Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный натуралист" для детей старшей группы
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Рабочая программа по дополнительному образованию "Юный натуралист" для детей старшей группы
Аннотация к программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.41 КБ |
![]() | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда»
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» Протокол №____от « »___2021г | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» В.А.Кузнецова Приказ №_____от « » ___ 2021г |
Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист»
Автор:
Воспитатель группы «Солнышко»
Вознова Елена Сергеевна
Смоленск 2021
«Любовь к природе, впрочем,
Как и всякая человеческая любовь
Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов-Никитов.
I. Пояснительная записка
Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Общество должно соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.
В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г.). Разработан проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
Реализация экологического образования в МБДОУ как приоритетного обусловлена рядом причин:
- природное окружение детского сада: особенности сельской местности и, в первую очередь, предметная развивающая среда ДОУ, способствуют более полному раскрытию содержания экологического образования;
- эмоциональность дошкольников, их особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического образования в ДОУ.
Цель: формирование экологической культуры дошкольников, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса к миру природы;
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Условия организации образовательного процесса
- Программа рассчитана для детей старшей группы.
- Возраст детей 5-6лет.
- Для систематичности организации учебно-воспитательного процесса в группах разработан перспективный план работы по экологическому образованию, который предусматривает планирование НОД (1 раз в неделю ),.
Продолжительность НОД для групп составляет:
- в старшей – 25 мин.;
Организация образовательного процесса предусматривает:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);
- экскурсии;
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;
- развлечения;
- проектирование решения проблемы;
- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
Совместная деятельность воспитателя и детей
- Экологические досуги и праздники
- Создание книг самоделок
- Различные виды ИЗО деятельности на экологическую тему
- Труд в уголке природы и на участке
- Опыты, исследовательская деятельность
- Сбор коллекций семян, камней, листьев и пр.
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
- Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
- Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы
- Игры
- Целевые прогулки
- Наблюдение в уголке природы
- Диагностика экологического воспитания детей
Самостоятельная деятельность детей
- Работа с литературой
- Уход за растениями в уголке природы
- Исследование
- Разные виды игр
- Самостоятельные наблюдения
Деятельность родителей
- Создание дома развивающей среды
- Равноправный партнер в образовательном процессе
- Совместно с ребенком выполняет домашние задания формированию экологической культуры детей дошкольного возраста
Предполагаемый результат образования воспитанников
- Результатом экологического образования является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании сведений о природе.
- В результате освоения программы у ребенка формируются следующие отношения:
Перспективный план работы кружка
тема | Задачи | Содержание | |
Сентябрь 1 неделя | «Осенние цветы» | Учить рисовать цветы на клумбе; закреплять основные приемы рисования кистью и акварелью. Развивать эстетический вкус. | Рисование по теме. |
2 неделя | «Что нам осень подарила» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа«Что растет на грядке?» |
3неделя | «Дары осени» | Закреплять основные приемы работы с пластилином. Учить работать на положительный результат. | Лепка с использованием природного материала по теме. |
Октябрь 1неделя. | «Осень в белые туманы» | Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. | Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. |
2 неделя | «Осенняя корзина» | Закреплять умение пользоваться ножницами, вырезать из больших форм малые; Учить аккуратно пользоваться клеем. Учить работать коллективно. | Коллективная аппликация. |
3 неделя | «То березка, то рябинка» | Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе. | Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение |
4 неделя | «Доброе, хорошее солнышко» | Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля | Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки», |
Ноябрь 1 неделя | «Осеннее дерево» | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | Рассматривание иллюстраций, наблюдения, чтение стихотворений, подв. игра «Листья на дереве» |
2 неделя | «Красивое дерево» | Закреплять приемы рисования красками осенних деревьев, учить пользоваться палитрой. Развивать эстетический вкус. | Рисование по теме. |
3 неделя | «Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа, использование худ-ного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови» |
4 неделя | «зимующие птицы» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет?» Природные приметы Массаж пальцев «Грачи» Птичьи заклички Речевая игра «Кто же это?» (конспект) |
Декабрь 1 неделя | «Дикие звери зимой» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа. |
2 неделя | «Зверюшки» | Учить вырезать фигуры овальной и круглой формы, аккуратно пользоваться клеем. | Аппликация по теме. |
3 неделя | «Снежинка» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация. |
4 неделя | «Снежинки для украшения группы» | Учить складывать салфетку несколько раз и вырезать по нарисованному изображению. Создать радостное настроение. | Работа с бумагой и ножницами. |
Январь 1 неделя | «Защитите ель и сосну» | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию» |
2 неделя | «Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность. |
Февраль 1 неделя | «Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | Проведение опытов, подвижные игры «Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова. |
2 неделя | «Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают». |
3 неделя | «Птичка-невеличка» | Закреплять приемы лепки птички. Воспитываем аккуратность, доброту, фантазию. | Лепка по теме. |
4 неделя | «Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | Беседа с элементами труда. |
Март 1 неделя | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Чтение стих-ния “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение. |
2 неделя | «Наши четвероногие друзья – собака» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. Закреплять приемы лепки. | Чтение стихотворений, лепка по теме. |
3 неделя | «Забота о здоровье» | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище. | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
4 неделя | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов. |
