугольник, прямоугольник.

Обручи по количеству детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С.

Рабочая программа  по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С....

Образовательная программа кружка дополнительного образования «Разноцветные палочки» для детей младшей группы (3-4 лет)

Формирование познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий (палочки Кюизенера)...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Обучение живописи» для детей 5-6 лет

Данная программа направлена на  формирование художественного мышления и нравственных черт личности через различные способы рисования, развитие художественных способностей путём экспериментировани...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный натуралист" для детей старшей группы

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный натуралист" для детей старшей группыОтчёт по программе дополнительного образования "Юный натуралист" для детей старшей г...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Азбука безопасности" для детей подготовительной группы

Рабочая программа по дополнительному образованию "Азбука безопасности" для детей подготовительной группы...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный натуралист" для детей старшей группы

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный натуралист" для детей старшей группыАннотация к программе...