Рабочая программа по дополнительному образованию «Радуга красок». Подготовительная группа
рабочая программа (подготовительная группа)

Гонтова Маргарита Энгельсовна

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как синтез, анализ, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). Главное программы «Радуга красок» - желание побывать в красочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Занятия проводятся под девизом: «Я чувствую. Я представляю. Я воображаю. Я творю».

Актуальность программы «Радуга красок» заключается в том, что в процессе её реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raduga_krasok.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 11 «Берёзка»

общеразвивающего вида

с приоритетным художественно-эстетическим направлением

Рабочая программа

по дополнительному образованию

«Радуга красок»

Подготовительная группа

        

Составитель:

Гонтова М. Э.

воспитатель  

                           

г. Гусиноозёрск

2015 г.

Структура

1. Нормативно-правовая база

2. Пояснительная записка

3. Учебно-методическое планирование

4. Календарно-тематическое планирование

5. Заключение

6. Список литературы


2. Пояснительная записка

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. Творческое начало – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников и позволяет ему, отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. Не традиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как синтез, анализ, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). Главное программы «Радуга красок» - желание побывать в красочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Занятия проводятся под девизом: «Я чувствую. Я представляю. Я воображаю. Я творю».

Актуальность программы «Радуга красок» заключается в том, что в процессе её реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста ещё не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, мечты, желания, предчувствия, страхи, познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что- то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Данная программа способствует развитию у детей творческих способностей таких, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная  техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Радуга красок».

Цель:

Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Развивающие:

Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;

Развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение, проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового;

Формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ;

Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию,  чувство композиции и колорита.

Образовательные:

Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Отличительные особенности программы заключаются в том, наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной образовательной программы дошкольного образования мною разработана программа  «Радуга красок» на 2015-2016 учебный год. В программе Н. Е. Вераксы большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной.

В ходе реализации программы «Радуга красок» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • Пальчиковая живопись (краска наносится пальчиком, ладошкой);
  • Монотипия;
  • Рисование свечой;
  • Рисование по мокрой бумаге;
  • Рисование путём разбрызгивания краски;
  • Оттиски штампов различных видов;
  • Точечный рисунок;
  • Рисование мыльными пузырями;
  • Граттаж;
  • Кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • Рисование жёсткой кистью (тычок).

Формы проведения:

  1. Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.
  2. Выставки.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию

  1.  Создание игровой ситуации.

Периодичность занятий – в пятницу один раз в неделю во вторую половину дня.

Длительность занятий: 25-30 мин. Занятия начинаются в сентябре и заканчиваются в мае. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Ожидаемый результат:

  • Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • Самостоятельно применять композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
  •  Выражать своё отношение к окружающему миру через рисунок;
  • Давать мотивационную оценку результатам своей деятельности;
  • Проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

В программе «Радуга красок» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, которы1й позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используется адаптированная методика Волегова Н. Р. (методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).

Предполагаемый результат:

Дети: развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично отображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных объектов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе;  используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познавательное развитие: игры по художественному творчеству, игры – моделирование композиций.

Речевое развитие: стихи и рассказы о природе.

Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций; воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы высказывать свою точку зрения, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений.

Физическое развитие: физкультминутки.

Методы работы:

  1. Индивидуальный;
  2. Групповой:
  3. Наглядный.

Формы работы:

  1. Игры;
  2. Беседы, работа с наглядным материалом,
  3. Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
  4. Чтение и заучивание художественной литературы.
  5. Рассматривание репродукций картин.
  1.  Учебно-методический план.

Программа «Радуга красок» - это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.

Учебный план.

№ п/п

Метод нетрадиционного рисования

Количество часов

Рисование восковыми мелками

1

Метод тычок жесткой полусухой кистью

4

Монотипия

2

Отпечатки листьев

1

Рисование пальчиками

1

Рисование ладошками

2

Точечный рисунок

1

Кляксография

4

Пластилинография

1

Черно-белый граттаж

1

Рисование манкой

1

Рисование по мокрой бумаге

2

Набрызг

2

Рисование по мятой бумаге

1

Оттиск смятой бумаги

1

Тампонирование

1

Рисование мыльными пузырями

1

Скатывание бумаги

1

Рисование по замыслу

  1. Нормативно-правовая база
  1.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  2.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
  3.  Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
  4.  Общеразвивающая программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014
  5. «Конвенция о правах ребёнка». Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.
  6.  ООП ДОО;
  7.  Устав ДОО.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс. Рабочая программа по дополнительному образованию Мультстудия "Родничок", старшая группа.

Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей и творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов патриотического содержания ....

Перспективное планирование по программе дополнительного образования "Радуга красок" в подготовительной к школе группе

Занятия по программе "Радуга красок" направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу  индивидуальных особенностей развитие творческих способност...

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Цветоводство» старшая группа

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок  «Цветоводство» старшая группа                          ...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Оригами" в младшей группе общеразвивающей направленности

Оригами- это быстрый и бюджетный способ занять ребенка в свободное время.С помощью оригами вы можете создавать разнообразные поделки.Оригами очень полезно для детей....

Программа по дополнительному образованию "Радуга красок"

Праграмма по дополнительному образованию "Радуга красок" по нетрадиционной техники рисования....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Радуга красок" (нетрадиционные тхники рисования)

Рабочая программа по дополнительному образованию "Радуга красок" (нетрадиционные техники рисования"Программа «Радуга красок» рассчитана на 4 года. Для успешного освоения про...

Рабочая программа по дополнительному образованиюпо мнемотехнике в подготовительной группе

Рабочая программа по дополнительному образованию, по мнемотехнике, в подготовительной группе.Эта программа может быть использована педагогами допонительного образования в детском саду....