Апрель 1 неделя | «Появились из-под снега первые цветы» | Закреплять умение вырезать из цв. бумаги заготовки для аппликации и аккуратно наклеивать их. | Аппликация по теме. |
2 неделя | «Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. | Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность(рисование карандашами, фломастерами),пальчиковая гимнастика «Божьи коровки». |
3 неделя | «Русская березка» | Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. | Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность |
4 неделя | «Люблю березку русскую…» | Развивать чувство прекрасного, патриотические чувства. Закреплять приемы барельефной лепки. | Барельефная лепка по теме. |
Май 1 неделя | «Весенний пейзаж» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года». |
2 неделя. | «Кто живёт в пруду?» | Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде. Закреплять приемы коллективной аппликации. | Беседа, чтение стихотворений, рассматриваиние иллюстраций, коллективная аппликация по теме. |
3 неделя | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение, конспект. |
4 неделя | «Лето на пороге» | Расширять кругозор детей. Закрепить знания о летних изменениях в природе. Воспитывать любовь к родному краю. Развивать интерес к живой природе, воспитывать эмоциональную отзывчивость. | Чтение загадок, подв. игра, беседа. Наблюдение. Рассматривание иллюстраций. |
Предварительный просмотр:
Согласовано Старший воспитатель
И.И.Томчук
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе дополнительного образования
«Юный натуралист» для детей 5-6 лет
на 2021-2022 учебный год
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
Полное название программы | «Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 5-6 лет на 2021-2022 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска» |
Уровень программы (базовый/углубленный) (бюджет/внебюджет) | Базовый, бюджет |
ФИО разработчика (автора) программы | Вознова Елена Сергеевна |
Объединение, в котором реализуется программа | «Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска» на 2021-2022 учебный год |
Направленность программы | Естественно-научная (авторская) |
Год разработки программы | 2021 |
Срок реализации программы | 1 год |
Цель программы | формирование экологической культуры дошкольников, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. |
Задачи программы | Развитие познавательного интереса к миру природы; Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы; Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, многообразие значений природы, ценность общения с природой); Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. |
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность | Новизна данной программы дополнительного образования:
Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Общество должно соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Реализация экологического образования в МБДОУ как приоритетного обусловлена рядом причин: - природное окружение детского сада: особенности сельской местности и, в первую очередь, предметная развивающая среда ДОУ, способствуют более полному раскрытию содержания экологического образования; - эмоциональность дошкольников, их особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического образования в ДОУ. |
Возраст детей | 5-6 лет |
Организация учебного процесса | Программа рассчитана для детей старшей группы (6 5-6 лет). Форма детского образовательного объединения: кружок. Форма обучения – очная. Срок освоения программы – 1 год, сентябрь – май. Продолжительность НОД для групп составляет – 25 мин.; Программа кружка предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы на 2021-2022 учебный год | |||||
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||||
Количество образовательных ситуаций | Всего часов | |||||
1. | Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека. | 4 ч. | 4ч. | |||
2. | Многообразие растений и их связь со средой обитания. | 4 ч. | 4ч. | |||
3. | Многообразие животных и их связь со средой обитания. | 11 ч. | 11ч. | |||
4. | Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания. | 5 ч. | 5ч. | |||
5. | Жизнь растений и животных в сообществе. | 4 ч. | 4ч. | |||
6. | Взаимодействие человека с природой. | 5 ч. | 5ч. | |||
7. | Мониторинг | 2 ч. | 2ч. | |||
Всего: | 36 ч. | 36ч. | ||||
Ожидаемые результаты реализации программы | Показателями высокой эколого-краеведческой культуры детей следует считать:
При успешном усвоении программы:
К концу учебного года ребенок должен: иметь представления о живой и неживой природе; знать о сезонных изменениях в природе; иметь представление о животном и растительном мире; иметь представление о росте и развитии живых существ; иметь представления о потребностях конкретных растений, животных и людей в условиях среды обитания и ее основных факторах (климатическая зона); иметь представление о роли человека в природе, о правилах поведения в ней; уметь отражать свои впечатления в рисовании, лепке и аппликации; делиться впечатлениями об окружающем мире (телепередачи, экскурсии, путешествия). | |||||
Формы подведения итогов программы | Открытая образовательная деятельность, развлечение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Рабочая программа по физическому развитию для детей старшей группы(от 5 до 6 лет)
В данной разработке представлены цели и задачи по реализации программы, принрципы и подходы к формированию программы. Формы работы с детьми и родителями. Перспективное планирование. Также представлены...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-748990-1454933397.jpg)
Конкурс. Рабочая программа по дополнительному образованию Мультстудия "Родничок", старшая группа.
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей и творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов патриотического содержания ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/29/picture-698557-1446124548.jpg)
Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей старшей группы
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ис...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/03/picture-1077597-1541251553.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Цветоводство» старшая группа
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Цветоводство» старшая группа ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/02/picture-1121249-1554197613.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию "Оригами" в младшей группе общеразвивающей направленности
Оригами- это быстрый и бюджетный способ занять ребенка в свободное время.С помощью оригами вы можете создавать разнообразные поделки.Оригами очень полезно для детей....
Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)
Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)Анализ работы с программой доп.образования "В...
Рабочая программа по физической культуре для детей старшей группы
Рабочая программаОбразовательная область «Физическое развитие»Раздел «Физическая культура»(по реализации основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад &laqu...